8
Конкурс методических разработок «Методическая находка»
ТЕМА: «Надежда Сарапула».
Номинация: «Классное внеклассное»
Автор: Гоголева Юлия Ивановна,
Учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 25»,
[email protected]
Сарапул
2021 г.
Ребенок формируется под влиянием окружающей его среды. Залогом становления всесторонне развитой и духовно богатой личности служит четко выстроенная система приобщения ребенка к культурным ценностям, народным традициям и опыту предшествующих поколений.
Важная роль в процессе познания ребенком культурного наследия отведена образовательным учреждениям и непосредственно педагогу. Очень важно своевременно пробудить интерес к изучению родного края, привить любовь и бережное отношение к малой родине.
Таким образом, приоритетное направление методической разработки – общекультурное, приобщение детей к культурному наследию. Данное направление реализуется в модуле воспитательной работы - «Юные граждане города Сарапула – гордость России». Также данная разработка может быть использована и на уроках краеведения.
Тема воспитательного мероприятия: «Надежда Сарапула». Актуальность данной темы определяется тем, что в современных условиях духовного и культурного возрождения России необходимо систематизировать подход по приобщению обучающихся к культурному наследию, сделать его более интересным и эффективным, опираясь на запросы и потребности современного технологично и информационно продвинутого подрастающего поколения.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия – ученики 2 класса (8 – 9 лет).
Цель – продолжать приобщать учеников к культурному наследию, знакомство с одним из произведений из серии «Сарапульское детство».
Задачи:
Познакомить с детством Надежды Андреевны Дуровой проведенным в городе Сарапуле;
Создать условия для формирования самостоятельной познавательной деятельности, творческой активности, любознательности; развитие умения осуществлять самостоятельную рефлексивную деятельность;
Содействовать формированию патриотических чувств; развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Можно ожидать следующие результаты:
формирование чувства гражданственности и патриотизма;
формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине;
формирование представления о культурном наследии своей страны и родного края;
Форма проведения воспитательного мероприятия: «защита» (согласно классификации типов форм воспитательной работы Полякова С.Д.), так как ученики во время мероприятия работают в группах, выступают группами, а объединяет участников общая тема.
Для достижения планируемых результатов используются следующие технологии (методы и приемы):
Технология сотрудничества (работа в группах, прием «Дерево знаний»);
Сингапурская технология (структура «микс-пэа-шэа», групповая работа);
Информационно-коммуникативные технологии (презентация);
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания;
Здоровьесберегающие технологии.
Подготовка мероприятия включает несколько этапов:
Подготовительный этап:
- определение темы мероприятия, его названия, цели и задач (проходит при составлении плана мероприятия);
- составление конспекта мероприятия, подготовка презентации;
Основной этап:
- проведение мероприятия.
Заключительный этап:
- оценка эффективности мероприятия.
Предварительная работа с детьми: экскурсия по родному городу «Путешествие в прошлое».
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: презентация к мероприятию, книга из серии «Сарапульское детство» Т.Б.Пегановой «Гусарская пуговица: детские годы Надежды Дуровой», шаблоны «Дерево знаний», ноутбук, проектор, экран.
Рекомендации по использованию методической разработки: данная разработка может быть использована учителями начальных классов во внеурочной работе, для проведения классных часов, для уроков краеведения.
Чтобы создать условия для формирования интеллектуально развитой, социально активной и духовно богатой личности, каждому педагогу необходимо системно подойти к вопросу приобщения обучающихся к культурному наследию и традициям родного края. При этом особенно важно сделать его более интересным и эффективным, опираясь на запросы и потребности современного технологично и информационно продвинутого подрастающего поколения.
Методическая разработка «Надежда Сарапула».
Цель – продолжать приобщать учеников к культурному наследию, знакомство с одним из произведений из серии «Сарапульское детство».
Задачи:
Познакомить с детством Надежды Андреевны Дуровой проведенным в городе Сарапуле;
Создать условия для формирования самостоятельной познавательной деятельности, творческой активности, любознательности; развитие умения осуществлять самостоятельную рефлексивную деятельность;
Содействовать формированию патриотических чувств; развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Материалы и оборудование: презентация к мероприятию, книга из серии «Сарапульское детство» Т.Б.Пегановой «Гусарская пуговица: детские годы Надежды Дуровой», шаблоны «Дерево знаний», ноутбук, проектор, экран.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
Ученики сидят в группах по 4 человека.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Начать наше занятие я хочу со стихотворения. Автор этого стихотворения жительница нашего города, называется оно «Надежда».
Учитель зачитывает стихотворение (слайд 2).
- Как много лет назад, течет река,
Мы помним девочку Надежду.
Проказ и легкости полна,
Не бережет она одежду.
Волос неприбранных полет.
Вперед! Минуя лес и пашни!
Никто девчонку не поймет,
Лишь конь, всем – дикий, ей – домашний.
- Неси, Алкид, меня вперед,
Туда, где я себе хозяйка,
Туда, где славный бой идет!
Свою подругу выручай-ка!
Вязанье брошено в углу,
И сабля рубит по бурьяну.
Как получаем мы судьбу?
Из детства все. Родится малым.
Отрезав девушка косу,
Семью оставив и покой,
Идет в поход… На смертный бой.
Чтоб никогда не стать другой…
- О ком речь в стихотворении?
- Что вы знаете о Надежде Дуровой?
- Помните, мы ходили на экскурсию по родному городу, какие места связанные с Надеждой Дуровой мы посетили?
На доске появляется слайд 3.
- Кто догадался, кто сегодня герой нашего занятия?
- Сегодня мы подробно познакомимся с детскими годами Надежды Дуровой, которые она провела в нашем городе [2].
2. Основная часть.
- Вы будете работать в группах, на столах у каждой группы лежит вторая книга из серии «Сарапульское детство». Кого мы видим на обложке? Как она называется? Рассмотрите иллюстрации. Захотелось ли вам познакомиться с данным произведением?
- Каждая группа будет изучать свою часть. Задача групп – прочитать выделенные вам отрывки, обсудить их в группе, оформить «Дерево знаний» и подготовить их презентацию. На этой я вам даю 10 минут.
Ученики выполняют задание в группах, оформляют «Дерево знаний»: рисуют листочки, а на них записывают интересные фрагменты прочитанного.
Через 10 мин начинается выступление групп.
После каждого группового выступления ученики придумывают и записывают вопрос по услышанному выступлению, далее работают по Сингапурской структуре микс-пэа-шэа (класс смешивается, образуют пары и обмениваются вопросами и ответами)
Так проходит работа всех групп.
- У кого еще остались вопросы, на которые вы не получили ответа?
- Понравилось вам произведение? Что особенно запомнилось из детства Надежды Андреевны Дуровой?
3. Заключительная часть.
- В заключение каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд про детство Надежды Дуровой (слайд 4-5).
Вопросы по вертикали:
1. Фамилия гусара, который стал нянчить Надю, научил её владеть саблей; стрелять из пистолета; скакать на коне.
2. Как звали коня Нади?
3. Каким лакомством кормила Надя своего коня?
5 Что Надя нашла на прогулке?
7. Чем начинила Надя пуговицу?
8.Сколько лет было Наде, когда она приехала с отцом в город Сарапул?
Вопросы по горизонтали:
4. Как отец шутливо назвал Надю, когда она сказала, что хочет служить Отечеству
5. Куда бросила Надя пуговицу?
6. Что сделала Надя с пуговицей которую нашла на прогулке?
9. В какой город навсегда уехала Надежда Андреевна из Сарапула? [1]
- Наше занятие подошло к концу. Прошу вас встать всех в круг. Сейчас я буду предавать вам мячик и каждый, у кого он окажется в руках, должен сказать, что сегодня для него было самым интересным, чем вам запомнилось занятие, что нового узнали.
Используемая литература.
Презентации. Международный каталог для учеников, учителей и преподавателей. Пеганова Т.Б. Гусарская пуговица. Детские годы Надежды Андреевны Дуровой: https://edupres.ru/detsad/prezentacii-dlya-zanyatij/file/20357-prezentatsiya-krossvord-i-test-viktorina-dlya-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-knige-t-b-peganovoj-gusarskaya-pugovitsa-detskie-gody-nadezhdy-andreevny-durovoj
Сарапульское детство. Хрестоматия. – Сарапул, 2018.