Методическая разработка
непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми
средней группы « Признаки весны»
Цель: Дать детям понятие о возникновении новых экологических связей, нарушении старых связей в природе весной.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к экологическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
Развивающие:
1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Образовательные:
1. Систематизировать знания о составе чисел первого десятка из двух меньших.
2. Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»:
Развивать способность умение ориентироваться на ограниченном пространстве.
В интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (умение выполнять задание сообща, помогать друг другу);
- формировать умение: устанавливать контакт, свободного общения;
«Речевое развитие»:
- развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
«Физическое развитие»:
- обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Предпосылки учебной деятельности:
- умение слушать, участвовать в совместной деятельности;
- предлагать помощь, умение пользоваться инструкцией;
- Умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу;
- умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
- умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Методы и приемы:
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н.Н. Поддьяков, А.Н.Клюева)
Элементарный анализ(установление причинно-следственных связей)
Сравнение
Метод моделирования и конструирования.
Метод вопросов
Метод повторения
Решение логических задач
Методы повышения эмоциональной активности (проф.С.А. Смирнов)
Игровые и воображаемые ситуации
Сюрпризные моменты
Элементы творчества и новизны.
Юмор и шутки
Методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н. Поддьяков)
Эмоциональная насыщенность окружения
Мотивирование детской деятельности
Исследование предметов живой и неживой природы(обследование)
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее
Игровые приемы
Проблемные ситуации и задачи
Неясные знания (догадки)
Предположения (гипотезы)
Оборудование: игрушка Незнайки в зимней одежде , комплект весенней одежды для Незнайки, 2 банки с репчатым луком - с зелёными пёрышками в 1 банке, без пёрышек- во 2 банке.
2 подноса со снегом: 1 поднос поставить на стол, 2 поднос - на тёплую батарею.
Ход:
Приходит Незнайка: «Здравствуйте дети. Я хочу загадать вам загадку о времени года:
« Тише, тише, тишина
Сказка к нам идёт сама
Ветерком прохладным вея
В сказку дверь открыла…./весна/».
Да, на улице уже весна наступила. А первый весенний месяц какой? / март/.
Какие изменения произошли на улице с приходом весны?/Солнце стало светить ярче, греет сильнее/.
А какое сегодня у нас небо весеннее, назовите его цвет.
Какая погода днём? А ночью?
Вот Незнайка гулял днём на улице и увидел, что люди уже одеты не так, как зимой? Кто расскажет о том, как одеты взрослые и дети весной? /куртки, сапоги, вязаные шапочки/.
Давайте и Незнайку переоденем в весеннюю одежду.
« Вот спасибо дети за весеннюю одежду».
Почему мы Незнайке поменяли одежду на более лёгкую?
/ стало теплее на улице/.
А почему сейчас нельзя гулять в шубе? /жарко/.
« Ребята, а я вам ещё хочу загадать загадки:
«По голубому блюдечку золотое яблочко катится /солнце/.»
Покажите правой рукой солнце / дети правую руку вверх поднимают и рисуют круг в воздухе /.
2. «Синенькая шубка весь мир одела» /небо/
Покажите небо голубое, весеннее/ обеими руками проводим слева - направо вверху/.
3. «Без крыльев летят, без ног по небу бегут /облака/.
Покажите облака / пальцем рисуют в воздухе овальные облака/.
Облака бывают разные: разного цвета и формы. Вот птичка полетела /обе руки вместе соединить с помощью больших пальцев/.
Вот собачка бежит/ выпрямить ладошку, сжать все пальчики/.
«Что за морковка растёт вниз головой?/сосулька/.
Дети, объясните, а как появляются сосульки? Почему?/светит солнце ярче - тает снег на крышах домов- появляются сосульки/.
Опыт 1.
Незнайка принёс в группу 2 подноса со снегом и поставил их в разные места. Отгадайте, где быстрее растает снег- в группе или на батарее? Давайте проверим.
Быстрее растаял снег на батарее. Почему? Потрогайте батарею, какая она?/тёплая/.
Вот и на улице в том месте, где больше светит солнце, снег будет таять быстрее.
Физкультурная пауза:
« В небе солнышко смеётся, как? Покажите---
Своего оно добьётся-
Все сугробы, все сосульки
Превратятся в облака, как? Покажите?---
Снеговик стоит печальный, как? Покажите---
На земле он гость случайный.»
Из чего слепили снеговика? / из снега/ .
Что с ним произойдёт с наступлением весны, почему он печальный?/ он растает ,когда солнышко будет греть сильнее, потому что снег тает в тепле /.
Опыт 2.
А наш Незнайка лук посадил в две баночки, одну поставил на подоконник, а вторую- в тёмную комнату. Давайте посмотрим, что с ними произошло. Наступила весна, солнце стало ярче светить и на окне у Незнайки расцвёл витаминный огород. Что выросло у лука , который стоял на подоконнике наверху?/зелёные перья, вершки/. А внизу?/ белые корешки/.
А второй лук стоял у Незнайки в темноте, без солнца. У него что-нибудь выросло?
Что помогло вырасти зелёным перьям у лука?/ солнце/.
Значит солнце помогает расти овощам, растениям.
Без чего ещё не смог бы вырасти лук?/ без воды/.
Незнайка: «Я теперь всегда буду ставить лук в баночку с водой на подоконник, ближе к солнцу и лакомиться зелёным луком».
Дети, теперь Незнайка знает, какие изменения происходят на улице с наступлением весны.
«Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою».