СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 в 21 субъекте Российской Федерации прошла апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».  

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является светским, культурологическим и имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер.

Апробация осуществлялась в  четвертых и пятых классах  образовательных учреждениях Бековского района,  поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Р.П. БЕКОВО БЕКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ








«О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.»









Составила

учитель начальных классов

Овсянкина Т.В.







Беково

2019 год

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 в 21 субъекте Российской Федерации прошла апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

С 2012 года в общеобразовательных учреждениях участвовавших в апробации субъектов Российской Федерации изучение курса ОРКСЭ переходит в штатный режим, а остальные 62 субъекта включаются в работу по введению прошедшего апробацию курса.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является светским, культурологическим и имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер.

Апробация осуществлялась в четвертых и пятых классах образовательных учреждениях Бековского района, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

В нашей школе, как и во всех других ОУ Бековского района с целью обеспечения условий для организации добровольного выбора модуля курса и учёта мнения родителей обучающихся проводятся общешкольные и классные родительские собрания, организовано коллективное ознакомление родителей школьников с учебной программой. Также проводилась индивидуальная работа с отдельными семьями, родителями с целью определения выбора модулей курса. Так как большинство родителей – христиане, выбор, при заполнении анкет в основном, был сделан в пользу изучения модуля «Основы православной культуры».

Результаты выбора были зафиксированы протоколами родительских собраний, письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения детей.

Хочется отметить хорошее обеспечение данного курса, как методической литературой, так и материалами к урокам (книги для обучающихся, книги для родителей, электронное сопровождение к книге для учащихся). Учебно-методический комплекс разработан с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Красочные учебники, содержательные задания и красивые иллюстрации в электронном пособии к учебникам.

Но вместе с этим, хотелось бы отметить, что учебник несет много информации. Хорошо иллюстрирован, вместе с тем, содержание учебника погружает детей в религиозное православие. Таким образом, нарушается культуроведческий принцип, поэтому приходится уходить в поле культуры, самим искать примеры из жизни и литературы. Также очевиден ещё один недостаток – отсутствие рабочих тетрадей для учащихся. Рабочие тетради могли служить дополнительным источником информации по содержанию материала, оказывать помощь в организации творческой, самостоятельной деятельности учащихся, а также при выполнении домашних заданий.

Задания на диске «ТРЕНАЖЕР» или «КОНТРОЛЬ» напечатаны мелким шрифтом, что затрудняет работу со всем классом. Приходится эти вопросы печатать дополнительно на бумаге и предлагать ребятам выполнять тестовый вариант. Так же не очень устраивает размер иллюстраций (они очень малы). В книге для учителя нет материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. А хотелось бы иметь под рукой такую книгу-помощник, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходится использовать различные справочники, Интернет, энциклопедии, что отнимает очень много времени.

Хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, которые мы привезли с курсов повышения квалификации, которые проходили на базе ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования». На этих курсах все педагоги плодотворно поработали и создали небольшую методическую копилку. Методисты очень хорошо продумали формы работы, показали нам, как можно работать с классом, все материалы собрали на диски. Эти диски – мои первые помощники при подготовке к урокам. Я постоянно к ним обращаюсь и думаю, что мои коллеги делают то же самое.

Введение в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителями, преподающими данный курс, приглашения родителей на уроки развеяли сомнения. Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие проекты к урокам. После каждого урока дети делятся дома информацией, многие сразу готовят домашнее задание, рисуют, читают книги.

Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Иногда у меня создавалось впечатление, что они знают больше меня. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам.

Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Для своих уроков придумываю разные игры и задания. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работаем с диском к учебнику, составляю презентации с новыми терминами, картинные галереи, иллюстрации к текстам учебника. Имею возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания: кроссворды, соотношения. Когда нет возможности работать с доской, использую напечатанные карточки. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.

Мне интересно преподавать курс «Основы православной культуры». На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.

Такие уроки важны и нужны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.

Так как апробация прошла успешно, данный курс в этом учебном году введён в штатный режим, остаётся в учебном плане 1 час в неделю в 4 классе.

Необходимо подумать о введении этого курса в среднем и старшем звене. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!