КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Методическая разработка
по учебному предмету
«Производственное обучение»
Тема: «Обработка низа рукава манжетой»
Специальность: 3-50 01 55 Технология производства швейных изделий
Квалификация: 3- 50 01 55-55 портной
3-50 01 55-59 швея
Выполнила мастер производственного обучения Н.А. Шабуневич
2017
Содержание
| Введение……………………………………………………….. | 3 |
I | Характеристика темы программы и темы урока……………. | 4 |
II | Характеристика методики разработки и применения инструктивных материалов на уроках производственного обучения……………..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..… | 5 |
III | Рекомендации по проведению вводного инструктажа…….. | 8 |
IV | Рекомендации по проведению текущего инструктажа……... | 9 |
V | Рекомендации по проведению заключительного инструктажа................................................................................ | 10 |
VI | План занятия производственного обучения……………….. | 11 |
VII | Технологическая карта занятия производственного обучения……………………………………………………….. | 12 |
VIII | Инструкционно-технологические карты | 17 |
IX | Карточки задания……………………………………………... | 23 |
X | Средства контроля | 26 |
XI | Дидактический материал к учебному занятию……………… | 28 |
XII | Критерии оценивания….……………………………………... | 29 |
| Заключение……………………………………………………. | 31 |
| Список использованной литературы……………………........ | 32 |
| | |
Введение
Перед учебными заведениями профобразования стоят задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условии высокого уровня педагогических кадров, высокого уровня постановки учебно-воспитательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки учащихся.
Профессиональным учебным заведениям для этого предоставлены широкие возможности. Любое образовательное учреждение, в том числе профессиональное, самостоятельно в разработке и утверждении образовательных программ, в осуществлении образовательного процесса, текущего контроля успеваемости, в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Деятельность профессиональных учебных заведений уже не регламентируется жесткими установками приказов, инструкций, положений и других многочисленных централизованных указаний, чему и как учить. Учебным заведениям и педагогам предоставлены широкие возможности для проявления инициативы, педагогического творчества, для эффективного использования передового педагогического опыта, педагогических экспериментов.
Вместе с тем это налагает на учебные заведения большую ответственность, требует от педагогов глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания и развития учащихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.
Данная методическая разработка имеет цель повысить качество профессионального обучение посредством применения инструкционно-технологических карт на занятиях производственного обучения. О чем и пойдет речь в настоящей работе.
Характеристика темы программы и темы урока
Перечень учебно-производственных работ составлен на основании программы производственного обучения учебной специальности «Технология швейного производства» для квалификации «Швея, портной».
Темы программы в перечне распределены таким образом, что работы подбираются по степени сложности, точности, объёму с соблюдением перехода от простого, к сложному.
Раздел «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка» включает такие темы как «Обработка вытачек, подрезов, кокеток», «Обработка мелких деталей» и другие. Темы этого раздела предназначены для освоения учащимися методов обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий, и их влажно-тепловой обработки и дальнейшего применения полученных навыков при пошиве изделий.
Тема урока «Обработка мелких деталей» входит в состав темы программы №5 «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка» и изучается учащимися на первом курсе. На изучение этой темы отводиться 42 часа, из них 6 часов на обработку манжет.
Знания, умения, навыки, полученные на учебном занятии, должны быть таковы, чтобы их можно было применять в разнообразных условиях производственной деятельности.
Характеристика методики разработки и применения инструктивных материалов на уроках производственного обучения
При работе с большой группой учащихся мастеру не всегда удается уделить достаточное время для индивидуальной работы с каждым из них с учетом личных качеств, уровня подготовки. Применение документации письменного инструктирования дает возможность решить вопросы об эффективном инструктировании каждого учащегося по предстоящей учебно-производственной деятельности и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. К тому же инструкционная документация выступает как источник конкретной информации, при работе с которым учащиеся овладевают умениями самостоятельно выполнять, анализировать и контролировать свои действия, что позволит будущим квалифицированным рабочим осуществлять свою трудовую деятельность с наибольшей эффективностью.
К учебно-технологической документации относят выполняемые в соответствии с правилами, принятыми на конкретной отрасли производства, графические и письменные материалы, предназначенные для усвоения учащимися содержания, объемов и требуемой последовательности выполнения производственных действий. Такими документами являются чертежи на отдельные детали, сборочные чертежи, монтажные схемы, технологические карты, инструкционные карты, инструкционно-технологические карты, маршрутные карты, письменные инструкции и т.п.
На современном производстве вся техническая и технологическая документация основывается на установленных рекомендациях, правилах, требованиях государственных (отраслевых) стандартов. Конечно, стандарты, обязательные на производстве, не сразу в полной мере усваиваются учащимися. Однако подготовка квалифицированных рабочих наряду с другими качествами в обязательном порядке предусматривает уверенное обращение с технической документацией, причем это требование – один из важнейших показателей профессиональной компетентности. Вот почему от учебной документации, которая на самых первых этапах обучения может иметь упрощенный характер, требуется постепенное приближение, а затем и полное соответствие технической и технологической документации установленной в соответствующей отрасли производства.
Документы письменного инструктирования разрабатываются мастерами производственного обучения. Затем мастер консультируется с наиболее опытными коллегами, работниками предприятий, методистами. Результаты обсуждаются на методических комиссиях.
Инструкционные документы достаточно широко применяются на уроках производственного обучения. Однако на фоне недостаточной теоретической разработки целей и принципов построения документов такого рода, требований к из структуре и содержанию многие из них имеют ряд типичных недочетов. Так, не всегда подробно и доходчиво даются инструктивные указания для учащихся; операции раскрываются с позиции технологии, а инструктивных указаний по их выполнению почти нет; иногда содержатся только словесные инструкции, не подкрепленные графическими материалами, что затрудняет восприятие учащимися сущности поставленной задачи. Некоторые инструкции получаются громоздкими, перегруженными излишней информацией, другие, наоборот, содержат только последовательность трудовых операций; часто в них нет рекомендаций для самоконтроля учащимися хода и результатов выполнения работы и пр.
Применение в процессе производственного обучения письменного инструктирования может дать желаемый результат при условии, если соответствующая документация и методика ее использования будут разрабатываться в соответствии с определенными психолого-педагогическими требованиями:
соответствие инструктирующей документации учебной программе производственного обучения;
четкое определение цели, места и основных видов документации письменного инструктирования, применяемых на конкретном уроке;
соответствие структуры и содержания документации этапам формирования профессиональных знаний, умений и навыков;
обеспечение преемственности документации с целью систематического повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе учебно-производственной деятельности;
содержание письменных инструкций должно определяться на основе анализа трудовой деятельности рабочего с учетом реальных условий учебного процесса;
письменные инструкции должны быть четко, лаконично, грамотно и доходчиво сформулированы;
инструкции должны содержать рекомендации по самоконтролю и критерии правильности выполнения трудовых операций (приемов) и др.
К средствам письменного инструктирования относят следующие документы: инструкционные, инструкционно-технологические карты, различного рода инструктивные памятки, алгоритмические предписания, карты-задания. Главное их отличие от обычной технологической документации – в наличии инструкционных указаний, позволяющих учащимся без вмешательства мастера, самостоятельно осуществить и проконтролировать правильность своих действий.
Формы письменных инструкций могут быть разнообразными – с эскизами или фотографиями выполняемых действий, с текстовым пояснением и т.п. Решение о целесообразности той или иной формы принимает сам мастер исходя из соображений их удобства для работы и простоты восприятия учащихся.
Применение инструкционно-технологических карт, письменных инструкций и самостоятельное выполнение учащимися операций и переходов по ним не освобождает мастера от контроля за действиями учащихся, но позволяет внимательнее наблюдать за выполнением наиболее сложных приемов, связанных с обработкой, измерением и контролем качества обрабатываемых изделий.
Пока одни учащиеся успешно выполняют работы самостоятельно, мастер может больше времени уделить индивидуальному инструктажу более слабых учащихся, выявить допускаемые ими неточности в выполнении отдельных трудовых приемов, причины затруднений, неудач, скорректировать процесс выполнения работы.
Наличие письменных инструктивных материалов может быть эффективно использовано в качестве дидактических средств для развития умений анализировать технологический процесс, обсуждать возможности его совершенствования, выявлять приемы реализации требований безопасных условий труда.
Рекомендации по проведению вводного инструктажа
Вводный инструктаж проводиться в начале каждого занятия при обучении в учебных мастерских и имеет цель ввести учащихся в курс предстоящей работы на весь учебный день. Мастер знакомит с темой предстоящего занятия, учебно-технической документацией, обращает внимание на меры безопасности труда.
Характер вводного инструктажа зависит от объёма и содержания учебного мероприятия, опыта мастера, подготовленности группы и т.д. Он более продолжителен перед началом темы, менее - перед разделом и еще меньше - перед производственной работой.
Основная цель вводного инструктажа – подготовить учащихся к активному и созидательному выполнению упражнений, к самостоятельной работе на уроке.
Тема программы и тема урока записываются на доске и объявляются учащимся на уроке. Очень важно правильно раскрыть цели урока, то есть разъяснить, что и для чего они будут делать, чему научаться, какое значение имеет это для успешного овладения профессией. Основа для сознательного выполнения – увязка материала предстоящего урока со знаниями, полученными на уроках теоретической подготовки, полученном на предстоящих уроках. С целью лучшего восприятия и заинтересованности предлагаю учащимся разноуовневые задания. Главная задача мастера при объяснения материала- заложить в сознание учащихся прочную основу для успешного выполнения задания, самостоятельной работы учащихся. Инструктаж провожу доходчиво, подключая учащихся к беседе, активирую интерес к познанию посредствам проблемных ситуаций, вопросов. Обращаю внимание на цели и задачи предстоящей работы, на технические условия выполнения. Одновременно показываю методы и способы самоконтроля. К проверке правильности трудовых приемов привлекаю учащихся, что позволяет выявить, на сколько усвоен материал, полученный на уроке во время инструктажа.
Непременным условием вводного инструктажа является повторение правил безопасных методов труда.
Момент выдачи учащимся дневного задания является кульминационным пунктом вводного инструктажа. Он подводит итог усвоения учащимися знаний по теме урока и подготовки учащихся к выполнению целей урока. Задания выдаю по разным уровням деятельности, учитывая индивидуальные возможности и стремление к овладению трудовым навыкам каждого учащегося.
Рекомендации по проведению текущего инструктажа
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж их основная часть урока производственного обучения. Главная задача текущего инструктажа состоит в том, чтобы не допускать применения учащимися неправильных приёмов работ, систематически контролировать, насколько правильно они выполняют производственные приемы и операции, оказывать своевременную помощь в процессе выполнения учебно-производственного задания. Мастер не должен ждать, пока у учащегося возникнут затруднения и он обратиться за помощью, а активно руководить работой всей группы.
Обучающая деятельность мастера на этом этапе осуществляется путем обхода рабочих мест с целью:
проверить, все ли учащиеся приступили к выполнению дневного задания;
проверить правильность организации рабочего места;
наблюдение за соблюдением безопасных условий труда и санитарным состоянием мастерской;
контроль за правильностью выполнения трудовых приемов, соблюдение технических условий;
своевременное выявление дефектов и ошибок;
индивидуальное инструктирование учащихся;
оказание практической помощи отдельным учащимся;
наблюдение, правильно ли учащиеся пользуются комплексно-методическим оснащением урока;
проверки качества выполняемых работ.
Рекомендации по проведению заключительного инструктажа
Последним этапом урока является заключительный инструктаж. Ежедневный заключительный инструктаж приучает учащихся к самоконтролю, сопоставление своей работы с результатом труда товарищей по группе. На заключительный инструктаж я поднимаю следующие вопросы:
Провожу анализ степени выполнения дневного задания и достижения цели урока.
Оцениваю лучшие работы.
Разбираю с учащимися причины возникновения типичных ошибок, пути их устранения.
Сообщаю оценки. Оценки оказывают большое влияние на успешность обучения, являются стимулом к овладению знаниями, к проявлению интереса к профессии и имеют большое воспитательное значение. Поэтому, оценку за урок я выставляю с учетом качества выполнения работ, правильности организации рабочего места выполнения трудовых приемов с учетом технических условий, соблюдением безопасных условий труда и санитарным состояние рабочего места, рациональности организации работы.
Выдача задания на следующий урок с учетом темы и цели предстоящего урока.
План занятия производственного обучения
План урока
Группа 11ш
Мастер производственного обучения Шабуневич Наталья Андреевна
Тема программы № 5: Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка (42 часа)
Тема занятия № 5.3 (6 часов): Обработка мелких деталей
Под тема: Обработка низа рукава манжетой
Цели занятия:
Обучения – формирование умений по обработке низа рукава манжетой в соответствии с технологией и последовательностью изготовления изделия;
Развития – развитие технологического мышления, профессиональной сноровки при работе с инструкционно-технологическими картами;
Воспитания – формирование бережного отношения к труду, ответственность за качество выполнения работ;
Методическая цель – использование инструкционно-технологических карт при обработке низа рукава манжетой.
Тип занятия: формирование первоначальных знаний и умений при изучении нового материала.
Методы обучения:
Словесный: повторение теоретического материала, объяснение темы урока, последовательности подготовки деталей кроя к обработке;
Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов;
Практический: закрепление практических приёмов работы учащимися;
Дидактические средства:
наглядные пособия: образцы поэтапной обработки низа рукава манжетами, детали кроя манжет и рукавов
алгоритм обработки манжеты;
инструкционная карта с техническими условиями и последовательностью обработки рукава манжетой в мужской сорочке;
карточки-задания для индивидуальной дополнительной работы;
Оценочный лист.
Швейная машина Global, электроутюги, раскройные столы, инструменты и приспособления индивидуального пользования.
Инструкции по технике безопасности.
Спецодежда.
VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОБРАБОТКА НИЗА РУКАВА МАНЖЕТОЙ»
Структура урока | Деятельность | Методы обучения | Дидактические средства |
мастера | учащихся |
1.Организационный этап |
1.1 Психологическая подготовка учащихся к занятию | Приветствие, проверка явки обучающихся, осмотр внешнего вида и проверка готовности к уроку. | Воспринимают информацию | Сообщение | |
2. Вводный инструктаж |
2.1 Мотивация учебной деятельности | Мотивирует учащихся, рассказывает о современных тенденциях моды, показывает слайды с различными изделиями. Предлагает выбрать понравившиеся изделия. Спрашивает, что объединяет все эти изделия и предлагает сформулировать тему занятия. | Участвуют в обсуждении информации, отвечают на вопросы | Сообщение, показ, беседа | Презентация |
2.2 Сообщение темы и целеполагание | Сообщает тему занятия, формулирует цели занятия вместе с учащимися, создает психологический настрой: | Воспринимают информацию, формулируют цели | Сообщение | Запись на доске |
2.3Объяснение новой темы и актуализация знаний. Соблюдение безопасных условий труда | Последовательно излагает новый материал по обработке низа рукава манжетами с отворотом. Предлагает совместно составить алгоритм обработки данного узла Проводит опрос по пройденному материалу: Предлагает повторить признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани. Предлагает назвать на образце деталей кроя, срезы рукава и манжеты. Предлагает назвать формы манжет. Предлагает обучающимся у доски выполнить задания: расставить на деталях кроя рукава и манжеты направление нити основы; составить алгоритм обработки манжеты по образцу. Предлагает остальным обучающим ответить на проблемные вопросы. Предлагает проверить правильность выполнения задания у доски. Предлагает повторить требования безопасного труда посредством комментария к слайдам | Осмысливают, усваивают Обсуждают задание, формулируют вопросы, показывают кокетки на слайдах | Объяснение-демонстрация | Слайды |
2.4 Формирование ориентировочной основы деятельности. Тренировочные упражнения | Показывает трудовые приемы с объяснением и разделением на элементы. Предлагает повторить последовательность обработки узла. Задает вопросы акцентируя внимание на ТУ: - ширина шва обтачивания концов манжеты? - со стороны какой из деталей производят притачивание манжеты? - ширина шва притачивания манжеты по низу рукава? Напоминает важности соблюдения техники безопасности. | Отвечают на вопросы, обсуждают вероятные затруднения, знакомятся с содержанием задания, требованиям к качеству изделий и критериями оценивания. | Упражнения репродуктивного характера, организация повторения, беседа | Образцы, слайды, видеофрагменты, задания, образцы, инструкционные карты, ТУ, карточки - критерии выставления отметок |
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж |
3.1Выдача задания. | Выдает задание по обработке низа рукава притачной манжетой, с соблюдением ТУ. Объясняет критерии оценки качества с помощью оценочного листа. | Воспринимают, выполняют задание. Смотрят алгоритм обработки низа рукава притачной манжетой, выполняют обработку узла. | | Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ |
3.2 Организация рабочих мест | Наблюдает и контролирует организацию рабочих мест | Организовывают рабочие места | | Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ |
3.3 Выполнение практического задания | Осуществляет обход рабочих мест, наблюдает | Самостоятельно выполняют работу. Осуществляют контроль качества выполняемой работы. | | Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ |
3.4 Целевой обход учащихся. | Проводит обходы рабочих мест с целью наблюдения за своевременностью начала работы. Проводит обходы рабочих мест с целью наблюдения за организацией рабочего места, соблюдения требований безопасности труда. Проводит анализ выполнения задания по обработке узла. Проводит обходы рабочих мест с целью проверки соблюдения ТУ на обработку узла. Наблюдает за осуществлением самоконтроля, своевременного выявления дефектов и методов их устранения. Оказывает практическую помощь учащимся при необходимости. Предлагает учащимся ответить на вопросы по карточке - задания. | Соблюдают технику безопасности и безопасные условия труда при выполнении задания. Производят самоконтроль качества изготовления изделия. Корректируют свою оценку в оценочном листе Выполняют обработку узла. Смотрят инструкционную карту с техническими условиями и последовательностью обработки низа рукава манжетной в мужской сорочке. | Групповая и индивидуальная работа по заданиям, | Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ |
4. Заключительный инструктаж |
4.1 Анализ результатов учебной деятельности | Определение совместно с учащимися степени достижения целей урока | Воспринимают информацию, анализируют результаты работы, оценивают | Беседа | Задания, образцы, инструкционные карты, ТУ |
4.2 Подведение итогов | Разбор типичных ошибок. Показ лучших работ. Опрос по результатам работ. | Обсуждают, задают уточняющие вопросы, отвечают на дополнительные вопросы | | |
4.3 Оценивание результатов деятельности учащихся | Комментирует и объявляет отметки | Анализируют причины возникновения дефектов, выставляют отметки | Беседа, объяснение | Образцы изделий, ТУ |
4.4 Рефлексия | Предлагает оценить свою деятельность на занятии | Оценивают свою деятельность на занятии | | Рефлексивный круг |
4.5 Выдача домашнего задания | Сообщение задания: | Воспринимают и записывают | Объяснение | |
VIII. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАБОТКА НИЗА РУКАВА МАНЖЕТОЙ С ЗАМКНУТЫМИ КОНЦАМИ
Обработка низа рукава манжетой с замкнутыми концами |
ТУ выполнения | Рисунок |
Стачать локтевые срезы рукава ш.ш. 10мм | |
Обметать припуски шва |
Заутюжить припуски на лицо оверлока |
Стачать концы манжеты ш.ш. 10мм | |
Манжету сложить пополам изнанка к изнанке | |
Притачать манжету к низу рукава ш.ш. 10мм, строчка прокладывается по манжете |
Припуски шва обметать |
Настрочить припуски шва на рукав ш.ш. 5мм |
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАБОТКА НИЗА РУКАВА С ЗАСТЕГИВАЮЩИМИСЯ МАНЖЕТАМИ
Обработка низа рукава с застегивающимися манжетами |
ТУ выполнения | Рисунок |
Стачать локтевые срезы рукава ш.ш. 10мм | |
Обметать припуски шва |
Заутюжить припуски на лицо оверлока |
Обтачать концы манжеты | |
Отстрочить манжету по трем сторонам | |
Притачать манжету к низу рукава ш.ш. 10мм, строчка прокладывается по манжете | |
Припуски шва обметать |
Настрочить припуски шва на рукав ш.ш 5мм |
Обметать петлю на манжете |
Пришить пуговицу |
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАБОТКА НИЗА РУКАВА МАНЖЕТОЙ В МУЖСКОЙ СОРОЧКЕ
Обработка низа рукава манжетой в мужской сорочке |
ТУ выполнения | Рисунок |
Стачать локтевые срезы рукава ш.ш. 10мм | |
Обметать припуски шва |
Заутюжить припуски на лицо оверлока |
Продублировать манжету | |
Стачать концы манжеты ш.ш. 10мм | |
Застрочить нижний срез манжеты ш.ш.5мм | |
Притачать манжету к низу рукава ш.ш.8-7 мм (манжету укладывают лицевой стороной на изнанку рукава) |
Настрочить манжету на деталь рукава ш.ш. 1мм |
IX. Карточки задания
Карточка-задание:
Пронумеровать последовательность выполнения операций.
Указать название операций с определением технических условий на их выполнение.
Карточка-задание:
Пронумеровать последовательность выполнения операций.
Указать название операций с определением технических условий на их выполнение.
Карточка-задание:
Пронумеровать последовательность выполнения операций.
Указать название операций с определением технических условий на их выполнение.
X. Средства контроля
Вопросы для вводного инструктажа:
От чего зависит ширина отделочной строчки на манжете
Перечислите детали кроя для обработки манжеты. Обоснуйте направление нити основы на деталях
Для чего необходимо дублировать манжету
Назовите контрольные операции, соблюдение которых влияет на качество обработки.
Составьте алгоритм обработки
Какие операции в алгоритме можно исключить или заменить, чтобы увеличить производительность труда
Влияет ли рисунок и особенности структуры ткани на технологию обработки манжеты. Обоснуйте ответ
Какие дефекты могут возникнуть при несоблюдении ТУ выполнения операций по обработке манжеты и соединению ее с низом рукава
Почему в мужской сорочке используют именно этот способ обработки
Тест
по теме: Обработка низа рукава манжетой
Выберите правильный ответ:
Низ рукава обрабатывают:
листочкой
манжетой
планкой
Манжета может состоять из:
2-х частей
3-х частей
может быть цельнокроеной
Ширина шва притачивания манжеты:
Операция соединения манжеты с клеевой прокладкой называется
приутюживание
декатирование
дублирование
Нижний срез верхней части манжеты
застрачивают
притачивают
стачивают
Ширина манжеты в готовом виде
8 см
зависит от модели
6 см
XI. Дидактический материал к учебному занятию
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Работающие на ручных и машинных операциях должны соблюдать следующие правила:
Быть внимательным при выполнении работ, так как при неправильном использовании оборудованием и инструментами можно подвергнуть себя и других опасности травмирования.
Следить за исправностью машины, инструментов и приспособлений.
Сообщить о неполадках в электропроводке и не прикасаться к оголенным проводам.
Не передавать предметы через работающие машины.
Запрещается чистить и смазывать машину, надевать ремень на шкив машины при включенном электродвигателе.
Следует следить за чистотой своего рабочего места, не разбрасывать инструменты, не класть ножницы и нитки около вращающихся частей машины.
Не загромождать проходы между рабочими местами.
Работающие с утюгами должны соблюдать следующие правила:
Проверить до начала работы с электрическим утюгом изоляцию шнура.
При включении утюга держаться только за деревянную ручку рубильника, следить, что бы рубильник был закрыт предохранительным кожухом и не снимать его.
Не дотрагиваться до токопроводящих частей электрического утюга, рубильника, штепсельной розетки, вилки.
Следить за исправностью утюга: замыкание на корпус можно узнать по легкому покалыванию рук во время работы.
Во время работы шнур не должен касаться утюга.
Не допускать перегрева утюга.
При неисправности утюга, рубильника, штепсельной розетки, вилки прекратить работу и вызвать электромонтера.
XII. Критерии выставления отметок
10 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Самоконтроль и контроль качества всех операций. Выполнение задания в полном объёме без ошибок и помощи мастера. Готовое изделии выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. При решении задач творческого характера – действия самостоятельны (предложены новые варианты для обработки узлов). В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.
9 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Самоконтроль и контроль качества всех операций. Выполнение задания в полном объёме без ошибок и помощи мастера. Отличное знание технологических требований по обработке и применение их на практике. Учащимся осуществляется полный самоконтроль, самостоятельно устраняет незначительные помарки, оказывает помощь другим учащимся, проводит контроль качества других работ. При решении задач творческого характера допустимо наличие несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся. Готовое изделии выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.
8 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Учащийся хорошо знает технологические требования и методы обработки изделия, применяя их на практике. Самоконтроль и контроль качества всех операций. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными недочётами, устраняемыми в ходе работы самостоятельно учащимся. Готовое изделии выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.
7 баллов. Уверенное и точное владение приемами ручных работ. Учащийся знает технологические требования и методы обработки изделия, применяя их на практике. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными ошибками, устраняемыми в ходе работы при дополнительных вопросах мастера. Устойчивый интерес к результату учебно-трудовой деятельности. Готовое изделие выполнено качественно, в полном объёме соблюдены требования технической и нормативной документации. Контроль качества осуществляется с помощью мастера в единичных случаях. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний.
6 балов. Достаточное уверенное и точное владение приемами ручных работ. При выполнении операции необходима незначительная помощь мастера. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными ошибками (не более 3-х), устраняемыми в ходе работы при дополнительных вопросах мастера. Обладает волевыми усилиями, проявляет интерес к работе, к результату учебно-трудовой деятельности. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний. Готовое изделие выполнено с соблюдением требования технической и нормативной документации, но с допущены некоторые замечания.
5 баллов. Достаточное уверенное и точное владение приемами ручных работ. При выполнении операции необходима незначительная помощь мастера. Выполнение задания в полном объёме, но с некоторыми незначительными ошибками (не более 4-х), устраняемыми в ходе работы при дополнительных вопросах мастера и с его помощью. Недостаточная самодисциплина. Наличие пробелов в технологических знаниях и применении их на практике. Это компенсируется устойчивым интересом к результату трудовой деятельности, желанием исправить ошибки и достигать более высокого качества изделия. Готовое изделие выполнено с соблюдением требования технической и нормативной документации. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места без замечаний. Изделие выполнено с допущением ряда замечаний.
4 балла. Недостаточное владение приемами ручных работ. Ошибки допускаются довольно часто, устраняются с помощью мастера (от 4-х до 5-ти). Недостаточная самодисциплина. Наличие пробелов в технологических знаниях и применении их на практике, пассивность во время вводного инструктажа. Готовое изделие выполнено с некоторыми отклонениями от ТУ. В процессе работы соблюдаются безопасные условия труда, организация рабочего места с замечаниями. Готовое изделие выполнено с рядом замечаний.
3 балла. Наличие 5-6 ошибок. Изделие в отдельных моментах не соответствует техническим требованиям. Соблюдаться безопасные условия труда.
1-2 балла. Наличие 6 и более ошибок. Невыполнение задания, отказ от исправления ошибок. Изделие не соответствует требованиям нормативно-технологической документации, соблюдаются безопасные условия труда.
Заключение
В данной работе раскрыты вопросы организации и проведения урока производственного обучения в свете требований предъявляемых к повышению качества подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих.
При планировании каждого урока необходимо определить содержание и последовательность объяснения, какие приемы работы нужно продемонстрировать учащимся, какие воспитательные задачи важно решить на уроке. Мастер должен заранее поупражняться в выполнении тех приемов работы, которым завтра будет обучать учащихся, так как четкая и уверенная демонстрация каждого рабочего приема не только помогает учащимся хорошо его усвоить, но и вызывает у них уважение к своему педагогу.
Чтобы реализовать эти требования, мастер должен уметь организовать процесс обучения так, чтобы новые знания, умения и навыки учащиеся усваивали основательно и самостоятельно. Нужно помнить, что самостоятельно приобретенные знания и умения – самые четкие и действенные. Для этого мастеру надо:
обладать огромной базой знаний теории;
инструктирование учащихся проводить в форме беседы, создавать огромное количество проблемных вопросов и ситуаций, что бы активизировать деятельность, развивать самостоятельность;
должное внимание уделить различным средствам КМО, что позволяет научить учащихся самостоятельности, развивать навыки самоконтроля.
Организуя труд учащихся, мастер должен работать планомерно и целенаправленно.
Мотивацию самообучения считаю важной и сложной проблемой. Решение этой проблемы требует большой подготовительной работы к уроку, формирование правильной оценки своих возможностей, стремление к совершенствованию.
Профессии швея, портной самые древние на земле, и самые необходимые. Они будут жить в будущем, они станут еще более творческими, а умение красиво одеваться будет с родни высокому искусству.
Список использованной литературы
Методика производственного обучения: учеб.-метод пособие /Л.Л. Молчан [и др.]; сост. Л.Л. Молчан, А.Д. Лашук. – 5-е изд., стер. – Минск : РИПО, 2015. -192с.
Молчан Л. Л., Шкляр А. Х. Производственное обучение в начальной профессиональной школе. – Мн.: РИПО, 1998. – 67 с.
Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса/ С.А. Пуйман.- Мн.: «ТетраСистемс», 2001.- 256 с.
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ./С.А. Смирнов и др.- М.: Изд. Центр «Академия», 1999.-544 с.
Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. Учеб. Для проф. учеб. заведений / А.Т. Труханова.- 5-е изд.стер.-М.: Высш. Шк., 2002.-336с.: ил.