Методическая разработка образовательного события
«День единого текста»
Разработчик: Мелёхина Р.М, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 12»
Направление работы, в рамках которого реализуется образовательное событие | Создание условий в образовательной организации, обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся посредством реализации образовательных событий. |
Инновационный аспект | Использование системно - деятельностного подхода при организации и проведении «Дня единого текста» предполагает органическое единство, с одной стороны, процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, а с другой стороны, формирования языковых знаний и ведущих умений и навыков. На основе такого синтеза происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. |
Актуальность | Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям: 1) требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования п.11 «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; 2) в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение — «смысловое чтение». На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения, поэтому работа над формированием навыков смыслового чтения должна стать одной из важных составляющих учебного процесса. Для того чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определенными навыками и технологиями работы с информацией независимо от предметной области. |
Цель | Формирование способности к осмыслению письменных текстов, рефлексии на них, навыка использования содержания текстов для достижения различных целей. |
Задачи | разработать и провести мероприятия для учащихся, направленные на повышение уровня читательской грамотности создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию; содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности; развивать интерес у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями повысить уровень педагогического мастерства в области формирования читательской компетентности обучающихся; создать единый дидактический материал. |
Категория учащихся, для которой предназначена данное событие | Обучающиеся 7 классов |
Ожидаемые результаты реализации программы | 3 группы умений: Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте. Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения. Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. |
Результаты - эффекты | 1. Находить и в некоторых случаях распознавать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с информацией. 2. Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. 3. Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
Механизмы достижения результатов
Описание замысла образовательного события
В федеральных государственных образовательных стандартах среди метапредметных умений, которые должны формироваться и развиваться у обучающихся, указано «смысловое чтение».
Смысловое чтение – это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Также отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и это умение относят к универсальным учебным действиям.
Согласно требованиям ФГОС на всех без исключения уроках школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.
Для формирования разных видов смыслового чтения мы организуем образовательное событие «День единого текста», в основе которого лежит организационно - педагогическая технология «День единого текста».
День единого текста – это технология работы с одним и тем же текстом на нескольких уроках в течение одного дня.
Технология начинается, в первую очередь, с определения планируемых результатов, хотя там и обозначен результат как «смысловое чтение», но это чтение подразумевает:
1) найти и извлечь (сообщение или информацию);
2) интегрировать и интерпретировать (сообщение);
3) осмыслить и оценить (сообщение).
Структура образовательного события
Подготовительный этап |
Создание временной творческой группы | В группу включены учителя-предметники, у которых в этот день есть уроки в 7 классах. |
Выбор и обсуждение текста | Определение тематики (в соответствии с основными направления работы школы), подбор текста, представление его на инструктивно-методическом совещании. |
Доработка текста учителями-предметниками | Учителями-предметниками, исходя из этого текста, составляются задания, связанные с конкретным предметом. При необходимости текст дополняется таблицами, схемами и т.д. |
Составление расписания Дня единого текста | Расписание должно быть составлено таким образом, чтобы первым уроком у всех учеников в параллели был урок русского языка. |
Реализационный этап |
Предварительное знакомство учащихся с текстом | Первый вариант: текст размещается в информационном образовательном пространстве образовательной организации. Второй вариант: текст размещается в рекреациях образовательной организации таким образом, чтобы с ним могли познакомиться все ученики. |
Проведение Дня единого текста | На всех уроках по расписанию в этот день для обучающихся предлагается единый текст. |
Рефлексивный этап |
Рефлексия участников образовательного события | Опрос и анкетирование и учащихся, и педагогов. |
Обсуждение результатов рефлексии на инструктивно-методическом совещании |
Анализ эффективности образовательного события | Получение результатов для выстраивания дальнейшей учебной стратегии по использованию данной технологии. |
Содержание образовательного события «День единого текста»
№ | Название раздела | Содержание деятельности педагога и учащихся | Ответственные |
1 | Запуск (первый урок учебного дня) | Урок русского языка. Именно на этом уроке осуществляется кропотливая работа с текстом: определяются тема и основная мысль, выделяется главная и второстепенная информация, идет работа с лексическим значением определенных слов, терминов или понятий и т. д. | Учителя русского языка и литературы |
2 | Уроки по расписанию | На уроках математики, физики, биологии, истории и других предметах учителя предлагают ученикам определенные задания по прочитанному тексту. Но, чтобы выполнить эти задания, надо внимательно читать текст, «прислушиваться» к каждому слову, потому что или одно слово, или одно словосочетание даст подсказку, поможет решить задачу. | Учителя -предметники |
3 | Мониторинг эффективности и результативности реализации образовательного события (уровень - обучающиеся) | 1.Диангостика уровня грамотности (приложение 1) 2. Рефлексивная точка «Допиши незаконченное предложение» (приложение 2) | Классный руководитель |
4 | Оценка успешности реализации (уровень - учителя – предметники) | Сбор данных об эффективности проведения образовательного события (приложение 3) | Руководитель временной творческой группы |
Риски:
1.Отсутствие мотивации у учителей негуманитарного цикла.
2.Сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различных учебных предметов.
После таких комплексных работ с текстом (на разных уроках) у учеников повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития читательской компетенции школьников, и ученики понимают, что на уроке главный информационный центр - это текст.
Ученики учатся внимательно читать текст, прислушиваться к каждому слову не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Показатели уровня грамотности
Критерии и их показатели | Балл |
1. Умеет выделять главную мысль в тексте: Находит ключевые слова Определяет ключевые предложения Определяет главную мысль – доминанту текста | 3 |
2. Находит информацию в тексте, интерпретирует её, выделяет составные части текста. Выделяет составные части текста. Составляет простой план. Выделяет языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы. | 3 |
3. Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы по своей работе над текстом. Выделяет причину и следствие Выделяет описание Выделяет тезис и аргументы | 3 |
4. Критически оценивает текст, используя дополнительные знания; работает с идеями и гипотезами. Отвечает на вопросы к тексту Выявляет проблему (сюжет) текста Высказывает свою точку зрения. Приводит аргументы в защиту своей точки зрения | 3 |
5. Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста. Задает вопросы к тексту как по содержанию, так и повторному осмыслению (возвращение к прочитанному) Может дополнить новой информацией Определяет значение прочитанного для себя и для какой-либо науки | 4 |
Всего | 16 |
Уровни грамотности
Высокий – 14-16 баллов
Средний – 10-13 баллов
Низкий – 7-9 баллов
Приложение 2
Рефлексивная точка «Допиши незаконченное предложение»
Этот день показался мне:
что я могу работать с текстом
интересным, поучительным, веселым
очень классный и не трудный
очень хорошим и очень коротким
очень интересным.так как мы изучали новое
впечатлительным
необычно легким и интересным
Сегодня я сделал открытие:
про библиотеки древности
даже отдыхая, можно учиться и узнавать
что у библиотек есть будущее
Самым трудным для меня было:
Этот день навел меня на мысли о том, что:
если немного учить, то будет интересно
я хочу больше таких дней
что школа хорошая
есть разные библиотеки
я умный в русском языке
хочу почитать
не очень хочу такой день
хочу побывать в разных библиотеках
Приложение 3
Анкетирование педагогов
№ п/п | Вопросы |
1. | Сколько учеников участвовало в Дне единого текста? |
2 | Знали ли Вы о Дне единого текста до проведения образовательного события? |
Если на вопрос 2 Вы ответили «да», напишите, где Вы познакомились с такой технологией. |
Если на вопрос 2 Вы ответили «да», то напишите появлялось ли у Вас желание провести День единого текста в школе (или провели такой день в школе). |
3 | С каким эмоциональным настроением Вы приступили к реализации Дня единого текста? |
4. | Достаточно ли тех материалов, которые Вы получили, для организации Дня единого текста? |
Если на вопрос 3 Вы ответили «нет», напишите, каких материалов Вам не хватило. |
5. | Испытывали ли Вы затруднения при подготовке к Дню единого текста? |
| Если на вопрос 5 Вы ответили «да», напишите, какие трудности возникли. |
6. | Каких результатов Вы ждали от проведения Дня единого текста? |
7. | Удалось ли Вам добиться тех результатов, к которым Вы стремились? |
Если на вопрос 7 Вы ответили «нет», напишите, каких результатов не удалось достичь и почему? |
8 | Готовы ли Вы самостоятельно разработать День единого текста? |
Если Вы на вопрос 10 ответили «нет», напишите, почему. |
9. | Комфортно ли Вам было работать в межпредметной группе? |
10. | Приведите примеры рефлексии детей после Дня единого текста (приложите их к отчету) |
Анализ диагностической работы по результатам проведения образовательного события «Дня единого текста» в 7 классах
| Проверяемые умения и способы деятельности | Процент сформированности |
1 | Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста | 59 % |
2 | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | 53 % |
3 | Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | 59 % |
4 | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | 59 % |
5 | Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста | 47 % |
6 | Ориентироваться в различных видах справочных изданий | 94 % |
7 | Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | 59 % |
8 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение | 47 % |