СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из современных педагогических технологий, направленных на организацию инициативной творческой работы студентов, является кейс-технология.
Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) — метод обучения, предназначенный для совершенствованиянавыков и полученияопыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмыслениезначения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятиерешений; слушание и понимание других людей;навыкигрупповойработы.
20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Методическая разработка на тему:
Кейс-технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов при преподавании дисциплины «Маркетинг»
Подготовила Иванова А.Н., | Преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. | .3 | ||
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ | 6 | ||
| 1.1. Сущность и основные цели кейс-технологии………………… | 6 | |
| 1.2.Признаки и технологические особенности кейс-технологии…. | 10 | |
| 1.3. Структура кейса и принципы его построения…………………... | 11 | |
2. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ»…………………… |
15 | ||
| 2.1.Методы кейс-технологии, используемые при преподавании дисциплины «Маркетинг»…………………………………………….. |
15 | |
| 2.2 Профессиональные и личностные компетенции студентов, которые развивают кейс-технологии………………………………… |
18 | |
| 2.3.Технология применение кейс-метода в преподавании дисциплины «Маркетинг» ……………………………………………. |
23 | |
3.РЕАЛИЗАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ ... | 25 | ||
| 3.1.Кейс-задание к теме «Коммуникации в маркетинге»………….. | 25 | |
| 3.2.Кейс-задание к теме «Сбытовая политика»……………………. | 29 | |
| 3.3.Кейс-задание к теме «Внешняя и внутренняя среда маркетинга | 32 | |
| 3.4. Кейс-задание к теме «Исследование рынка»………………… | 34 | |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. | 38 | |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… | 39 |
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью среднего профессионального образовательного учреждения является формирование у студента познавательных стратегий самообучения и самообразования, что является основой и неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, т. е. должен быть компетентным в своей профессии. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеют опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему менеджеру по продажам определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу или проблеме; формировать соответствующую компетентность.
Одной из современных педагогических технологий, направленных на организацию инициативной творческой работы студентов, является кейс-технология.
Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) — метод обучения, предназначенный для совершенствованиянавыков и полученияопыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмыслениезначения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятиерешений; слушание и понимание других людей;навыкигрупповойработы.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику преподавания дисциплины «Маркетинг»обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Втораявытекает из развития требований к качествам личности будущего менеджера по продажам, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличатся системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Цельработы: анализ методики применениякейс-технологииприизучениидисциплины «Маркетинг» в учреждениисреднегопрофессиональногообразования.
Объект работы: процесс обучения по дисциплине «Маркетинг» в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет работы: методика применения кейс-стади в обучении дисциплины «Маркетинг» в учреждении среднего профессионального образования.
Задачи:
- проанализировать теоретические подходы к методике кейс-стади;
- раскрыть сущность метода кейс-стади и определить возможности его применения в обучении дисциплины «Маркетинг» в учреждении среднего профессионального образования.
Для решения данных задач использовался следующий комплекс методов исследования: сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перс-пективныйанализ; диагностические методы: тестирование, письменная интерпретация ситуаций, учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, опытно-экспериментальная работа, методы экспертной оценки и самооценки, методы математической статистики.
Теоретико-методологическую базу выпускной работы составляли:исследования, раскрывающие сущность компетентностного подхода (В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, В.Д.Шадриков, П.М.Эрдниев, В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына и др.) работы, раскрывающие сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, A.A. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, Р.Ф. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.);исследования, посвященные изучению кейс-стади, его функций и обучающих возможностей (Л.Б. Барнс, Н.И. Быкова, О.С. Виханский, В.В. Глухов, А.Долгоруков, Л.Г.Зайцев, H.A. Каморджанов, Н.П.Колесник, K.P. Кристенсен, А.И.Наумов, А.П.Панфилова, Н.Н.Пискунова, В.Я.Платов.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Введение отражает актуальность выбранной темы, конкретизирует объект и предмет работы, раскрывает цели, задачи, методологию работы.
Основная часть содержит информацию о теоретических подходах к анализу кейс-технологии; раскрывает сущность кейс-технологии, как средства формирования компетенций студентов при преподавании дисциплины «Маркетинг»; показывает реализацию кейс-метода на конкретных примерах.
Заключение содержит основные выводы по работе.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Сущность и целикейс-технологии.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)[14].
Метод кейс - технологии или метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес–образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов. Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио (Канада).
Метод case-study был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. Однако, широкого распространения не получил. Интерес к немувозниклишь в конце двадцатого столетия [7].
Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс – методе, ситуационных задачах. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента[ 4].
Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствуетразвитию у студентовсамостоятельногомышления, умениявыслушивать и учитыватьальтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощьюэтого метода студентыимеютвозможность проявить и усовершенствоватьаналитические и оценочныенавыки, научиться работать в команде, находить наиболеерациональноерешениепоставленнойпроблемы[7].
Цели кейс– метода представлены на рисунке 1.
Повышение мотивации к учебному процессу
Повышение эффективности профессионального обучения
Отработка умений работы с информацией
Принятие правильного решения на основе группового анализа ситуации
Умение отстаивать и защищать свою точку зрения
Овладение навыками анализа ситуаций
Цели
кейс– метода
Моделирование решений данных ситуаций и в соответствии с заданием
Приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме
Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки
Представление различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат
Рис. 1 - Цели кейс-метода
Наряду с достижением этих основных целей студентыполучают навыки устной коммуникации и аргументирования своей позиции;приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственно верного решения ;в ходе дискуссий вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной ситуации они смогут справиться с любойпроблемой;формируют устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практическихситуаций;формируют навыки рационального поведения при разрешении многопараметрических, комплексныхпроблем;знакомясь с описанием кейса в ходе анализа его информации, получают представление о том, какая исходная информация может им понадобиться при решении аналогичных практическихзадач.
1.2.Признаки и технологические особенности кейс-технологии
У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.
Признаки метода case-study:1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
2. Коллективная выработка решений.
3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
4. Единая цель при выработке решений.
5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Технологические особенности метода case-study:1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
3. Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
4. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
5. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
6. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности [13].
1.3. Структура кейса и принципы его построения
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
8. Написание текста кейса.
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
10. Подготовка окончательного варианта кейса.
11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников — представителей фирмы);
- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Требования к формату и структуре кейса:
Сюжетная часть — описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
- название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности;
- имена и должности главных персонажей;
- описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политика маркетинга и распределения);
- общее состояние дел в компании, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.
Информационная часть — информация, которая позволит правильно понять развитие событий:
- этапы развития компании, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;
- стиль работы компании, стиль управления руководства;
- краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);
- определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
- какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.
Методическая часть — разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы.
Таким образом, кейс-метод формирует навыки и умения мыслительной деятельности, способность к обучению, умение перерабатывать огромные массивы информации. Будущий специалист учится способности оптимального поведения в различных ситуациях, эффективности действий в условиях кризиса.
При разработке кейса необходимо помнить, что он должен соответствовать чётко поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным на сегодняшний день; не устаревать слишком быстро; иллюстрировать типичные ситуации; иметь несколько решений; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление.
2. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ»
2.1. Методы кейс-технологии, используемые при преподавании дисциплины «Маркетинг»
Предлагаются следующие методы кейс – технологии: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно – ролевая игра, метод дискуссии и кейс – стадии[15].(Таблица 2.)
Таблица 2 - Методы кейс-технологии
| Описание | Цель | Технологические особенности |
Метод инцидентов | в центре внимания находится процесс получения информации | поиск информации самим студентом, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом | Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения. |
Метод разбора деловой корреспонденции | основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. | — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает | Студенты получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета |
Игровое проектирование | процесс создания или совершенствования проектов | Раскрыть творческий подход студентов к реальной ситуации | Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект |
Ситуационно – ролевая игра: | воспроизведение реальной производственной ситуации | научиться экспериментировать, отрабатывать различные профессиональные действия, совершать ошибки, которые недопустимы в реальной жизни |
|
Метод инцидентов: в центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода - поиск информации самим студентом, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Студенты получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскет-метод): метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Студенты получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование - процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно – ролевая игра: в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки - деловая игра.
Деловая игра представляет собой воспроизведение реальной производственной ситуации, что позволяет участникам игры экспериментировать, отрабатывать различные профессиональные действия, совершать ошибки, которые недопустимы в реальной жизни. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями и информацией, которая побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры задействуют личность участников. Во всех работах, посвященных методу деловой игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, указывается на повышение мотивации обучения, появления интереса к изучаемому предмету.
Проведение деловой игры требует от преподавателя определенных навыков и, в частности, умения конструирования игровой ситуации в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций[17].
Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:
1. Выбор темы, определение целей и задач.
2.Распределение ролей среди участников с учетом знаний и психологических особенностей студентов.
3. Разработка структурно-логической схемы игры, заданий каждой службе, отделу, подгруппе.
4. Разработка методических рекомендаций для студентов с полным описанием игровой ситуации.
5. Изучение студентами материалов рассматриваемой темы для отработки различных вариантов решений.
6. Разработка системы оценивания результатов, отражающих уровень сформированных компетенций.
Работу над кейсом можно представить в виде следующей схемы[16] (Рис.2):
Симптомы
1.Анализ выявления возможных причин появления симптомов
2.Выявление истинной причины
3.Поиск вариантов решений
4.Выбор оптимального решения
5.Действие
6.Контроль
Рис.2 – Алгоритм решения кейс-ситуации
Из этих шести элементов в учебном процессе чаще всего используются только первые четыре, но и они помогают студенту приобрести определенный практический опыт.
2.2.Профессиональные и личностные компетенции студентов, которые развивают кейс-технологии.
Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- не устаревать слишком быстро;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений[5].
Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.
Основная функция метода case-study — учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
- получение навыков работы в команде (TeamJobSkills);
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.
Таким образом, данный метод способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которых нуждается рыночное общество. Рассмотрим конкретнее корреляцию между качествами личности и кейс-методом. Для упрощения анализа ограничимся десятью наиболее важными качествами специалиста (Таблица 2) [11].
Таблица 2- Воздействие кейс-метода на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов
Компетенции | Их характеристика | Воздействия кейс-метода на их формирование | |
1 | 2 | 3 | |
Способность принимать решения | Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий | Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации | |
Способность к обучению | Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками само организовывать свое обучение | Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития | |
Системное мышление | Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности | Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ | |
Самостоятельность и инициативность | Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения | Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности | |
Готовность к изменениям и гибкости | Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям | Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа | |
Коммерческая и деловая ориентация | Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата | Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации | |
Умение работать с информацией | Способность искать информацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую | Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информации | |
Упорство и целеустремленность | Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров | Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения | |
Коммуникативные способности | Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт. | Постоянные высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника | |
Способность к межличностным контактам | Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию | Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов | |
Проблемностьмышления | Способность видеть проблемы | Поиск проблемы и определение её основных характеристик | |
Продолжение таблицы 2 | |||
1 | 2 | 3 | |
Конструктивность | Способность вырабатывать модели решения проблем | Поиск путей разрешения проблемы в кейсе | |
Этичность | Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия | Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция |
2.3. Технология применение кейс-метода в преподавании дисциплины «Маркетинг»
Выпускник среднего профессионального образовательного учреждения в своей практической деятельности должен уметь принимать эффективные решения, а для этого ему необходимо овладеть не только теорией, но и инструментарием маркетинга: провести анализ рынка, выработать определенную стратегию деятельности предприятия, провести презентацию, выбрать целевой сегмент, осуществить рекламную кампанию, установить цену, выбрать оптимальные каналы сбыта; сводить неопределенность к оптимальному варианту; разработать программу действий и включить, наряду с основными, и запасные варианты; применить теорию маркетинга к конкретным рыночным ситуациям; осваивать методы, принципы, технологии и инструменты маркетинга при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем.Сделать это довольно непросто, так как приходится иметь дело с многообразием рыночных факторов, неоднозначностью их действия и поведения участников рыночных отношений. Тем не менее, ситуации неопределенности, которыми так богат рынок, часто вполне разрешимы [1].
Работа студентов начинается со знакомства с ситуационной задачей.
Студенты самостоятельно в течение 10 - 15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом цифровые данные, наименования фирм-конкурентов и другую конкретную информацию. В результате у каждого студента должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса.
Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.
В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп по 3 - 5 человек. Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте аудитории, по возможности, на небольшом удалении друг от друга.
Распределение тем производится преподавателем с учетом желания каждой подгруппы.
Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат. На этом этапе преподаватель более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе. После того как распределены темы, студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя конспект лекций, учебные пособия и другие компактные методические издания. Во внеучебное время студент сможет пользоваться рекомендованными учебниками.
Последовательность организации и проведения занятий представлена на рис. 3–5.
Знакомство с содержанием кейса
Предварительное обсуждение кейса
Подведение итогов преподавателем
Выступление студентов
Формирование рабочих групп по 3-5 человек
Выбор модератора
Объявление темы занятия
Выбор темы каждой подгруппой
Комментарии преподавателя об объемах работ
Рис.3 - Стадия организации работы над кейсом
Разработка плана ситуационного анализа
Анализ ситуационной задачи в каждой подгруппе
Во внеучебное время
В аудитории
Изучение учебного материала разделов курса
Обсуждение между членами подгруппы
Принятие решений
Техническая работа над кейсом
Согласование действий с другими подгруппами
Координация задач преподавателем
Оформление решений
Рис. 4 - Рабочая стадия работы над кейсом
Выступление модератора
Участие в обсуждении студентов других подгрупп
Участие в обсуждении преподавателя
Подведение итогов занятия
Комментарии преподавателя
Формулировка выводов студентами
Оценка работы преподавателем каждой подгруппы
Рис.5 - Завершающая стадия работы над кейсом
Для успешного проведения занятия по анализу практической ситуации со студентами проводятся лекции по темам, которые будут затронуты в процессе разрешения ситуации. Поэтому, при анализе ситуации студенты могут пользоваться не только методическими материалами по данным темам, но и собственным лекционным материалом.
Анализ ситуации проводится также и в отношении материала, к изучению которого слушатели только приступили. В этом случае одной из целей занятия будет повышение заинтересованности студентов к соответствующей теме.
3.РЕАЛИЗАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДОВ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
3.1.Кейс-задание к теме «Коммуникации в маркетинге»
Компания A занимается организацией и проведением мероприятий. В этом месяце компанияАпланируетпровести конференцию, посвященную продвижению в сети Интернет. На подготовку мероприятия потребуется 1 месяц. Стоимость аренды конференц-зала для проведения мероприятия - $2000. Специальное презентационное оборудование для конференции Компания A планирует взять в аренду за $800. Оплату арендной стоимости за помещение и оборудование компания A договорилась произвести после того, как мероприятие состоится. Предварительные затраты на продвижение конференции составляют $900. Для работы над этим проектом компания A привлекает только собственный персонал. Зарплата постоянного персонала компании A, занятого на этом проекте,составит
$2400 в месяц. Аренда офиса компании A составляет $200 в месяц.Расходы на междугороднюю связь - $200 в месяц. Для участников будет организован банкет, затраты на проведения которого определяются из расчета $20 на 1 участника. Также все участники получат пакет раздаточных материалов. Стоимость изготовления комплекта раздаточных материалов для одного участника составляет $15. Предполагается, что участие в конференции будет платное и составит $130 за одного участника.
Компания B – производитель компьютерного оборудования предлагает спонсировать это мероприятие и готова заплатить за это $1500, а также самостоятельно оплатить расходы на свое присутствие на мероприятии.
Компания A рассчитывает, что мероприятие посетит не менее 80 человек. За две недели до начала мероприятия свое участие в нём подтвердили 15 человек, за одну неделю до начала мероприятия свое участие в нём подтвердили еще 17 человек.
Вопросы:Стоит ли компании A проводить данное мероприятие и почему? Аргументируйте свое решение расчетами на основе представленныхданных.
Представьте, что вы являетесь менеджером компании A и руководите данным проектом, при каком числе участников мероприятия вы примите решение отказаться от его проведения ипочему?
Расходы по организации и проведению мероприятия Компании A
Фиксированные:
арендаконференц-зала-$2000(оплатапроизводитсяпозавершениюмероприятия);
продвижение мероприятия до начала самого мероприятия - $900 (предварительные расходы);
стоимость проката специального презентационного оборудования - $800 (оплата производится по завершениюмероприятия).
Итого - $3700
Накладные:
оплата труда постоянного персонала - $2400 вмесяц;
арендаофиса-$200;
расходынамеждугороднююсвязь-$200.
Итого - $3600.
Переменные (на участника):
питание-$30;
раздаточныематериалы-$15.
Итого - $45 на человека
Условные обозначения:
TR – Доходы от мероприятия
TC – Суммарные расходы на мероприятие
N – число участников
FC1 – аренда конференц-зала
FC2 – продвижение мероприятия
FC3 – стоимость проката специального презентационного оборудования
C* – накладные расходы
VC – переменные издержки на 1 участника
P – цена участия
Y – иной доход организатора
Prof – Прибыль
TR = TC + Prof TR = N x P + Y
TC = FC + C* + N x VC, где FC = FC1+FC2+FC3
NxP+Y=FC+C*+NxVC+ProfProf=Nx(P–VC)–FC–C*+Y
Prof = 32 x ($130 – $45) – $3700 – $3600 + $1500 = – $3080
Мы получаем отрицательную прибыль, то есть убыток -$3080. Казалось бы, мероприятие надо отменять. Но оно организовано при предварительном инвестировании $4500 (продвижение мероприятия до начала самого мероприятия и накладные расходы). В случае проведения мероприятия убытки компании A составят -$3080, а в случае отмены - $4500.
Ответ: В данной ситуации мероприятие лучше провести, т.к. в случае проведения мероприятия убытки составят -$3080, а в случае отмены - $4500
Решение 2:
Сгруппируем расходы как:
непосредственные – расходы, связанные с непосредственным проведением мероприятия. Эти расходы компания A понесет только в случае, если мероприятие состоится.Сюдавойдут: арендазалаиоборудования,питание,материалыит.п.;
предварительные (инвестиции) – невозвращаемые расходы: на рекламу, накладные ит.д.
Мероприятие стоит проводить уже тогда, когда доходы выше непосредственных расходов, т.е. не только покрывают расходы связанные непосредственно с проведением мероприятия, но и предварительные невозмещаемые расходы
TRFC1 + FC3 + VCxN
N x P + Y FC1 + FC3 + VC x N Nmin= (FC1 + FC3 – Y) / (P – VC)
Nmin = ($2000+$800-$1500) / ($130-$45) = 15,29
Комментарии: однако, не всегда все зависит от денег. Действительно, отмена мероприятия из-за того, что собралось мало участников, может оказаться не самым плохим выходом: о ней узнают всего несколько человек. В противном случае они придут, ожидая большого количества народа, и будут разочарованы. Поэтому решение может меняться в каждой конкретной ситуации.
Критерии оценки Баллы | Критерии |
2 | Вопросы 1 и 2 не решены. Нет ни логики, ни формул. |
3
| Представлено решение для одного или двух вопросов, но есть ошибки в расчетах (логика и формулы решения правильные) |
4 | Правильно решен один из двух вопросов. Решение другого вопроса представлено, но есть ошибки в расчетах (логика и формулы решения правильные). |
4 | Правильно решены оба вопроса, но не представлено мнение о целесообразности проведения мероприятия |
5 | Правильно решены оба вопроса и представлено мнение участника о целесообразности проведения мероприятия, основанное не только на цифрах |
3.2.Кейс-задание к теме «Сбытовая политика»
Внутри конвенционального канала сбыта бытовых стиральных машин установлены специальным соглашением следующие фиксированные претензии на прибыль со стороны участников канала товародвижения, в зависимости от цены, по которой они продают свой товар:
Производитель-25%
Оптовый торговец-20%
Розничный торговец-15%
Рынок характеризуется как «Рынок покупателя».
Продажная розничная цена на стиральную машину данной марки зафиксировалась на уровне 200 ден. ед. заштуку.
Издержки обращения составляют следующие доли в цене продажи каждого участника товародвижения:
Оптовый торговец-5%
Розничный торговец-10%
Вопросы:
Каковы размеры (в абсолютном выражении) прибыли, на которые может рассчитывать каждый участник товародвижения при условии соблюдения соглашения? В каких пределах должна находиться себестоимость изготовления каждой стиральноймашины?
Насколько правомерным было бы выравнивание претензий на прибыль всех участников товародвижения и почему это не происходит на развитыхрынках?
Примечание: конвенциональный маркетинг-формы взаимного сотрудничества участников товародвижения.когда участники канала ориентированы на получение своей максимальной прибыли, даже в ущерб друг другу. Это простейшая, малоперспективная форма.
Претензии на прибыль со стороны участников канала в зависимости от цены: Производитель – 25%
Оптовый торговец – 20%
Розничный торговец -15%
P=200 ден. ед. (розничная)
Издержки обращения:
- оптовой торговли -5%
- розничнойторговли-10%
Прибыль розницы (относительно каналатовародвижения)=200*0,15=30
Издержки обращения розницы=200*0,1=20
Прибыль розницы=30-20=10 ден.ед.
Цена по которой оптовик продает розничным торговцам=200-30=170
Прибыль оптовика (относит канала)=0,2*170=34 ден. ед.
Издержки обращения оптовика=170*0,05=8.5
Прибыль оптовика=34-8,5=25,5 ден. ед.
Цена, по которой производитель продает оптовику=170-34=136
Прибыль производителя относительно канала=136*0,25=34 ден. Ед.
Ответ:
Прибыль производителя=34 ден. ед.
Прибыль оптовика=25,5 ден. ед.
Прибыль розницы=10 ден. ед. (на 1 стиральную машину)
Себестоимость должна находиться в интервале 0
Я не считаю что выравнивание претензий на прибыль на рынке было бы правомерным, т.к. в данном случае каждый получает прибыль в соответствии с теми затратами, которые он несет на производство – производитель, хранение и транспортировку – оптовик, реализацию – розничный торговец.
Баллы | Критерии |
2 | Вопросы 1 и 2 нерешены |
3 | Представлено не полное решениедля вопроса 1 и есть ошибки в расчетах (логика и формулы решения правильные) |
4 | Представлено решение для вопроса 1, но есть ошибки в расчетах (логика и формулы решения правильные) |
4 | Вопрос 1 решен правильно и полностью |
5 | Вопросы 1 и 2 решеныправильно |
3.3.Кейс-задание к теме «Внешняя и внутренняя среда маркетинга»
Французская сеть супермаркетов Auchan работает во многих странах мира. По состоянию на 13 января 2014 года Auchan принадлежат 1495 гипермаркетов и супермаркетов по всему миру. Ашан – это один из самых крупных ритейлеров в мире. Ашан – основное структурное подразделение семейной мега-корпорации «Ассоциация семьи Мюлье».
Торговля ведется под марками Auchan (гипермаркеты), LeroyMerlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спорттовары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты).
Фирма Ашан является российским отделением международной розничной сети Auchan. В сети Ашан представлен широкий ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров по низким ценам, в т.ч. и под собственными торговыми марками.
Задание
1.Проанализировать сильные и слабые стороны торговой сети «Ашан» с помощью SWOT- анализа.
2.На основании проведенного SWOT- анализа сделать вывод относительно устойчивого положения компании на рынке.
Методические рекомендации
Метод SWOT (SWOT-анализ) подразумевает обозначение цели проекта и определение внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение цели или наоборот, мешающих ее достижению.
Это можно визуализировать в виде таблицы:
| Положительные факторы | Негативные факторы |
Внутренняя среда | Сильные стороны - Strengths (характеристики коллектива или проекта, являющиеся преимуществами перед другими компаниями в отрасли) | Слабые стороны -Weaknesses (характеристики, ослабляющие компанию или проект) |
Внешняя среда | Возможности - Opportunities (внешние потенциальные возможности, т.е. факторы, которые могут помочь достичь цель) | Угрозы - Threats (внешние потенциальные угрозы, т.е. факторы, которые могут стать препятствием на пути достижения цели) |
Предлагаемый вариант SWOT -анализа– торговой сети "Ашан"
| Положительные факторы | Негативные факторы |
| Сильные стороны (внутренний потенциал) (S) | Слабые стороны (внутренние недостатки) (W) |
Внутренняя среда | 1) Известность бренда. 2) Опыт работы компании на рынке России больше 10 лет. 3) Используемая система обучения новых работников. 4) Традиции сервиса высокого качества и гостеприимства. 5) Установившиеся партнерские отношения с поставщиками, поставляющими товар на выгодных для компании условиях. 6) Широкий ассортимент продукции. 7) Удобное положение магазинов. 8) Бонусные программы. 9) Скидки и дисконтные карты. 10) Большие объёмы продаж. | 1) Жесткая конкуренция. 2) Нехватка опытных управленцев. 3) Нехватка коммуникаций, отсутствие постоянного информирования работников о результатах их труда, недостаточная обратная связь. 4) текучесть кадров. |
| Потенциальные возможности (O) | Имеющиеся угрозы (T) |
Внешняя среда | 1) Ненасыщенный рынок России дает практически ничем неограниченные возможности для роста. 2) Освоение регионального рынка. 3) Привлечение новых клиентов. 4) Расширение услуг. 5) Возможность найма высококвалифицированных и опытных кадров. 6) Тенденция отрасли к увеличению размеров супермаркетов и вытеснению небольших торговых точек. 7) «Ашан» сможет экспортировать товары под собственными брендами из Российской Федерации в свои магазины стран ближнего зарубежья. | 1) Предпочтение многими людьми«магазинов у дома». 2) Невысокие доходы населения в регионах. 3) Минимальные барьеры входа новых фирм на рынок. 4) Большая подверженность изменениям в законодательстве стран. 5) Усиление позиций компаний-конкурентов. |
Предполагаемые выводы.
Как мы выяснили в ходе проведенного SWOT-анализа, супермаркетам «АШАН» характерен некий баланс сильных и слабых сторон (сильных и слабых параметров, характерных компании), а также возможностей и угроз. Т.е. компания существует в достаточно стабильных условиях, однако для получения дополнительных конкурентных преимуществ Ашану следует внедрить марку «Privatelabel», тем самым упрочить свои позиции на рынке.
3.4.Кейс-задание к теме «Исследование рынка»
Фирма «БЕТА» более 10 лет специализируется на производстве муки.Она предлагает свою продукцию для предприятий розничной и оптовой торговой сети, хлебопекарням, кондитерским фабрикам, учреждениям общественного питания и ресторанного хозяйства, занимающимся реализацией муки населению и производящим собственную продукцию.
Доля фирмы на внутреннем рынке – 7 %. Общий ежегодный оборот компании составляет в натуральном выражении составляет 137 тыс.тон муки, в денежном – 270 млн.грн. Кроме того, фирма для производства муки на собственных производственных мощностях (две мельницы в Ясиноватой и Горловке ) закупают ежегодно пшеницу у сельскохозяйственных предприятий на сумму 131 млн. грн. (97 тыс.тонн.)
Здесь производится мука первого и высшего сорта, что дает «БЕТЕ» возможность занять прочные рыночные позиции. Ассортимент производимой муки не широкий. Дтфференциация производимой продукции не всегда позволяет овладеть большой долей рынка. Кроме того, не всегда можно приобрести пшеницу по доступной цене. Однако в условиях конкуренции необходимо не только сохранить завоеванную рыночную долю, но несколько ее расширить и довести до 11 %.
Для этой цели «БЕТА» заказала исследование рынка Луганской области. Обнадеживающие результаты побудили компанию к активному внедрению на луганский рынок.
Задание
1. Прокомментируйте пути внедрения компании на рынок Луганской области.
2.Выявите потенциальные трудности, связанные с каждой возможностью проникновения.
3.Выберите и дайте обоснование методу проникновения на луганский рынок.
4.Предложите рекомендации по системе товародвижения и распределения.
Методические рекомендации
- внимательно прочитайте задачу т.к. в мини-ситуации каждая фраза несет силовую нагрузку; прочитать задачу дважды;
- полезно ознакомиться с заданиями перед тем, как изучать текст мини-ситуации, что поможет выделить в ней ключевые моменты.
В нашем примере следует отметить такие данные:
- 10-летняя известность «БЕТЫ»;
- ассортимент и дифференциация производимой муки и приобретаемой пшеницы с целью увеличения рыночной доли;
- целевые рынки по муке и пшенице: розничные и оптовые предприятия,хлебопекарни, кондитерские фабрики, учреждения общественного питания и ресторанного хозяйства;
- доля рынка по муке: ЬУМ – 1 %; Амстор – 7 %; Обжора – 2 %; Донбас-Палас – 3 %; Золотой Леон – 2 %; Маккараш – 1 %; Пирамида 3 %;
- общий оборот по муке – 370 тыс.тонн;
- общий оборот по пшенице – 513 тыс.тонн.
Необходимо провести общий анализ ситуации, причем, учитывая малый объем информации, решать некоторые вопросы нужно на уровне интуиции.
Если валовой оборот с продажи составит 3,78 млн.грн, используя данные о долях рынка можно на интуитивном уровне можно утверждать , что продажи на рынке Луганской области, не будут больше, чем на завоеванных рынках, т.е. продажа не превысит 0,3 млн.грн.
Первая проблема: как обеспечить успешный доступ на рынок Луганской области. Ее решение зависит от эффективности применения маркетинга. «БЕТА» не имеет опыта маркетинговой деятельности за пределами Донецкой области. Однако, владея определенными долями рынка, обладает силой воздействия на рынок.
Рекомендации по развитию луганского рынка будут связаны с проблемами распространения продукции.Продукция имеет узкую отрасль применения. Компания «БЕТА» получила признание на рынке. Стимул, который движет ситуацию, - расширение компании, запланированный рост. Подобный анализ необходимо провести перед подготовкой более конкретных ответов на поставленные вопросы в задании.
Возможные ответы.
Вопрос 1. Пути внедрения компании «БЕТА» на рынок Луганской области.
Возможности: прямой маркетинг; строительство производственной базы в Луганской области; организация дистрибьюторской сети по распространению марке; франчайзинг; мерчендайзинг; создание дочерней компании по закупке пшеницы, производству муки и ее реализации; покупка контрольного пакета акций производителя муки в Луганской области. При этом необходимо запланировать время для завоевания рынка, организации сети распространения; проанализировать эффективность от расширения рынка.
Вопрос 2. Трудности каждой возможности:
а) прямой маркетинг- сопротивление рынка Луганщины торговой марке «БЕТА», значительное время на проникновение в распределительную сеть Луганской области; затруднительный контроль за ростом продаж; трудности в связях с конечным потребителем; задержки в оплате;
б)строительство производственной базы требует инвестиций; определение места нахождения; обеспечение рабочей силой; поиск квалифицированного персонала;
в) организация дистрибьюторской сети по распространению товара- трудность отбора хороших дистрибьюторов; перенос издержек по созданию дистрибьюторской сети на конечного потребителя; сопротивление рынка; проблема мотивации дистрибьютора; лояльность компании основана лишь на финансовых итогах деятельности; трудности в установлении понимания;
г) создание дочерней компании по продажам в луганской области – инвестиции; временной лаг; надлежащее укомплектование персоналом; финансовые риски;
д) организация сети продвижения муки и оценка продаж – необходимость интеграции в экономику других регионов; региональные особенности; кластерный анализ; приобретение признания на персональном уровне; доведение качества муки до требований рынка;
ж) приобретение контрольного пакета акций производителя муки в Луганской области – выбор подходящей компании; достижение больших сбережений на инвестициях, чем потеря на дополнительных издержках.
Вопрос 3.Выбор метода проникновения. В качестве предлагаемого метода выхода на рынок выбрано приобретение.
Обоснование выбора- эффективное использование временного фактора, так как задача «БЕТЫ» - проникновение на рынок до конца текущего года; наличие системы сбыта и каналов распределения; опыт в поисках и выборе целевых сегментов; экономия на инвестициях.
Вопрос 4.Рекомендации по товародвижению и распределению: стандартизация системы документации; установление товарных запасов; обеспечение оптимальности заказов и поставок; предложения дистрибьюторов по необходимому уровню сервиса в пользу потребителя; разработка форм распределения товаров; в рамках всей системы распределения необходимо постоянно осуществлять анализ и контроль издержек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения выпускной работы было установлено следующее:
- кейс-метод, в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей;
- при кейс – технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет студентам, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему;
- разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания;
- в процессе разбора кейсов при изучении дисциплины «Маркетинг», развиваются личностные и профессиональные навыки студентов, такие как: способность принимать решения, способность к обучению, системное мышление, самостоятельность и инициативность, готовность к изменениям и гибкости, коммерческая и деловая ориентация, умение работать с информацией, упорство и целеустремленность, коммуникативные способности, способность к межличностным контактам, конструктивность, этичность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
| Бевзенко В.Ф., Баширов И.Х., Лазебник Р.М. Маркетинг: современные технологии обучения: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Юго–Восток, Лтд», 2008. – 291 с. |
| Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос, 2011. 288с. |
| Информационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е.В.Иванова. Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой - СПб.: 2010 г. |
| Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения. Учебно- методическое пособие. – Саратов., изд. Наука, 2004 |
| Энциклопедия педагогических технологий: А. К. Колеченко — Санкт- Петербург, КАРО, 2012 г. |
| Багилев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. ⦏Электронный ресурс⦐. Режим доступа: URL:http://www.marketing.spb.ru/read/m21/. |
| Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс].Режим доступа:http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info &id=2600 |
| Кейс-метод в профессиональном образовании Павельева Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n3_08/Pavel3.pdf |
| Метод кейс-стади в обучении стратегическому менеджменту в высшей школе. Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Егорова, Елена Владимировна Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/metod-keis-stadi-v-obuchenii-strategicheskomu-menedzhmentu-v-vysshei-shkole#ixzz4N2xrlpSX |
| Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади». Составитель О.Н. Калачикова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://umu.utmn. ru/ files/case.doc |
| Основы кейс-метода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pprog.ru/Osnovi%20keis-metoda.doc |
| Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 138 с.: ил. То же ⦏Электронный ресурс⦐. Режим доступа: URL:http://spbume.ru/up/rt/media/izd/Sbornik.pdf |
| Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы учащихся // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 2(9) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf
|
| Абдукадыров А. А., Тураев Б. З. Кейс-технологиякаксредствоповышениякомпетентности будущих инженерно-педагогическихкадров // Молодойученый. — 2013. — №6. — С. 659-665. |
| Игонина Л.Л. Кейс-технологии в преподавании экономических дисциплин // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 8. – С. 82-86 |
| Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1. Электронный ресурс⦐. Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/keys-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya; |
| Царапкина Ю. М. Использование кейс-технологий при обучении студентов. //Образование и наука. 2015. № 3 (122)[Электронный ресурс].Режим доступа:www.edscience.ru/jour/article/download/384/376 |