СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "Игра для эрудитов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра для увлеченных химией

 

 

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "Игра для эрудитов"»




м
етодическая разработка

на тему:



Игра для увлеченных химией




















ЦЕЛИ:

1. Закрепить знания по разделу "Общая химия".

2. Показать роль русских и зарубежных ученых в развитии химии.

3. Показать связь изученного материала с практикой.

4. Развитие интереса к изучаемому предмету.


ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

Стенд "химия и жизнь".

Портреты ученых химиков.

Плакат "Практике наука путь открывает, практика науке пищу дает!"


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Таблицы растворимости, ПСХЭ.


ТСО:

Мультимедийный проектор (слайды)
















Эту игру для эрудитов можно проводить каждую неделю. В ней участвуют три человека. Правила те же, что и в телевизион­ной игре. Конечно, в условиях учебного заведения трудно обеспечить подобное техническое оснащение и достойное материальное поощрение. Но и эти проблемы можно попытаться решить по-разному. Можно, например, заранее изготовить два стенда (красный — для красного раунда и синий — для синего раун­да) с названиями секторов и количеством баллов. Игроки по­лучают таблички, которыми они оповещают о готовности к от­вету. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком.


КРАСНЫЙ РАУНД

Химические элементы

Галогены

Металлы

Оксиды

Ученые

Реакции

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5


Сектор «Химические элементы»

1. Этот химический элемент выделен в 1751 г. шведским ученым А. Кронштедтом в металлическом состоянии из ни­келевого колчедана. (Ответ. Никель.)

2. Данный химический элемент выделен в виде оксида из минерала стронцианита. В металлическом состоянии в 1808 г. получен Г. Дэви. (Ответ. Стронций.)

3. Этот химический элемент предсказан Д. И. Менделеевым под названием «экабор». В свободном виде получен в 1936 г. В. Фишером. (Ответ. Скандий.)

4. Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся еще в 3-м тысячелетии до н. э.

(О т в е т. Олово.)

5. Сплав этого металла с медью (латунь) известен с древ­них времен. В чистом виде, по-видимому, впервые был полу­чен в XII в. (Ответ. Цинк.)

Сектор «Галогены»

1. Что в переводе с греческого означает слово «галогены»? (Ответ. Солероды.)

2. При обычных условиях этот галоген представляет собой газ желто-зеленого цвета. (Ответ. Хлор.)

3. Этот галоген при обычных условиях — темно-фиолето­вое, почти черное кристаллическое вещество. (Ответ. Йод.)

4. При обычных условиях это газ светло-зеленого цвета. (Ответ. Фтор.)

5. При обычных условиях этот галоген представляет собой жидкость красно-бурого цвета. (Ответ. Бром.)

Сектор «Металлы»

1. Этот щелочной металл по распространенности в земной коре занимает шестое место. Температурный интервал жидко­го состояния металла достаточно велик, поэтому его использу­ют в ядерной энергетике как теплоноситель. (Ответ. Натрий.)

2. Название этого металла произошло от латинского сло­ва, обозначающего утреннюю звезду. В природе он встречает­ся в виде самородков. Это благородный металл желтого цвета, обладает высокой ковкостью. (Ответ. Золото.)

3. На некоторых древних языках этот металл именуется «небесным камнем». (Ответ. Железо.)

4. В 1854 г. стоимость 1 кг этого металл составляла 1200 руб., т. е. он был в 270 раз дороже серебра, а в 1899 г. — 1 руб. (Ответ. Алюминий.)

5. Он примечателен как всесторонне «нечетный» металл: атомный номер 19, атомная масса 39, во внешнем электронном слое один электрон. (Ответ. Калий.)

Сектор «Оксиды»

1. Летучая жидкость, которая «дымит» на воздухе. «Дым или, точнее, туман, — это мельчайшие капельки серной ки­слоты, образующейся при соединении паров этого оксида

с присутствующим в воздухе водяным паром. (Ответ. Оксид серы(VI).)

2. Твердое, очень тугоплавкое вещество. В природе встре­чается в виде включений в гранит и другие породы. Такие включения выглядят как кусочки сплавленного стекла. Осво­бождаясь при выветривании породы, они скапливаются в рус­лах рек в виде белого песка. (Ответ. Оксид кремния(IV).)

3. Тугоплавкое вещество, при смешивании с водой оно со­единяется с ней с выделением такого большого количества теплоты, что вода закипает. Куски этого оксида, впитывая воду, разбухают и рассыпаются, превращаясь в тонкий рыхлый по­рошок. (Ответ. Оксид кальция.)

4. Бесцветный газ с характерным резким запахом. Обесцве­чивает многие органические краски, образуя с ними бесцвет­ные соединения. Так, окраска красной розы, опущенной в этот газ, пропадает, и она становится белой. Этот газ убивает мик­роорганизмы. Применяется для беления соломы, шелка, шер­сти. (Ответ. Оксид серы(IV).)

5. Соединение черного цвета, применяется в стекольной промышленности, а также как окислитель в анализе ор­ганических соединений. (Ответ. Оксид меди(И).)

Сектор «Ученые»

1. Этот гениальный химик XIX в. родился в Тобольске. В его биографии есть примечательный факт: в 1887 г. он поднялся на аэростате выше облаков наблюдать солнечное затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди подумали, что это снизошел на землю Всевышний. (Ответ. Менделеев.)

2. Итальянский ученый. В 1811 г. открыл закон о газах, позже названный его именем. (Ответ. Авогадро.)

3. Выдающийся английский физик и химик, основополож­ник атомных представлений в химии. Впервые ввел понятие «атомный вес» и составил таблицу относительных атомных и молекулярных масс, приняв атомную массу водорода за еди­ницу; ввел в химию символы химических элементов и форму­лы соединений. (Ответ. Дальтон.)

4. Выдающийся французский химик, родившийся в Пари­же. Доказал сложность состава воздуха и воды. Правильно

объяснил процессы горения, обжига металлов и дыхания уча­стием в них кислорода. (Ответ. Лавуазье.)

5. Английский физик и химик, родился в Лондоне. Первым начал исследования каталитических реакций. Обнаружил хи­мическое действие электрического тока. Установил количест­венные законы электролиза. (Ответ. Фарадей.)

Сектор «Реакции»

1. Реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное ве­щество. (Ответ. Реакция соединения.)

2. Вещества, замедляющие химическую реакцию. (Ответ. Ингибиторы.)

3. Реакция, в результате которой из одного сложного веще­ства получаются несколько простых или сложных веществ. (Ответ. Реакция разложения.)

4. Реакция, в результате которой происходит ряд последо­вательных превращений. (Ответ. Цепная реакция.)

5. Реакция, протекающая между простым и сложным ве­ществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. (Ответ. Ре­акция замещения.)

СИНИЙ РАУНД

Открытия

Газы

Кислоты

Соли

Неметаллы

Строение вещества

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

6

6

6

6

6

6

8

8

8

8

8

8

10

10

10

10

10

10


Сектор «Открытия»

1. Первенство открытия этого химического элемента при­надлежит китайскому ученому VIII в. Маохао, который за 1000 лет до А. Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. (Ответ. Кислород.)

2. Этот химический элемент был обнаружен немецким уче­ным Парацельсом в XVI в., когда он погружал железо в сер­ную кислоту. (Ответ. Водород.)

3. Этот английский физик в 1911 г. своим знаменитым опы­том рассеивания а-частиц доказал существование положительно заряженного ядра в атомах элементов. (Ответ. Резерфорд.)

4. Впервые этот химический элемент был открыт англий­ским ученым Д. Резерфордом в 1772 г. Его свойства исследо­вали ученые К. Шееле, Г. Кавендиш, Дж. Пристли, А. Лавуазье. (Ответ. Азот.)

5. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, гамбургский алхимик X. Бранд в 1669 г. при перегонке сухого остатка от выпаривания мочи впервые получил аллотропное видоиз­менение одного из химических элементов. Поначалу алхимик думал, что это искомый «философский камень», ибо получен­ное вещество в темноте испускало голубоватый свет. (Ответ. Белый фосфор.)

Сектор «Газы»

1. Бесцветный газ с характерным запахом тухлых яиц, тя­желее воздуха, малорастворим в воде, его водный раствор на свету мутнеет вследствие выделения серы. В смеси с воздухом взрывоопасен, ядовит. (Ответ. Сероводород.)

2. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаж­дении превращается в твердую массу, похожую на снег. При­меняется в пищевой промышленности при производстве са­хара, пива, газированной воды, в химической промыш­ленности — для получения соды, мочевины и др. (О т в е т. Оксид углерода(IV).)

3. Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисле­ния углерода, плохо растворим в воде, ядовит. Имеет большое промышленное значение как горючее (генераторный све­тильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом — сырье для синтеза метилового спирта. (Ответ. Оксид углерода(II).)

4. Смесь водорода и кислорода в объемном отношении 2:1. При поджигании они соединяются почти мгновенно, проис­ходит сильный взрыв. (Ответ. Гремучий газ.)

5. Газ бурого цвета, ядовит, нарушает деятельность сердца и легких. (Ответ. Оксид азота(IV).)

Сектор «Кислоты»

1. Бесцветная жидкость с резким запахом, гигроскопична, кипит при 84 °С, хорошо растворима в воде. В концен­трированном виде (96-98%) имеет красно-бурый цвет из-за присутствия в ней оксида. Применяется в производстве удоб­рений, взрывчатых веществ, лекарств, красителей, пластмасс, искусственных волокон, как окислитель в реактивных двига­телях. (Ответ. Азотная кислота.)

2. Бесцветная маслянистая жидкость, очень гигроскопична, растворяется в воде с выделением большого количества теп­лоты вследствие образования гидратов. Эффективное обезво­живающее средство, применяется для сушки газов, обугливает углеводы, отнимая воду. Применяется в производстве кислот, щелочей, солей, хлора, минеральных удобрений, красок и др. (Ответ. Серная кислота.)

3. Смесь концентрированных азотной и соляной кислот в объемном отношении 1:3, сильный окислитель: растворяет золото, платину и некоторые другие металлы, не растворимые в обычных кислотах. (Ответ. «Царская водка».)

4. Слабая нерастворимая в воде кислота, в воде образует коллоидный раствор. Гели этой кислоты используют как адсор­бенты и отбеливатели. Ее соли широко распространены в при­роде. (Ответ. Кремниевая кислота.)

5. Бесцветная жидкость с запахом горького миндаля, легко испаряется и разлагается, пары ее легче воздуха. Содержится в косточках вишни, сливы. Очень слабая одноосновная кисло­та. Сама кислота и ее соли — сильнейшие яды. Применяется для борьбы с насекомыми-паразитами, грызунами и вре­дителями садовых культур. (Ответ. Синильная кислота.)

Сектор «Соли»

1. Эта соль применяется в производстве соды, едкого на­тра, хлора, сульфата натрия, а в быту — как консервирующее средство. (Ответ. Хлорид натрия.)

2. Эту соль калия применяют в стекольном и мыловарен­ном производствах, а также в сельском хозяйстве как калий­ное удобрение. (Ответ. Карбонат калия.)

3. Эта соль образует синие кристаллы, используется при получении минеральных красок, для пропитки древесины, борьбы с вредителями и болезнями растений. (Ответ. Суль­фат меди (И).)

4. Соль кальция, применяется как наполнитель для бумаги, резины, линолеума, а ее природные залежи — как строитель­ный материал. (Ответ. Карбонат кальция.)

5. Эту соль бария используют в стекольной промышленности, для изготовления эмалей, глазурей. (Ответ. Карбонат бария.)

Сектор «Неметаллы»

1. Этот неметалл издавна употребляли для отбеливания тка­ней, изготовления лекарственных препаратов, чернения ору­жия и приготовления черного пороха. (Ответ. Сера.)

2. Второй элемент после кислорода по распространенно­сти в земной коре. В свободном виде не встречается. Его со­единения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапли­вать. (Ответ. Кремний.)

3. В природе этот элемент может находиться в виде про­стого вещества. Он составляет 75,5% воздуха по массе, содер­жится во многих органических веществах, в том числе и в белках. (Ответ. Азот.)

4. Впервые этот неметалл выделил Кавендиш. В переводе с греческого его название означает «недеятельный, неработаю­щий». (Ответ. Аргон.)

5. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии (за­полненные им стеклянные трубки дают ярко-красное свече­ние). В переводе с греческого его название означает «новый». (Ответ. Неон.)

Сектор «Строение вещества»

1. Электроны, которые при движении образуют облако гантелеобразной формы. (Ответ, р-Электроны.)

2. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ответ. Ионы.)

3. Вид химической связи, образованной атомами элемен­тов, электроотрицательность которых незначительно различа­ется. (Ответ. Ковалентная полярная.)

4. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу. (Ответ. Изотопы.)

5. Свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны других атомов элементов, входящих в соединение. (Ответ. Электроотрицательность.)

По итогам двух раундов учащийся, набравший наименьшую сумму баллов, выбывает из игры. Оставшимся участникам предстоит предварительно заявить ставку и ответить на глав­ный вопрос игры.

?

Этот величайший русский ученый родился в 1711 г. в де­ревне Мишанинской, неподалеку от Холмогор, в семье черно­сошного крестьянина. Он рано научился читать и писать, а главное — думать, поэтому жадно тянулся к знаниям, на «до­бычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где посту­пил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. его в чис­ле лучших студентов отправили в Петербург в университет при Академии наук, а через полгода — в Германию. После обуче­ния в Гамбурге и Фрейберге в 1741 г. ученый прибыл в Петер­бург. В 1748 г. он был избран профессором химии (ака­демиком) Петербургской академии наук и стал активно доби­ваться создания химической лаборатории, которую открыли в том же году. Химию этот ученый считал своей «главной профессией». До него химия была искусством разлагать слож­ные тела на составные части, создавать из последних сложные тела. В своем труде «Элементы математической химии» он дал новое определение химии: «Химия — наука об изменениях в смешанном теле, поскольку оно смешанное». Он одним из первых ввел понятие «начала», соответствующее нынешнему понятию «химический элемент». Перу этого ученого принад­лежит труд «Слово о пользе химии». О каком великом рос­сийском ученом идет речь? (О т в е т. О М. В. Ломоносове.)