Нравственное воспитание методами словесно - эмоционального воздействия в работе учебного драматического театра на английском языке
Школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе.
Слайд 2
На слайде вы видите условия, при которых нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным:
Не читать, пауза
«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».
Сущность нашего творческого театрального объединения на английском языке «PLAY» отвечает всем этим условием в полной мере.
Слайд 3
Вот суть методов нравственного воспитания
Пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения есть методы нравственного воспитания.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Слайд 4
Рассмотрим, как используются в работе нашего театра на английском языке наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.
Слайд 5
В педагогической практике чаще всего используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Слайд 6
В нашем театральном творческом объединении на английском языке значение рассказа выполняет чтение сценариев для наших постановок. К сценариям мы предъявляем следующие требования:
соответствие предлагаемого иностранного текста языковым знаниям школьников, где
В первом пункте важно оптимальное соотношение между знакомым и незнакомым.
2). Постановка должна воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности.
А с целью благоприятного воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности отбираются постановки с яркими запоминающимися положительными и отрицательными образами. Это герои пьесы «Вождь краснокожих» по рассказу О`Генри, басни «Кузнечики и муравьи», поучительной сказки о ленивых старике и старухе, сказки о 2-х сестрах, которые своей добротой победили зло ведьмы.
Слайд 7
3). Важным фактором при выборе пьесы является учет возрастных особенностей.
В – третьих, волнует и воспитывает то, что затрагивает тебя, интересно, как твой сверстник – герой постановки - сможет решить ту или иную проблему, как поведёт себя в критической ситуации. Воспитательная задача - а как бы я поступил на месте героя – заставляет ребят подумать серьёзно о своих поступках. Например, 2 маленькие сестры не испугались злой ведьмы, попав в темный лес, и даже изменили её своей добротой.
4). Чрезвычайно важным для наших постановок является их методическая ценность для формирования базовых навыков и умений учащихся –
Четвертое требование важно для решения практической задачи обучения иностранному языку.
Наши пьески соответствуют тематике устной речи, чтения, грамматики на определенном этапе. Однако текст постановок содержит и новый лексико-грамматический материал.
Слайд 8
Для зрителей в качестве рассказа, повествования служит сам спектакль, где они не только видят действие, декорации, слышат особую интонацию каждого персонажа, музыкальное сопровождение.
Щелчок
Для них спектакль на иностранном языке – всегда событие, ведь это, прежде всего, красочность, эмоциональность, действо.
Слайд 9
При просмотре спектакля все требования к рассказу как методу (вы их видите на слайде) выполняются в полной мере:
рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников, он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей; (о соответствии возрасту наших постановок было сказано выше)
рассказ сопровождается иллюстрациями, а в нашем случае это – действие, декорации;
усиливает восприятие рассказа хорошо подобранное музыкальное сопровождение. В каждом нашем спектакле есть музыка, песни и танцы;
Слайд 10
Рассказ производит должное впечатление если выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Щелчок
Наш театр регулярно участвует в районном конкурсе драматических театров (В прошлом учебном году мы заняли I место),
Щелчок
в городском конкурсе драматических коллективов «Глобус», где мы были победителями в следующих номинациях «Лучшие из лучших», «За лучшую постановку», «За лучшую женскую роль», «Оригинальное творческое решение».
Слайд 11
Соответствие содержания возрасту, яркая волнующая ситуация, понятность речи (лексические трудности сняты мною до показа) - и неподдельное и эмоционально наполненное внимание зрителей обеспечено!
Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
После постановки я провожу обсуждение в форме беседы или дискуссии по вопросам, данным перед спектаклем. Во время просмотра зрители наблюдают ситуацию, продумывают ответы и сами ищут решение.
Слайд 12
В работе с обучащимися широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается следующим образом
как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и
как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и
как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа предполагает участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Слайд 13
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов.
Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Слайд 14
Все требования к этической беседе соблюдаются и в работе нашего объединения на этапе обсуждения сценария по-русски, который следует после языковой работы с текстом.
Щелчок
Прочитав и поняв текст, дети могут оценить его в общем (понравилось / не понравилось), оценить героев и, соответственно, эмоционально настроиться.
Таким образом, обеспечивается проблематизация пьесы, т.е. она становится для каждого личностно-значимой.
Затем в ходе обсуждения сценария ученики сами пытаются поставить задачу, выявить идею. Осознанная таким образом задача решается всегда творчески, с интересом и упорством, благодаря чему достигаются изменения внутри – саморазвитие, самосовершенствование.
Слайд 15
Высказывается каждый ученик, и мы учимся уважать друг друга. Каждый слушает каждого, чтобы согласиться или высказать другое мнение, опираясь при этом на свой жизненный опыт.
В таком обсуждении рождается коллективное внимание. Ребята поглощены обсуждением, при котором часто опираются на жизненный опыт. Кроме того, в обсуждении выясняются точность и полнота восприятия.
Слайд 16
Для зрителей используется метод этической беседы после просмотра спектакля.
Так как наш театр учебный, перед спектаклем я работаю со зрителями над новой лексикой, которая встретится в тексте постановки, и ставлю опережающие вопросы, которые ребята должны решать в ходе просмотра спектакля.
По окончании представления они высказываются по этим вопросам. Получается замечательная беседа, где ребята не только высказывают своё мнение, но и подтверждают его примерами из только что просмотренной и понятой пьески. В ходе беседы выясняется главная мысль, основное поучение нашей постановки.
Слайд 17
Иногда беседа может перейти в диспут – ещё один метод формирования сознания личности. Он представляет собой живой горячий спор на определённую тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.
Слайд 18
Разъяснение – следующий метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, которая отличает разъяснение от объяснения и рассказа, вы видите на слайде – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Слайд 19
Разъяснение применяется следующим образом:
пауза
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Слайд 20
На репетициях мне приходится постоянно использовать метод разъяснения.
Чтобы сыграть роль того или иного героя, юный артист должен понять его характер, представить, почему, как герой будет действовать в тех или иных условиях.
Я стараюсь объяснить сама или подвести детей к решению этого вопроса. Ребята узнают различные качества характера и различные формы поведения, играя того или другого героя.
Самое важное, понимая правильно причину поведения, дети могут осознанно работать и над своими качествами характера, контролировать своё поведение.
Слайд 21
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Педагог должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Внушение в нашем театре происходит постепенно на репетициях. Стараясь понять и достоверно показать характер персонажа, ребята по многу раз повторяют одно и то же действие, одну и ту же сцену. И мы каждый раз говорим, почему герой так поступает, и вот что из этого получается.
Щелчок
Таким образом, ребёнок не просто понимает, как следует поступать, как нет, он это знает точно, потому что имеет возможность это пережить, хотя бы даже и на сцене.
На слайде эпизод спектакля о Томасе Сойере, когда он обманул тетю Полю, чтобы не идти в школу. За это ему пришлось лишиться здорового зуба.
Слайд 22
Мы как бы запускаем моторчик в подсознание, который сработает, может, и не сейчас, но в определенный момент жизненного пути, в определённой ситуации может заработать. И тогда в их жизни будет полноправно действовать единство знания и поведения. Опираясь на опыт наших постановок, дети будут в будущем вести себя так, как узнали, проявлять качества, которые они уже прожили, т.е. информация, знания, полученные на наших занятиях, останутся в сознании, будут помогать им в жизни достойно себя вести.
Слайд 23
Уважаемые педагоги, хочу обратить Ваше внимание, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации.
Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки.
На наших занятиях эта ситуация невозможна.
Слайд 24
Играя, размышляя над ролью, над характером героя, артисты постепенно сами всё понимают,
учатся видеть плохое и хорошее, приобретают опыт поведения, исходящий из положительных и отрицательных качеств характера, и
решают сами, как действовать в будущем, какие черты характера лучше развивать у себя. Лучше быть храбрыми как девочки, трудолюбивыми как муравьи.
Слайд 25
Следует добавить ещё об одном методе нравственного ваоспитания.
Пример – метод наглядно-воспитательного воздействия исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.
Слайд 26
Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей.
В нашем случае примером конкретных людей может быть товарищ, который умеет трудиться, быть дисциплинированным и являться всегда и вовремя на репетиции и, конечно, на выступления. Это тот член нашего коллектива, который любит театр, выкладывается на сцене в полной мере и у которого получается роль, персонаж любого характера, пусть даже ведьма, злая мачеха.
Щелчок
Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Неоспоримо значение примеров наших персонажей, которых мы пытаемся сыграть,
ярко показав его положительные или отрицательные черты: трудолюбивых кузнечиков, добрых и любящих друг друга сестёр, непослушного мальчишку, замучившего 2-х взрослых воров, обманщика Тома Сойера, придумавшего зубную боль, чтобы не ходить в школу, но полюбившего по-детски глубоко девочку Бекки.
Слайд 27
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Сила положительного примера наставника увеличивается, когда он действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно. И эта возможность существует для меня во время занятий для работы над текстом сценариев и, конечно,
Щелчок
бесконечных репетиций.
Слайд 28
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы формирования нравственного воспитания выступают в сложном единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система.
Щелчок
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нравственное воспитание младших школьников в учебно – воспитательном процессе. Выпускная квалификационная работа, Ветошкина Е.В., студентка 5 курса оо, Руководитель: доктор пед. наук, профессор Коротаева Е.В., Екатеринбург 2008
Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;
Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992г.
Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988.
Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997г.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988г.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989
Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.
Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 1992. – 13. № 1.
Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 1982;
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.
Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;
Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998;
Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.
Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.2000.
Краткий словарь по философии. – М.:1992.
Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988;
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006;
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975;
Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000;
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000;
Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.
Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;
Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001.
Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999.
Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Краснодар, 1992;
Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;
Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1997;
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000;
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная асвета, 1976;
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002;
Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.
Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;
Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983;
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991;
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 1996;
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4