«Мотивация к обучению для развития интереса к музыке на примере отечественных мультипликационных фильмов» Цели: Познакомить обучающихся с жанром киноискусства – мультипликацией, с песнями и музыкой, написанными для мультфильмов. Обобщить знания учеников по известным отечественным мультфильмам. Расширить кругозор учеников в области мультипликации. Развивать интерес к отечественным (Советским и Российским) мультфильмам. Задачи: стимулирование внутренней мотивации обучения повышение познавательного интереса формирование самостоятельности развитие творческих способностей, воображения формирование убеждений и эстетического вкуса овладение первичными навыками исследовательской деятельности умение выразительно исполнять песни, фрагменты из песен и музыкальных произведений к мультфильмам. Актуальность использования образовательных технологий: Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Использование образовательных технологий в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если эти технологии будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей. Методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Применение технологий отличается высокой результативностью и способствует личностному развитие учащихся; повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся; воспитанию активности и самостоятельности; формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни; развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе. Использование образовательных технологий: педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение) технологии развивающего обучения (Личностно-ориентированное развивающее обучение) технология индивидуализации обучения технология разноуровневой дифференциации обучения (образовательная технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса) технология коллективной творческой деятельности Ход занятия: Мотивация к обучению Мотивация - это динамический процесс внутреннего (чувственного), психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, активизацию. Её формирование просто необходимо в педагогической деятельности любого мыслящего педагога, желающего совершенствовать свою педагогическую деятельность. Процесс мотивации органично связан с отношением школьника к обучению. Уровень развития мотивационно-потребностной сферы личности детей в музыкальной школе выступает особым показателем образования, интегрирующим в себе музыкальность, креативность, художественно-образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, наличие вкуса, интереса к музыкальной и творческой деятельности. Осознание мотивов обучения совершается не автоматически, а в результате активной образовательной деятельности, через обретение личностных смыслов, которые напрямую зависят от социальной значимости мотивации в формировании гармоничной личности учащихся. Мотивация - действенный способ управления личностью, воздействия на ее потребности и желания. Следовательно, формирование мотивации обучения школьников является важнейшей частью педагогической деятельности в музыкальной школе и осуществляется на основе разработки определенных педагогических условий. Условием является использование методов вовлечения ученика в активную учебно-познавательную деятельность, проблемно-развивающего обучения, индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Существует мнение, что творчество является уделом избранных. Однако, если понимать творчество, как созидание нового, легко прийти к выводу, что оно является постоянным спутником любого человека. Конечно, к развитию творческих навыков надо подходить с учетом индивидуальных качеств каждого ребенка. Это и возрастные особенности, и различные свойства темперамента, характера и, конечно, различный уровень музыкальных данных. Но начинать развивать эти качества необходимо с самого раннего возраста. Ведь если дать детям возможность хотя бы минимальной импровизации, отклонения – они открывают сами себя. В педагогической деятельности, выполняя задачу создания благоприятных психологических условий, педагог должен быть искренним, правдивым с учеником, чтобы атмосфера доверия послужила успехом на пути к поставленной цели. Воспитание и обучение музыканта или певца – сложный, многогранный процесс. Занятие музыкой способно внести ценный вклад в развитие личности в целом и, в частности, в развитии ее интеллектуальных способностей. Самая любимое и интенсивное занятие детей – игра. Игра является единственной доступной формой обучения для ребенка, что и легло в основу современной методики. Через игру развиваются внимание, восприимчивость ребенка, его движение, речь, эмоции, его отношения с окружающими. Поэтому, помимо основной программы, в репертуар следует включать огромное количество детских песен из мультфильмов и сказок. Детям нравится смотреть мультфильмы. Давайте посмотрим на мультфильм как на средство воспитания, как на медиаинтерпретацию реальной или вымышленной действительности, которая предоставляет нам огромные возможности для развития и обучения ребенка, воспитания нравственности, формирования определенных качеств личности, развитие художественного и музыкального вкуса, речи и воображения. Мультфильмы делают процесс воспитания незаметным для ребенка, а значит, легче будет решать поставленные задачи. Краткость мультфильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер - вот чаще всего предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мульти на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности младших школьников. По мнению исследователей искусства мультипликации, это искусство впитывает и перерабатывает все то новое, что несут смежные области искусства, прежде всего карикатура, плакат, книжная иллюстрация, живопись, музыка, кукольный театр, цирковая клоунада и другие. Эта идея взаимодействия искусств представляет особый интерес для детей: они с первых шагов приобщения к миру прекрасного получают синтез искусств, незаметно для себя познает природу художественного творчества и учатся понимать его. За сравнительно немногие годы своего существования искусство мультипликации успело вобрать в себя множество сюжетов, взятых из всемирного фольклора, из произведений классики, из книг детских писателей. И познавательная, и нравственно-эстетическая сила такой малой формы, как мультфильм, чрезвычайно велика. Средствами этого вида искусства мы можем говорить с детьми об учении и труде, о мужестве и героизме, о дружбе и привязанности, о честности и легкомыслии, о зле эгоистического равнодушия и радости чувства сопереживания. Исполнение на разных ступенях обучения. Включение в педагогический репертуар популярных детских песенок, а также музыки из мультфильмов повышает интерес детей к занятиям и способствует более эффективному музыкальному развитию. Разнообразие фактурного изложения поможет в приобретении навыков чтения нот с листа, координации слуха и моторики, развитию навыков подбора по слуху. Песня не только характеризует героя фильма, она помогает лучше понять его, создает настроение картины, насыщает ее красотой. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Пение в ансамбле развивает музыкальный слух, вокальные навыки, способствует развитию навыков коллективного пения. Переложения для фортепиано, синтезатора дают возможность исполнять песни, как в инструментальном варианте, так и с пением, сольно или в ансамбле. Каждому преподавателю известна любовь детей к игре в четыре руки. В ансамблевом исполнении осуществляется естественное стремление к полному, богатому звучанию. Игра в ансамбле является прекрасным средством хорошего чувства ритма, умения слушать и контролировать игру. Необходимость всё время соразмерять своё исполнение с использованием партнёра, вслушивание в звуковую картину благотворно сказывается на музыкальном облике ученика, развивает его творческую инициативу. Изучать мелодии или песни из мультфильмов можно на любой ступени обучения, будь то учащийся младшего, среднего или старшего класса. Игра в ансамбле в младших классах предполагает исполнение мелодии ребёнком, а партию сопровождения учителем, также вторую партию может исполнять и учащийся среднего или старшего класса. В среднем и старшем звене учащиеся уже увереннее чувствуют себя за инструментом и самостоятельно (сольно) могут исполнить песенку или мелодию из мультфильма. Учащиеся в классе аккомпанемента изучают вокальный репертуар, приобретают навыки видения и слышания трёхстрочной многоголосной партитуры. Наряду с романсами можно включать в репертуар аккомпанементы к песням из мультфильмов. Исполнение вокального аккомпанемента неразрывно связано с искусством дыхания вокалиста, необходимо вместе с вокалистом отметить места цезури учитывать их при исполнении. Фортепианная партия должна быть подчинена вокальной фразировке. История создания мультипликации Первый мультфильм появился на свет в 1892 году, его представил Э.Рейно, назывался он светящиеся пантомимы – это событие ознаменовало рождение искусства мультипликации. Российская мультипликация прошла долгий путь длиною в 100 лет. Первые фильмы в России, которые можно было бы назвать «мультипликационными», создал режиссер Владислав Старевич. Первый мультик Старевича был о насекомых и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями. В 1936 году была организована мультипликационная студия «Союзмультфильм». Первым директором студии «Союзмультфильм» был Александр Птушко. В мире мультипликации он известен как талантливый новатор. Он первым в отечественной мультипликации соединил актерскую игру и кукольную анимацию. За более чем 70-летнюю историю мультипликации на студии «Союзмультфильм» были созданы поистине всемирно признанные шедевры. Мультфильмы киностудии не только остаются классикой для целого поколения, но и завоевывают первые места в рейтингах лучших мультипликационных фильмов. Изначально, мультфильмы были черно белые, и музыка, которая сопровождает этот мультфильм, в те времена звучала отдельно от показа. Так как не существовало еще звуковой дорожки. И при показе мультфильма на сцене сидел музыкант и играл на фортепиано. С годами мультфильмы совершенствовались, на свет появились цветные мультфильмы, герои стали общаться друг с другом, и даже петь. Для них стали писать музыку великие композиторы. Но иногда мультипликаторы использовали в своих мультфильмах музыку известных композиторов разных времен. Таким образом, на свет появились мультфильмы, в которых использовалась музыка зарубежных, русских и советских композиторов. Крокодил Гена и его друзья Кукольный мультипликационный фильм Романа Качанова, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1968 году. В этом фильме впервые появились широко известные анимационные образы — Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк. Фильм был снят по мотивам книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Успенский написал 8 историй про Крокодила Гену и компанию, но создано было 4 мультфильма: «Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идёт в школу» (1983). Известный сегодня «мультяшный» образ Чебурашки — милое существо с огромными ушами, большими доверчивыми глазами и мягкой коричневой шерстью — был придуман художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом. Именно таким он впервые появился в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» и покорил сердца детей и взрослых. Согласно предисловию к книге Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», Чебурашкой называлась бывшая в детстве у автора книжки бракованная игрушка, изображавшая невиданного зверька: то ли медвежонка, то ли зайчонка с большими ушами. С момента выхода фильма и до нынешнего времени выпускаются куклы, открытки, почтовые марки, аудиозаписи, сувениры с героями этого фильма; также многие реплики героев мультфильма вошли в разговорный обиход, сочиняются анекдоты о героях фильма. Во втором мультфильме «Чебурашка» звучит знаменитый детский хит всех времён и народов: «Песенка крокодила Гены» на музыку композитора Владимира Шаинского, слова Александра Тимофеевского. «Песенка крокодила Гены» - Сучкова Виктория В третьем мультфильме «Шапокляк» звучат песни на стихи Э.Успенского и музыку В.Шаинского «Голубой вагон», и «В Подмосковье ловятся лещи» «Голубой вагон» (анс.) – Бычкова Полина и Титова Е.А. «В Подмосковье ловятся лещи» - вокальный ансамбль, аккомпанирует Швыдкова Алина В одном из интервью Эдуард Успенский рассказал, что однажды пришел в гости к другу, у которого была маленькая дочка. В момент визита писателя девочка примеряла шубу, которая тащилась по полу. «Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И ее отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!» Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя», — признался автор. «Песенка Чебурашки» не вошла в мультфильмы. В четвёртом мультфильме «Чебурашка идёт в школу» в сцене посещения магазина звучит музыкальная тема из этой песенки. А песня жила своей жизнью – на пластинках, по радио. «Песенка Чебурашки» - Каркашина Настя Бременские музыканты Советский рисованный мультфильм 1969 года. Режиссёр — Инесса Ковалевская, снят на киностудии «Союзмультфильм». Музыкальная фантазия на темы одноимённой сказки братьев Гримм, ставшая популярной в СССР благодаря музыке, написанной композитором Геннадием Гладковым на слова Юрия Энтина. Этот мультик запал в душу и взрослым и маленьким зрителям. Были четыре пушистых зверька – пес, кот, осел и петух, которые просто обожали играть на музыкальных инструментах, при этом путешествовать, куда глаза глядят. С этого и начинался весь рассказ о «Бременских музыкантах». Поначалу у режиссера Инессы Ковалевской был небольшой шок от прочитанного сценария. Но хорошенечко поразмыслив над этим проектом, взялись за работу, но с начала немного переделав его сценарий. К этим милым зверькам добавили вожака, принцессу, короля и охрану, и все это переделали на мюзикл. Образ Трубадура взяли из журнала - красивый блондин с прекрасными локонами волос. Очень долго не могли решиться окончательно, какими именно будут господа разбойники. На то время очень модными были комики – Вицын, Никулин и Моргунов. Все было решено единогласно, образы на разбойников идеально подходили. И через некоторое время вышел легендарный мультфильм «Бременские музыканты». Всем нам известны песни их этого мультфильма: «Песенка друзей», «Песня охраны», «Такая сякая» и другие. «Песенка друзей» - Минаев Евгений «Песня охраны» - Котова Ольга Но не менее интересна музыка, которая использована в мультфильме. Сцена «Выступление» - Швыдкова Алина Сцена «Новый танец» - Швыдкова Алина Кот Леопольд Популярный мультсериал о добродушном и разумном коте Леопольде, который из фильма в фильм призывает шкодливых мышат «жить дружно», а те искренне просят прощения, но к следующей серии благополучно забывают об этом и с удовольствием продолжают проказничать, называя кота «подлым трусом». Хулиганов-мышей мы знаем лишь по прозвищам – Серый и Белый. А на самом деле у них есть имена. Толстенького серого мышонка зовут Мотей, а худосочного белого проказника — Митей. Выпущено было 11 серий. Снимался мультфильм на Творческом Объединении «Экран» с 1975 по 1987 г. Режиссер – постановщик: Анатолий Резников, композитор: Борис Савельев. Самые популярные песни: «Если добрый ты», «На крутом бережку», «Неприятность эту мы переживём». «Если добрый ты» (анс.) из мультфильма - Бычкова Полина и Титова Е.А. «На крутом бережку» из мультфильма «Кот Леопольд и золотая рыбка» - Сучкова Вика «Неприятность эту мы переживём» из мультфильма «Лето кота Леопольда» - Меденкова Кристина Как Львёнок и Черепаха пели песню Фильм снят по сказке Сергея Козлова. Львенок идет по пустыне и встречает лежащую черепаху, они вдвоем поют эту песню. В мультфильме ее озвучивает Олег Анофриев. Композитор - Геннадий Гладков, стихи Сергея Козлова. Песня Черепахи является экспромтом, т. к. ее (песни) текст моментально меняется, едва Черепаха видит Львёнка. Однажды во время прогулки маленький львёнок по имени Ррр-мяу услышал замечательную песенку иподружился с Большой Черепахой, кото-рая её сочинила…Сначала они вместе спели эту песенку несколько раз в различных вариациях, а затем Черепаха повезла Львёнка кататься на себе... Когда совершенно стемнело, новоиспеченные друзья расстались, и Черепаха пообещала Львенку завтра новую песню. А тот поскакал домой, радостно напевая Песенку «и размышляя о том, "как же всё-таки можно спать с открытыми глазами и одновременно петь песню». «Песенка» - Минаев Евгений Незнайка на луне. Замечательный рисованный мультфильм 21 века по мотивам одноименной книги Николая Носова. Это приключения Незнайки, жителей Цветочного города и жителей Луны. 12 серийный мультфильм, премьера которого состоялась в двух частях: первая часть вышла в декабре 1997 года, а вторая часть — в декабре 1999 года. Режиссёр-постановщик Александр Люткевич, Юрий Бутырин, Андрей Игнатенко. Гениально задействована классическая музыка, обработанная композитором Юрием Прялкиным под психологию ребенка. В мультфильме звучат темы Сен-Санса, Штрауса, Грига, Верди, Россини. Музыкальные композиции Бетховена, Берлиоза, Бородина. И неважно, что это аранжировка, основная тема произведений не ужата, а наоборот дополнена прекрасной современной обработкой Прялкина, песни на стихи Виктора Лунина: «Чудесный остров», «Малютка-Луна», «Песня Пончика», «Песня Гризля», «Песня Ромашки», «Незнайка на Луне». «Песня Ромашки» на тему Э.Грига «Песня Сольвейг» – Швыдкова Алина «Песня Гризля» на тему Э. Грига «В пещере горного короля» - Швыдкова Алина Маша и Медведь Автором идеи, сценаристом и одним из продюсеров проекта «Маша и Медведь» студии «Анимаккорд» является Олег Кузовков, за плечами которого 20 летний опыт работы с мультипликацией. В основу анимационного сериала была положена знакомая всем с детства сказка о Маше и Медведе, но существенно обыгранная, с эффектом новизны. Проследив за приключениями героев и посмеявшись над комичными ситуациями, в которые попадают персонажи, в особенности мохнатый Мишка, ребенок усвоит важный урок, потому что история не только смешная, но и поучительная. По признанию Олега Кузовкова, идея сделать анимационный сериал «Маша и Медведь» зародилась у него в голове 14 лет назад после отдыха в Крыму. На пляже была маленькая, но очень активная девочка «без комплексов», которая через пару дней заставила всех взрослых зарываться в гальку и заплывать за буйки. Так что у непоседы Маши есть реальный прототип. В 1996 году запуститься с подобным проектом было невозможно из-за разнообразности отечественной киноиндустрии, поэтому с воплощением идеи пришлось повременить. Ждать пришлось больше десяти лет. Во второй половине 2007 г. Кузовков вернулся к этой теме, написал сценарий презентации проекта, вместе с группой единомышленников сделал красочный буклет и подготовил инвестиционное предложение. Маша - добрая, любопытная, веселая, озорная, отзывчивая и непосредственная девочка. Озвучивает на русском языке Алина Кукушкина. Любит леденцы на палочке, сладости, играть с наградами и кубками Медведя, играть мячиком, прыгать в ведре, смотреть мультфильмы, задавать разные вопросы, рассказывать сказки. Умеет делать «лунную походку»: надевает что-либо на голову (кастрюлю или банку). Иногда косит глаза. В предложениях часто говорит 2 раза «уже». Владеет приёмами рукопашного боя. Не очень хорошо готовит кашу и пельмени, но прекрасно готовит варенье. Умеет играть на электрогитаре. Медведь Мишка — в прошлом очень популярный цирковой медведь, за что имеет множество грамот, медалей и наград. Он бережно следит за каждым кубком и медалью, периодически начищая их до блеска. Живёт в лесу. Любит покой, тишину, уют, рыбалку, мёд и футбол. Боится Машиных шалостей. Тем не менее, он очень любит Машу со времени первой встречи, даже если этого виду не показывает. Кроме того, как и положено медведю в российских лесах, он является самым сильным зверем сериала, что не мешает ему выручать Машу. Имеет личное хозяйство — целый склад ульев с пчелами, цветочную клумбу и огород. Играет на гитаре, тромбоне и рояле. Умеет быстро ездить на велосипеде и роликовых коньках. Мишка не умеет разговаривать на человеческом языке, но понимает его, и общается с Машей в основном жестами, сопровождая рычанием разных тональностей. Озвучивает: Борис Кутневич. «Песенка про варенье» - вокальный ансамбль «Песенка про следы» - вокальный ансамбль Мультфильмы начинают нас сопровождать с самого детства. Это наше первое окно в неизвестный мир под названием жизнь. Мультфильмы учат нас добру, воспитанности, умению дружить и помогать близким. Наверное, поэтому их любят смотреть люди всех возрастных категорий. Производство мультфильмов началось еще более 100 лет назад и продолжает развиваться до сих пор. Так, благодаря современным технологиям, мы можем смотреть мультфильмы с разных носителей. Миллионы детей выросли, растут и будут расти на культовых советских мультфильмах, достойной альтернативы которым, по моему мнению, не создано до сих пор. |