Тема урока: Золотое правило этики.
Цель:
Формирование у школьников мотива к нравственному поступанию, к осознанному выбору жить по совести, понимания саму жизнь как бесценный дар через знакомство с золотым правилом этики.
Задачи урока:
Формировать начальное представление об этике, этичном поведении.
Способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в классе.
Воспитывать понимание учащимися «золотого правила этики»как условия оценивания собственного поведения.
Развивать умение осуществлять поиск информации, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умение проводитьисследование.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.
Средства наглядности: Репродукции картин (В.Д. Поленов «Христос и грешница»)
Дидактические материалы и оборудование: курс ОРКИСЭ, учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры», Москва, Просвещение,2010 4 - 5 классы, компьютер, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности учащихся.
Ход урока:
Организационный момент, включающий(1 мин.):
Цель: сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности, психологический настрой учащихсяна совместную коллективную деятельность.
Эмоционально-положительный настрой на работу. (У нас всё получится, а если и будут ошибки, то мы их обязательно постараемся исправить.)
Проверка выполнения домашнего задания, включающая (5 мин):
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, опрос учащихся по пройденной теме.
Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).
Повторение (1 мин):
Цель: повторить основные понятия, способствовать применять ранее полученные знания.
Закончи предложения:
Богородицу зовут Дева …..
Молитва – это разговор человека с …
Моисей поднялся на…
Бог дал Моисею…
Алёша прочитал в Библии Божьи …
Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).
4. Изучение нового материала (7 мин):
Цель:активизация мыслительной деятельности учащихся, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Напишите, как вы относитесь к своим ближним. (Ответы обсуждаются с детьми, отмечаются те, где говорится о помощи, заботе, любви.Обращаем внимание: ближний – не обязательно родной).
- Хотите знать, что думают по этому поводу мудрые люди?
«Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи».
Протоиерей И.Толмачев.
«Учись терпеть чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, потому что у тебя есть много того, что другие переносить должны».
Фома Кемпийский.
«Не может человек верить ближнему, не веря себе самому».
Св. Иоанн Златоуст.
«Кто живет только для себя и ищет собственных выгод, тот не может быть счастлив. Мы тогда истинно живем для себя, когда живем для других».
Сенека.
Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).
Посмотрите сценку «Как Муся навестила свою больную подругу Валю» (по рассказу В. Осеевой) [4].
Посетить больного – святое дело. Хорошая подруга Муся?
Как же относится к ближнему, как его любить?
Не нужно говорить много слов о том, как любить. Об этом сказано в Золотом правиле.
Здесь заканчивается текст четвертого слайда (Слайд 5).
5. Физминутка(2 мин):
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
6. Исследовательская работа с текстом учебника (7 мин):
Цель:формирование организованности в группах, воспитать дисциплинированность, самостоятельность,настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся [3].
Найдите в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.
Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.
Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация ответов группами.
Индивидуальная работа по карточкам (5 мин):
Цель:самооценка и коррекция своей деятельности.
Золотое правило этики. Задание 1. Запиши золотое правило этики. Задание 2. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? 1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали ысказаться_______________ 2. При встрече _______________________________________________________ 3. За глаза __________________________________________________________ 4. В трудной ситуации ________________________________________________ 5. В болезни _________________________________________________________ 6. В играх __________________________________________________________ 7. Когда я ошибаюсь _________________________________________________ 8. Когда у меня что-то получается ______________________________________ 9. Чтобы мои товарищи ______________________________________________ 10. Чтобы __________________________________________________________ Задание 3. Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми. |
8. Релаксация(4 мин):
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.
Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).
Учитель.Поработав, давайте поиграем в игру “Волшебный круг”.
Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение рук. После рассказывают о своих ощущениях.
9. Работа с иллюстрацией(3 мин):
Цель: учиться высказывать свое предположение (мнение) на основе работы с иллюстрацией учебника, способствовать развитию мышления, расширению кругозора и лексического запаса учащихся.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 47 [1].
Что это за вид изобразительного искусства?
Верно, картина, проанализируйте цвет, содержание.
Кого мы видим на первом плане?
Как Христос защитил женщину?
Вы согласны с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?
10. Закрепление нового материала(2 мин):
Цель: закрепление материала, изученного на данном уроке при выполнении тестирования.
Выполнение тренировочных тестов, демонстрируемых на экране. (Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева) [5].
11. Задание на дом (1 мин):
Цель: объяснить домашнее задание,формирование качеств самообразования.
Написать сочинение-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».
12. Подведение итогов урока. Рефлексия(2 мин):
Цель: оценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Было интересно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я сделал вывод, что…
Мне захотелось…
Список литературы.
Евангелие от Иоанна (8, 3-11)
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М. Эксмо, 2010
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2010. – 95 с.
Осеева В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. М.: Детская литература, 1985 г.
Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева
Методическое обеспечение экспериментальных уроков
по Основам православной культуры для 4-5 классов
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/13
Основы православной культуры
http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru
Приложение.
Повторение.
Богородицу зовут Дева …..
Молитва – это разговор человека с …
Моисей поднялся на…
Бог дал Моисею…
Алёша прочитал в Библии Божьи …
Изучение нового материала.
Напишите, как вы относитесь к своим ближним. (Ответы обсуждаются с детьми, отмечаются те, где говорится о помощи, заботе, любви.Обращаем внимание: ближний – не обязательно родной).
Какое высказывание вам запало в душу? Какие слова вы хотели бы послушать еще раз?
Посмотрите сценку «Как Муся навестила свою больную подргу Валю» (по рассказу В. Осеевой).
Посетить больного – святое дело. Хорошая подруга Муся?
Как же относится к ближнему, как его любить?
Не нужно говорить много слов о том, как любить. Об этом сказано в Золотом правиле.
Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило»? (Высказывание собственных позиций учащихся).
Исследовательская работа с текстом учебника.
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Найдите в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.
Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.
Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. Презентация ответов группами.
Индивидуальная работа по карточкам.
Золотое правило этики. Задание 1. Запиши золотое правило этики. Задание 2. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? 1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали ысказаться_______________ 2. При встрече _______________________________________________________ 3. За глаза __________________________________________________________ 4. В трудной ситуации ________________________________________________ 5. В болезни _________________________________________________________ 6. В играх __________________________________________________________ 7. Когда я ошибаюсь _________________________________________________ 8. Когда у меня что-то получается ______________________________________ 9. Чтобы мои товарищи ______________________________________________ 10. Чтобы __________________________________________________________ Задание 3. Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми. |
Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 47.
Что это за вид изобразительного искусства?
Верно, картина, проанализируйте цвет, содержание.
Кого мы видим на первом плане?
Как Христос защитил женщину?
Вы согласны с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?
Закрепление нового материала.
Выполнение тренировочных тестов, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева.