м
етодическая разработка
на тему:
Игра для увлеченных химией
ЦЕЛИ:
1. Закрепить знания по разделу "Общая химия".
2. Показать роль русских и зарубежных ученых в развитии химии.
3. Показать связь изученного материала с практикой.
4. Развитие интереса к изучаемому предмету.
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:
Стенд "химия и жизнь".
Портреты ученых химиков.
Плакат "Практике наука путь открывает, практика науке пищу дает!"
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Таблицы растворимости, ПСХЭ.
ТСО:
Мультимедийный проектор (слайды)
Эту игру для эрудитов можно проводить каждую неделю. В ней участвуют три человека. Правила те же, что и в телевизионной игре. Конечно, в условиях учебного заведения трудно обеспечить подобное техническое оснащение и достойное материальное поощрение. Но и эти проблемы можно попытаться решить по-разному. Можно, например, заранее изготовить два стенда (красный — для красного раунда и синий — для синего раунда) с названиями секторов и количеством баллов. Игроки получают таблички, которыми они оповещают о готовности к ответу. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком.
КРАСНЫЙ РАУНД
Химические элементы | Галогены | Металлы | Оксиды | Ученые | Реакции |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Сектор «Химические элементы»
1. Этот химический элемент выделен в 1751 г. шведским ученым А. Кронштедтом в металлическом состоянии из никелевого колчедана. (Ответ. Никель.)
2. Данный химический элемент выделен в виде оксида из минерала стронцианита. В металлическом состоянии в 1808 г. получен Г. Дэви. (Ответ. Стронций.)
3. Этот химический элемент предсказан Д. И. Менделеевым под названием «экабор». В свободном виде получен в 1936 г. В. Фишером. (Ответ. Скандий.)
4. Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся еще в 3-м тысячелетии до н. э.
(О т в е т. Олово.)
5. Сплав этого металла с медью (латунь) известен с древних времен. В чистом виде, по-видимому, впервые был получен в XII в. (Ответ. Цинк.)
Сектор «Галогены»
1. Что в переводе с греческого означает слово «галогены»? (Ответ. Солероды.)
2. При обычных условиях этот галоген представляет собой газ желто-зеленого цвета. (Ответ. Хлор.)
3. Этот галоген при обычных условиях — темно-фиолетовое, почти черное кристаллическое вещество. (Ответ. Йод.)
4. При обычных условиях это газ светло-зеленого цвета. (Ответ. Фтор.)
5. При обычных условиях этот галоген представляет собой жидкость красно-бурого цвета. (Ответ. Бром.)
Сектор «Металлы»
1. Этот щелочной металл по распространенности в земной коре занимает шестое место. Температурный интервал жидкого состояния металла достаточно велик, поэтому его используют в ядерной энергетике как теплоноситель. (Ответ. Натрий.)
2. Название этого металла произошло от латинского слова, обозначающего утреннюю звезду. В природе он встречается в виде самородков. Это благородный металл желтого цвета, обладает высокой ковкостью. (Ответ. Золото.)
3. На некоторых древних языках этот металл именуется «небесным камнем». (Ответ. Железо.)
4. В 1854 г. стоимость 1 кг этого металл составляла 1200 руб., т. е. он был в 270 раз дороже серебра, а в 1899 г. — 1 руб. (Ответ. Алюминий.)
5. Он примечателен как всесторонне «нечетный» металл: атомный номер 19, атомная масса 39, во внешнем электронном слое один электрон. (Ответ. Калий.)
Сектор «Оксиды»
1. Летучая жидкость, которая «дымит» на воздухе. «Дым или, точнее, туман, — это мельчайшие капельки серной кислоты, образующейся при соединении паров этого оксида
с присутствующим в воздухе водяным паром. (Ответ. Оксид серы(VI).)
2. Твердое, очень тугоплавкое вещество. В природе встречается в виде включений в гранит и другие породы. Такие включения выглядят как кусочки сплавленного стекла. Освобождаясь при выветривании породы, они скапливаются в руслах рек в виде белого песка. (Ответ. Оксид кремния(IV).)
3. Тугоплавкое вещество, при смешивании с водой оно соединяется с ней с выделением такого большого количества теплоты, что вода закипает. Куски этого оксида, впитывая воду, разбухают и рассыпаются, превращаясь в тонкий рыхлый порошок. (Ответ. Оксид кальция.)
4. Бесцветный газ с характерным резким запахом. Обесцвечивает многие органические краски, образуя с ними бесцветные соединения. Так, окраска красной розы, опущенной в этот газ, пропадает, и она становится белой. Этот газ убивает микроорганизмы. Применяется для беления соломы, шелка, шерсти. (Ответ. Оксид серы(IV).)
5. Соединение черного цвета, применяется в стекольной промышленности, а также как окислитель в анализе органических соединений. (Ответ. Оксид меди(И).)
Сектор «Ученые»
1. Этот гениальный химик XIX в. родился в Тобольске. В его биографии есть примечательный факт: в 1887 г. он поднялся на аэростате выше облаков наблюдать солнечное затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди подумали, что это снизошел на землю Всевышний. (Ответ. Менделеев.)
2. Итальянский ученый. В 1811 г. открыл закон о газах, позже названный его именем. (Ответ. Авогадро.)
3. Выдающийся английский физик и химик, основоположник атомных представлений в химии. Впервые ввел понятие «атомный вес» и составил таблицу относительных атомных и молекулярных масс, приняв атомную массу водорода за единицу; ввел в химию символы химических элементов и формулы соединений. (Ответ. Дальтон.)
4. Выдающийся французский химик, родившийся в Париже. Доказал сложность состава воздуха и воды. Правильно
объяснил процессы горения, обжига металлов и дыхания участием в них кислорода. (Ответ. Лавуазье.)
5. Английский физик и химик, родился в Лондоне. Первым начал исследования каталитических реакций. Обнаружил химическое действие электрического тока. Установил количественные законы электролиза. (Ответ. Фарадей.)
Сектор «Реакции»
1. Реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество. (Ответ. Реакция соединения.)
2. Вещества, замедляющие химическую реакцию. (Ответ. Ингибиторы.)
3. Реакция, в результате которой из одного сложного вещества получаются несколько простых или сложных веществ. (Ответ. Реакция разложения.)
4. Реакция, в результате которой происходит ряд последовательных превращений. (Ответ. Цепная реакция.)
5. Реакция, протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. (Ответ. Реакция замещения.)
СИНИЙ РАУНД
Открытия | Газы | Кислоты | Соли | Неметаллы | Строение вещества |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сектор «Открытия»
1. Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому ученому VIII в. Маохао, который за 1000 лет до А. Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. (Ответ. Кислород.)
2. Этот химический элемент был обнаружен немецким ученым Парацельсом в XVI в., когда он погружал железо в серную кислоту. (Ответ. Водород.)
3. Этот английский физик в 1911 г. своим знаменитым опытом рассеивания а-частиц доказал существование положительно заряженного ядра в атомах элементов. (Ответ. Резерфорд.)
4. Впервые этот химический элемент был открыт английским ученым Д. Резерфордом в 1772 г. Его свойства исследовали ученые К. Шееле, Г. Кавендиш, Дж. Пристли, А. Лавуазье. (Ответ. Азот.)
5. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, гамбургский алхимик X. Бранд в 1669 г. при перегонке сухого остатка от выпаривания мочи впервые получил аллотропное видоизменение одного из химических элементов. Поначалу алхимик думал, что это искомый «философский камень», ибо полученное вещество в темноте испускало голубоватый свет. (Ответ. Белый фосфор.)
Сектор «Газы»
1. Бесцветный газ с характерным запахом тухлых яиц, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, его водный раствор на свету мутнеет вследствие выделения серы. В смеси с воздухом взрывоопасен, ядовит. (Ответ. Сероводород.)
2. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении превращается в твердую массу, похожую на снег. Применяется в пищевой промышленности при производстве сахара, пива, газированной воды, в химической промышленности — для получения соды, мочевины и др. (О т в е т. Оксид углерода(IV).)
3. Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисления углерода, плохо растворим в воде, ядовит. Имеет большое промышленное значение как горючее (генераторный светильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом — сырье для синтеза метилового спирта. (Ответ. Оксид углерода(II).)
4. Смесь водорода и кислорода в объемном отношении 2:1. При поджигании они соединяются почти мгновенно, происходит сильный взрыв. (Ответ. Гремучий газ.)
5. Газ бурого цвета, ядовит, нарушает деятельность сердца и легких. (Ответ. Оксид азота(IV).)
Сектор «Кислоты»
1. Бесцветная жидкость с резким запахом, гигроскопична, кипит при 84 °С, хорошо растворима в воде. В концентрированном виде (96-98%) имеет красно-бурый цвет из-за присутствия в ней оксида. Применяется в производстве удобрений, взрывчатых веществ, лекарств, красителей, пластмасс, искусственных волокон, как окислитель в реактивных двигателях. (Ответ. Азотная кислота.)
2. Бесцветная маслянистая жидкость, очень гигроскопична, растворяется в воде с выделением большого количества теплоты вследствие образования гидратов. Эффективное обезвоживающее средство, применяется для сушки газов, обугливает углеводы, отнимая воду. Применяется в производстве кислот, щелочей, солей, хлора, минеральных удобрений, красок и др. (Ответ. Серная кислота.)
3. Смесь концентрированных азотной и соляной кислот в объемном отношении 1:3, сильный окислитель: растворяет золото, платину и некоторые другие металлы, не растворимые в обычных кислотах. (Ответ. «Царская водка».)
4. Слабая нерастворимая в воде кислота, в воде образует коллоидный раствор. Гели этой кислоты используют как адсорбенты и отбеливатели. Ее соли широко распространены в природе. (Ответ. Кремниевая кислота.)
5. Бесцветная жидкость с запахом горького миндаля, легко испаряется и разлагается, пары ее легче воздуха. Содержится в косточках вишни, сливы. Очень слабая одноосновная кислота. Сама кислота и ее соли — сильнейшие яды. Применяется для борьбы с насекомыми-паразитами, грызунами и вредителями садовых культур. (Ответ. Синильная кислота.)
Сектор «Соли»
1. Эта соль применяется в производстве соды, едкого натра, хлора, сульфата натрия, а в быту — как консервирующее средство. (Ответ. Хлорид натрия.)
2. Эту соль калия применяют в стекольном и мыловаренном производствах, а также в сельском хозяйстве как калийное удобрение. (Ответ. Карбонат калия.)
3. Эта соль образует синие кристаллы, используется при получении минеральных красок, для пропитки древесины, борьбы с вредителями и болезнями растений. (Ответ. Сульфат меди (И).)
4. Соль кальция, применяется как наполнитель для бумаги, резины, линолеума, а ее природные залежи — как строительный материал. (Ответ. Карбонат кальция.)
5. Эту соль бария используют в стекольной промышленности, для изготовления эмалей, глазурей. (Ответ. Карбонат бария.)
Сектор «Неметаллы»
1. Этот неметалл издавна употребляли для отбеливания тканей, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и приготовления черного пороха. (Ответ. Сера.)
2. Второй элемент после кислорода по распространенности в земной коре. В свободном виде не встречается. Его соединения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапливать. (Ответ. Кремний.)
3. В природе этот элемент может находиться в виде простого вещества. Он составляет 75,5% воздуха по массе, содержится во многих органических веществах, в том числе и в белках. (Ответ. Азот.)
4. Впервые этот неметалл выделил Кавендиш. В переводе с греческого его название означает «недеятельный, неработающий». (Ответ. Аргон.)
5. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии (заполненные им стеклянные трубки дают ярко-красное свечение). В переводе с греческого его название означает «новый». (Ответ. Неон.)
Сектор «Строение вещества»
1. Электроны, которые при движении образуют облако гантелеобразной формы. (Ответ, р-Электроны.)
2. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ответ. Ионы.)
3. Вид химической связи, образованной атомами элементов, электроотрицательность которых незначительно различается. (Ответ. Ковалентная полярная.)
4. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу. (Ответ. Изотопы.)
5. Свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны других атомов элементов, входящих в соединение. (Ответ. Электроотрицательность.)
По итогам двух раундов учащийся, набравший наименьшую сумму баллов, выбывает из игры. Оставшимся участникам предстоит предварительно заявить ставку и ответить на главный вопрос игры.
?
Этот величайший русский ученый родился в 1711 г. в деревне Мишанинской, неподалеку от Холмогор, в семье черносошного крестьянина. Он рано научился читать и писать, а главное — думать, поэтому жадно тянулся к знаниям, на «добычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. его в числе лучших студентов отправили в Петербург в университет при Академии наук, а через полгода — в Германию. После обучения в Гамбурге и Фрейберге в 1741 г. ученый прибыл в Петербург. В 1748 г. он был избран профессором химии (академиком) Петербургской академии наук и стал активно добиваться создания химической лаборатории, которую открыли в том же году. Химию этот ученый считал своей «главной профессией». До него химия была искусством разлагать сложные тела на составные части, создавать из последних сложные тела. В своем труде «Элементы математической химии» он дал новое определение химии: «Химия — наука об изменениях в смешанном теле, поскольку оно смешанное». Он одним из первых ввел понятие «начала», соответствующее нынешнему понятию «химический элемент». Перу этого ученого принадлежит труд «Слово о пользе химии». О каком великом российском ученом идет речь? (О т в е т. О М. В. Ломоносове.)