СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка обобщающего урока русского языка в 6 классе по теме «Лексика»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика»

Цели урока:

1) формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

2) воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка

3) формировать культуру речи,.

 

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Какой раздел русского языка изучает слова?

  - Правильно, «Лексика»

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  Правильно. Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня - урок –повторение. На предшествующих уроках мы знакомились  с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка обобщающего урока русского языка в 6 классе по теме «Лексика»»

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика»

Цели урока:

1) формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

2) воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка

3) формировать культуру речи,.


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Какой раздел русского языка изучает слова?

  - Правильно, «Лексика»

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно. Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня - урок –повторение. На предшествующих уроках мы знакомились  с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи.

А какова  цель урока? (закрепление  умений и навыков по разделу «Лексика»).

- Да,  сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика».

   А проведем мы его в форме путешествия по страницам устного журнала.

-Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение  и повторение по теме «Лексика».

А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

1страница журнала « Неспроста слово молвится».

Задание 1.

- Какое слово мы можем назвать добрым?

- А обидным?

Задание 2.

Учитель. Сила слова огромна. Вспомним пословицы о словах.

- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

      Сердечное слово                      вылетит-не поймаешь              

      Слово не воробей:                   молчание-золото

      Доброе  слово                            что орех без ядра

      Слово- серебро                        до сердца доходит

      Пустые слова -                          в беде поможет и в горе утешит

 

2 страница нашего журнала «И то, да не то…».

 Задание 4.

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

             Веет…рок спросил, прол…тая Отчего ты рож? з…л…тая?

             А в ответ к…л…ски шелестят З…л…тые руки растят.

- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. (Золотая, золотой.)

- Какие еще слова употреблены в переносном значении?

( Спросил, шелестят.)

- Как называется такой прием в литературе?

(Олицетворение.)

-Ещё задание:

Разберёмся в ошибках детей.

Прочитайте текст.

Ошибки детей.

Пят…летний Серёжа заявил что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, что его мороз ударит. Петя сказал маме что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

                                                                                                          ( По наблюдениям К.Чуковского)

-Прочитайте текст ещё раз со знаками. Объясните пропущенные орфограммы.

-Какие слова в тексте даны в переносном значении?

Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил

-А в переносном какие слова?

Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от «резать хлеб на части»;

Ударил мороз – переносное, ударить по голове – прямое;

Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,

Сушить на верёвке – прямое.

Поэты и писатели  часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)

 

Физкультурная минутка.

3 страница нашего журнала «Слова- близнецы».

- Какие слова в «Лексике» можно назвать близнецами?

                                               ( Омонимы.)

- Какие слова называют омонимами? ( Правило.)

Задание 6.

Письмо под диктовку.

Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.

А снизу бурные ключи в бока его толкают.

-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.

Какие еще значения имеет слово ключ?

                                         (Скрипичный, гаечный,  дверной.)

-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Переходим к 4 странице нашего журнала с таким теплым названием

                     «Слова-братья.»

- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)

- Какие слова называются синонимами?

- Почему их можно назвать братьями?

5страница « Слова- оппоненты».

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

                        Ты - со мною, я - с тобой, разные мы очень

-Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.

( Антонимы.)

- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Задание 9.

- Послушайте стихотворение «Друг и враг».

-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?

                       Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.

Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.

                       Повстречались на беду, начался скандал,

                       Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,

                       Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.

                       Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

     День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.

   Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

- Выпишите  из стихотворения слова- антонимы.

-Выполните морфологический разбор слова «друг» ( Можно устно.)

-Ещё задание: вот такая ситуация – дедушка писал письмо внукам, в дороге конверт слегка промок, и некоторые слова размыло, восстановим текст.

-Дорогие внучата!  Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.  Я хочу, чтоб вы росли…

Задание: продолжите письмо, восстановите текст.

(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).

   

Страница 6«Итоги урока».

   -Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.

Пора подвести итоги нашей работы.

Задание 11.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

а) лексика

б) фонетика

в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:  

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы

3.Слова, противоположные по значению:

а) омонимы

б) антонимы

в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы

Проверка тестов. Выставление оценок.

Домашнее задание по выбору учащихся:

 1) написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

                                            Скажи:

Какой ты след оставишь?

                                             След,

                                             Чтобы вытерли паркет

 И посмотрели косо вслед.

                                             Или

Незримый прочный след

     В чужой душе на много лет?  

2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграла омонимия в данном стихотворении?

3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.