Методическая разработка
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников:
упражнения на каждый день
Популярное пособие для педагогов и родителей
Сильвестрова Е.Ю.,музыкальный руководитель
высшей категории.
Пояснительная записка.
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 352 городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики реализует здоровьесберегающее направление и развитие детей. Организуют работу Сильвестрова Е.Ю., музыкальный руководитель высшей категории, воспитатели совместно с родителями. Основной задачей коррекционно-педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности.
В дошкольном учреждении была создана и апробирована интегрированная система здоровьесберегающих мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с учетом основных компонентов здорового образа жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Обусловлена недостаточностью нетрадиционных форм и пособий, методических разработок в плане осуществления здоровьесбережения педагогами, родителями. Дети, имеющие, нарушения в физическом развитии, отстают в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его основные части. Им трудно выполнять некоторые движения: перекатывания мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары о пол с чередованием рук, прыжки на левой и правой ноге, ритмические движения. Недостаточная координация отмечается во всех видах моторики-общей, мимической, мелкой. У них изменен мышечный тонус, поэтому особое внимание нужно уделять упражнениям на осанку и активное раслабление и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами, речевками стимулирует пространственно-временные параметры, развивает речь, силу голоса, зрительно-моторную координацию. Эта работа помогает создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. В нашем детском саду педагоги занимаются музыкальным воспитанием детей, вовлекая их в мир музыки, раскрывая творческий потенциал, основой для которой является- здоровьезбережение. Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковыми играми. Перед пением песен обязательно с детьми занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, а также фонопедическимии оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, что очень важно для профилактики простудных заболеваний. В сочетании музыкально-ритмическими движениями успешно применяются речевые игры, которые дети сопровождают движениями, звучащими жестами, игрой на музыкальных инструментах. Часто используем ритмодекламацию- ритмичное произношение текста на фоне звучащей музыки. Музыку подбираем в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка и содержанием текста.
Уверены, что музыкально-оздоровительная работа в ДУ должна быть направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.Так давайте дадим возможность нашим детям оздоравливаясь, познавать мир музыки. Пусть музыка и здоровье шагают вместе, крепко держась за руки!
НОВИЗНА.
Введение ГОСДО диктует обновление и содержание и форм работы с детьми. Проблема взаимоотношений рассматривается и изучается как один из основных видов человеческой деятельности.
Мною были разработаны оздоровительные техники, в которые вошли инновационные упражнения, игры, творческие задания – креативная игротерапия. Они помогают сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.В результате, дети приобрели практические навыки, с помощью которых, ребенок сам, помогал бы себе успокоиться, снять неблагоприятные последствия, психоэмоциональное напряжение.
Весь предлагаемый для оздоровительных занятий инструментарий, можно изготовить из подручного материала, что не требует больших затрат, и его можно легко изготовить так же, и в домашних условиях.
Пособие универсально, позволяет изменить игровую, познавательную среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
Дидактический материал развивает у дошкольника два типа активности: собственную активность и активность, стимулируемую взрослым.
Методическое пособие будет полезно музыкальным руководителям, учителям музыки, воспитателям, родителям.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК:
ЦЕЛЬ:
Поиск путей повышения эффективности использования здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками дошкольного учреждения:
выработать четкие координированные действия во взаимодействии с речью;
развивать двигательную память;
зрительно-моторную координацию;
формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ;
развивать мышечное чувство, чувство ритма;
сознательное отношение к качеству движений;
преодолеть внутреннее напряжение;
вызвать положительный эмоциональный подъем;
проведение индивидуальных занятий с родителями и детьми;
формировать коммуникативные качества и прививать этические нормы поведения, доброжелательное отношение друг к другу;
развивать и поощрять творчество, фантазию, воображение, стремление к импровизации, уверенность в себе через различные формы взаимодействия.
1.1.Фонопедическое упражнение с орехами.
Цель:
- обучить приемам массажа биологически активных точек мышц;
-выработать четкие координированные действия во взаимодействии с речью;
-природный материал: орехи, каштаны, желуди.
Методические рекомендации:
Дети садятся в круг на колени, в левой ладони держат орех, второй орех лежит справа на ковре. Под музыку «Летка-Енка» дети передают орех друг другу из ладони в ладонь и произносят слова: «У себя, у соседа взял, отдал» На проигрыш дети отстукивают ритм и произносят слова: «1-2,1-2-3.»Далее кладут один орех справа на ковре, вытягивают руки вперед и круговыми движениями делают массаж ладоням.
1.2. Психомышечная гимнастика с палочками.
Цель:
-развивать двигательную память;
-зрительно-моторную координацию;
-вызвать положительный эмоциональный подъем.
Материал: деревянные палочки(длина25см,диаметр 1,5 см)
Методические рекомендации:
Дети повторяют под песенку
«Две лошадки» за педагогом(воспитателем, музыкальным руководителем) ряд движений с палочками в руках(в медленном, среднем и быстром темпах.
1.3.Бумажный оркестр.
Цель:
-формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ;
Развивать мышечное чувство, чувство ритма;
-сознательное отношение к качеству движений.
Материал: бумага для выпекания(пергамент). Размер А-4 по количеству детей.
Методические рекомендации:
Под музыку композитора А. Селиванова «Шутка»,дети по показу педагога, а на заключительном этапе-самостоятельно в левой руке держат бумагу и работают кистью, а правой рукой по центру, ритмично под музык ударяют по бумаге, отображая ритмический рисунок произведения.
1.4.Релаксация
Цель:
-
преодолеть внутреннее напряжение.
Методические рекомендации:
Сказка.
Мы раскинем руки, мы как будто птицы.
Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…
Шар приснится голубой…
И Мишутка маленький…
Светлый месяц за горой…
И цветочек аленький…
Лепестки ласкает ветер,
Чуть цветок качается…
Это сказка детям снится…
Дети расслабляются…
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!
(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление).
1.5.Упражнения развивающие движения тела: «Сделай и замри»
Цель:
-научить ребенка воспринимать позы и движения тела, конечностей,головы.
Материал: таблицы «Графическое изображение движения и позы»
Методические рекомендации:
Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:
*двигательном,когда ребенок выполняет движения сам;
*зрительном,когда видит их выполнение другими;
*словесном(понятном),когда называет эти движения(командует себе и другим) или слушает команду других людей.
Целостныйобраз поз и движений формируется на основе взаимопонимания всех уровней.Успешность восприятия движений способствует двигательной активности ребенкаболее легкому усвоению разнообразных движений и координации в пространстве.
Упражнения предлагаются в виде таблиц, где изображены движения и позы, их словесная команда.
Игра «Сделай и замри» (5-7 лет.)
Карточки с изображением движений молча показывать ребенку поочередно, а он должен принять такую же позу. Для поддержания интереса к игре и восприятия меняйтесь ролями. Теперь ребенок показывает карточки, а взрослый принимает нужную позу.
1.6.ДИСКОФОН
Цель: развивать мышцы рук, ритм.
Материал: диски, резинка.
Методические рекомендации: ребенок выполняет ряд физических упражнений, которые соответствуют его возрасту,можно под счет взрослого или под музыкальное сопровождение.
«Дискофон» обладает возможностями всё той же трещотки, но звук получается другой, легко изготовить в домашних условиях совместно дети+ родители.
1.7.Трещотка
ЦЕЛЬ: развивать мышцы рук, координацию, ритм, слух.
Материал: трещотка из обычных школьных деревянных линеек.
\
1.8.БУБЕН
ЦЕЛЬ:игра на этом «инструменте» отлично развивает чувство ритма, творчество, моторику.
Материал:пластиковая одноразовая тарелка,рыбацкие бубенцы,металическик кольца,диаметр(2,5 см)
1.9.Кастаньеты по-грецки
Цель: развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, мышцы рук.
Материал: полоски ленолиума (размер 12 см), орехи, клей.
Список использованной литературы:
1. Антипина Е.А. Музыкальная деятельность в детском саду. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 – 2017 год.
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
4. Новикова Г.А.Ярославль: Академия развития 1997. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений М.; АРКТИ, 2000.
Мастер-класс для воспитателей
«ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ- К ЗДОРОВЬЮ»
Тема «Поиск путей повышения эффективности
использования здоровьесберегающих технологий
в работе с воспитанниками дошкольного учреждения»
Подготовка:
За 2 недели до проведения мастер-класса в методическом кабинете оформлена выставка, включающая следующие материалы: список литературы по теме, комплексы артикуляционной гимнастики, сборник релаксаций, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, нетрадиционных массажей (орехи, каштаны, теннисные мячики), деревянные палочки, бумага для выпекания, пластиковые миски.
Ход мастер-класса:
1.Организационный момент.
Педагоги распределяются свободно по залу.
Музыкальный руководитель-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Воспитатели- (Здравствуйте).
Предлагаю Вам поздороваться песенкой!
Песня-игра «Здравствуйте!» Н. Шуть.
Коллеги, предлагаю начать работу!
Игра-кричалка «Да-нет»
Музыкальный руководитель - Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? Нет или да? (Нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Вам лекции хочется слушать здесь и сейчас? (Нет)
Я вас понимаю,
Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или да?
Музыкальный руководитель предлагает выбрать, заранее разложенные листья в зале (красные,зеленые,желтые, коричневые) и присесть за столы, где лежат листья такого же цвета, которые выбрали педагоги.
Уважаемые коллеги! Внимание!
ТЕМА: «Нетрадиционные формы обучения и эффективное применение здоровьесберегающих технологий средствами музыки в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель:
-изучение системы работы и распространения ППО музыкального руководителя;
- совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Задачи:
Совершенствовать воспитательно -образовательный процесс по расширению и уточнению представлении об оздоровлении дошкольников.
Осуществлять поиск педагогических идей по пробуждению любознательности педагогов и родителей.
Построить модель современного, познавательного,музыкального или физкультурного занятия.
Активизировать деятельность педагогов по ознакомлению с здоровьесберегающими технологиями.
Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми разных возрастных групп.
Актуальность обусловлена тем, что дети, имеющие особый статус отстают в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его основные части. Недостаточная координация отмечается во всех видах моторики-общей, мимической, мелкой, у них изменен мышечный тонус.
Новизна:нами была разработана методическая разработка «Через музыку к здоровью» предназначена для дошкольников 4-7 лет. Ценность этого
пособия в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, способствую творческому самовыражению, направлены на развитие социальной коммуникативности дошкольника, формирование навыков потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в развитии и воспитании дошкольников, что прописано в ГОСДО.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, основная задача МДОУ, базируется на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, пропаганде здорового образа жизни среди родителей и использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности (свободная, учебная, совместная).
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется «Шкала ценностей».
Цель: определение наиболее важного жизненного фактора.
Материал-рабочие листы, ручки.
Методические рекомендации: Перед вами шкала от 0 до 4, напишите 4 жизненных ценностей, которые для вас очень важны (например, благополучие, деньги, дружба, здоровье, семья, работа, любовь и др.), отметьте их на шкале, по значимости. Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, а ведущий записывает на доске три наиболее часто повторяющиеся, если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.)
Музыкальный руководитель: практически абсолютное большинство на первое место поставили здоровье! Кто может сказать, что же такое здоровье? (Ответы педагогов).
Здоровье- рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.Приоритетными технологиями, назначение которых - объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – детей на сохранение, укрепление здоровья. И эти технологии получили название-«здоровьесберегающие».
Что же такое «здоровьесберегающие технологии»? (ответы педагогов), поделитесь с нами и назовите какие используете в работе с детьми?(ответы).
Хочу презентовать Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.
1.1.Фонопедическое упражнение с орехами.
Цель:
- обучить приемам массажа биологически активных точек мышц;
-выработать четкие координированные действия во взаимодействии с речью;
-природный материал: орехи, каштаны, желуди.
Методические рекомендации.
Дети садятся в круг на колени, в левой ладони держат орех, второй орех лежит справа на ковре. Под музыку «Летка-Енка» дети передают орех друг другу из ладони в ладонь и произносят слова: «У себя, у соседа взял, отдал» На проигрыш дети отстукивают ритм и произносят слова: «1-2,1-2-3.». Далее кладут один орех справа на ковре, вытягивают руки вперед и круговыми движениями делают массаж ладоням.
1.2. Психомышечнаягимнастика с палочками.
Цель:
-развивать двигательную память;
-зрительно-моторную координацию;
-вызвать положительный эмоциональный подъем.
Материал: деревянные палочки(длина25см,диаметр 1,5 см)
Методические рекомендации.
Дети повторяют под песенку«Две лошадки» за педагогом(воспитателем, музыкальным руководителем) ряд движений с палочками в руках(в медленном, среднем, быстром темпах).
1.3.Бумажный оркестр.
Цель:
-формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ;
- развивать мышечное чувство, чувство ритма;
-сознательное отношение к качеству движений.
Материал: бумага для выпекания(пергамент). Размер А-4 по количеству детей.
Методические рекомендации.
Под музыку композитора А. Селиванова «Шутка»,дети по показу педагога, а на заключительном этапе-самостоятельно в левой руке держат бумагу и работают кистью, а правой рукой по центру, ритмично под музыку ударяют по бумаге, отображая ритмический рисунок произведения.
Часто используем ритмодекламацию- ритмичное произношение текста на фоне звучащей музыки. Музыку подбираем в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка и содержанием текста.
«Мы идем» Н.Шуть.
Цель:
-сочетать речь,музыку,движения.
Методические рекомендации.
Четко под музыку произносить слова, выполнять движения ритмично.
Релаксация
Цель:
- научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Методические рекомендации.
Используется спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому что них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению расслабляться.
Релаксация для педагогов:
Звучит музыка из мультфильма «АНАСТАСИЯ», воспитатели лежат на ковре в расслабленной позе с закрытыми глазами.
Музыкальный руководитель произносит:
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
Итог мастер- класса.
Музыкальный руководитель:уважаемые коллеги, я рассказала, показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения, и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова:
- у детей повышается работоспособность;
-улучшается качество образовательного процесса;
- они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.
Что нового вы взяли сегодня и перенесете в свою работу с детьми? (ответы)
Прошу вас оценить уровень проведения мастер-класса! (в карточках выставляют уровень).Уверены, что музыкально-оздоровительная работа в МДОУ должна быть направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Так давайте дадим возможность нашим детям оздоравливаясь, познавать мир музыки. Пусть музыка и здоровье шагают вместе, крепко держась за руки! Я хочу поблагодарить Вас за внимание и плодотворную работу. Будьте всегда здоровы и счастливы! Желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!
Литература:
1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ Волгоград, 2005
2. Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.
5. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми М., 2002
6. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
7. Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.
8.Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.
9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
10. Петерина С.В. Воспитание культуры у детей дошкольного возраста М., 2002
11. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М., 2006
12. Шаврыгин Б.В. Если малыш часто болеет М., 2005.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Фонопедическое упражнение с орехами
Психомышечная гимнастика с палочками.
Бумажный оркестр
Работа в малых группах
Релаксация
Завершение мастер-класса.
23