СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Неделя психологии в школе»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Неделя психологии в школе»»

Методическая разработка «Неделя психологии в школе»



Пояснительная записка

Цель недели психологии

  • Повышение психологической культуры и компетентности педагогов и воспитанников образовательного учреждения.

Задачи недели психологии

  • Организация совместного пространства для взаимодействия и творчества участников образовательного пространства.

  • Пропаганда психологических знаний среди участников образовательного процесса.

  • Активизация познавательной деятельности школьников, вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Адресат

Учащиеся начального и среднего звена, воспитатели и учителя.

Описание

Принципы реализации1:

  • Неделя психологии должна иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею.

  • Каждый день недели должен иметь свою смысловую направленность, которая может выражаться в девизе дня.

  • Должны быть включены мероприятия, которые делали бы каждый день неповторимым, а также сквозные мероприятия, которые задавали бы общий дух неделе.

  • События недели должны охватывать всю школу – всех учащихся и педагогов.

  • Вмешательство мероприятий недели в учебный процесс должно быть минимальным.

Основные формы работы:

  • Тематические стенды.

  • Листовки (памятки).

  • Подвижные (большие) перемены.

  • Викторины.

  • Групповые занятия.

  • Психологические акции.

  • Социологические опросы.



Основная тематика недели психологии: здоровье психологическое – составляющая здоровья физического (неделя психологии проводилась в рамках месячника здоровья и безопасности жизнедеятельности).

Необходимое оборудование

  • Мультимедийная техника, компьютер, аудиомагнитофон.

  • Видеоматериалы, компьютерные презентации: видеоролики Первого телевизионного канала «О вреде алкоголя», Мультипликационный фильм «Лу. Рождественская история» (режиссер - В. Токарева, 2005 г.), рекламный ролик пива «Овип локос», компьютерная презентация «К чему приводит употребление алкоголя?», компьютерная презентация «По следам недели психологии» (с фотографиями).

  • Стенды: «Советы вежливого человека», «Настроение и здоровье».

  • Материалы к викторинам: «Язык телодвижений или как читать мысли других людей по их жестам», «Вежливые слова».

  • Листовки – памятки: «Суицид. Проблема, требующая внимания», «Краткий словарик вежливых слов», «Осторожно! Мат!».

  • Раздаточный материал для каждого ученика: бланки «Письмо другу», «Пустые дорожные знаки».

  • Стилизованно оформленные плакаты: «Забор гласности», «Стена гласности».

Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов


  • Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. М., Чистые пруды, 2005.

  • Гнетковская. М. Черно-белая неделя психологии в школе: из опыта работы педагогов – психологов МОУ СШ №93. Тольятти Самарской области. Режим прямого доступа: http://lpp.ucoz.ru/katalog/dok.8.doc

  • Неделя психологии в школе. Опыт проведения Недели психологии МОУ СОШ №20 / Режим прямого доступа: http://www.edu.doal.ru/psihol/opyt/school20.doc

  • Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5, М., Чистые пруды, 2005.

  • Психология и социальная работа в школе. Научно-практический журнал. №3. Сыктывкар. 2007 г.

  • Этикет от А до Я / Режим прямого доступа: http://www.etiket.ru/

  • «Общее дело» — проект Первого канала / Режим прямого доступа: http://www.video-zhdanov.ru/obschee-delo.html

  • Всероссийское Иоанно - Предтеченское Православное братство «Трезвление» / Режим прямого доступа: http://trezvenie.org/video/animation/



Как все начиналось…





Неделя психологии в ГОУ РК «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухта в январе 2022 года проводилась впервые. С самого начала было трудно запланировать и включить психологическую неделю в план общешкольных мероприятий среди привычных тематических месячников и предметных недель. Однако, неделя психологии удачно вписалась в месячник здоровья и безопасности жизнедеятельности и стала его завершающим этапом.

На тематику недели не могла не повлиять общая направленность месячника, а поэтому темы всех дней недели были связаны со здоровьем участников образовательного процесса, его психологической составляющей.

При планировании недели психологии за основу были взяты принципы, предложенные коллективном авторов: М. Битяновой, Т. Азаровой, Т. Бегловой. В связи с чем, неделя психологии имела свои особенности:



  • Целостность и законченность недели: неделя начиналась в понедельник и заканчивалась в пятницу. Вся неделя была посвящена одной основной теме: «Здоровье психологическое – залог здоровья физического».

  • Целостность и законченность каждого дня недели: каждый день имел свою определенную тематику, которая выражалась в названии дня, а также в девизе дня. Например, понедельник – «День позитива», девиз дня – «Хорошее настроение – залог крепкого здоровья!».

  • В течение недели включались такие мероприятия, которые проводились каждый день, чем задавали общий дух недели: это психологические акции «Мое настроение», «Стена гласности», «Сиеста» и др. Также были включены мероприятия, которые делали каждый день неповторимым, не похожим на другой: тематические подвижные перемены, акция «Письмо другу» и т.д.

  • Для недели психологии были подобраны такие методы работы с учащимися и педагогами, которые делали вмешательство организуемых мероприятий в образовательный процесс минимальным: тематические стенды, листовки (памятки), подвижные перемены и т.д.



Заранее был вывешен план проведения недели, а также объявление о предстоящем событии. Неделя психологии, ее основные акции были запущены в понедельник на общешкольной линейке, на которой были раскрыты особенности предстоящих мероприятий, особенности участия в них и т.д.

К проведению недели были привлечены старшеклассники, они участвовали в организации отдельных акций.

























































































Программа недели психологии



День недели

Название дня и его девиз

Основные мероприятия дня

Общие мероприятия недели

Понедельник


ДЕНЬ ПОЗИТИВА.



Хорошее настроение – залог крепкого здоровья!

  • Открытие недели

  • Запуск акций

  • Подвижная перемена для учащихся «Настроение – ОК!»

  • Стенд для педагогов «Настроение и здоровье»

  • Семинар для педагогов «Профилактика психоэмоционального неблагополучия детей и подростков»











  • Акция «Мое настроение»





  • Забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни!»





  • Стена гласности «Я хочу, чтобы в школе …»





  • «Сиеста» (сеанс релаксации для педагогов)




Вторник


ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ.



Добрые слова не лень

Повторять мне целый день!

  • Памятки малышам «Краткий словарик вежливых слов»

  • Памятки старшеклассникам «Осторожно! МАТ!»

  • Подвижная перемена для учащихся «В гостях у дедушки Этикета»

  • Викторина для младших школьников «Вежливые слова»

  • Стенд для учащихся «Советы вежливого человека»


Среда


ДЕНЬ ЗДОРОВОГО ОБЩЕНИЯ.



Давайте жить дружно!

  • Акция «Письмо другу»

  • Подвижная перемена для учащихся «Дружить – это здорово!»

  • Викторина для учащихся «Язык телодвижений или как читать мысли других людей по их жестам»


Четверг


ДЕНЬ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ.



Скажем «НЕТ» вредным привычкам!

  • Конкурс рисунков «ЭТО ОПАСНО!»

  • Подвижная перемена для учащихся средних классов «Давайте задумаемся»

  • Профилактические занятие с учащимися 6, 7, 8 классов «О вреде алкоголя».


Пятница


ДЕНЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

По следам недели психологии.


  • Путешествие по станциям. Станция «ПСИХЕЯ»

  • Закрытие недели. Подведение итогов

Презентация с фотографиями







Акции недели психологии


  • Акция «Мое настроение»


Цель: мониторинг эмоционального состояния (настроения) участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) до и после учебного дня.


Ежедневно в течение недели, дважды в день – до и после уроков в школе производилась диагностика настроения учащихся и педагогов. Мониторинг осуществлялся в анонимном режиме. Реципиенты должны были в зависимости от своего настроения оставлять жетончик определенного цвета (розовый – педагоги; голубой – учащиеся среднего звена; желтый – учащиеся начального звена) в соответствующей коробочке: с «хорошим» настроением, «средним» настроением, «плохим» настроением.



Дважды в день жетончики подсчитывались, результаты анализировались и обобщались. Данные мониторинга позволили выявить определенные тенденции в том, с каким настроением приходят учащиеся, учителя и воспитатели в школу, а также, с каким настроением оканчивают свой учебный день.


Выявленные тенденции таковы:

- с «плохим» настроением в школу приходят примерно 20% младших школьников, 45% учащихся среднего звена, 15% педагогов. Остальные учащиеся и педагоги начинают свой учебный день в «среднем» и «отличном» настроении.

- число учащихся и педагогов с «плохим» настроением к концу учебного дня увеличивается: примерно до 30% у младших школьников, до 50% у учащихся среднего звена и до 25% педагогов.




  • Забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни!»


Цель: - актуализация знаний учащихся о навыках здорового образа жизни;

- повышение познавательной активности учащихся, поощрение их инициативы.



Тематика «Забора гласности» была продиктована общей направленностью недели психологии, а также месячника, в рамках которого она проводилась.


В холе школы был вывешен плакат в виде забора и объявление о том, что на этом заборе можно оставить свое послание на тему: «Поделись с другом секретом здорового образа жизни».

К концу недели на «заборе» не осталось ни одного свободного места. Свои послания оставляли как воспитанники учреждения, так и педагоги.

Авторы наиболее интересных и содержательных посланий были поощрены на заключительной линейке.

Среди них можно отметить:



Живи легко и классно,
Мечты осуществляй.
И этот мир прекрасный
С улыбкой покоряй!


Дерзай! Учись!
Навсегда со спортом подружись!


  • Стена гласности «Я хочу, чтобы в школе …»


Цель: - поощрение активности учащихся в умении выражать собственное мнение;

- изучение желаний учащихся в вопросах организации и управления учебно-воспитательным процессом, налаживания взаимоотношений между участниками образовательного процесса.


В холе школы был вывешен плакат в виде кирпичной стены с заданием продолжить неоконченное предложение «Я хочу, чтобы в школе…».
















Как и было задумано, школьники и педагоги, в основном оставляли послания, касающиеся, в основном, организационных и управленческих моментов в образовательном учреждении.

Такие как:


Я хочу, чтобы в школе …

была дисциплина на уроках и переменах.

не обзывались матом.

ученики уважали учителей.

было много добрых воспитателей и учителей.

все друг с другом дружили.








  • «Сиеста» (сеанс релаксации для педагогов)


Цели: - обучение педагогов приемам релаксации;

- снижение психоэмоционального напряжения педагогов в конце учебного (рабочего) дня.


Мероприятие было задумано для педагогов как возможность расслабиться, избавиться от эмоционального напряжения после долгого, динамичного, наполненного разнообразными эмоциями (в том числе и негативными) дня.

Релаксационные сеансы проводились с использованием специальных релаксационных настроев под релаксационную музыку в кабинете психолога (на мягкой мебели, с покрывалами, с приглушенным светом).

После сеансов релаксации учителя уходили спокойными, расслабленными, воодушевленными. И после завершения недели психологии еще долгое время вспоминали сеансы релаксации, их позитивное влияние на эмоциональное состояние педагога.










































Понедельник: ДЕНЬ ПОЗИТИВА

Девиз дня: «Хорошее настроение – залог крепкого здоровья!»



Мероприятия дня:



  1. Открытие недели психологии на общешкольной линейке.



  1. Запуск основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».



  1. Подвижная перемена для учащихся «Настроение ОК!».

Цель: знакомство учащихся с адекватными приемами оптимизации своего психоэмоционального состояния (поднятия настроения).

На подвижной перемене был затронут вопрос о том, что плохое, пониженное настроение негативно сказывается на здоровье человека, а также о том, что существуют определенные способы улучшения настроения: физическая зарядка, подвижные танцы под веселую музыку, комплименты и приятные слова в адрес человека с плохим настроением, громкое пение, рассказывание анекдотов и веселых историй и т.д.

Учащиеся были разделены на две команды: с хорошим и плохим настроением (по собственному самоощущению). Задачей первой команды было – поднять настроение участников второй команды, задачей второй команды – выполнять все инструкции участников первой команды.

На подвижной перемене все ученики станцевали, сделали физминутку (зарядку), спели куплет детской песни, прослушали пару анекдотов про школьную жизнь, а также услышали в свой адрес комплимент.

Участвующие в подвижной перемене школьники пошли на предстоящий урок с хорошим, позитивным настроением.



  1. Стенд для учителей «Настроение и здоровье».

Цель: психологическое просвещение учителей и воспитателей в вопросах влияния психоэмоционального состояния на здоровье человека, имеющихся способах корректировки собственного психоэмоционального состояния.

В учительской для педагогов был оформлен стенд на тему «Настроение и здоровье», содержащий следующие материалы: «7 врагов плохого настроения», «Влияние цвета на настроение», «Вредные способы поднятия настроения» и т.д., раскрывающие вопрос о том, что пониженное настроение является источником множества заболеваний человека, а также о том как бороться со своим пониженным настроением (материалы стенда представлены в приложении «Дидактические материалы к первому дню недели психологии»).



  1. Семинар для педагогов «Профилактика психоэмоционального неблагополучия детей и подростков».

Цель: психологическое просвещение педагогов ОУ в вопросах об особенностях суицидального поведения детей и подростков, способах его профилактики и стратегиях поведения с учащимися с суицидальными намерениями.

На семинаре педагогам были представлены статистические данные о совершаемых суицидах в России, Республике Коми; дана характеристика детей с подобной формой девиантного поведения; обсуждены формы взаимодействия с ними; поднят вопрос об учащихся ОУ, входящих в «группу риска» в отношении суицидального поведения и т.д.

Затронутые на семинаре вопросы были оформлены в виде буклета - памятки для каждого педагога «Суицид. Проблема, требующая внимания» (текст памятки представлен в приложении «Дидактические материалы к первому дню недели психологии»).

















































Вторник: ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ



Девиз дня: «Добрые слова не лень

Повторять мне целый день!»


Мероприятия дня:


  1. Продолжение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».


  1. Подвижная перемена для учащихся «В гостях у дедушки Этикета».

Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в общественных местах, в том числе, в образовательном учреждении в учебное и внеурочное время.

Учащиеся на большой перемене были разделены на группы (команды) для участия в викторине «В гостях у дедушки Этикета». Школьники в четырех турах викторины должны были показать свои знания о вежливых словах и вежливом взаимодействии с окружающими; правилах поведения за столом, в общественном транспорте, в игре со сверстниками, а также правилах поведения в школе.

Команды в проведенной игре показали большую активность, заработали много жетонов (план проведения большой перемены «В гостях у дедушки Этикета» представлен в приложении «Дидактические материалы ко второму дню недели психологии»).


  1. Памятки малышам «Краткий словарик вежливых слов».

Цель: актуализация знаний о вежливых формах взаимодействия с окружающими.

На перемене учащимся начального звена раздавались листовки – памятки «Краткий словарик вежливых слов», на которых в стихотворной форме было представлено напоминание о том, что в общении с другими людьми нужно использовать вежливые слова (текст памятки представлен в приложении «Дидактические материалы ко второму дню недели психологии»).


  1. Викторина – кроссворд для младших школьников «Вежливые слова».

Цель: актуализация знаний о вежливых формах взаимодействия с окружающими.

Для учащихся на большой перемене на стенде был оформлен кроссворд «Вежливые слова», выполняя который школьники должны были показать свои знания о имеющихся вежливых словах.

  1. Памятки старшеклассникам «Осторожно! МАТ!»

Цель: психологическое просвещение подростков в вопросе о негативном влиянии нецензурных высказываний на здоровье человека.

На перемене учащимся среднего звена раздавались листовки – памятки «Осторожно! Мат!», в которых была представлена информации о негативном, разрушающем воздействии нецензурных выражений на физическое и психологическое состояние школьника, а также призыв отказаться от использования в речи мата.

  1. Стенд для учащихся «Советы вежливого человека»

Цель: формирование у учащихся правильных представлений о вежливом человеке, вежливых формах взаимодействия с окружающими; мотивирование школьников к стремлению быть вежливыми.

В виде стенда для учащихся была оформлена информация о том, кто такой вежливый человек; какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы быть вежливым; как говорит вежливый и воспитанный ученик и т.д. (материалы стенда представлены в приложении «Дидактические материалы ко второму дню недели психологии»).























































Среда: ДЕНЬ ЗДОРОВОГО ОБЩЕНИЯ

Девиз дня: «Давайте жить дружно!»



Мероприятия дня:


  1. Продолжение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».



  1. Акция «Письмо другу».

Цель: способствовать формированию дружелюбной атмосферы в коллективе сверстников и педагогов.

Учащимся начального и среднего звена на большой перемене раздавались бланки для написания писем своему другу. Школьникам предлагалось написать пожелания, добрые и приятные слова, слова поддержки, признательности своим сверстникам и педагогам. В акции приняли участие и педагоги, выразив слова поддержки отдельным школьникам, написав комплименты своим коллегам.

На уроке письма сортировались и на последующих переменах разносились по адресатам. Как школьникам, так и педагогам было приятно получать письма, т.к. зачастую им просто не хватает человеческого внимания.

  1. Подвижная перемена для учащихся начального звена «Дружить – это здорово!»

Цель: расширение репертуара коммуникативных навыков младших школьников.

Подвижная перемена проходила под девизом «Дружить – это здорово!». Младшие школьники были разделены на группы по 5 – 6 человек. Учащимся было объявлено главное условие участия в игре – работать дружно!

В ходе первого задания учащиеся, работая в группе, должны были дружно сложить картинку, «расколовшуюся» на мелкие части (изображение Кота Леопольда), а также вспомнить любимые слова героя, изображенного на получившейся картинке («Давайте, жить дружно»).

Во втором задании (более сложном для выполнения в группе) учащиеся должны были дружно разукрасить слово «Дружба» одним набором карандашей.

В третьем задании - дружно группой показать танцевальное движение.

На заключительном этапе игры учащимся необходимо было дружно обсудить и записать пять правил дружбы в специальную форму в виде ладошки.

Старшеклассники же школы помогали в проведении подвижной перемены, организовывая малышей, задавая дружелюбный тон взаимодействия в группе (необходимый для игры материал представлен в приложении «Дидактические материалы к третьему дню недели психологии»).


  1. Викторина для учащихся среднего звена «Язык телодвижений или как читать мысли других людей по их жестам».

Цель: психологическое просвещение учащихся среднего звена о невербальной составляющей общения.

Для учащихся 5 – 8 классов школы – интерната на стенде была оформлена викторина «Язык телодвижений или как читать мысли других по их жестам». На стенде были представлены изображения людей в разных позах, школьникам же необходимо было определить, что чувствует или думает человек, находясь в такой позиции.









































Четверг: ДЕНЬ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ

Девиз дня: «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!»


Мероприятия дня:


  1. Продолжение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».



  1. Конкурс рисунков «ЭТО ОПАСНО!».

Цель: актуализация знаний о пагубном влиянии вредных привычек (сквернословия, употребления алкоголя и табака) на здоровье человека.

Учащимся на перемене раздавались заготовки в виде пустых дорожных знаков (форма заготовки представлена в приложении «Дидактические материалы к четвертому дню недели психологии»). Школьникам необходимо было нарисовать «запрещающий знак», который бы напоминал о разрушительном воздействии вредных привычек человека на его здоровье.

Получившиеся рисунки детей были оформлены в виде стенда «Это опасно!».


  1. Подвижная (большая) перемена для учащихся средних классов «Давайте задумаемся».

Цель: способствовать формированию негативного отношения к употреблению алкоголя.

Для учащихся на большой перемене был организован просмотр мультипликационного фильма «Лу. Рождественская история» (режиссер - В. Токарева, 2005 г.) с его последующим обсуждением. В мультфильме в доступной, художественной форме поднимается проблема пьянства среди молодежи, а также говорится о возможных последствиях, к которым приводит злоупотребление алкоголя.


  1. Профилактические занятие с учащимися 6, 7, 8 классов «О вреде алкоголя».

Цель: снизить риск приобщения к вредным привычкам среди учащихся, сформировав негативное отношение к ним.

Во второй половине учебного дня с подростками школы было организовано профилактическое занятие «О вреде алкоголя», на котором были затронуты вопросы о влиянии телевизионной рекламы на сознание человека при принятии решения употреблять ему алкоголь или нет; о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя.

ДЕНЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Девиз дня: «По следам недели психологии».



Мероприятия дня:


  1. Завершение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».



  1. Путешествие по станциям. Станция «ПСИХЕЯ».

Цель: обобщение полученных знаний в течение недели психологии.

В рамках завершения в школе месячника здоровья и безопасности жизнедеятельности для учащихся начального и среднего звена были организована игра «Путешествие по станциям». Учащимся необходимо было показать свои знания, полученные в течение месяца об основах безопасности жизнедеятельности, о навыках здорового образа жизни, о формах укрепления здоровья и т.д. Одной из станций, предстоящих для прохождения школьниками, являлась станция «Психея».

На станции «Психея» учащиеся должны были показать свои знания по теме: «Здоровье психологическое – залог здоровья физического», полученные в ходе недели психологии.

  1. Заключительная линейка - закрытие недели.

Цель: подведение итогов проведенной недели психологии, обобщение результатов.

На заключительной общешкольной линейке были подведены итоги проведенной недели психологии. Были объявлены и награждены грамотами и призами самые активные участники недели, проявившие себя практически во всех мероприятиях предметной недели: викторинах, подвижных переменах, психологических акциях. Была показана компьютерная презентация с фотографиями об основных мероприятиях недели психологии.



1Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. М., Чистые пруды, 2005, с.3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!