СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка образовательного события «День единого текста»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения, поэтому работа над формированием навыков смыслового чтения должна стать одной из важных составляющих учебного процесса. Для того чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определенными навыками и технологиями работы с информацией независимо от предметной области.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка образовательного события «День единого текста»»

Методическая разработка образовательного события

«День единого текста»


Разработчик: Мелёхина Р.М, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 12»


Направление работы, в рамках которого реализуется образовательное событие


Создание условий в образовательной организации, обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся посредством реализации образовательных событий.

Инновационный аспект

Использование системно - деятельностного подхода при организации и проведении «Дня единого текста» предполагает органическое единство, с одной стороны, процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, а с другой стороны, формирования языковых знаний и ведущих умений и навыков. На основе такого синтеза происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Актуальность

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям:

1) требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования п.11 «Овладение навыками

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»;

2) в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение — «смысловое чтение».


На современном этапе развития общества умение читать не может

сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно

развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество

человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его

жизни в разных ситуациях деятельности и общения, поэтому работа над формированием навыков смыслового чтения должна стать одной из

важных составляющих учебного процесса. Для того чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определенными навыками и технологиями работы с информацией независимо от предметной области.

Цель

Формирование способности к осмыслению письменных текстов, рефлексии на них, навыка использования содержания текстов для достижения различных целей.

Задачи

  • разработать и провести мероприятия для учащихся, направленные на повышение уровня читательской грамотности

  • создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;

  • содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;

  • развивать интерес у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями

  • повысить уровень педагогического мастерства в области формирования читательской компетентности обучающихся;

  • создать единый дидактический материал.

Категория учащихся, для которой предназначена данное событие

Обучающиеся 7 классов

Ожидаемые результаты реализации программы



3 группы умений:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Результаты - эффекты

1. Находить и в некоторых случаях распознавать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с информацией.

2. Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев.

3. Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях.



Механизмы достижения результатов

Описание замысла образовательного события

В федеральных государственных образовательных стандартах среди метапредметных умений, которые должны формироваться и развиваться у обучающихся, указано «смысловое чтение».

Смысловое чтение – это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Также отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и это умение относят к универсальным учебным действиям.

Согласно требованиям ФГОС на всех без исключения уроках школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.

Для формирования разных видов смыслового чтения мы организуем образовательное событие «День единого текста», в основе которого лежит организационно - педагогическая технология «День единого текста».

День единого текста – это технология работы с одним и тем же текстом на нескольких уроках в течение одного дня.

Технология начинается, в первую очередь, с определения планируемых результатов, хотя там и обозначен результат как «смысловое чтение», но это чтение подразумевает:

1) найти и извлечь (сообщение или информацию);

2) интегрировать и интерпретировать (сообщение);

3) осмыслить и оценить (сообщение).


Структура образовательного события

Подготовительный этап

Создание временной творческой группы

В группу включены учителя-предметники, у которых в этот день есть уроки в 7 классах.

Выбор и обсуждение текста


Определение тематики (в соответствии с основными направления работы школы), подбор текста, представление его на инструктивно-методическом совещании.

Доработка текста учителями-предметниками


Учителями-предметниками, исходя из этого текста, составляются задания, связанные с конкретным предметом. При необходимости текст дополняется таблицами, схемами и т.д.

Составление расписания Дня единого текста

Расписание должно быть составлено таким образом, чтобы первым уроком у всех учеников в параллели был урок русского языка.

Реализационный этап

Предварительное знакомство учащихся с текстом

Первый вариант: текст размещается в информационном образовательном пространстве образовательной организации.

Второй вариант: текст размещается в рекреациях образовательной организации таким образом, чтобы с ним могли познакомиться все ученики.

Проведение Дня единого текста

На всех уроках по расписанию в этот день для обучающихся предлагается единый текст.

Рефлексивный этап

Рефлексия участников образовательного события

Опрос и анкетирование и учащихся, и педагогов.

Обсуждение результатов рефлексии на инструктивно-методическом совещании

Анализ эффективности образовательного события

Получение результатов для выстраивания дальнейшей учебной стратегии по использованию данной технологии.


Содержание образовательного события «День единого текста»

Название раздела

Содержание деятельности педагога и учащихся

Ответственные

1

Запуск

(первый урок учебного дня)

Урок русского языка. Именно на этом уроке осуществляется кропотливая работа с текстом: определяются тема и основная мысль, выделяется главная и второстепенная информация, идет работа с лексическим значением определенных слов, терминов или понятий и т. д.

Учителя русского языка и литературы

2

Уроки по расписанию


На уроках математики, физики, биологии, истории и других предметах учителя предлагают ученикам определенные задания по прочитанному тексту. Но, чтобы выполнить эти задания, надо внимательно читать текст, «прислушиваться» к каждому слову, потому что или одно слово, или одно словосочетание даст подсказку, поможет решить задачу.

Учителя -предметники




3

Мониторинг эффективности и результативности реализации образовательного события

(уровень - обучающиеся)

1.Диангостика уровня грамотности (приложение 1)

2. Рефлексивная точка «Допиши незаконченное предложение» (приложение 2)


Классный руководитель

4

Оценка

успешности

реализации

(уровень - учителя – предметники)

Сбор данных об эффективности проведения образовательного события

(приложение 3)

Руководитель временной творческой группы



Риски:

1.Отсутствие мотивации у учителей негуманитарного цикла.

2.Сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различных учебных предметов.

После таких комплексных работ с текстом (на разных уроках) у учеников повышается   мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития читательской компетенции школьников, и ученики понимают, что на уроке главный информационный центр - это текст.

Ученики учатся внимательно читать текст, прислушиваться к каждому слову не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.









ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Показатели уровня грамотности


Критерии и их показатели

Балл

1. Умеет выделять главную мысль в тексте:

  • Находит ключевые слова

  • Определяет ключевые предложения

  • Определяет главную мысль – доминанту текста

3

2. Находит информацию в тексте, интерпретирует её, выделяет составные части текста.

  • Выделяет составные части текста.

  • Составляет простой план.

  • Выделяет языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы.

3

3. Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы по своей работе над текстом.

  • Выделяет причину и следствие

  • Выделяет описание

  • Выделяет тезис и аргументы

3

4. Критически оценивает текст, используя дополнительные знания; работает с идеями и гипотезами.

  • Отвечает на вопросы к тексту

  • Выявляет проблему (сюжет) текста

  • Высказывает свою точку зрения. Приводит аргументы в защиту своей точки зрения

3

5. Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста.

  • Задает вопросы к тексту как по содержанию, так и повторному осмыслению (возвращение к прочитанному)

  • Может дополнить новой информацией

  • Определяет значение прочитанного для себя и для какой-либо науки

4



Всего

16


Уровни грамотности

  1. Высокий – 14-16 баллов

  2. Средний – 10-13 баллов

  3. Низкий – 7-9 баллов


Приложение 2

Рефлексивная точка «Допиши незаконченное предложение»


  1. Этот день показался мне:

  • что я могу работать с текстом

  • интересным, поучительным, веселым

  • очень классный и не трудный

  • очень хорошим и очень коротким

  • очень интересным.так как мы изучали новое

  • впечатлительным

  • необычно легким и интересным

  1. Сегодня я сделал открытие:

  • про библиотеки древности

  • даже отдыхая, можно учиться и узнавать

  • что у библиотек есть будущее

  1. Самым трудным для меня было:

  • ничего

  • математика

  1. Этот день навел меня на мысли о том, что:

  • если немного учить, то будет интересно

  • я хочу больше таких дней

  • что школа хорошая

  • есть разные библиотеки

  • я умный в русском языке

  • хочу почитать

  • не очень хочу такой день

  • хочу побывать в разных библиотеках


Приложение 3

Анкетирование педагогов

п/п

Вопросы

1.

Сколько учеников участвовало в Дне единого текста?

2

 

 

Знали ли Вы о Дне единого текста до проведения образовательного события?

Если на вопрос 2 Вы ответили «да», напишите, где Вы познакомились с такой технологией.

Если на вопрос 2 Вы ответили «да», то напишите появлялось ли у Вас желание провести День единого текста в школе (или провели такой день в школе).

3

С каким эмоциональным настроением Вы приступили к реализации Дня единого текста?

4.

 

Достаточно ли тех материалов, которые Вы получили, для организации Дня единого текста?

Если на вопрос 3 Вы ответили «нет», напишите, каких материалов Вам не хватило.

5.

Испытывали ли Вы затруднения при подготовке к Дню единого текста?

 

Если на вопрос 5 Вы ответили «да», напишите, какие трудности возникли.

6.

Каких результатов Вы ждали от проведения Дня единого текста?

7.

 

Удалось ли Вам добиться тех результатов, к которым Вы стремились?

Если на вопрос 7 Вы ответили «нет», напишите, каких результатов не удалось достичь и почему?

8

 

Готовы ли Вы самостоятельно разработать День единого текста?

Если Вы на вопрос 10 ответили «нет», напишите, почему.

9.

Комфортно ли Вам было работать в межпредметной группе?

10.

Приведите примеры рефлексии детей после Дня единого текста (приложите их к отчету)







Анализ диагностической работы по результатам проведения образовательного события «Дня единого текста» в 7 классах



Проверяемые умения и способы деятельности

Процент сформированности

1

Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста

59 %

2

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

53 %

3

Соотносить факты с общей идеей текста,

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

59 %

4

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

59 %

5

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста

47 %

6

Ориентироваться в различных видах справочных изданий

94 %

7

Соотносить факты с общей идеей текста,

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

59 %

8

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение

47 %