СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при гипертонической болезни» была создано для лучшего усвоения обучающимися знаний о методах сестринского обследования пациентов. Студенты работают с тестовыми заданиями, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствие с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК.О2.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
По теме «Сестринский процесс при гипертонической болезни»
Для специальности: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»
Уровень подготовки базовый
Рассмотрена
на заседании цикловой методической комиссии (клинических дисциплин)
Протокол № ____
«__» ___________ 2023г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______/ С.В. Коровашкина
«___» ______ 2023 г.
Председатель ЦМК____/Коровашкина С.В.
Составители:
Ибраева Аида Сабырбековна – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
г. Петропавловск-Камчатский, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..…..3 |
Структурно-логическая схема занятия……………………………………...9 |
Список использованных источников……………………………………….11 |
Приложение 1. Контроль исходного уровня знания…..…………………..12 |
Приложение 2. Фронтальный опрос………………………..………….……15 |
Приложение 3. Физкультминутка……………………………...……………24 |
Приложение 4. Алгоритмы выполнения……………………………………25 |
Приложение 5.Ситуационная задача………………………………………...28 |
Приложение 6.Рефлексия.………………………………................................33 |
Приложение 7. Внеаудиторная самостоятельная работа………………….. |
Приложение 8. Критерии оценки…………………………………………… |
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка практического занятия по МДК.О2.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» для
специальности 34.02.01 «Сестринский процесс при гипертонической болезни» составлена в соответствии с ФГОС СПО.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при гипертонической болезни» была создано для лучшего усвоения обучающимися знаний о методах сестринского обследования пациентов. Студенты работают с тестовыми заданиями, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствие с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.
Изучение раздела «ПСУ в терапии» поможет в освоении других междисциплинарных курсов, изучаемых студентами на следующем году обучения: МДК. 02.02. Основы реабилитации, МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК. 03.02. Медицина катастроф.
Актуальность темы
Основной причиной преждевременной смертности населения всё чаще становится гипертоническая болезнь. Сложность заболевания заключается в том, что гипертония протекает очень длительный период, вследствие которого развиваются тяжелые осложнения (мозговой инсульт, почечная и сердечная недостаточность, а также, инфаркт миокарда).
1-е место по причине смертности населения занимают сердечно-сосудистые заболевания. Выделив гипертоническую болезнь среди всех заболеваний сердечно-сосудистой системы, можно увидеть, что она занимает 3 место. По поводу болезней системы кровообращения в России неуклонно растет первичная обращаемость.
Повышенное артериальное давление часто возникает уже и в подростковом возрасте. По данным Росстата до 38% молодых людей в той или иной степени страдают от гипертонии. Большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе и гипертоническая болезнь, начинают поражать лиц всё более молодого возраста.
Основной причиной преждевременной смертности населения всё чаще становится гипертоническая болезнь. Сложность заболевания заключается в том, что гипертония протекает очень длительный период, вследствие которого развиваются тяжелые осложнения (мозговой инсульт, почечная и сердечная недостаточность, а также, инфаркт миокарда).
Более всего к развитию гипертонической болезни предрасположены мужчины старше 55 лет. Возраст женщин, когда они больше всего рискуют заболеть гипертонической болезнью, старше 65 лет
Естественно, что сердечно-сосудистая патология в целом, включая гипертоническую болезнь, и являются первоочередной проблемой в здравоохранении, всё-таки можно достичь благоприятного успеха в профилактике и лечении заболевания. Для этого пациент должен осмысленно выполнять рекомендации, иметь чёткое представление о своей болезни и уметь самостоятельно контролировать течение заболевания
Тип учебного занятия: практика
Цели занятия
Учебные:
Изучить причины развития, клиническую картину, диагностические методы исследования при артериальной гипертензии; основные элементы сестринского ухода за больными, оказать неотложную доврачебную помощь
Сформировать ПК.
Развивающие:
способствовать развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности;
развивать элементы клинического общения;
способность анализировать полученную о пациентах информацию;
способствовать развитию умения сравнивать и выделять эссециальную и симптоматическую артериальную гипертензию .
развивать познавательную и поисковую активность.
Воспитательная: формирование чувства ответственности, внимательного и доброжелательного отношения к пациентам, этики и деонтологии.
Мотивация темы.
Средним медицинским работникам необходимо знать правила ухода за больными с гипертонической болезнью и профилактику таких осложнений как гипертонический криз, который приведёт к осложнениям.
Обучающийся (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Обучающийся (базовый уровень) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Обучающийся (базовый уровень) должен обладать личностными результатами реализации программы воспитания:
ЛР 2 Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России
ЛР 7 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР 8 Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности»
ЛР 9 Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся
ЛР 12 Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве
ЛР 14 Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
ЛР15 Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации.
ЛР 17 Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей
ЛР18 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп
ЛР 21 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д
После изучения данной темы обучающийся должен:
уметь:
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
Вести утверждённую медицинскую документацию.
Проводить обязательные и дополнительные методы исследования больных с гипертонической болезнью (измерение А/Д, ОАК, ОАМ, БАК, ЭКГ, ФКГ и т.д).
организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
составить беседу;
выявить проблему пациента.
знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.;
иметь практический опыт:
оказания первой неотложной помощи при гипертоническом кризе.
Междисциплинарные связи:
ОП.02 Анатомия и физиология человека
ОП.03 Основы патологии
ОП.05 Гигиена и экология человека
ОП.07 Фармакология
ОП.09 Психология
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
МДК.01.02 Основы профилактики.
МДК.01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (беседа);
наглядные (фантом для наложения электродов ),
практические (демонстрация ролевой игры);
дедуктивные (ситуационные задачи);
аналитико-синтетические (ознакомление студентов с понятием диалога и его сущности, озвучить ошибки;
проблемно-поисковые (алгоритм правильного оказания первичной помощи исходя из клинических рекомендаций.
Место проведения занятия: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
пособие для самостоятельной работы обучающихся;
дидактический материал;
.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Название этапа занятия | время | Действие преподавателя | Действие обучающегося |
1. Организационный момент | 3мин | Приветствует обучающихся, осуществляет контроль присутствия на занятии, готовности к занятию учебного кабинета и обучающихся, оценивает внешний вид обучающихся | Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают. |
Сообщение темы, ее обоснование | 3мин | Сообщает тему, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение. | Записывают тему, «Сестринский процесс при ГБ «участвуют в обсуждении |
Определение целей занятия, плана его проведения | 2 мин | Озвучивает цели занятия, план занятия.
| Слушают, задают вопросы, участвуют в беседе. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме. |
II. Контроль исходного уровня знаний | 45мин |
|
|
Актуализация опорных знаний | 20 мин | Проводит инструктаж, раздает тестовые задания, проводит анализ ошибок. (приложения 1) Озвучивает критерии оценивания
| Выполняют письменно тестовые задания, проверяют. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок |
Фронтальный опрос | 20мин | Задает вопросы (Приложение 2), организует дискуссию, даёт пояснения | Отвечают, задают уточняющие вопросы, участвуют в обсуждении. |
Физкультминутка | 5 мин | Демонстрирую студентам технику выполнения упражнений (Приложение 3) | Выполняют совместно с преподавателем |
Инструктаж по технике безопасности | 5 мин | Преподаватель организует проведение инструктажа по технике безопасности | Обучающиеся по вызову преподавателя проводит инструктаж группы по технике безопасности. Обучающиеся внимательно слушают |
Выполнения манипуляции - Выполнения сестринского процесса | 45мин | Демонстрирует новые практические манипуляции на фантоме согласно алгоритму (Приложение 4) -подготовка пациента к проведению лабораторным исследованиям и ультразвуковому исследованию органов сердца, | Обучающиеся распределяются в малые группы по 2 человека, |
IV. Закрепление нового материала, контроль знаний, сформированности умений |
|
|
|
Выполнения манипуляции: - сестринского процесса при гипертоническом кризе .
| 30 мин | Преподаватель предлагает обучающимся выполнить манипуляции индивидуально, знакомит с критериями оценки, контролирует процесс выполнения манипуляций (Приложение 4) | Студенты демонстрируют: -забор крови на биохимическое исследование крови -проба по Земницкому -подготовка пациента к проведению ЭКГ исследованиям и ультразвуковому исследованию почек |
Решение ситуационных задач | 15 | Проводит инструктаж, раздает задания (Приложение 5). Выслушивает ответы, проводит анализ ошибок | Решают задачи, отвечают, оценивают ответы одногруппников Группа делится на 2 команды |
V. Подведение итогов занятия |
|
|
|
Обобщение, подведение итогов занятия, оценка работы. Рефлексия. | 10 мин | Дает аргументированную оценку работы каждого обучающегося, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет оценки. Раздает вопросы по рефлексии (Приложение 6) | Осуществляют самооценку: соотносят результаты своей деятельности с целью занятия |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 5 мин | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работе( Приложение 7) | Слушают, записывают дом.задание тема «Сестринский процесс при атеросклероза .ИБС: Стенокардия» |
Итого | 180 |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отвагина Т. В., Терапия: учебное пособие /Т.В. Отвагина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Сединкина Р.Г., Сестринское дело в терапии - учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
В.Г. Лычёв, В.К. Карманов, учебное пособие /3-е издание М.-ИНФРА, 2022. «Тактика медицинской сестры при неотложных заболеваниях и состояниях»
Смолева Э.В., Сестринское дело в терапии: ООО. Феникс., 2018
Цели методической разработки:
Определение уровня подготовки и степени освоения общих и профессиональных компетенций по ПМ.02 МДК 02.01.02 Сестринская помощь в терапии.
Повышения мотивации медицинских сестёр к качественной работе в терапевтическом отделении во время прохождения производственной практики по ПМ.02.
Повышение качества профессиональной подготовки медицинской сестры и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности.
Учебная цель: Изучить причины развития, клиническую картину, диагностические методы исследования при артериальной гипертензии; основные элементы сестринского ухода за больными. Сформировать ПК. Развивающая цель: Развитие клинического мышления, познавательного интереса к теме занятия. Воспитательная цель: Воспитание ответственного отношения к осуществлению сестринского ухода за больными артериальной гипертензией, гипертоническим кризом. |
Задачи:
Совершенствование профессиональной компетентности медицинской сестры в вопросах проведение лечебно-диагностических мероприятий:
ПК2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Освоение ОК:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК9.Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ЛР 2 Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России
ЛР 7 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР 8 Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности»
ЛР 9 Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся
ЛР 12 Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве
ЛР 14 Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
ЛР15 Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации.
ЛР 17 Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей
ЛР18 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп
ЛР 21 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д
Межпредметные связи:
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, МДК04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02. Основы профилактики, МДК 01.03Сестринское дело в системе ПМСП
УД Анатомия и физиология человека;
УД Фармакология;
УД Психология.
Материально-техническое сопровождение занятия:
компьютер, проектор;
лекарственные препараты для парентерального введения.
Учебно-методическое сопровождение занятия:
методическая разработка;
раздаточный материал: ситуационные задачи
Приложение 1
Исходный тест
При заболеваниях сердечно-сосудистой системы с нерезким нарушением кровообращения применяется диета:
вариант с механическим и химическим щажением;
вариант с повышенным количеством белка;
основной вариант стандартной;
г) вариант с пониженным количеством белка;
Диета при гипертонической болезни предполагает
а) ограничение жидкости и соли;
б) увеличение жидкости и белков;
в) ограничение жиров и углеводов;
г) увеличение жиров и белков.
Возможный фактор риска гипертонической болезни:
а) гиповитаминоз;
б) очаг хронической инфекции;
в) нервно-психическое перенапряжение;
г) переохлаждение;
АД 180/100 мм рт.ст. – это:
а) гипертензия;
б) гипотензия;
в) коллапс;
г) норма.
Основные симптомы гипертонического криза:
а) головная боль, головокружение;
б) кровохарканье, головная боль, одышка
в) изжога, рвота, шум в ушах;
г) отрыжка, слабость.
Потенциальная проблема пациента при гипертоническом кризе:
а) асцит;
б) острая сосудистая недостаточность;
в) кровохарканье;
г) сердечная недостаточность.
Независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе.
а) введение пентамина;
б) введение лазикса;
в) холод на грудную клетку;
г) горчичники на икроножные мышцы.
Зависимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе – введение:
а) дибазола, лазикса;
б) нитроглицерина, анальгина;
в) глюкозы, панангина;
г) морфина, гепарина.
При лечении гипертонической болезни применяются:
а) эналаприл, атенолол;
б) дигоксин, димедрол;
в) целанид, корвалол;
г) атропин, аспаркам.
Осложнения гипертонической болезни:
а) инсульт, инфаркт миокарда;
б) обморок, коллапс;
в) ревматизм, порок сердца;
г) пневмония, плеврит.
Появление на фоне гипертонического криза обильной пенистой розовой мокроты является проявлением.
а) пневмонии;
б) легочного кровотечения;
в) отека легких;
г) кровохарканья.
Твердый напряженный пульс наблюдается при:
а) гипертоническом кризе;
б) кардиогенном шоке;
в) коллапсе;
г) обмороке.
Подготовка пациента к ультразвуковому исследованию сердца:
а) разъяснение сущности исследования;
б) очистительная клизма;
в) промывание желудка;
г) проведение бронхоскопии.
Фактор риска развития атеросклероза:
а) высокий уровень холестерина;
б) занятия физической культурой;
в) неотягощенная наследственность;
г) рациональное питание.
Эталон ответа: 1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-г; 7-г; 8-а; 9-а; 10-а; 11-в; 12-а; 13-а; 14-а.
Приложение 2
Фронтального опрос
Дайте определение артериальной гипертензии.
Классификация артериальной гипертензии.
Перечислите факторы риска развития артериальной гипертензии.
Перечислите основные симптомы артериальной гипертензии.
Назовите лабораторные методы исследования при артериальной гипертензии.
Назовите инструментальные методы при артериальной гипертензии
Что такое гипертонический криз?
Классификация ГК.
Симптомы ГК
Тактика м/с при ГК
Рекомендации при гипертонической болезни
Эталон ответа
Артериальная гипертензия термин, подразумевающий повышением артериального давления вследствие ГБ или симптоматической гипертонии
Гипертоническая болезнь — первичная эссенциальная гипертензия — заболевание, характеризующееся снижением адаптационных возможностей сердечно сосудистой системы, нарушением механизмов, регулирующих гемодинамику без какой-либо причины.
Стадия I — отсутствие ПОМ и АКС, возможное наличие факторов риска
Стадия II подразумевает наличие бессимптомного поражения органов-мишеней̆, связанного с АГ и/или ХБП С3 (СКФ 30–59 мл/мин), и/или СД без поражения органов мишеней̆ и предполагает отсутствие АКС.
Стадия III определяется наличием АКС, в том числе ХБП С4–С5 стадии, и/или СД с поражением органов-мишеней
Согласно стадиям развития патологии различают 3 степени гипертонической болезни:
Мягкая (соответствует 1 степени) — повышение давления в пределах 140–159/90–99 мм рт. ст. Наиболее распространенная форма, поэтому многие недооценивают ее опасность. Отсутствие лечения приводит к мозговому инсульту.
Умеренная (соответствует 2 степени) — давление в пределах 160-179/100-109 мм рт. ст. Прогрессирующая форма заболевания. Увеличенное давление стабилизируется.
Тяжелая (соответствует 3 степени) — давление более 180/110 мм рт. ст. Стадия высокого риска для пациента. Возникают симптомы сердечно-сосудистых заболеваний.
Факторы риска гипертонической болезни:
Наследственность.
Частые и значительные психоэмоциональные перегрузки.
Избыточное потребление поваренной соли (более 5-7 г/сут).
Ожирение.
Курение.
Злоупотребление алкоголем.
Симптомы артериальной гипертензии:
головные боли; проблемы с памятью, плаксивость, вспыльчивость;
головокружения; шум в ушах, ухудшение зрения;
нарушение сна (бессонница), онемение пальцев;
раздражительность; боли в области сердца, перебои в работе сердца, отдышка при незначительной нагрузке.
Лабораторные методы исследования:
ОАК (возможно увеличение эритроцитов, гемоглобина) ;
БАК гиперлипедимия, холестеринемия при присоединении атеросклероза, повышения уровня креатинина, мочевины при ХПН;
ОАМ- протеинурия, микрогематурия, цилиндрурия;
Проба по Земницкому- гипоизостенурия (при ХПН).
Инструментальные методы исследования
ЭКГ - признаки ГЛЖ, аритмии, блокады сердца, коронарная недостаточность
ФКГ - увеличение и затем уменьшение амплитуды 1 тона, акцент 2 тона над аортой, возможен небольшой систолический шум
Рентгенологическое исследование сердца увеличение ЛЖ кзади
УЗИ сердца – увеличение ЛЖ
Осмотр глазного дна –ангиоретинопатия
Гипертонический криз – серьезное клиническое состояние, характеризующееся резким подъемом артериального давления (АД). Опасность кроется в высоком риске повреждения органов-мишеней, которыми являются сердце, глаза, почки и мозг. Кризовое состояние не является отдельным заболеванием. Однако в большинстве случаев является следствием плохо контролированной артериальной гипертонии.
Осложненный ГК сопровождается развитием острого клинически значимого и потенциально фатального повреждения органов-мишеней, что требует экстренной госпитализации (обычно в блок интенсивной терапии) и немедленного контролируемого снижения АД с применением парентеральных антигипертензивных средств.
Осложненный ГК диагностируют при наличии следующих состояниях:
Геморрагический и ишемический инсульт;
Субарахноидальное кровотечение;
Острая гипертензивная энцефалопатия;
Расслаивающая аневризма аорты;
Острая левожелудочковая недостаточность, в т.ч. отек легких;
Острый инфаркт миокарда и нестабильная стенокардия;
Эклампсия;
Острая почечная недостаточность;
Гематурия почечного происхождения;
Тяжелая ретинопатия (III, IV стадии);
Травма головы;
Криз при феохромоцитоме;
Криз, связанный с выделением значительного количеств катехоламинов (при приеме кокаина, амфетамина, ЛСД);
Предоперационная гипертензия.
Неосложненный ГК (некритический, криз II типа) протекает с минимальными субъективными и объективными симптомами на фоне существенного, относительно острого повышения АД. Он не сопровождается острым развитием поражения органов-мишеней. Требует снижения АД в течение 24-48 часов, необязательно с применением парентеральных гипотензивных средств. Экстренной госпитализации не требует.
Неосложненный ГК диагностируется при следующих состояниях, ассоциированных с повышенным АД:
Тяжелая и злокачественная АГ без острых осложнений;
Носовое кровотечение;
Симптомы ГК: внезапное начало, резчайшая головная боль, преходящие нарушения зрения, слуха (оглушенность), боли в сердце, спутанность сознания, тошнота, рвота
Тактика медицинской сестры
Тактика медицинской сестры Цель: снизить артериальное давление до обычного для пациента значения | ||
Действия вне лечебного учреждения | Действия в лечебном учреждении | |
| Вызов врача через третье лицо | |
Уложить пациента с высокоподнятым изголовьем, при рвоте повернуть голову в сторону или придать удобное положение; физический и эмоциональный покой (при наличии - 30 - 40 капель настойки пустырника, корвалола). Подсчитать ЧСС, измерить АД (при наличии аппарата для измерения АД), уточнить обычные цифры АД. Напомнить принять препараты, назначенные ранее врачом. Горчичники на икроножные мышцы и затылок (при наличии горчичников), холод на лоб (при наличии холода). Горячие (40° - 50°) ручные и ножные ванны (при возможности); 1 таблетку нитроглицерина под язык (при боли в сердце); 1 таблетку 10 мг коринфара (кордафена) под язык (с целью снижения АД) или каптоприла 25мг или моксонидил 0,2мг | ||
Контроль артериального давления, пульса через 20 минут. При отсутствии эффекта, боли в груди, учащенном сердцебиении - вызвать скорую медицинскую помощь "03". Сообщить врачу (фельдшеру) | Приготовить препараты для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях: лазикс, энап для в/в введения (эналоприл, магнезия, метопролол, пропранолол, дроперидол. Выполнение дальнейших мероприятий по назначению врача |
Рекомендации:
Диета №10, ограничение соли, снижение физической и нервной нагрузки, исключение курения и алкоголя, соблюдение режима труда и отдыха, успокаивающие препараты и сердечные капли.
Снижение избыточной массы тела (разгрузочные дни и диеты), снизить суточную калорийность пищи до 2000 ккал.
Необходимо помнить, что своевременная коррекция избыточной массы тела у больных с АГ улучшает течение этого заболевания. Причем значительное улучшение состояния можно получить уже при небольшом снижении избыточного веса порядка 5-10% от исходного. Достоверно известно, что человеку, страдающему ГБ, иногда достаточно избавиться от излишней массы тела, чтобы АД нормализовалось без лекарственных препаратов. При разработке программы похудения необходимо учитывать, что оптимальным для организма считается потеря в массе 2,5-3 кг за месяц.
С этой целью:
ограничить содержание жиров, особенно животного происхождения; легкоусвояемые углеводы (всё сладкое; всё из муки высшего сорта); продукты, содержащие много холестерина (сливочное масло, колбасы, печенье, яичный желток, жирные сорта мяса, птицы и др.); шоколад; какао; употребление поваренной соли до 4-5 г в сутки;
отказаться от кофе и крепкого чая; крепких бульонов;
увеличить сложные углеводы, содержащие клетчатку (крупы, овощи, фрукты, хлеб чёрный); продукты, содержащие калий и магний (изюм, курага, бананы, чернослив, печёный картофель, морская капуста, орехи, гречневая и овсяная крупы; апельсины и др.
Уменьшение употребление алкоголя (в III ст. – запрет).
Отказ от курения.
Повышение физической активности (умеренные нагрузки, под контролем АД и пульса; примерно по 30-60 минут 2-3 раза в неделю); ЛФК.
Исключение тяжелых физических нагрузок.
Уменьшение нервных нагрузок, психорелаксация и психотерапия;
Соблюдение режима труда и отдыха; сон не менее 8 часов.
Пациентам запрещается работа в ночную смену; работа, связанная с нервным напряжением или чрезмерным вниманием; связанная с действием шума или вибрации.
Обучение пациента измерению АД и пульса и ведению дневника самоконтроля.
Приложение 3
Физкультминутка
Комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения
Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое упражнение повторяется 5-6 раз):
1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
3. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
4. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
5. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
6. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).
Указанные упражнения можно повторять через каждые 50-60 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.
Приложение 4
Практическая часть
Задания для организации самостоятельной работы малыми группами
Проведите инструктаж пациента и оформите направление в лабораторию ОАМ и ОАК, кровь на биохимический анализ
Инструктаж проводится согласно алгоритмам
Проведите инструктаж при подготовке к УЗИ почек, сердца
Отработка манипуляций:
Измерение АД с помощью механического тонометра
Подсчёт ЧСС и определение характеристик пульса
Регистрация АД, чсс в температурном листе
Техника в/в, в/м введения лекарственных препаратов.
Манипуляции выполняются согласно:
Алгоритмам;
Национальному стандарту РФ ГОСТ Р52623.4—2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств;
Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52623.1 - 2008 Технология выполнения простых медицинских услуг функционального обследования: Технология измерения АД на периферических артериях.
Задание: заполните таблицу
Сравнительная таблица
№ п/п | Сравниваемый признак | ГК, осложненный ОКС | ГК, осложнённый ОСН |
| Жалобы |
|
|
| Тактика снижения АД |
| |
| Показания к госпитализации |
|
|
| Немедикаментозные методы снижения АД |
|
|
| Лекарственные препараты, вводимые по назначению врача |
|
|
Помощь по заполнению сравнительной таблицы при затруднении
Тактика снижения АД
При неосложнённом кризе, снижают медленно, на 15-20% от исходного (что измерили) в течение 12-24 ч, путём дачи препаратов под язык и внутрь.
Нет показаний к госпитализации АД (госпитализируют если не снизили АД)
При осложнённых кризах тактика быстрого снижения АД на 20% от исходного в течение 2ч, путём в/в или в/м введения лекарственных препаратов. Обязательна госпитализация.
Немедикаментозные методы включают не только устранение стресса, рекомендации по диете, но и придание положения с возвышенным изголовьем:
при неосложнённом кризе постановка горчичников на икроножные мышцы,
при кризе, осложнённым ОКС - дача увлажнённого кислорода
при кризе, осложнённым ОСН - дача кислорода, пропущенного через пеногаситель (70⁰ этиловый спирт), наложение жгутов одномоментное на 3 конечности на15 - 20 мин, с последующим чередованием.
Оказание неотложной помощи при кризе - лекарственные препараты:
- неосложнённый криз:
дача под язык 1 таб. каптоприл, либо нифедипин, либо моксонидил, либо клонидин (клофелин), через 20 мин после дачи измерение АД; фуросемид 40 мг внутрь, запить горячей водой; нитроглицерин под язык в дозе 0,5 мг. Приготовить: клофелин 1-2 мл 0,01% раствора в 20 мл 0,9 % раствора натрия хлорида в/в; дибазол 6-12мл 1% р-ра в/в или в сочетании с 2- 10 мл 1% р-ра фуросемида. При упорных головных болях, заторможенности, снижения зрения в/м10 мл 25% раствора сульфата магния.
криз, осложнённый ОКС:
дача под язык нитроглицерина (до 3 таблеток и интервалом в 5 мин, с измерением АД или нитро спрей 2 дозы), для обезболивания в/в введение по назначению врача морфина или промедола - наркотические анальгетики (в условиях поликлиника анальгин с димедролом), для снижения АД в/в эналоприлат (энап), дать разжевать 250мг аспирина (пол таблетки). Приготовить: нитроглицерин 0,1%-10 мл в/в капельно медленно в 250 мл 0,9 % р-ра NaCL под контролем А/Д; натрий нитропруссид 50 мг в/в капельно в 250 мл 5% р-ра глюкозы под контролем А/Д
криз, осложнённый ОСН:
для уменьшения застойных явлений в лёгких: нитроглицерин под язык (до 3-х таб.), в/в фуросемид 40-80мг при необходимости повторить
для уменьшения одышки: в/в морфин,
для снижения АД - бензогексоний в/м или в/в или урапидил (эмбрантил)
Приложение 5
Решение ситуационных задач
Задача №1.
Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.
Пациентка предъявляет жалобы на периодические сильные головные боли в затылочной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегулярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.
Пациентка избыточного питания (при росте 162 см, вес 87 кг). ЧДД 20 в минуту, пульс 80 в минуту, ритмичный, напряжен, АД 180/100 мм. рт. ст.
Задание:
1. Определите проблемы пациента;
2. Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
3. Охарактеризуйте пульс.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет измерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит
Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, инсульта.
Приоритетная проблема: пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни.
Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гипертонической болезни к концу недели.
Физиологическая приоритетная проблема - головная боль на фоне подъёма АД (причины головной боли разные и здесь важно отметить что именно боль на фоне высокого АД, от этого зависят вмешательства).
План обеспечения режима и диеты10.
С учетом условия задачи провести беседы о необходимости исключения кофе, т.к. его приём может вызывать подъём АД, провести беседу о необходимости регулярного приема лек. препаратов, т. к. нерегулярный приём приведёт к резкому подъёму АД и развитию осложнений - инсульт, инфаркт миокарда или острая сердечная недостаточность.
С учётом стрессовых ситуаций кроме, приёма успокаивающих трав (пустырник, валериана) консультация психолога для обучения методике самоконтроля при стрессовых ситуациях, умения не зацикливаться. переключаться.
С учётом избыточной массы тела рекомендовать достаточную физическую активность и снижение калорийности суточного рациона.
Дальше включить дачу гипотензивных препаратов по назначению врача (под язык каптоприл, капотен).
Подготовить к лабораторным и инструментальным методам диагностики: ОАК, ОАМ, БАК, проба по Земницкому, УЗИ сердца, ЭКГ, ФКГ, рентген. исследование сердца
Обучить методике измерения АД с использованием электронного и механического тонометра.
Обеспечить контроль АД: профиль - измерение каждые 2 часа или СМАД (суточный мониторинг АД, для этого пациента направляют в кабинет функциональной диагностики).
Завершить контроль общего состояния пациента, расписать, что у этого пациента должны контролировать: АД, пульс, массу тела.
Задача 2.
В терапевтическое отделение областной больницы поступила пациентка 30 лет с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, мелькание мушек перед глазами. Ухудшение состояния связывает со стрессовой ситуацией.
Объективно: состояние тяжелое, пациентка возбуждена, лицо гиперемировано, пульс 100 уд. в мин., ритмичный, напряжен, АД 220/110 мм.рт.ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталон ответа
1.Гипертонический криз.
Обоснование:
- жалобы на головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек перед глазами
-ухудшение состояния в связи со стрессом
-возбуждение, гиперемия кожи, напряженный Ps, повышение АД
2. Алгоритм медицинской сестры
Вызов врача с целью оказания зависимого сестринского вмешательства
Обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапия с целью уменьшения гипоксии
Придать положение с приподнятым головным концом с целью оттока крови на периферию
Обеспечить прием таблетки клофелина под язык (0,075) для снижения АД
Поставить горчичники на икроножные мышцы или обеспечить горячую ножную ванну с целью расширения периферических сосудов
По назначению врача приготовить лекарственные препараты: дибазол, лазикс, клофелин в ампулах, дроперидол с целью снижения АД
Наблюдать за внешним видом, Рs, АД с целью контроля состояния
Задача 3
К м/сестре обратилась за помощью соседка 68 лет, у которой после волнения появились сильные головные боли, звон в ушах, тошнота. Известно, что она многие годы страдает гипертонической болезнью. Нерегулярно принимает коринфар и гипотиазид.
Объективно: пациентка несколько возбуждена, лицо гиперемировано, АД 180/110 мм рт. ст., пульс напряжён, ритмичен – 78 в мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
3. Повторите алгоритм измерения АД.
Эталон ответа
1. Гипертонический криз, о чём свидетельствуют гипертоническая болезнь в анамнезе; резкие головные боли, головокружение; АД 180/110 мм рт. ст.
2. Алгоритм действий:
попросить родственников вызвать бригаду скорой помощи;
уложить с возвышенным изголовьем;
расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха; убрать световые и звуковые раздражители;
горчичник на воротниковую зону, холодный компресс на лоб;
дать 30 капель корвалола (валокордина, пустырника);
дать под язык таблетку коринфара; содействовать врачу скорой помощи.
Неотъемлемой частью мероприятий по длительной профилактике ССО у больных АГ должно стать повышение образовательного уровня пациентов, повышение мотивации к лечению.
Медицинская сестра должна информировать больного АГ о факторах и заболеваниях, сопутствующих АГ, риске развития осложнений и рассказать о пользе медикаментозного и немедикаментозного лечения АГ.
Все применяемые методы лечения и профилактики должны быть обсуждены и согласованы с больным. В начале лечения необходимо выяснить, каким методам немедикаментозной профилактики отдает предпочтение больной, и затем максимально их использовать. При выборе препаратов для лекарственной терапии нужно учесть образ жизни пациента.
Желательно рекомендовать пациенту проводить самоконтроль АД дома. Все рекомендации, даваемые пациенту, должны быть ясными, четкими и соответствовать его интеллектуальному уровню. Для большинства пациентов устных рекомендаций недостаточно, поэтому лучше продублировать их в письменном виде.
Все эти меры должны обеспечить осознанное участие больного в лечебно-профилактическом процессе и повысить эффективность лечения.
Приложение 6
Рефлексия
Карточки с заданием «Продолжи предложение», каждый студент отвечает на 1 карточку
Продолжи одно любое предложение Я получил(а) важные знания по……… или Я не узнал(а) для себя ничего нового…………., так как……… |
Для меня сегодня остался невыясненным вопрос по………………………………….. (либо такового нет) |
Самым трудным для меня сегодня было…………, поэтому я…………………… |
Продолжи одно любое предложение Сегодня мне было интересно………………………. или сегодня мне не понравилось …………………………и для этого мне нужно… |
Я считаю, что данная тема в дальнейшей профессиональной деятельности необходима для ……………………………………….. |
Если бы я вела данный урок, то я бы ………………………….. |
Приложение 7
Оценка результатов учебной деятельности студентов
«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление).
«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности.
«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения
«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
Приложение 8
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка к теме по лекционному материалу, и Отвагина Т. В., Терапия: учебное пособие /Т.В. Отвагина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016, Смолева Э.В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи
Составление памятки для больного с ИБС о факторах риска ИБС и диетическом питании у пациента с избыточным весом
Повторить тему из курса фармакологии «Антиангинальные средства», «Нитраты»
Составление алгоритма оказания неотложной помощи при приступе стенокардии
Составление плана диагностики и лечения ИБС, стенокардии.