Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 18
Методическая разработка: «Роспись шали».
Разработала воспитатель :
Сергеева О.А.
Цель: создание условий для декоративного оформления шали по мотивам семикаракорской росписи.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (семикаракорской росписи);
- совершенствовать умения детей составлять декоративную композицию на основе использования характерных элементов узора и цветовую гамму.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
3. Воспитательные:
- воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
Оборудование: клеенки, бумажные трафареты квадратной формы размер 20*20 см, акварельные краски, кисточки №4, № 1, баночки с водой, черные фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые, образцы декоративных элементов, нарисованные в стилистике семикаракорской росписи.
Предполагаемый результат: украшенные декоративными элементами семикаракорской росписи шали.
Ход НОД.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какую куклу я нашла в сундуке. Как вы думаете что это за кукла?
Дети. Казачка.
Воспитатель. как вы догадались, что эта кукла казачка?
Дети. Она одета в казачий костюм.
Воспитатель. а вы помните как назывался такой костюм?
Дети. Парочка. Юбка – зоновка, а кофта – кираса.
Воспитатель. А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам историю об одной казачьей семье.
В некотором царстве, в некотором государстве, в казачьей станице жила-была казачка Аксинья. Всё в её руках спорилось: и хлеб пекла, и курень в порядке держала, а осень приходила богатый урожай с сада- огорода собирала. А как праздник случится нарядится Аксинья, шалью узорной покроется и все песни звонкие, разудалые у нее собираются. Соберутся станичники к ней на посиделки, песни играют, хороводы водят. Прослышала о том Баба – Яга, позавидовала Аксиньиному счастью и задумала похитить все узоры с Аксиньиной шали. Накинула Аксинья на себя шаль заколдованную – да в куклу превратилась.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, как можно помочь Аксиньи? Как вернуть ее к жизни?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрите во что превратила Баба Яга шаль Аксиньи.
Дети. Белый квадрат.
Воспитатель. Открою я вам секрет. Если вернуть волшебные цветы на Аксиньину шаль, то Аксинья снова оживет и снова песни ее по станице зазвучат. Поможем Аксиньюшке?
Дети. Поможем.
Воспитатель. в каком же Донском промысле можно отыскать волшебные цветы?
Дети. В семикаракорской росписи.
Воспитатель. и верно, ребята. Ведь эти цветы собрали в себе всю силу казачьей земли. Рассмотрите элементы семикаракорской росписи. Какие цветы вы узнаете?
Дети. Лазорик, клевер, подсолнух, мак.
Воспитатель. как вы считаете, какие цветы надо поместить в середину шали?
Дети. Крупные.
Воспитатель. правильно. Центр изделия всегда украшают более крупным узором. Это может быть один цветок или целый букет цветов, расположенных по кругу возле центрального цветка. (показывает образцы).
Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок
Красный, желтый, голубой - удивительный такой.
Посмотрите, на платок вот зелененький листок
Завитки как кружева, словно мягкая трава.
А какими элементами можно оформить углы шали?
Дети. Листочками или мелкими цветами, завитками.
Воспитатель. а каким узором можно оформить края изделия?
Дети. Узором волна или сеточка.
Воспитатель. что-то засиделись мы, ребята. Предлагаю вам размяться и немножко поиграться.
Физминутка игра: «Платок»
На Дону ни одно гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка и мы с вами поиграем с платочком.
Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель. Порезвились мы, да «делу время, а потехе час». Пора и за работу приниматься. Ждет ведь Аксинья своего освобождения.
Дети рассаживаются за столы и начинают оформлять декоративными узорами семикаракорской росписи квадратные бумажные шали.
Воспитатель. Какие красивые шали у нас получились!
Открывается дверь, входит казачка.
Казачка. Спасибо вам, ребята. Спасли вы меня. Буду я снова песни играть. Становитесь со мной в хоровод.
Дети с казачкой Аксиньей исполняют песню «В хороводе были мы…».