Методическая разработка «Неделя психологии в школе»
Пояснительная записка |
Цель недели психологии | Повышение психологической культуры и компетентности педагогов и воспитанников образовательного учреждения. |
Задачи недели психологии | Организация совместного пространства для взаимодействия и творчества участников образовательного пространства. Пропаганда психологических знаний среди участников образовательного процесса. Активизация познавательной деятельности школьников, вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. |
Адресат | Учащиеся начального и среднего звена, воспитатели и учителя. |
Описание | Принципы реализации1: Неделя психологии должна иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею. Каждый день недели должен иметь свою смысловую направленность, которая может выражаться в девизе дня. Должны быть включены мероприятия, которые делали бы каждый день неповторимым, а также сквозные мероприятия, которые задавали бы общий дух неделе. События недели должны охватывать всю школу – всех учащихся и педагогов. Вмешательство мероприятий недели в учебный процесс должно быть минимальным. Основные формы работы: Основная тематика недели психологии: здоровье психологическое – составляющая здоровья физического (неделя психологии проводилась в рамках месячника здоровья и безопасности жизнедеятельности). |
Необходимое оборудование | Мультимедийная техника, компьютер, аудиомагнитофон. Видеоматериалы, компьютерные презентации: видеоролики Первого телевизионного канала «О вреде алкоголя», Мультипликационный фильм «Лу. Рождественская история» (режиссер - В. Токарева, 2005 г.), рекламный ролик пива «Овип локос», компьютерная презентация «К чему приводит употребление алкоголя?», компьютерная презентация «По следам недели психологии» (с фотографиями). Стенды: «Советы вежливого человека», «Настроение и здоровье». Материалы к викторинам: «Язык телодвижений или как читать мысли других людей по их жестам», «Вежливые слова». Листовки – памятки: «Суицид. Проблема, требующая внимания», «Краткий словарик вежливых слов», «Осторожно! Мат!». Раздаточный материал для каждого ученика: бланки «Письмо другу», «Пустые дорожные знаки». Стилизованно оформленные плакаты: «Забор гласности», «Стена гласности». |
Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов | Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. М., Чистые пруды, 2005. Гнетковская. М. Черно-белая неделя психологии в школе: из опыта работы педагогов – психологов МОУ СШ №93. Тольятти Самарской области. Режим прямого доступа: http://lpp.ucoz.ru/katalog/dok.8.doc Неделя психологии в школе. Опыт проведения Недели психологии МОУ СОШ №20 / Режим прямого доступа: http://www.edu.doal.ru/psihol/opyt/school20.doc Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5, М., Чистые пруды, 2005. Психология и социальная работа в школе. Научно-практический журнал. №3. Сыктывкар. 2007 г. Этикет от А до Я / Режим прямого доступа: http://www.etiket.ru/ «Общее дело» — проект Первого канала / Режим прямого доступа: http://www.video-zhdanov.ru/obschee-delo.html Всероссийское Иоанно - Предтеченское Православное братство «Трезвление» / Режим прямого доступа: http://trezvenie.org/video/animation/ |
Как все начиналось…
Неделя психологии в ГОУ РК «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухта в январе 2022 года проводилась впервые. С самого начала было трудно запланировать и включить психологическую неделю в план общешкольных мероприятий среди привычных тематических месячников и предметных недель. Однако, неделя психологии удачно вписалась в месячник здоровья и безопасности жизнедеятельности и стала его завершающим этапом.
На тематику недели не могла не повлиять общая направленность месячника, а поэтому темы всех дней недели были связаны со здоровьем участников образовательного процесса, его психологической составляющей.
При планировании недели психологии за основу были взяты принципы, предложенные коллективном авторов: М. Битяновой, Т. Азаровой, Т. Бегловой. В связи с чем, неделя психологии имела свои особенности:
Целостность и законченность недели: неделя начиналась в понедельник и заканчивалась в пятницу. Вся неделя была посвящена одной основной теме: «Здоровье психологическое – залог здоровья физического».
Целостность и законченность каждого дня недели: каждый день имел свою определенную тематику, которая выражалась в названии дня, а также в девизе дня. Например, понедельник – «День позитива», девиз дня – «Хорошее настроение – залог крепкого здоровья!».
В течение недели включались такие мероприятия, которые проводились каждый день, чем задавали общий дух недели: это психологические акции «Мое настроение», «Стена гласности», «Сиеста» и др. Также были включены мероприятия, которые делали каждый день неповторимым, не похожим на другой: тематические подвижные перемены, акция «Письмо другу» и т.д.
Для недели психологии были подобраны такие методы работы с учащимися и педагогами, которые делали вмешательство организуемых мероприятий в образовательный процесс минимальным: тематические стенды, листовки (памятки), подвижные перемены и т.д.
Заранее был вывешен план проведения недели, а также объявление о предстоящем событии. Неделя психологии, ее основные акции были запущены в понедельник на общешкольной линейке, на которой были раскрыты особенности предстоящих мероприятий, особенности участия в них и т.д.
К проведению недели были привлечены старшеклассники, они участвовали в организации отдельных акций.
Программа недели психологии
День недели | Название дня и его девиз | Основные мероприятия дня | Общие мероприятия недели |
Понедельник | ДЕНЬ ПОЗИТИВА. Хорошее настроение – залог крепкого здоровья! | Открытие недели Запуск акций Подвижная перемена для учащихся «Настроение – ОК!» Стенд для педагогов «Настроение и здоровье» Семинар для педагогов «Профилактика психоэмоционального неблагополучия детей и подростков» | Стена гласности «Я хочу, чтобы в школе …» |
Вторник | ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ. Добрые слова не лень Повторять мне целый день! | Памятки малышам «Краткий словарик вежливых слов» Памятки старшеклассникам «Осторожно! МАТ!» Подвижная перемена для учащихся «В гостях у дедушки Этикета» Викторина для младших школьников «Вежливые слова» Стенд для учащихся «Советы вежливого человека» |
Среда | ДЕНЬ ЗДОРОВОГО ОБЩЕНИЯ. Давайте жить дружно! | Акция «Письмо другу» Подвижная перемена для учащихся «Дружить – это здорово!» Викторина для учащихся «Язык телодвижений или как читать мысли других людей по их жестам» |
Четверг | ДЕНЬ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ. Скажем «НЕТ» вредным привычкам! | Конкурс рисунков «ЭТО ОПАСНО!» Подвижная перемена для учащихся средних классов «Давайте задумаемся» Профилактические занятие с учащимися 6, 7, 8 классов «О вреде алкоголя». |
Пятница | ДЕНЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. По следам недели психологии. | Путешествие по станциям. Станция «ПСИХЕЯ» Закрытие недели. Подведение итогов Презентация с фотографиями |
Акции недели психологии
Цель: мониторинг эмоционального состояния (настроения) участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) до и после учебного дня. Ежедневно в течение недели, дважды в день – до и после уроков в школе производилась диагностика настроения учащихся и педагогов. Мониторинг осуществлялся в анонимном режиме. Реципиенты должны были в зависимости от своего настроения оставлять жетончик определенного цвета (розовый – педагоги; голубой – учащиеся среднего звена; желтый – учащиеся начального звена) в соответствующей коробочке: с «хорошим» настроением, «средним» настроением, «плохим» настроением. Дважды в день жетончики подсчитывались, результаты анализировались и обобщались. Данные мониторинга позволили выявить определенные тенденции в том, с каким настроением приходят учащиеся, учителя и воспитатели в школу, а также, с каким настроением оканчивают свой учебный день. Выявленные тенденции таковы: - с «плохим» настроением в школу приходят примерно 20% младших школьников, 45% учащихся среднего звена, 15% педагогов. Остальные учащиеся и педагоги начинают свой учебный день в «среднем» и «отличном» настроении. - число учащихся и педагогов с «плохим» настроением к концу учебного дня увеличивается: примерно до 30% у младших школьников, до 50% у учащихся среднего звена и до 25% педагогов. |
Цель: - актуализация знаний учащихся о навыках здорового образа жизни; - повышение познавательной активности учащихся, поощрение их инициативы. Тематика «Забора гласности» была продиктована общей направленностью недели психологии, а также месячника, в рамках которого она проводилась. В холе школы был вывешен плакат в виде забора и объявление о том, что на этом заборе можно оставить свое послание на тему: «Поделись с другом секретом здорового образа жизни». К концу недели на «заборе» не осталось ни одного свободного места. Свои послания оставляли как воспитанники учреждения, так и педагоги. Авторы наиболее интересных и содержательных посланий были поощрены на заключительной линейке. Среди них можно отметить: Живи легко и классно, Мечты осуществляй. И этот мир прекрасный С улыбкой покоряй! Дерзай! Учись! Навсегда со спортом подружись! |
Стена гласности «Я хочу, чтобы в школе …» Цель: - поощрение активности учащихся в умении выражать собственное мнение; - изучение желаний учащихся в вопросах организации и управления учебно-воспитательным процессом, налаживания взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В холе школы был вывешен плакат в виде кирпичной стены с заданием продолжить неоконченное предложение «Я хочу, чтобы в школе…». Как и было задумано, школьники и педагоги, в основном оставляли послания, касающиеся, в основном, организационных и управленческих моментов в образовательном учреждении. Такие как: Я хочу, чтобы в школе … … была дисциплина на уроках и переменах. … не обзывались матом. …ученики уважали учителей. … было много добрых воспитателей и учителей. …все друг с другом дружили. |
Цели: - обучение педагогов приемам релаксации; - снижение психоэмоционального напряжения педагогов в конце учебного (рабочего) дня. Мероприятие было задумано для педагогов как возможность расслабиться, избавиться от эмоционального напряжения после долгого, динамичного, наполненного разнообразными эмоциями (в том числе и негативными) дня. Релаксационные сеансы проводились с использованием специальных релаксационных настроев под релаксационную музыку в кабинете психолога (на мягкой мебели, с покрывалами, с приглушенным светом). После сеансов релаксации учителя уходили спокойными, расслабленными, воодушевленными. И после завершения недели психологии еще долгое время вспоминали сеансы релаксации, их позитивное влияние на эмоциональное состояние педагога. |
Понедельник: ДЕНЬ ПОЗИТИВА
Девиз дня: «Хорошее настроение – залог крепкого здоровья!»
Мероприятия дня:
Открытие недели психологии на общешкольной линейке.
Запуск основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».
Подвижная перемена для учащихся «Настроение ОК!».
Цель: знакомство учащихся с адекватными приемами оптимизации своего психоэмоционального состояния (поднятия настроения).
На подвижной перемене был затронут вопрос о том, что плохое, пониженное настроение негативно сказывается на здоровье человека, а также о том, что существуют определенные способы улучшения настроения: физическая зарядка, подвижные танцы под веселую музыку, комплименты и приятные слова в адрес человека с плохим настроением, громкое пение, рассказывание анекдотов и веселых историй и т.д.
Учащиеся были разделены на две команды: с хорошим и плохим настроением (по собственному самоощущению). Задачей первой команды было – поднять настроение участников второй команды, задачей второй команды – выполнять все инструкции участников первой команды.
На подвижной перемене все ученики станцевали, сделали физминутку (зарядку), спели куплет детской песни, прослушали пару анекдотов про школьную жизнь, а также услышали в свой адрес комплимент.
Участвующие в подвижной перемене школьники пошли на предстоящий урок с хорошим, позитивным настроением.
Стенд для учителей «Настроение и здоровье».
Цель: психологическое просвещение учителей и воспитателей в вопросах влияния психоэмоционального состояния на здоровье человека, имеющихся способах корректировки собственного психоэмоционального состояния.
В учительской для педагогов был оформлен стенд на тему «Настроение и здоровье», содержащий следующие материалы: «7 врагов плохого настроения», «Влияние цвета на настроение», «Вредные способы поднятия настроения» и т.д., раскрывающие вопрос о том, что пониженное настроение является источником множества заболеваний человека, а также о том как бороться со своим пониженным настроением (материалы стенда представлены в приложении «Дидактические материалы к первому дню недели психологии»).
Семинар для педагогов «Профилактика психоэмоционального неблагополучия детей и подростков».
Цель: психологическое просвещение педагогов ОУ в вопросах об особенностях суицидального поведения детей и подростков, способах его профилактики и стратегиях поведения с учащимися с суицидальными намерениями.
На семинаре педагогам были представлены статистические данные о совершаемых суицидах в России, Республике Коми; дана характеристика детей с подобной формой девиантного поведения; обсуждены формы взаимодействия с ними; поднят вопрос об учащихся ОУ, входящих в «группу риска» в отношении суицидального поведения и т.д.
Затронутые на семинаре вопросы были оформлены в виде буклета - памятки для каждого педагога «Суицид. Проблема, требующая внимания» (текст памятки представлен в приложении «Дидактические материалы к первому дню недели психологии»).
Вторник: ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ
Девиз дня: «Добрые слова не лень
Повторять мне целый день!»
Мероприятия дня:
Продолжение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».
Подвижная перемена для учащихся «В гостях у дедушки Этикета».
Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в общественных местах, в том числе, в образовательном учреждении в учебное и внеурочное время.
Учащиеся на большой перемене были разделены на группы (команды) для участия в викторине «В гостях у дедушки Этикета». Школьники в четырех турах викторины должны были показать свои знания о вежливых словах и вежливом взаимодействии с окружающими; правилах поведения за столом, в общественном транспорте, в игре со сверстниками, а также правилах поведения в школе.
Команды в проведенной игре показали большую активность, заработали много жетонов (план проведения большой перемены «В гостях у дедушки Этикета» представлен в приложении «Дидактические материалы ко второму дню недели психологии»).
Памятки малышам «Краткий словарик вежливых слов».
Цель: актуализация знаний о вежливых формах взаимодействия с окружающими.
На перемене учащимся начального звена раздавались листовки – памятки «Краткий словарик вежливых слов», на которых в стихотворной форме было представлено напоминание о том, что в общении с другими людьми нужно использовать вежливые слова (текст памятки представлен в приложении «Дидактические материалы ко второму дню недели психологии»).
Викторина – кроссворд для младших школьников «Вежливые слова».
Цель: актуализация знаний о вежливых формах взаимодействия с окружающими.
Для учащихся на большой перемене на стенде был оформлен кроссворд «Вежливые слова», выполняя который школьники должны были показать свои знания о имеющихся вежливых словах.
Памятки старшеклассникам «Осторожно! МАТ!»
Цель: психологическое просвещение подростков в вопросе о негативном влиянии нецензурных высказываний на здоровье человека.
На перемене учащимся среднего звена раздавались листовки – памятки «Осторожно! Мат!», в которых была представлена информации о негативном, разрушающем воздействии нецензурных выражений на физическое и психологическое состояние школьника, а также призыв отказаться от использования в речи мата.
Стенд для учащихся «Советы вежливого человека»
Цель: формирование у учащихся правильных представлений о вежливом человеке, вежливых формах взаимодействия с окружающими; мотивирование школьников к стремлению быть вежливыми.
В виде стенда для учащихся была оформлена информация о том, кто такой вежливый человек; какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы быть вежливым; как говорит вежливый и воспитанный ученик и т.д. (материалы стенда представлены в приложении «Дидактические материалы ко второму дню недели психологии»).
Среда: ДЕНЬ ЗДОРОВОГО ОБЩЕНИЯ
Девиз дня: «Давайте жить дружно!»
Мероприятия дня:
Продолжение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».
Акция «Письмо другу».
Цель: способствовать формированию дружелюбной атмосферы в коллективе сверстников и педагогов.
Учащимся начального и среднего звена на большой перемене раздавались бланки для написания писем своему другу. Школьникам предлагалось написать пожелания, добрые и приятные слова, слова поддержки, признательности своим сверстникам и педагогам. В акции приняли участие и педагоги, выразив слова поддержки отдельным школьникам, написав комплименты своим коллегам.
На уроке письма сортировались и на последующих переменах разносились по адресатам. Как школьникам, так и педагогам было приятно получать письма, т.к. зачастую им просто не хватает человеческого внимания.
Подвижная перемена для учащихся начального звена «Дружить – это здорово!»
Цель: расширение репертуара коммуникативных навыков младших школьников.
Подвижная перемена проходила под девизом «Дружить – это здорово!». Младшие школьники были разделены на группы по 5 – 6 человек. Учащимся было объявлено главное условие участия в игре – работать дружно!
В ходе первого задания учащиеся, работая в группе, должны были дружно сложить картинку, «расколовшуюся» на мелкие части (изображение Кота Леопольда), а также вспомнить любимые слова героя, изображенного на получившейся картинке («Давайте, жить дружно»).
Во втором задании (более сложном для выполнения в группе) учащиеся должны были дружно разукрасить слово «Дружба» одним набором карандашей.
В третьем задании - дружно группой показать танцевальное движение.
На заключительном этапе игры учащимся необходимо было дружно обсудить и записать пять правил дружбы в специальную форму в виде ладошки.
Старшеклассники же школы помогали в проведении подвижной перемены, организовывая малышей, задавая дружелюбный тон взаимодействия в группе (необходимый для игры материал представлен в приложении «Дидактические материалы к третьему дню недели психологии»).
Викторина для учащихся среднего звена «Язык телодвижений или как читать мысли других людей по их жестам».
Цель: психологическое просвещение учащихся среднего звена о невербальной составляющей общения.
Для учащихся 5 – 8 классов школы – интерната на стенде была оформлена викторина «Язык телодвижений или как читать мысли других по их жестам». На стенде были представлены изображения людей в разных позах, школьникам же необходимо было определить, что чувствует или думает человек, находясь в такой позиции.
Четверг: ДЕНЬ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ
Девиз дня: «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!»
Мероприятия дня:
Продолжение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».
Конкурс рисунков «ЭТО ОПАСНО!».
Цель: актуализация знаний о пагубном влиянии вредных привычек (сквернословия, употребления алкоголя и табака) на здоровье человека.
Учащимся на перемене раздавались заготовки в виде пустых дорожных знаков (форма заготовки представлена в приложении «Дидактические материалы к четвертому дню недели психологии»). Школьникам необходимо было нарисовать «запрещающий знак», который бы напоминал о разрушительном воздействии вредных привычек человека на его здоровье.
Получившиеся рисунки детей были оформлены в виде стенда «Это опасно!».
Подвижная (большая) перемена для учащихся средних классов «Давайте задумаемся».
Цель: способствовать формированию негативного отношения к употреблению алкоголя.
Для учащихся на большой перемене был организован просмотр мультипликационного фильма «Лу. Рождественская история» (режиссер - В. Токарева, 2005 г.) с его последующим обсуждением. В мультфильме в доступной, художественной форме поднимается проблема пьянства среди молодежи, а также говорится о возможных последствиях, к которым приводит злоупотребление алкоголя.
Профилактические занятие с учащимися 6, 7, 8 классов «О вреде алкоголя».
Цель: снизить риск приобщения к вредным привычкам среди учащихся, сформировав негативное отношение к ним.
Во второй половине учебного дня с подростками школы было организовано профилактическое занятие «О вреде алкоголя», на котором были затронуты вопросы о влиянии телевизионной рекламы на сознание человека при принятии решения употреблять ему алкоголь или нет; о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя.
ДЕНЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Девиз дня: «По следам недели психологии».
Мероприятия дня:
Завершение основных акций недели психологии: «Мое настроение», стена гласности «Я хочу, чтобы в школе…», забор гласности «Поделись с другом секретом здорового образа жизни», «Сиеста».
Путешествие по станциям. Станция «ПСИХЕЯ».
Цель: обобщение полученных знаний в течение недели психологии.
В рамках завершения в школе месячника здоровья и безопасности жизнедеятельности для учащихся начального и среднего звена были организована игра «Путешествие по станциям». Учащимся необходимо было показать свои знания, полученные в течение месяца об основах безопасности жизнедеятельности, о навыках здорового образа жизни, о формах укрепления здоровья и т.д. Одной из станций, предстоящих для прохождения школьниками, являлась станция «Психея».
На станции «Психея» учащиеся должны были показать свои знания по теме: «Здоровье психологическое – залог здоровья физического», полученные в ходе недели психологии.
Заключительная линейка - закрытие недели.
Цель: подведение итогов проведенной недели психологии, обобщение результатов.
На заключительной общешкольной линейке были подведены итоги проведенной недели психологии. Были объявлены и награждены грамотами и призами самые активные участники недели, проявившие себя практически во всех мероприятиях предметной недели: викторинах, подвижных переменах, психологических акциях. Была показана компьютерная презентация с фотографиями об основных мероприятиях недели психологии.
1Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. М., Чистые пруды, 2005, с.3.