СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему «Нетрадиционные формы и методы обучения и их роль в развитии личности студента»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка излагает взгляды на эффективность использования методов активного обучения (МАО) в сравнении с типичными методами обучения, указывает основные пути использования нетрадиционных методов в процессе обучения студентов.

К методической разработке дается приложение, представляющее собой описание проведения различных уроков с использованием МАО. Это приложение составлено на основе личного опыта самого автора и переработанных им рекомендаций различных педагогов-новаторов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему «Нетрадиционные формы и методы обучения и их роль в развитии личности студента»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И

МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Нетрадиционные формы и методы обучения и их роль в развитии личности студента»
















2016 г.

Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин и рекомендована к утверждению и использованию.

Протокол № 1 « 31 » «08 » 2016 г.

Председатель цикловой комиссии

_____________ В.Ю.Мягкова




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

« 30 » « 08» 2016 г.

_____________ И.В.Арутюнова














Автор: Виниченко Валентина Андреевна, преподаватель ГБПОУ КК

«Крымский технический колледж»













2

Содержание

Предисловие. 3 1. Основная часть. Особенности развивающего обучения 4 1.1 Методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога

и студента 5

1.2 Принципы нетрадиционного обучения 6

1.3 Условия и правила, необходимые для использования творческо-воспро-

изводящего метода 6

1.4 Соревновательный характер МАО игрового типа 7

Заключение Значение МАО 9

Приложение 10

Список литературы 28


































3

П Р Е Д И С Л О В И Е

Современные условия жизни требуют от преподавателя многих усилий, чтобы заинтере­совать студентов, разнообразить занятия, развивать интеллектуально-творческое мышление обучаемых и стремление к познанию. Конечно же, многое в этом плане зависит от мастерства, изобретательности педагога и его желания работать по-новому.

Методическая разработка излагает взгляды на эффективность использования методов активного обучения (МАО) в сравнении с типичными методами обучения, указывает основные пути использования нетрадиционных методов в процессе обучения студентов.

К методической разработке дается приложение, представляющее собой описание проведения различных уроков с использованием МАО. Это приложение составлено на основе личного опыта самого автора и переработанных им рекомендаций различных педагогов-новаторов.

В ходе работы над методической разработкой использована методическая литература, связанная с опытом работы педагогов-новаторов: Н.И. Лесных, В. Ильина, Э. Са-вицкой и других, а также материалы журнала «Специалист» и «Среднее специальное образование».

Данная методическая разработка призвана оказать помощь преподавателям в ис­пользовании на своих занятиях методов активного обучения (МАО). Особенно полезна она молодым педагогам, т.к. в ней рассмотрены вопросы не только частных методик проведения занятий, но и даются рекомендации общего характера, применительные на занятиях при обучении различным предметам.
















4

1. Основная часть «Особенности развивающего обучения»

1.1 Методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и студента

«… знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой

Умение преподавателя заинтересовать студента своим предметом зависит от многих факторов, среди которых и артистизм, и манера изложения, и голос, и педагогический факт, и внешний вид…Но самыми главными, основополагающими факторами сотрудничества педаго­га и учеников являются те методы, которыми оперирует преподаватель, обучая своих студентов.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и студента, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками. Педагогическая наука и практика предлагает учителю богатый арсенал методов и приемов обучения.

Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использо­­вать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение постав­ленной цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов, способностей студентов, воспита­ние личности в процессе овладения знаниями и умениями.

В традиционно сложившейся практике преподавания в средних специальных учебных заведениях большое место занимают информационно - развивающие методы, когда сам преподаватель играет более активную роль, чем студенты.

Среди этих методов – лекции, рассказ, беседы, объяснения. Как правило, пользуясь такими методами для закрепления знаний и совершенствования умений, преподаватель оперирует репродуктивными методами (пересказ – воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений и заданий по образцу, лабораторных работ по инструкции).

Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение материала, менее – на развитие творческого мышления, активизацию творческого мышления и самостоя­­тельной познавательной деятельности. На сегодняшний день средняя специальная школа еще остается в значительной мере консервативной в содержании и методах обучения. Авторитарный стиль общения педагогов со студентами доминирует. Непосредственный контакт Учителя и Ученика – привилегия энтузиастов от педагогики. Естественно, что при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на «качественного»

5

специалиста не может быть «качествен­ным». Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше непосредственного труда и времени, чем непрофессионал.

Основным в его обучении является отнюдь не овладение какой-то суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления, профессиональной интуиции и профессиональной этики.


1.2 Принципы нетрадиционного обучения

Поиски педагогов-новаторов дают плодотворные результаты, в этих поисках преподава­тели пришли к выводу, что методика обучения должна быть построена так, чтобы стимулиро­вать студентов к активным собственным действиям, направленным собственно на процесс усвоения, формирование практических навыков, активизацию их познавательной деятельности. В основу своей методики положены следующие принципы:

  1. Принцип развивающего обучения и принцип мотивации призваны подбирать посильные задачи и формировать потребность их решения у студентов.

  2. Принцип коллективности и принцип индивидуализации взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. ориентированы на «коммуникативный» и «неком­му­никативный» тип обучаемых. Первый тип студентов быстро входит в процесс общения, легко усваивает информацию «на слух». Второй тип студентов испы­ты­вает затруднения в общении, но зато у них, так сказать, систематизирующий ум – они проще усваивают системно изложенный материал. При коллективных приемах и методах обучения каждый студент может сам найти «свое», соответствующее его особенностям место в общей работе.

Заформализованная система получения новых знаний сложила прочное представ­ление: учеба – обязательно тяжелый труд, рассчитанный более всего на память и зубрежку. А ведь мы сами делаем учебу трудом, отказываясь от перспективной формулы: «играя - обучай». Эта формула как раз и является основой методик педагогов-новаторов. Для них существует главный принцип обучения: образование должно быть развивающим, а не отупляющим.


1.3 Условия и правила, необходимые для использования творческо-воспроизводящего метода

  • Как на способ выйти из порочного круга педагогической схоластики и зубрежки нужно особое внимание обратить на нетрадиционные методы обучения (творческо- воспроизводящие), среди которых можно отметить следующие:

  • деловые игры;

  • ролевые игры;

6

  • бригадные состязания;

  • сочинения;

  • поисково – исследовательские лабораторные работы;

  • вариативные упражнения;

  • анализ производственных ситуаций;

  • решение ситуационных производственных задач.


Раскрепощенность формы этих занятий, увлекательность игры усиливают плодо-творность поисковой деятельности студентов. Вообще психологи убеждены, что страсть к игре правит человеком в не меньшей форме, чем любовь и голод. Если попытаться сформулировать условия, накладываемые на творческие задачи и вопросы, на «нетрадицион­ные» методы обучения, то они предстанут примерно в таком виде:

  • в результате их решения должно достигаться неизвестное или известное, но казавшееся раннее участникам неизвестным;

  • задача или вопрос должны формулироваться так, чтобы возникала познава­тель­ная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятель­ности;

  • формулировка задачи или вопроса должна учитывать интеллектуальные воз­можности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Таким образом, в творческо-воспроизводящем методе, то есть в его основе, должно быть какое-то рассогласование, противоречие. При составлении вопросов нужно придерживаться следующих правил:

  • наличие противоречия между известным и неизвестным;

  • задания должны быть посильными, находиться «в» зоне ближайшего развития, которая простирается от того, что студент может сделать совершенно самостоя­тельно, до того, что он сегодня способен сделать в сотрудничестве с соучениками и преподавателем.

Для активизации процесса интеллектуального творчества разработаны различные методы. Среди них наиболее известен и популярен метод «мозгового штурма». Именно он лежит в основе большинства нетрадиционных методов обучения («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «КВН» и т.д.) По аналогичному принципу можно создавать различные сценарии с использованием нетрадиционных методов либо по отдельным предметам, либо по циклам предметов.

1.4 Соревновательный характер МАО игрового типа (МАО)

Одним из признаков МАО игрового типа можно считать их соревновательный характер. Поэтому при их разработке и проведении группа, как правило, делится или на 2 ко-

7

манды, или бригады по 5-6 человек. Кроме того, необходимо выработать чёткую систему стимулирования, которая в конце занятия позволяет определить победителя.

Поощрения студента, проявившего себя в игре – обязательное условие проведе­ния игры. Каждая маленькая победа даже слабого учащегося помогает становлению личности человека, ведь игра известна с древнейших времён, как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Каждое интеллектуально–творческая игра или её элементы обязательно дают человеку хоть небольшое, но новое знание. Таковы законы мышления, которое не может быть сведено лишь к функционированию старых знаний. Что же дают пре-подавателю нетрадицион­ные методы обучения?

  1. Возможность моделирования различных процессов, явлений и их составляю­щих компонентов.

  2. Копирование типичных жизненных ситуаций, в ходе которых участники ведут напряжённую умственную работу.

  3. Коллективный поиск оптимального решения, используя собственный практи­ческий опыт и теоретические знания.

Таким образом, огромные познавательные возможности интеллектуально – твор­чес­ких игр, которые являются основой нетрадиционного метода обучения, кроются в нео-жиданных задачах, логика поиска решения которых становится для участников маленьким спектаклем, детективом с обязательно плодотворной развязкой. Подготовка к игре заставляет студентов проявлять самостоятельность, обращаться к энцикло­педиям, спра-вочной литературе, научно–популярным периодическим изданиям, кино­фильмам, жизнен-ному опыту старших и т.д.

Всё это благотворно сказывается на воспитательном аспекте личности молодого человека и формирование его мировоззрения.












8

Заключение

Итак, чем же обусловлена эффективность нетрадиционных методов обучения?

  1. Свободные ассоциации чаще возникают при коллективной деятельности, чем в индивидуальной («одна голова хорошо, а две – лучше»). Поэтому предло­женная одним игроком идея непроизвольно возбуждает и заставляет интен­сивнее работать воображение других, порождает совершенно новые идеи, происходит свое-образная «цепная реакция».

  2. Второй момент – стимулирующий эффект соперничества. Соревнование увели­чивает продуктивность умственной работы на 50% и более.

  3. Третий момент – стимулирует воздействие отказа от критики. Все предло­жения (в том числе и шутливые, «бредовые») принимаются, ведь игра – это общение друзей.

Интересно заданный вопрос, пусть и не очень верный, при проведении игры радует больше, чем безупречный с научной точки зрения, но скучный, не занима­тель­ный по форме, не заставляющий нас удивляться. Конечно, подготовить полноценную игру преподавателю стоит значительных усилий. Да и времени она отнимает много. Элементы же интеллектуальных игр целесообразно вносить на каждое занятие. Опыт педагогов–новаторов показывает, что эти игры являются своего рода «озоном», освежающим атмосферу традиционных уроков, и улучшают работу системы «учитель – ученик».








9

П Р И Л О Ж Е Н И Е


























10

I. Урок-концерт с элементами конференции

1.1 Условия проведения

Урок сообщения новых знаний в форме урока – концерта с элементами конферен­ции проводится, как правило, в группах, в которых есть достаточно талантливые студенты, умею­щие хорошо декламировать, обладающие вокальными способностями. Об этом должен быть хорошо осведомлен преподаватель.

Особенностью данного занятия является то, что подготовка его – это плод коллек­тив­ного сотрудничества преподавателя и студентов. Уроки – концерты интересно проводят­ся при изучении тем, связанных с изучением жизни и творчества поэтов: С. Есенина, А. Блока, Н.Некрасова, поэзии 40-х годов и др. Перед участниками ставятся проблемы, которые им необходимо решить заранее. Выявляются и будущие «артисты». Студентам предлагается познакомиться на выбор с лирикой данного поэта, выучить наизусть понравившиеся стихи.

1.2 Подготовительный этап

После выбора темы, полного её изучения преподавателем, выявлений дискуссионных возможностей разрабатываются и выдаются задания студентам.

Цель, которая преследуется при этом, - полное и глубокое изучение материала, знаком­ство с личностью поэта, его идеалами. Задание выдается за две недели до урока, чтобы дать возможность найти необходимую литературу, выработать четкий план работы, сформулировать собственную точку зрения. В качестве примера рассмотрена подготовка урока – концерта по творчеству С. Есенина.

1.2.1 Перечень предлагаемых студентам примерных вопросов по творчеству С. Есенина.

1.2.1.1 Босоногое детство Сережи Есенина, роль родственников в воспитании буду­щего поэта.

1.2.1.2 Творческий путь С. Есенина до 1917 года. Ранняя лирика.

1.2.1.3 Есенин и революция. Противоречия во взглядах поэта. «Я последний поэт деревни…»

1.2.1.4 Есенин о Родине и природе.

1.2.1.5 Страницы любви в поэзии Есенина.

1.2.1.6 Образы родных и близких в лирике поэта.

1.2.1.7 «Песнь» о животных.

1.2.2 Индивидуальные задания.

1.2.2.1 Выучить наизусть стихи:


11

«Шаганэ, ты моя, Шаганэ …», «Собаке Качалова», «Гой, ты Русь моя родная», «Белая береза под моим окном…», «Исповедь хулигана», «Русь советская», «Сестре Шуре», «Пахнет теплыми дроченами» и т. д.

1.2.3 Подготовить романсы на стихи С. Есенина.

  • «Выткался над озером …»;

  • «Отговорила роща золотая …»;

  • «Письмо к матери»;

  • «Сыплет черемуха снегом»;

  • «Стою один …».

1.2.4 Подготовить рефераты, рисунки, альбомы.

Распределяя вопросы и задания, преподаватель должен хорошо знать уровень подготовленности каждого студента, психологический климат в группе, постараться никого не обидеть. В ходе обсуждения будущего занятия студентам можно предложить самим вы-двинуть «лидеров», т.к. они хорошо знают способности и слабости каждого из них. В связи с этим можно отметить, что вносимые в подготовку урока – концерта элементы инди-видуального творчества могут в дальнейшем положительно повлиять на развитие духа творчества в группе, что даст ей возможность выбиться в лидеры.

1.3 Оформление кабинета

Кабинет красочно оформляется высказываниями о С. Есенине цитатами из его стихот­воре­ний. На доске записана тема, выставлен портрет на фоне нарисованной и вырезанной аппликации березы. Можно вывесить план – вопросник к теме, выставить подготовленные студентами рисунки, рефераты, альбомы.

1.3.1 Содержание и ход занятия

Урок сообщения новых знаний с элементами концерта и конференции состоит из четырех частей:

I часть – ознакомление с планом урока, постановка проблем.

II часть – ознакомление с темой занятия и вопросами к теме.

III часть – сообщение новых знаний.

IV часть – подведение итогов занятия, оценка знаний студентов.







12

П л а н з а н я т и я

Дата проведения:

Группа:

Предмет: «Литература»

Тема: «Личность Сергея Есенина. Человек и природа в стихах поэта. Сергей Есенин о Родине»

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид занятия: урок с элементами проблемной лекции, концерта и кон­ференции.

Цели занятия:

1.образовательная:

-введение студентов в сложный мир лирики С. Есенина;

-показать своеобразие его поэтического мышления;

-рас­ши­рить кругозор;

-развивать интерес к изучаемому;

2.воспитательная:

-воспитывать любовь к прекрасному, к Родине;

-воспитывать гуманное отношение к людям, природе, животным.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

обеспечивающее:

«Литература», тема: «Литература начала ХХ века и 20-х годов»


обеспечиваемые:

«История России», тема:''История России в начале ХХ века и 20-х годов''.


Оснащенность урока:

1. Магнитофонные записи песен на стихи Есенина в исполнении Малинина

2. План-вопросник к теме

3. Презентация «Сергей Есенин»

4. Цитаты из стихотворений С. Есенина

5. Рисунки, альбомы, рефераты


Х о д з а н я т и я

1. Организационный момент, постановка целей и задач урока.

2. Ознакомление с темой занятия.

2.1 Сообщение темы урока, условий проведения и задач.

2.2 Актуализация знаний студентов. (Понятие о лирике, лирическом герое, образных средствах языка: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.д.)

13

2.3 Ознакомление с планом занятия.

3. Работа по плану занятия.

3.1 Заслушивание магнитофонной записи песни на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А. Малинина.

3.2 Вступительное слово учителя о личности поэта.

З.3 Заслушивание сообщений студентов по плану-вопроснику с просмотром кадров презентации «Сергей Есенин», чтение стихотворений согласно тематике.

3.3.1 Босоногое детство Сережи Есенина, роль родственников в воспитании поэта.

3.3.2 Творческий путь С. Есенина до 1917 года. Ранняя лирика.

Исполнение романса на стихи Есенина «Сыплет черемуха снегом …»

3.3.3 Есенин и революция. Противоречия во взглядах поэта.«Я последний поэт деревни…» (исполнение романса на стихи Есенина «Стою один…»)

3.3.4 Есенин о Родине и природе.

Исполнение романса на стихи Есенина «Отговорила роща золотая…»

3.3.5 Страницы любви в поэзии Есенина.

Исполнение романса на стихи «Выткался над озером алый свет зари …».

3.3.6 Образы родных и близких в лирике поэта.

Исполнение романса на стихи «Письмо к матери».

3.3.7 Стихи о животных.

4. Итоги занятия, выставление оценок, выдача домашнего задания.














14

II. Урок- диспут

Диспут – самая трудоемкая, но и самая благодатная форма урока. В сложном комплексе методов и приемов воспитания он подчас играет эпизодическую роль воспитания, но всегда оставляет какой-то особенный, яркий след, надолго запоминается. В диспуте прорываются наружу чувства и мысли, скрытые в обычное время. Когда студенты на занятии спорят, значит они думают. Правильно проведенный диспут оказывает более эффективное влияние, чем обычный урок, потому что на уроке-диспуте ум и сердце студента не остаются в стороне, в покое.

По форме и содержанию урок-диспут ближе к уроку-беседе, но беседа отличается от диспута отсутствием резкой полемичности, спорности вопросов, характерных для диспута. Урок-диспут – это поиск студентами самостоятельного решения в споре, в сопоставлении разных точек зрения. На этом занятии учитель учит, а студенты учатся. Только происходит это в процессе спора и столкновении мнений.

Какова же самая упрощенная схема подготовки и проведения такого урока? От материала к теме и вопросам, с темой и вопросами – к учащимся. Затем работа по следам диспута (заключительное слово учителя, итоговое сочинение, анализ результатов). Подготовку при проведении диспута можно разбить на 3 этапа:

1 этап – выдача заданий

Здесь необходимо дать студентам определенные задания, добиться понимания сущности общественных отношений изображаемой эпохи, выдвинуть основные пункты для размышления.

2 этап – проведение самого диспута

На этом этапе включается в работу такой важный фактор, как коллективное соперничество, направляемое преподавателем. В ходе подготовки проведения занятия важную роль играет общее настроение. Задача преподавателя состоит в том, чтобы управлять этим настроением, создать определенный настрой чувств и мыслей, отвечающих поставленной задаче.

3 этап – полемическое сочинение как логическое завершение урока-диспута

Здесь на первый план выдвигается осмысление рассмотренных на уроке проблем с содержанием произведения. Важное условие успешного проведения урока-диспута – это настрой самого преподавателя, наличие у него самого глубоко прочувствованного, выстраданного убеждения, которое он готов отстаивать. Кроме того, преподаватель должен подчинить своей воле коллектив, т.к. если он не сделает это, урок может получиться неинтересным из-за «неуправляемости» аудитории, вялости и безразличия студентов. И,

15


конечно же, выигрывает тот преподаватель, который может хорошо импровизировать.

Огромное значение имеет момент, овладел ли сам преподаватель спецификой ведения урока-диспута. Определение темы также является узловым моментом в подготовке к диспуту. Тема урока должна соответствовать знаниям студентов, их жизненному опыту.

Вторая задача – подбор вопросов к диспуту. От вопросов многое зависит и, прежде всего, направление разговора. Вопросы должны быть посильными, но в то же время требуют мобилизации сил и направления мысли.

Интересными могут быть диспуты по произведениям М. Горького, А.П. Чехова, Ф. Достоевского и других писателей.

Вот, например, некоторые темы для уроков-диспутов:

I. “Мещанство! Какое оно?” (по произведениям А.П. Чехова)

  1. Кого можно назвать мещанином? Каков он?

  2. Каким представляется Чехову образ мещанина?

  3. Может ли человек, любящий своё дело, превратиться в Ионыча?

  4. Сможет ли доктор Старцев вновь стать гражданином в большом смысле этого слова?

  5. Чем страшен обыватель?

  6. Неизбежна ли для человека, целиком отдавшегося семье, участь Душечки?

  7. Всякий ли человек, увлекающийся многим и тянущийся к конкретным людям, - Попры­гунья?

  8. Чем страшны Беликовы?

  9. Каковы современные обыватели?

II. “Преступник или защитник?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  1. Какие чувства вызывает у Вас жизнь Раскольникова?

  2. Кто виноват в трагедии героя?

  3. Как Вы оцениваете преступление Раскольникова?

  4. Какие, на Ваш взгляд, есть пути выхода из ситуации, связанной с бедственной жизнью главного героя?

  5. Как Вы оцениваете поведение героя в сцене убийства старухи?

  6. Какие чувства вызывает у Вас образ Алены Ивановны?

  7. Можно ли назвать отношение Раскольникова к Соне любовью?

  8. Ваше отношение к «теории наполеонизма?»

  9. Возможны ли в наши дни «современные» Наполеоны?

  10. Как автор относится к своим героям?

  11. Возможны ли подобные преступления в современном мире?

16

На занятиях по литературе можно проводить и малые уроки-диспуты, которые могут быть лишь элементом урока.

Необходимо отметить, что при подготовке к диспуту студенты должны поработать с дополнительной литературой. Называя произведение, преподаватель не обговаривает сразу же вопросы, которые предложит. Это необходимо для того, чтобы не связывать студентов, не ограничивать их мысли о прочитанном. Перед диспутом можно провести сочинение-рецензию, чтобы выяснить, все ли читали данное произведение. А уже после этого дать вопросы или часть из них, приберегая те из них, которые могут во время диспута дать определенный резонанс на уроке, стать своеобразными «термометрами» полемики.



























17

III. “Брейн - ринг”

Урок, проведенный на основе телевизионной игры «Брейн-ринг», является итоговым занятием по какой-либо теме предмета. В ходе него и подготовки к нему развивается интел­лектуаль­ное, логическое, научное мышление, познавательные интересы, чувство ответствен­ности. В основе уроков подобного типа лежит метод «мозгового штурма» в сочетании с соревно­ва­­тель­ным характером занятия.

Занятие «Брейн-ринг» должно тщательно готовиться. К нему основательно готовится и сам преподаватель, и студенты. Так как этот урок является итоговым, перед началом прохождения какой-либо темы преподаватель ставит студентов в известность о проведении подобного занятия после прохождения этой темы, нацеливая их на более вдумчивую работу по предмету. Как правило, группа делится на бригады по 5-6 человек в каждой. Здесь можно использовать принцип добровольности вхождения в бригады. Наблюдения показывают, что принцип «добровольности» не только стимулирует сильных по знаниям студентов, но и заставляет слабых готовиться лучше, чтобы в следующий раз при проведении уроков подобного типа доказать свое право на вхождение в бригады с высоким показателем знаний.

Из числа хорошо успевающих студентов выбирается жюри, которое следит за правильностью ответов и системной оценки знаний. В конце урока оно же подводит итоги, суммируя баллы. Преподаватель на уроке возлагает на себя роль ведущего и консультанта, который может оказывать помощь жюри в случае затруднений оценки знаний играющих. К уроку заранее готовятся таблички «жюри», «консультант», разрабатывается система баллов. В игре должны принять участие все 5-6 бригад, очередность игры которых определяется жеребьёвкой. Для того, чтобы повысить заинтересованность всех участников игры и заставить их работать на уроке, можно стимулировать ответы команд с места путем вы-ставления им дополнительных баллов, если основные участники игры в лице двух бригад затрудняются ответить на поставленный перед ними вопрос. Игра ведется методом выбывания с учетом жеребьевки в два круга. В финале встречаются две бригады, набравшие наибольшее количество баллов, затем объявляется бригада – победитель.

Можно предложить следующую систему оценки знаний. Каждый вопрос оценивается баллами от 1 до 5 (в зависимости от качества ответа). Ответы с мест оцениваются половиной от величины основного балла, т.к. студенты на местах могут работать с текстами, учебниками, таблицами и т.д.. В финал выходят те две команды, у которых сумма основных и дополнитель­ных баллов наиболее высокая.

Оценка «5» ставится членам команды, набравшей наибольшее количество баллов.

Оценка «4» ставится членам команды, показавшей второй результат.

Оценка «3» ставится членам 3 и 4 команд.

18

Жюри и преподаватель–консультант могут на свое усмотрение повышать или пони-жать оценки отдельным членам команд в зависимости от их участия в игре.

Подготовка и проведение уроков «Брейн-ринг» вызывают у студентов живой интерес, заставляют их волноваться, работать с учебниками, дополнительной литературой, текстами. Подобная форма урока может устроить любого преподавателя-предметника.

Вот, например, перечень вопросов, которые можно предложить на занятии «Брейн-ринг» при изучении по литературе темы: ''Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого''. Анализ урока показал, что для подготовки к данному занятию студентам пришлось хорошо пора-ботать над текстом романа, что также немаловажно.

  1. Перечислите гостей Анны Павловны Шерер.

  2. С чем сравнивается салон Анны Павловны и почему?

  3. С кем сравнивает себя Андрей Болконский в разговоре с Пьером после приезда с вечера у Анны Павловны?

  4. Как назывался военный руководящий центр австрийцев?

  5. Сколько было партий, окружавших государя в начале 1812 года? Какая партия была ближе к истине?

  6. Куда отправляет Кутузов князя Андрея после победы под Кремсом с известием о победе?

  7. У какого местечка отряд Багратиона задержал отряд Мюрата?

  8. Кто был автором диспозиции Аустерлицкого сражения? Что она представляла собой?

  9. Перед каким сражением Кутузов сказал: «Потому и не начинаю,… что мы не на параде, и не на Царицыном лугу».

  10. Опишите внешность Кутузова.

  11. Опишите внешность Наполеона.

  12. Опишите внешность Наташи.

  13. Опишите внешность Пьера.

  14. Опишите внешность Элен.

  15. Опишите внешность князя Андрея.

  16. Как вел себя князь Андрей в салоне Анны Павловны и почему так?

  17. Как жил князь Андрей в деревне?

  18. Какую перемену заметил Пьер в князе Андрее, когда они сидели в кабинете после вечера у Анны Павловны?

  19. Каковы заповеди масонской ложи, в которую вступил Пьер?

  20. Какие мысли овладели князем Андреем при виде старого дуба?

19

  1. С какой целью князь Андрей едет в Петербург из деревни?

  2. Как называлась гора, на которой лежит раненый князь Андрей, о чем он думает?

  3. Как Наполеон выделялся на фоне своей свиты?

  4. Как назывались имения князей Балконских?

  5. Каким предметам обучал старый князь Болконский свою дочь?

  6. Кто помешал женитьбе князя Андрея и каким образом?

  7. Кто был героем партизанской войны? Кто был его прототипом в жизни?


Вопросы, предложенные бригадам, компоновались по значимости.


























20

К В Н


В эту игру можно играть на любом предмете, когда завершается прохождение какого-либо раздела. Группа обычно делится на три команды, в каждой из которых вы-бирается капитан, «историк», «художник», «поэт». Команды заранее придумывают себе название, девиз, выполняют домашнее задание. В сценарий КВН включаются следующие конкурсы:
  1. Представление – приветствие команд.

  2. Эстафета–разминка. Вопросы этого задания должны быть лаконичными, четкими и короткими. В составлении вопросов могут участвовать сами команды.

  3. Отгадывание кроссвордов.

Всем студентам группы было предложено за неделю до урока составить кроссворд. Во время КВН команды обмениваются ими и отгадывают.

  1. Конкурс капитанов.

Капитаны могут обменяться приветствиями, могут задать друг другу вопросы или что-то решить, написать.

  1. Конкурс «художников».

На этот конкурс предлагаются рисунки по предмету, сделанные дома или нарисованные в аудитории на тему: «Что бы это значило?»

  1. Конкурс «поэтов».

Этот конкурс предусматривает написание какого-либо юмористического четверостишья по теме урока.

  1. Домашнее задание.

Студенты представляют то, что они заранее готовили дома с ориентиром на данную тему урока.

Учитель по своему усмотрению может включить и другие конкурсы типа «Эста-фета», «Викторина» и т.д. Подобная игра с удовольствием воспринимается студентами. Подготовка к ней заставляет их обращаться к конспектам, учебникам, дополнительной литературе. Полезность и эффективность её очевидна. От преподавателя она требует изобретательности, а от студентов – поисковой работы, тщательной подготовки. В итоге выигрывают все.




21

Итоговый зачет «С о р е в н о в а н и е»


Эта игра соревновательного характера проводится как итоговое зачетное занятие по какой-либо теме. Цель такого занятия - контроль и закрепление знаний студентов.

Занятие проводится в 3 этапа.

1 этап – подготовительный.

Преподаватель разъясняет студентам цель данного занятия, функции участников игры, интересы команд, систему их стимулирования и штрафов. Группа разбивается на бригады или команды, в которых назначается бригадир или капитан. В каждой бригаде 5 человек. Бригады получают карточки для решения ситуаций (вопросов), организуют в своей бригаде решение выбранных ситуаций, затем представляют в арбитраж в письменном виде. Члены бригад могут участвовать в решении вопросов других команд, если те затруднятся отвечать на них.

2 этап – получение заданий и их выполнение.

Бригадиры выбирают конверты с заданиями и организуют в бригаде поиск их правиль­ного решения. В каждом конверте лежат 5 карточек с заданиями (равноценными для всех бригад), оцененными в зависимости от сложности в 20, 15 и 10 баллов. Конверты комплек­туются таким образом, чтобы сумма баллов карточек в каждом из них была равна 70. В этом случае все бригады находятся в одинаковых условиях и имеют возможность получить одинако­вое количество баллов за правильное решение.

Баллы начисляются бригаде при обсуждении проблемы каждой ситуации или вопроса с учетом правильности, полноты и четкости ответа.

В случае, если ситуация не решена или решена не полностью, с команды снимаются все баллы. При неточном или частично неправильном ответе снимается от 25 до 50% баллов в пользу участников других команд, которые при обсуждении вносят исправления, добавление.

Если в ходе обсуждения бригада обращалась в арбитраж за консультацией, с нее снимается 25-50% от стоимости задачи.

Арбитраж может оштрафовать бригаду за задержку решения и за нарушение игро-вого режима на 10 баллов.

В ходе игрового занятия на доске в каждой бригаде ведется таблица хода игры и начисления баллов.

Бригада

Б а л л ы

Место, оценка

Ответы на вопросы

1

2

3

4

5

Дополн.

Штрафы

Сумма

22

Арбитры проводят анализ ответов и вносят результаты в таблицу.

3 этап – подведение итогов.

Арбитры суммируют количество баллов. По количеству баллов определяется место бригады. Все участники бригады получают оценки в зависимости от конечной суммы результата, т.е. суммы баллов, набранных бригадой: 65-70 баллов – «отлично», 55-60 баллов – «хорошо», 50-54 балла – «удовлетворительно».

Преподаватель анализирует игру, комментирует работу бригад, выставляет оценки.

В проведении игры преподавателю оказывает помощь арбитраж, сформированный из студентов.



























23

Конкурс - викторина «Что? Где? Когда?»


Необходимая атрибутика к игре:

волчок, скрипичный ключ (его можно нарисовать на игровом поле), игровое поле с секторами, «сова» (приз лучшему игроку), книги, музыкальные записи, песочные часы или секундомер, приз для команды - победительницы, стол с 6 стульями вокруг него.

Заранее перед игрой студенты оповещаются о проведении игры по какой-либо теме или раздела курса. Группа сама разбивается на группы из 5-6 человек, однако преподаватель должен проследить за равномерностью деления, чтобы не получилось, что в одной из команд собраны все сильные игроки. Вопросы, которые могут предлагаться во время игры, составляет и сам преподаватель, и студенты.

Затем отобранные вопросы вкладываются в конверты (не менее 10-12 вопросов на команду). Определяется состав счетной комиссии, службы времени, призовой комиссии.

Конкурс проводится в учебной аудитории или актовом зале (если участвуют сразу две учебные группы). Ведущий (это может быть преподаватель или хорошо подготовленный студент) представляет членов комиссии, объясняет условия игры и проводит жеребьевку.

Первая команда садится за стол и вступает в борьбу со зрителями. Один из членов команды крутит волчок, выбирает вопрос, повторяет его. Начинается отсчет времени (одна минутка), затем заслушивается ответ. Если ответ неверен, то на данный вопрос могут отвечать зрители, получая поощрительный балл за правильный ответ. Ответы на блиц – вопросы даются через 20 секунд. Счет ведется до 6 побед или знатоков, или зрителей. Затем за стол садится вторая команда.

Счетная комиссия подводит итоги, называет команду – победительницу, лучшего «знатока» и самого активного зрителя. Призовая комиссия вручает призы, а преподаватель выставляет оценки.

Игра способствует выработке у студентов внимания, интереса к предмету, заинтересовы­вает в получении хорошей оценки как членов команды, так и зрителей.








24

К о н к у р с «Путешествие в страну литературы … физики, химии… и т.д.»

Атрибутика: цветные жетоны, магнитная доска, листы с названиями станций.

Группа делится на 6 команд, каждой присваивается свой цвет. «Путешествие» идет по следующим станциям:

  1. Историческая. Командам дается задание, связанное с историей предмета по определенной теме.

  2. Теоретическая. Команды отвечают на теоретические вопросы, поставленные преподавателем.

  3. Экспериментальная. Демонстрируется какой-либо опыт или предлагается какая-нибудь ситуация, или задается проблемный вопрос. Команда должна объяснить это. Оценивается правильность ответа.

  4. Музыкальная. Делается музыкальная пауза.

  5. Сообразительная. Задаются вопросы на смекалку. Оценивается правильность и быстрота ответа.

  6. Юмористическая. Команды заранее готовят рассказы, анекдоты, смешные истории, связанные с данным предметом, могут сами сочинить стихи и песни.

«Станции» выбирают представители команд, снимая «приклеенные» обратной стороной к магнитной доске листы с названием «станций». При правильных ответах выдаются жетоны по цвету ответившей команды. Жетоны хранятся у отвечающих.

В конце игры подводится итог:

Выигрывает команда, у которой наибольшее количество жетонов; одновременно опреде­ляется, кому присуждается личное первенство. Преподаватель выставляет оценки в журнал.

При желании преподавателю может помогать «экспертная» или «дежурная» группа. В воле преподавателя менять названия «станций».








25

«Демонстрационный кроссворд»

Этот нетрадиционный метод очень эффективен при повторении материала.

На листе ватмана размером 1000х1200 мм вычерчивается кроссворд, который составляется так, чтобы в него вошли все основные знания, которыми должны овладеть студен­ты при изучении данной темы.

Условие кроссворда: если в каждую строку выписать правильный ответ, то в одном из столбцов можно прочитать название темы и т.д.

Работа с кроссвордом происходит следующим образом. Назначенный ведущий читает вопросы. Специально выбранный «судья» смотрит, кто из студентов первым поднимет руку, и дает ему слово. Если ответ окажется правильным, его вписывают цветными карандашами в соответствующую строку, а ответивший получает поощрительную карточку. Выигрывает и получает отличную оценку тот, кто наберет наибольшее число карточек.

Достоинство игры в том, что достаточен охват студентов, достигается эффект состяза­тель­ности, накапливаются оценки.

«Поле чудес»

Атрибутика: игровое поле, волчок, магнитная доска для табло, бумажные квадраты с буквами.

Студентам заранее дается задание составить кроссворды на заданную тему. Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру. Вопросы для игры готовит преподаватель. Правила игры такие же, как и в телевизионной передаче «Поле чудес».

Составленные студентами кроссворды оцениваются и затем используются в дальнейшей работе для контроля знаний по пройденным темам.


«Кроссворд – средство контроля знаний»

Использование кроссвордов на уроках является эффективным средством учета знаний и умений студентов, создает условия для развития интереса к предмету. Кроссворды могут быть предложены в качестве закрепления пройденного раздела. Они могут быть подготовлены самими студентами, которых можно будет разделить на несколько команд (6). Затем команды обмениваются кроссвордами и начинают работу по ним. За правильно разгаданный кроссворд команды получают оценки.

Можно организовать работу с кроссвордами и иным путем: студенты получают рисунок кроссворда с уже заполненными клетками, и им необходимо составить текст к нему, т.е. здесь требуется также хорошее знание пройденной темы. Такие занятия помогают хорошему запоминанию терминологии, понятий, приборов, фамилий героев.


26

Игра – взаимоконтроль «Кубики»

Все студенты группы делятся на подгруппы по 4 человека. Каждая из этих подгрупп получает кубик, на гранях которого написаны основные формулы или условные обозначения, или небольшие вопросы. Играющие по очереди бросают кубик и рассказывают по известному им алгоритму о той физической (химической, экономической, механической) величине или отвечают на вопросы, которые выпадают каждому участнику. При этом, по необходимости, играющий может делать чертежи или записи на контрольном листке. Остальные члены подгруппы сверяют правильность ответа и при необходимости могут дополнять или исправлять ответы. В конце игры контрольные листки с текстом ответов и оценками сдаются преподавателю. Оценки может выставлять сам преподаватель или же привлекаются студенты.

Главным достоинством этого приема является то, что во время опроса активно работают все студенты, каждый из них получает возможность говорить, что способствует решению проблемы развития устной речи.

Игра «Лото»

Данная игра может проводиться как элемент урока и как урок, если преподаватель хочет проверить всю группу. Для проведения этой игры преподаватель составляет определенное количество вопросов, на которое дается в несколько раз большее количество ответов.

Если группа разделена на несколько команд, то каждая из них получает определенное количество карточек лото с вопросами и конверты с множеством ответов. Студенты должны найти в конвертах правильные ответы, при этом совещаясь и обсуждая их. Если команда не смогла найти правильный ответ, то это может сделать другая команда, получив за это дополнительные баллы. В итоге преподаватель выставляет оценки.











27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. М.И. Ерецкий. Совершенствование обучения в техникуме. – М.: Высшая школа, 1987 г.


2. А.В. Уваров. Ещё раз об играх. - ССО № 12, 1991 г.


3. В.Ф. Косарев Интенсификация учебного процесса. - ССО № 10, 1991 г.


4. Л.С. Николаева. Использование нестандартных форм занятий. – М.: Просвещение, 1986;


5. Н.И. Лесных. - «Специалист» № 12, 1992 г.


6. В.С. Шимко. Активизация обучения общетехническим дисциплинам. - «Специалист» №1, 1992г.























28