СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой  методическое решение урока модуля «Основы православной культуры» по учебнику А. В. Кураева. Разработка выполнена в русле культурологического подхода к преподаванию религиозной культуры. Урок сопровождается презентацией, электронным приложением к учебному пособию А. В. Кураева.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»»







Тема урока: Золотое правило этики.

Цель:

Формирование у школьников мотива к нравственному поступанию, к осознанному выбору жить по совести, понимания саму жизнь как бесценный дар через знакомство с золотым правилом этики.

Задачи урока:

  1. Формировать начальное представление об этике, этичном поведении.

  2. Способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в классе.

  3. Воспитывать понимание учащимися «золотого правила этики»как условия оценивания собственного поведения.

  4. Развивать умение осуществлять поиск информации, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умение проводитьисследование.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

Средства наглядности: Репродукции картин (В.Д. Поленов «Христос и грешница»)

Дидактические материалы и оборудование: курс ОРКИСЭ, учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры», Москва, Просвещение,2010 4 - 5 классы, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности учащихся.


Ход урока:

  1. Организационный момент, включающий(1 мин.):

Цель: сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности, психологический настрой учащихсяна совместную коллективную деятельность.

Эмоционально-положительный настрой на работу. (У нас всё получится, а если и будут ошибки, то мы их обязательно постараемся исправить.)


  1. Проверка выполнения домашнего задания, включающая (5 мин):

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, опрос учащихся по пройденной теме.

  • Расскажите притчу о добром самарянине.

  • Кого в наше время можно назвать «добрым самарянином»? (Ребята отвечают на поставленные вопросы).

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).


  1. Повторение (1 мин):

Цель: повторить основные понятия, способствовать применять ранее полученные знания.

Закончи предложения:

  1. Богородицу зовут Дева …..

  2. Молитва – это разговор человека с …

  3. Моисей поднялся на…

  4. Бог дал Моисею…

  5. Алёша прочитал в Библии Божьи …

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).


4. Изучение нового материала (7 мин):

Цель:активизация мыслительной деятельности учащихся, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


- Напишите, как вы относитесь к своим ближним. (Ответы обсуждаются с детьми, отмечаются те, где говорится о помощи, заботе, любви.Обращаем внимание: ближний – не обязательно родной).

- Хотите знать, что думают по этому поводу мудрые люди?

«Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи».

Протоиерей И.Толмачев.

«Учись терпеть чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, потому что у тебя есть много того, что другие переносить должны».

Фома Кемпийский.

«Не может человек верить ближнему, не веря себе самому».

Св. Иоанн Златоуст.

«Кто живет только для себя и ищет собственных выгод, тот не может быть счастлив. Мы тогда истинно живем для себя, когда живем для других».

Сенека.


  • Какое высказывание вам запало в душу? Какие слова вы хотели бы послушать еще раз?

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

  • Посмотрите сценку «Как Муся навестила свою больную подругу Валю» (по рассказу В. Осеевой) [4].

  • Посетить больного – святое дело. Хорошая подруга Муся?

  • Как же относится к ближнему, как его любить?

  • Не нужно говорить много слов о том, как любить. Об этом сказано в Золотом правиле.

Здесь заканчивается текст четвертого слайда (Слайд 5).

  • Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило»? (Высказывание собственных позиций учащихся).


5. Физминутка(2 мин):

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.


6. Исследовательская работа с текстом учебника (7 мин):

Цель:формирование организованности в группах, воспитать дисциплинированность, самостоятельность,настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.


  • Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся [3].

  • Найдите в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.

  • Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.

  • Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация ответов группами.


  1. Индивидуальная работа по карточкам (5 мин):

 Цель:самооценка и коррекция своей деятельности.

Золотое правило этики.

Задание 1.

Запиши золотое правило этики.


Задание 2.

Подумай и ответь.


Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали ысказаться_______________

2. При встрече _______________________________________________________

3. За глаза __________________________________________________________

4. В трудной ситуации ________________________________________________

5. В болезни _________________________________________________________

6. В играх __________________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь _________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ______________________________________

9. Чтобы мои товарищи ______________________________________________

10. Чтобы __________________________________________________________


Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.



8. Релаксация(4 мин):

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).



Учитель.Поработав, давайте поиграем в игру “Волшебный круг”.

Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение рук. После рассказывают о своих ощущениях.



9. Работа с иллюстрацией(3 мин):

Цель: учиться высказывать свое предположение (мнение) на основе работы с иллюстрацией учебника, способствовать развитию мышления, расширению кругозора и лексического запаса учащихся.

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).



  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 47 [1].

  • Что это за вид изобразительного искусства?

  • Верно, картина, проанализируйте цвет, содержание.

  • Кого мы видим на первом плане?

  • Как Христос защитил женщину?

  • Вы согласны с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?



10. Закрепление нового материала(2 мин):

Цель: закрепление материала, изученного на данном уроке при выполнении тестирования.

Выполнение тренировочных тестов, демонстрируемых на экране. (Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева) [5].


11. Задание на дом (1 мин):

Цель: объяснить домашнее задание,формирование качеств самообразования.

Написать сочинение-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».


12. Подведение итогов урока.  Рефлексия(2 мин):

Цель: оценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

  • Было интересно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Я сделал вывод, что…

  • Мне захотелось…



Список литературы.

  1. Евангелие от Иоанна (8, 3-11)

  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М. Эксмо, 2010

  3. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2010. – 95 с.

  4. Осеева В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. М.: Детская литература, 1985 г.

  5. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева

  6. Методическое обеспечение экспериментальных уроков
    по Основам православной культуры для 4-5 классов

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/13

  1. Основы православной культуры

http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru






Приложение.

Повторение.

  1. Богородицу зовут Дева …..

  2. Молитва – это разговор человека с …

  3. Моисей поднялся на…

  4. Бог дал Моисею…

  5. Алёша прочитал в Библии Божьи …

Изучение нового материала.

  • Напишите, как вы относитесь к своим ближним. (Ответы обсуждаются с детьми, отмечаются те, где говорится о помощи, заботе, любви.Обращаем внимание: ближний – не обязательно родной).

  • Какое высказывание вам запало в душу? Какие слова вы хотели бы послушать еще раз?

  • Посмотрите сценку «Как Муся навестила свою больную подргу Валю» (по рассказу В. Осеевой).

  • Посетить больного – святое дело. Хорошая подруга Муся?

  • Как же относится к ближнему, как его любить?

  • Не нужно говорить много слов о том, как любить. Об этом сказано в Золотом правиле.

  • Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило»? (Высказывание собственных позиций учащихся).

Исследовательская работа с текстом учебника.

  • Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  • Найдите в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.

  • Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.

  • Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация ответов группами.

Индивидуальная работа по карточкам.

Золотое правило этики.

Задание 1.

Запиши золотое правило этики.


Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали ысказаться_______________

2. При встрече _______________________________________________________

3. За глаза __________________________________________________________

4. В трудной ситуации ________________________________________________

5. В болезни _________________________________________________________

6. В играх __________________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь _________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ______________________________________

9. Чтобы мои товарищи ______________________________________________

10. Чтобы __________________________________________________________

Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.


Работа с иллюстрацией.

  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 47.

  • Что это за вид изобразительного искусства?

  • Верно, картина, проанализируйте цвет, содержание.

  • Кого мы видим на первом плане?

  • Как Христос защитил женщину?

  • Вы согласны с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?

Закрепление нового материала.

Выполнение тренировочных тестов, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!