Создание атмосферы учебной деятельности, в которой восьмиклассники сами разрешают проблемные, поисковые и эвристические задания позволяет лучше усваивать материал. А так же актуализация знаний. полученных раннее, и конструктивное их применение помогают закрепить изученное ранее. Сотрудничество в ходе групповой работы развивает коммуникативные качества и позволяет осуществлять взаимоконтроль .
На данном уроке используется прикладная программа Microsoft Оffice Роwег Роint. Мультимедийная презентация рассчитана на учеников 8 класса. Программа Power Point позволяет более наглядно и красочно продемонстрировать ученикам новый материал. Персональные задания для работы в микрогруппах дублируются на экране для всего класса. Повторение в вариативных формах позволяет закрепить и осмыслить полученный материал. Творческие задания развивает наблюдательность и биологическую зоркость.
Содержание урока (этапы) | Обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны учеников |
1. Организационный этап. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Создание благоприятного психологического климата. | Готовность класса к работе. Подготовка учащихся к продуктивной работе. |
II.Проверка домашнего задания (проблемный диалог) 1.Сядьте поудобнее мы пришли на заключительный урок по теме «Опора и движение» -Что значит удобно? Назовите правила посадки. -Назвать отделы позвоночника и их участие «В учебе» ( работа с интерактивным заданием» - Все слышали, что спину надо держать прямо, но врачи иногда определяют такое нарушение осанки, как «прямая спина». Объясните, что это за нарушение. Приведите примеры нарушений. 2. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ (прожил 104 года). Ходьба очень полезна. Мы попробуем «походить» на месте, перекатывание, пятка-носик. -Охарактеризуйте пользу этих упражнений -Назовите последствия плоскостопия. 3. «Утешьтесь, после меня останутся три ещё более искусных врача: вода, движение, диета». Дюмулен. -Почему движение лучший врач? -вы тренер, покажите (и выполним вместе) упражнения для шеи. -Какие кости и мышцы задействованы? Роль этих упражнений. 4. (Индивидуальное задание) Закончите предложение: Мышцы, движение которых сочетаются, например, при сгибании, называются……….; В живом организме мышцы никогда не бывают полностью расслаблены, так как всегда находятся в некотором напряжении. Это состояние называется……..; Отсутствие свода стопы у человека – это………….. -.Что такое утомление? -Какие меры препятствуют быстрому наступлению усталости? 5.Система опоры и движения(блиц-опрос) 1. Функции скелета – ... (опорная и защитная). 2. Скелет головы – ... (череп). 3. Скелет головы состоит из двух частей – ... (мозговой и лицевой). 4. Отделы скелета туловища – ... (позвоночник и грудная клетка). 5. Позвонки состоят из … (тела, дуги и отростков). 6. Дуги позвонков образуют … (позвоночный канал). 7. Соседние позвонки отделены друг от друга … (хрящевыми дисками). 8. Грудную клетку образуют … (грудина и 12 пар ребер). 9. Плечевой пояс образуют … (лопатка и ключица). 10. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть). 11. Три отдела кисти – ... (запястье, пясть и пальцы). 12. Три отдела нижней конечности – ... (бедро, голень, стопа). 13. Голень состоит из … (большой и малой берцовых костей) 14. Стопа имеет три отдела – ... (предплюсна, плюсна и пальцы). 15. Плотная, сросшаяся с костью оболочка, – ... (надкостница). 16. Полости трубчатых костей заполнены … (костным мозгом). 17. Виды соединений костей – ... (неподвижное, полуподвижное и подвижное). 18. Подвижное соединение костей – ... (сустав). 19. Нарушение целостности кости – ... (перелом). 20. Кости бывают … (трубчатые и плоские губчатые). 21. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину). 22. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется… (поперечнополосатой). 23. Мышцы прикрепляются к костям с помощью… (сухожилий). 24. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются… (мимическими). Актуализация знаний (устный опрос) - Какие знания этой темы необходимы в повседневной жизни: -Какие знания этой темы показались вам интересны. -Какие умения этой темы необходимы. - Поясните мысль анатома, который сказал: «Рельеф кости меняется в зависимости от образа жизни человека». | Активизация произвольного внимания. -воспроизведение -коррекция опорных знаний учащихся - актуализация знаний -Способность учащихся выразить свое предположение, точку зрения. Упражнения для формирования навыка укрепления свода стопы -Учатся анализировать высказывания (Физкультминутка для снятия напряжения) Развиваются навыки работы с интерактивной доской. -Мозговой штурм Необходимость актуализации опорных знаний с помощью активизации мыслительной деятельности Затем учитель организует фронтальную беседу, цель которой – мобилизовать полученные на предыдущих уроках знания учащихся и подвести школьников к решению задачи урока. Беседа проводиться с целью воспроизведение и коррекция знаний Определение уровня интереса к отдельным вопросам темы | Учащиеся выполняют предложенные задания, вспоминая предыдущие темы Критерии правильной осанки: – прямое положение головы и позвоночника; – симметричное расположение надплечий; – симметричное положение углов обеих лопаток; – одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и опущенными верхними конечностями; – одинаковая длина нижних конечностей; – правильное положение стоп. Степени нарушения осанки: – отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя); – отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата; – отклонения поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика); – искривления позвоночника затрагивают скелет. В норме позвоночник имеет незначительные изгибы, которые ослабляют вертикальные нагрузки при ходьбе. Если такие изгибы выражены очень слабо, то можно говорить о дефекте осанки «прямая спина», причина которого чаще всего имеет наследственный характер. Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Лордоз – искривление позвоночникав поясничном отделе. Кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе. Последствия нефизиологических изгибов по-звоночника: – пережимаются корешки спинно-мозговых нер-вов (нарушает иннервация внутренних органов); – пережимаются кровеносные и лимфатические сосуды. Предупреждение патологических деформаций скелета: – правильная рабочая поза за письменным столом (в школе и дома); – спать на животе на твердой поверхности, не спать свернувшись; – носить тяжести в двух руках, поднимать тяжести с помощью мышц спины и прямых ног; – не носить тесную обувь на высоком каблуке. – чередование видов нагрузки (на разные группы мышц); – правило «золотой середины» (средний темп, средняя нагрузка – большая эффективность работы); – формирование правильной осанки. |
IV. Постановка цели и задач урока. На экране появляется кластер, на котором показаны цель урока для учащихся, а от цели следуют соответствующие задачи Цель: установить взаимосвязь строения и функции опорно-двигательного аппарата. Задачи: Охарактеризовать взаимное влияние скелета и мышц; Выяснить значение образа жизни на развитие скелета и мышц | Учитель комментирует вопросы, акцентирует и выделяет основные и важные задачи. В форме доступного кластера учащимся показан план урока. | Учащиеся видят поставленную для урока цель, помогают вывести соответствующие задачи. Каковы возрастные особенности строения костей скелета? -Какая существует зависимость между развитием костей скелета и развитием мышц? -Почему регулярные упражнения мышц способствуют их развитию? |
V.Первичное закрепление В знакомой ситуации ( типовые задания) «Для того, чтобы человек мог соответствовать своей роли венца Природы и выполнять историческую миссию на Земле и в космосе, он должен быть здоровым». И.И. Брехман -Как вы понимаете понятие «здоровый человек»? -Подарки прямохождения Руки с большим диапазоном движений, способные захватывать и удерживать предметы за счет особого строения кисти; Вертикально ориентированный скелет; Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; Сводчатая стопа; Позвоночник с физиологическими изгибами; Широкая и плоская грудная клетка; Широкий таз из сросшихся костей. -Чем человек заплатил за прямохождение? -повреждение межпозвонковых дисков при нагрузках; -травмирование корешков спинномозговых нервов при разрастании костной ткани; -боли в спине, нарушение работы внутренних органов при нарушение осанки; - боли в стопе, изменение походки при плоскостопии, -паховые, бедренные, диафрагмальные грыжи при слабом физическом развитии; -нарушение кровотока, варикозное расширение вен, ослабление стенок сосудов при больших нагрузках при малой тренированности мышц ног. Найди соответствие (задание на интерактивной доске) -Прокомментируйте высказывания. «Хорошо прожитый день дает хороший сон» (Леонардо да Винчи) «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье» (Гиппократ) -Почему гиподинамию называют болезнью? Чем опасен двигательный голод? VI Даже фараоны заботились о своем здоровье. Мы сделаем несколько упражнений из гимнастики фараонов. 1.На уровне груди правой ладонью давим на левую, левой - на правую. 2. Подводим ладони поочередно к левому, затем- правому плечу, голове, поднимаем над головой и в обратном порядке. 3. Тянем макушку головы вверх, втягиваем в плечи. Повторяем несколько раз | Сообщения учеников подготовлены и проверены учителем заранее. Учитель задает вопросы, обговаривает содержание и структуру ответа, чтобы сообщение было непродолжительным и содержать основные компоненты поставленного вопроса к учащимся. Данная форма развивает монологическую речь у докладчика, умения выступать, доносить информацию для одноклассников. Подготовка доклада развивает логические операции: умение работы с источниками, поиск информации, анализ, отбор нужной информации, умение правильно строить речь. У остальных учащихся развиваются умения слушать, находить необходимую информацию из выступления. Анализирование Физкультминутка для снятия утомления-Полезны ли нам эти упражнения. В основе какого раздела гимнастики их используют? (каланетика) | Выступление учеников, они должна донести до учащихся своисообщения, выделив основную и полезную информацию, найденную самостоятельно. Учащиеся слушают и выявляют особенности данного сюжета. Затем идет коллективное обсуждение в классе, Волнообразные изгибы позвоночника обеспечивают его упругость. Появляются они с развитием двигательной активности ребенка, когда он начинает держать голову, стоять, ходить. Подбирают соответствие на интерактивной доске Отвечают на вопросы, подмечают неоднозначность высказываний Выполняют упражнения |
VII. Первичное закрепление В измененной ситуации( конструктивные задания) Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии... не остается безнаказанным, – оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии... П.Ф. Лесгафт -Прокоментируйте высказавание. Для выполнения биологических задач нам необходимы будут ваши знания и умения применить их. Вам попробуете заполнить, работая в паре, графы 2- «причины» и 3-«практическое применение знаний». Биологические задачи на установление причинно-следственных связей (3 группы) Группа «Спортсмены» На стадионе- забег на 400 метров. Первые 200 м спортсмены бегут с большой скоростью, некоторые пробегают с хорошей скоростью еще 100 м, но затем вблизи 300-метровой отметки она резко снижается. Группа «Модели» Походка у людей бывает усталой, энергичной, разболтанной, кокетливой, расслабленной, мягкой, уверенной. Приведите еще примеры. Группа «Статисты» Знаете ли вы, сколько вам лет, но не по паспорту, а биологически? Чтобы это определить, проведите тест: наклонитесь, не сгибая ног, и попытайтесь коснуться пола. Практическая работа: «Соответствие характеристик рабочего места антропометрическим показателям ученика» Цель работы: физиологическое обоснование правильной рабочей позы школьника за партой. Задача: определение основных показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего места. Одна из причин неправильной рабочей позы – несоответствие школьной мебели ростовым показателям учеников. Основные размеры парты, стула, стола должны соответствовать размерам тела. В работе проводятся антропометрические измерения и измерения мебели. Упражнения для гибкости позвоночника «Скачем на лошади» «Гребем на байдарке» «Толкаем ядро» Давайте вспомним | Обговариваются правила общения во время работы в минигруппе, которые необходимы для плодотворного решения биологических задач Выявить причинно-следственные связи. Учатся добывать информацию, логически рассуждать, показывают умения применять знания в новой ситуации Почему при наличии одних и тех же ног человек идет по-разному? Как узнать биологический возраст? Подведение итогов практической работы по всему классу. Практикоориентированное задание Физкультминутка для снятия утомления и формирования навыка здорового образа жизни | Проявляют навыки умения работать в паре. Устанавливают правила: Каждый имеет: -Право на аргументированное мнение -Право на ошибку -Искренне выслушивать другого -Не торопиться Установление взаимосвязи всех систем органов в организме человека. Походка бывает спортивной, кошачьей, модельной, военной и т.д. Если удастся положить ладони на пол, ваш возраст до20лет. Коснетесь кончиками пальцев- около 30. Достанете до голени- около 40, а до коленей- 60. Что определяет этот тест? Проводят измерения, делают выводы При систематическом выполнения предусмотренных программой специальных упражнений нужно постоянно обращать внимание на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, надо учиться как правильно сидеть за столом. Важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физической культурой |
IX. .Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания ТРИЗ) «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Ф. Феллини «Биологические крестики-нолики» При правильном ответе команде выставляется «крестик», при неправильном «нолик». | .Учитель готовит необходимый методический материал и оборудование. Управляет ходом ролевой игры. Вместе с экспертами участвует в оценке ответов команд. Подводит итоги ролевой игры. учитель зачитывает правильные ответы на поставленные вопросы. | Представители каждой фирмы получают конверты с заданиями и. Все фирмы получают одинаковые задания, поэтому при подготовке ответа надо соблюдать тишину. Можно пользоваться любой литературой и рабочими тетрадями. По удару гонга или раньше ответы надо сдать экспертам для оценки. Записывает на доске баллы, полученные каждой командой (фирмой). |
-Задание на применение знаний в новой ситуации Лекция. Представьте себе начало одной из лекций три столетия назад. Заходит профессор и бросает на пол два черепа. Один разбивается на мелкие кусочки, а другой нет. Что хотел так эффектно продемонстрировать профессор? | Используются знания о составе костей и их изменении с возрастом | Череп старика и ребенка отличаются составом органических и неорганических веществ |
- . Задание с использованием посредника. Легкая походка в гору. При съемке кинофильма «Красная поляна» режиссер Эмиль Лотяну требовал от актрисы Светланы Тома, одетой в тяжелые сапоги с отворотами, легкой «летящей» походки при подъеме в гору. Требуемая «легкость» у актрисы не получалась. Как быть? ИКР: актриса сама легко идет в гору. предшествующий съемке эпизода? | Используйте посредник — предварительное действие, направленное на актрису. Что можно сделать в момент времени, непосредственно | Какое-то время актриса походила в тех же сапогах, но с прикрепленными к ним тяжелыми чугунными чушками, после чего походка сама собой получилась «летящей».) |
- Задание на критический анализ гипотез. Ломать ли ногу? Ф. Зусманович разработал метод лечения закупоривающих заболеваний артерий. Выяснилось, что у людей, сломавших, к примеру, ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось. При переломе срабатывала защита, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные кровеносные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ли ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу еще? Как быть? | Кость нужно ломать, чтобы включилась защитная реакция организма — увеличение числа кровеносных сосудов, и нельзя ломать, чтобы человеку не было больно.ИКР: организм сам включает защитные механизмы, но при этом нога не сломана. Используйте прием копирования — «сымитируйте» перелом ноги. | Врачи предложили высверлить небольшие кусочки— в результате в эту зону притекает больше крови. При этом повреждалась только наружная кортикальная пластина, а прочность кости не нарушалась. Вдобавок предложено добираться к костям во время операции через биологически активные точки , ответственные за кровообращение, что еще усиливает воздействие на кровеносную систему. |
- Задание на логический анализ Человек, воссоздавший прошлое. Метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего. Герасимов М.М. за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Количество реконструкций исчисляется сотнями. Но первые его работы, были посвящены ископаемым людям — австралопитекам, питекантропам, неандертальцам, кроманьонцам. Среди реконструкций исторических лиц — Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Андрей Боголюбский, а также воины бронзового века из курганов и могильников. Самой значимой в своей жизни реконструкцией Герасимов считал реконструкцию облика Тамерлана. 22 июня 1941 года, экспедиция возглавляемая Герасимовым вскрыла могилу Тамерлана. Благодаря каким особенностям ОДС были возможны реконструкции? | За более чем половину века своего существования, методика претерпела лишь небольшие изменения и дополнения, сделанные учениками Герасимова — Лебединской, Дебец и др. Взаиморазвитие костей и мышц | Как ранее выяснилось, и затем подтвердилось, толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе, и в целом покровов связанных со скелетом, напрямую зависят от рельефа кости и её структуры. Огромный вклад в исследование этой зависимости, внес великий советский антрополог, основатель российской антропологической лаборатории портретной реконструкции М. М. Герасимов, создавший на полученных данных уникальную методику восстановления лица по черепу. |
Х. Подведение итога. Сегодня мы выяснили, что наш организм – это система простых механизмов, подверженная влиянию окружающей среды. Осанка человека зависит от взаимоотношений отдельных частей тела человека, особенностей строения скелета, состояния мышечной системы. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономному расходованию энергии при физических нагрузках. Формирование осанки – процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода роста организма. Поэтому помимо систематического выполнения предусмотренных программой специальных упражнений нужно постоянно обращать внимание на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, надо учиться правильно сидеть за столом. Важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физической культурой. | | Подводят и записывают выводы Оформляют записи на «Колесе познания», что еще раз наглядно показывает взаимосвязь отдельных компонентов в единое целое Составляют синквейны |
XI.Домашнее задание. Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания, разъясняет и комментирует его для успешного выполнения его учениками. Домашнее задание «Три уровня» ориентировано на дифференцированный подход в обучении: обязательным является выполнение теста, повторение определений Стр.112-115 Рабочая тетрадь: проверочный тест стр 70-73. Сочинение –рассуждение «Когда плачет кость» | Задания в раб. тетради требуют более детального подхода (анализ, обобщение, применение знаний на практике) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы учителю по выполнению домашнего задания. Для более сильных учеников предложена творческая работа, где должны сочетаться знания материала и воображения, способность креативно воспроизводить материал. |
XII. Рефлексия. Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. Поставьте «смайлики» на горе знаний: Понравился ли вам сегодняшний урок? | Формирование навыка оценки проведенного урока у детей, осмысление изученного. | Учащиеся ставят «смайлики» на Горе знаний, показывая свое отношение к уроку, своей работе, а также к содержанию домашнего задания. |
- Внимательно прочитайте задание, установите наиболее существенные ее элементы.
-Есть ли в этой ситуации противоречие?. Противоречие- несоответствие фактов окружающей среды действительности ( суждений, мыслей и т.д.); такое их положение, при котором один факт окружающей действительности ( суждений, мыслей и т.д.) исключает другой.