СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка (Обучение Игре на фортепиано детей от 3-7 лет )

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка (Обучение Игре на фортепиано детей от 3-7 лет )

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка (Обучение Игре на фортепиано детей от 3-7 лет )»

Методическая разработка

(Обучение Игре на фортепиано детей от 3-7 лет)



Введение.



«Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства» Аристотель. «Игра на фортепиано – движение пальцев; Исполнение на фортепиано – движение души». А.Рубинштейн



Музыка - относится к одному из самых действенных и богатейших средств эстетического воспитания, воспитывает вкус и формирует чувства. Музыка обладает невероятной созидательной силой эмоционального воздействия, всѐ, что не подвластно слову, не находит в нѐм своего выражения – находит отражение в музыке. Давно подмечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность не только к звучанию природы, но и развивает умение ассоциировать различные явления окружающего мира. Современная педагогика отмечает, что всестороннее развитие ребѐнка, и в том числе его музыкальные задатки необходимо развивать именно в дошкольном возрасте. Так как в этот период происходит формирование культуры восприятия музыки, пробуждается творческая активность и эмоциональная отзывчивость. Педагогический опыт показывает, что нужно начинать развивать музыкальные способности детей с 3 – 7 лет в группах раннего эстетического развития. Следует помнить, что способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняют дети младшего возраста. Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для музыкального воспитания и обучения. В этот период ребѐнок способен интенсивно воспринимать интонационный склад музыкальных произведений. В этом возрасте происходит формирование эталонов красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие ребѐнка. Существуют доказательства реальных психологических преимуществ раннего музыкального образования для детей. Согласно исследованию, обнародованному в феврале 1997 года, музыкальное воспитание, особенно обучение игре на фортепиано в дошкольный период, способствуют позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Эта способность очень важна для всего процесса образования в будущем и изучения таких предметов, как математика, естественные науки, а также игры в шахматы и усвоения сложных технических устройств. Новые исследования показывают, что раннее обучение игре на фортепиано прямо влияет на развитие нервной системы и улучшает интеллектуальное развитие. Другими словами, исследование подчеркивает, что ранние музыкальные уроки помогают создавать и поддерживать определенные связи в головном мозге ребенка, которые в ином случае просто бы не сформировались. Давно известно, что музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. Сейчас установлено, что уроки на фортепиано могут сделать детей более интеллигентными. Можно ли думать о более ценном даре для ребенка в жизни? Существует несомненная зависимость между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Если есть желание на всю жизнь обеспечить ребенка источником радости, удовлетворения, достижения поставленной цели, то первым и наилучшим шагом может стать именно музыкальное образование. А первым инструментом для детского обучения музыке лучше всего выбрать фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Даже если ребенок решит позже играть на другом инструменте, приобретенные на фортепиано мелодия, ритм и чувство гармонии окупятся сполна. По утверждению психологов, восприятие детей 3-6 лет отличается произвольностью, т.е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. В 3 года дети проявляют активную любознательность. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. В этом возрасте ребѐнок наблюдателен. Он уже способен определить характер музыки: веселый, радостный, спокойный. Различать звуки: высокие, низкие, громкие. Отличить в каких частях пьесы темп быстрый и медленный. Запомнить звучание различных инструментов: рояля, скрипки, баяна, трубы. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Возраст 6-7 лет это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкальнослуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению и игре по нотам. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. По мнению психологов, ребѐнок к 5 годам физиологически и психически готов быть вовлечѐн в учебную деятельность. Более того, данный возраст является самым благоприятным для начала обучения на фортепиано. Освоение игры на фортепиано не требует от ребѐнка значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.

Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства по фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Программа настроена на выявления в процессе обучения у ребенка одаренности, развитие его личностных качеств, необходимых для дальнейшего продолжения обучения музыке в школе.

Задачи:

  • Развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

 Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

 Освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

 Овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющие грамотно исполнять музыкальное произведение, как соло, так и в ансамбле

 Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 Приобретение ребенком опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

Программа содержит следующие разделы:

 Распределение учебного материала по годам обучения;

 Описание дидактических единиц учебного предмета

 Требования к уровню подготовки обучающихся;

 Формы и методы контроля;

 Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».



Методы обучения.

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач предмета используются следующие методы обучения:

 Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 Наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов)

 Практический (работа на инструменте, упражнения)

 Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

 Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано. Материально-технические условия реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства по фортепиано».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства по фортепиано» рассчитана на 4 года обучения. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и до самостоятельного исполнения музыкального произведения. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

  1. Учебно-тематический план Первый год обучения. Донотный период - Теория Практика, знакомство с инструментом, с его строением 0,5 тона, 1 тон- понятия: музыкальный звук, мелодия, постановка рук, корпуса, головы, первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре (овладение штрихом non legato), слушание музыки: развитие эмоционально-образного восприятия, воображения, знакомство с основными жанрами (танец, марш, песня) ,пение песенок, подбор по слуху на инструменте , игра простейших мелодий каждой рукой отдельно, из руки в руку, двумя руками , освоение штрихов staccato и legato.

  2. Второй год обучения. Знакомство с понятием фразы, еѐ развитием, динамикой, нюансами, пьесы 2-х и 3-х частной формы, жанры фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы). Слушание более серьѐзных музыкальных произведений: развитие творческих способностей, фантазии, воображения . Дальнейшее освоение приѐмов игры, звукоизвлечения, технических навыков на более сложном материале.

  3. Третий год обучения. Продолжать знакомить с жанрами фортепианной музыки (вариации, сонатина). Знакомство с различными видами музыкального изложения (гомофонногармонический и полифонический склад).

  4. Четвёртый год обучения. Изучение пьес с элементами полифонии (подголосочности и имитационности), старинные танцы, небольшие пьесы на разные виды техники (беглость, синхронность, подкладывание 1 пальца), небольшие по объѐму, несложные сонатины и вариации, разнохарактерные программные пьесы, звукоряд от «си» играть на две октавы каждой рукой отдельно (используя все чѐрные клавиши).Приблизительные программы на конец года, рассчитанные на разные возможности ребѐнка.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

Обучение детей 3-7 лет имеет главную особенность: обучать, опираясь на ведущую в их возрасте деятельность – игру. «Игра является источником развития и создаѐт – по словам Л.С.Выгодского – зону ближайшего развития. В игре ребѐнок всегда стоит выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения. Он в игре как бы на голову выше самого себя…». Назначение игры не только занимать, развлекать, веселить. Игра является одним из главных средств обучения навыкам и выполнения учебных заданий, она должна служить не вспомогательным средством обучения, но определяющим весь характер учебного процесса дошкольников. Уроки с малышами должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребѐнка, мышление, память, создаѐтся доброжелательная, комфортная атмосфера. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения даже самым юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьесам, рисование музыкального образа будит воображение ребѐнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные детского восприятия. После первого года обучения ребѐнок должен уметь свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента, познакомиться с ритмической организацией музыки, овладеть элементарными понятиями музыкального языка, овладеть начальными навыками постановки руки и приѐмами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), уметь пользоваться динамикой и нюансировкой, исполнять простые пьесы. На первом году обучения проверка успехов ребѐнка проводится в конце года в форме концерта, на котором ребѐнок исполняет 2 разнохарактерные пьесы и ансамбль. В конце второго года обучения ребѐнок показывает владение чтения нот в двух ключах, умение исполнять более сложные ритмические структуры; владение определѐнным набором технических приѐмов (беглостью пальцев, позиционностью, синхронностью, аккордовой техникой); исполнение произведений более сложных форм (вариации, сонатины); показывает первые навыки работы с педалью. На втором году обучения проводится два прослушивания (в конце каждого полугодия), на которых ребѐнок так же исполняет 2 разнохарактерные пьесы и ансамбль.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Методические рекомендации педагогам Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по фортепиано, обычно включающий в себя объяснение нового материала педагогом, совместную работу ученика и педагога над музыкальным материалом, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы и проверку выполненного задания. Урок может иметь различную форму, которая определятся не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых музыкальных фрагментов. В работе с учеником педагог следует принципам последовательности, постепенности, доступности в освоении нового материала. Весь учебный процесс строится по принципу: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Составляя программу занятий, необходимо учитывать возрастные особенности детей 3-7 лет: их эмоциональность, восприимчивость ко всему новому, интересному, которые сочетаются у детей этого возраста с быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания. Именно поэтому нужно, чтобы материал был высокохудожественным, ярким и интересным, но доступным для детского восприятия. Чтобы не утомлять детей, необходимо чередовать задания разной сложности и характера: трудные с легкими, освоение нового материала с повторением пройденного. Так как естественной деятельностью для детей этого возраста является игра, именно эта форма должна использоваться педагогом как можно чаще. Следует отметить, что одной из основных задач в классе фортепиано является - формирование музыкально-исполнительского аппарата ученика. На первом занятии происходит знакомство с инструментом, на котором ребѐнок будет учиться играть, с возможностями фортепиано, строением. Можно прочитать малышу стихотворение «Фортепиано» (смотреть приложение №1). Ребенку будет интересно заглянуть внутрь пианино или рояля. Ему следует показать, как звучат толстые струны, как тонкие. Объяснить, что фортепиано – поющий инструмент, поют струны, а заставляют их петь кончики пальцев, которые очень нежно погружаются в дно клавиатуры. Основная задача педагога на этом этапе привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком идѐт параллельно с работой над правильной посадкой, положением рук и ног. Для освобождения мышц спины, плеч и рук использовать игровые упражнения (смотреть приложение №2). После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м, 3-м, 4-м и только потом к 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних пальцев, лучше начинать игру с квинт, т.е. одновременно. Далее играть терции, сначала 2-м и 4-м пальцами, затем 3-м и 5-м. Далее, освоив квинты и терции переходить к игре трѐхзвучных аккордов. Игру legato следует начинать наиболее сильными пальцами 2-м и 3-м (по два звука), затем подключать 4-й палец (по три звука), далее 1-й и 5-й пальцы. Таким образом, освоение игры legato сильным и слабыми пальцами (1-2-3) происходит постепенно. Штрих legato пятью пальцами осуществляется на белых клавишах. Одновременно с освоением клавиатуры необходимо знакомить ребѐнка с ритмической организацией музыки. Разговор о ритме следует с понятий: пульса - шагов музыки, темпа, длинных и коротких звуков, ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков), такта (чередование сильных и слабых долей), тактовой черты и т.д. Развивая ритмические способности ребѐнка, следует использовать разнообразные ритмические игры и упражнения: хлопать и топать ритмический рисунок стихотворений (смотреть приложение №3). В этот период большое внимание следует уделять подбору простейших мелодий, песенок от разных клавиш, игре в ансамбле с педагогом, а так же творчеству ребѐнка – сочинение песенок на заданные стихи, на заданный ритмический рисунок, а так же сочинение песенок на свои слова. Репертуар в подготовительном классе должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. При выборе репертуара следует учитывать характерные черты ребѐнка: его интеллект, темперамент, желания самого ребѐнка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребѐнка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыкой. Этюды и упражнения должны носить программный, игровой характер. Например, упражнения на перенос рук могут носить названия «Пчѐлка» или «Радуга», а упражнение legato на трѐх звуках – «Паучки» и т.д. Подбор мелодий по слуху В процессе подбирания одноголосных простых песенок воспитывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать еѐ ритм, запоминать простые песенки. В этот период у ребѐнка начинают формироваться элементарные игровые навыки – свободные, пластичные движения рук, простейшие аппликатурные приѐмы. Формы подбирания могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребѐнка. Однако при любой слуховой восприимчивости, особенно при слабо проявляющихся слуховых данных, необходимо систематически отводить этой работе должное место. Обязательным условием подбирания по слуху является предварительное запоминание мелодии. Легче дети подбирают знакомые мелодии или их отдельные элементы. Вначале ребѐнок слышит мелодию, а затем полностью или частично еѐ повторяет напевая. Это может происходить по-разному: Напевание со словами или на слоги Ля, Та; вместе с одновременным проигрыванием на инструменте; напевание отдельных звуков или мелодических оборотов песни. После усвоения мелодии либо ей части ученик «ищет» звуки на клавиатуре. При первых попытках подбирания педагог корректирует, направляет процесс вслушивания ученика в вокальное и инструментальное звучание мелодии. В качестве одной из форм (особенно для детей, неточно воспроизводящих мелодию голосом) можно рекомендовать слуховые загадки. Педагог берѐт на инструменте отдельные звуки мелодии, удерживая педалью, интонирует их. Ребѐнок напевает (пытается напеть) не глядя на клавиатуру. Вслед за этим происходит поиск звука в указанном ученику ограниченном отрезке клавиатуры. Педагог по мере необходимость направляет слуховое восприятие ученика дополнительными замечаниями и приѐмами (подпевает, подыгрывает, обращает внимание на высотную направленность мелодии). Когда один звук уже найден, очень полезно продолжить от него поиски всей мелодической попевки. Замечено, что легче «отгадываются» попевки с постепенным движением мелодии вниз к тонике. При замедленной или слабо слуховой ориентации ученика как временный приѐм рекомендуется подбирание «с рук»: педагог проигрывает небольшую мелодию; ученик, глядя на руки педагога, старается подобрать услышанное. Однако и в этом случае зрительные представления не обособляются от слуховых представлений, постепенно всѐ активнее способствуя их формированию. Различные формы подбирания применяются и при изучении транспонирования в разные тональности. Изучение клавиатуры При подбирании простейших мелодий ребѐнок знакомится со звучанием инструмента и клавиатурой. Это знакомство должно протекать в двух направлениях: улавливания слухом движения мелодии вверх и вниз, а также запоминание звуков-клавиш и их беглое отыскивание на инструменте. Звуковысотные представления начинают формироваться у ребѐнка при вслушивании в звучание трѐх регистров инструмента – верхнего, среднего и нижнего. Проигрывание педагогом характерных произведений детского художественного репертуара, образно иллюстрирующих контрастные звучания регистров фортепиано («Мотылѐк» С.Майкапара – высокий регистр, «Старинная французская песенка» П.Чайковского – средний регистр, «Сказка» В.Косенко – низкий регистр), закрепляет первые представления ребѐнка о высоте звуков, тесно связанные с музыкальными образами. В процессе подбирания постепенно вырабатывается звуковысотная ориентация ученика в мелодиях («послушай, куда направляются звуки – вверх, вниз или остаются на месте; послушай, как движется мелодия – плавно или скачком»). Параллельно в ходе подбирания ребѐнок знакомиться с клавиатурой и запоминает название звуков-клавишей пока в пределах первой октавы. Полезно практиковать напевание ранее подобранных мелодий с заменой словесного текста названиями звуков-клавишей. Если ученик может, хоть мало-мальски читать и писать, ему следует записать в тетради эти названия. Ориентации в клавиатуре способствует умение, не глядя на клавиши, представить различные сочетания звуков. Используя специальные задания (не видя клавиатуры , назвать по порядку звуки от клавиши До вверх или вниз либо от клавиш Ми – звуки через один), педагог подготавливает ученика к чтению нотного текста. Изучение нотной записи. Навыки игры по нотам К изучению нотной записи можно приступать лишь после того, как ребѐнок научиться различать звуки по их высоте и запомнит названия клавиш. С первых шагов следует вырабатывать в сознании ребѐнка связь между звуком, взятом на клавиатуре и его графическим изображением. Этому предшествует наглядное знакомство ученика с записью нот. Педагог разъясняет ученику принцип нотации. Для записи звуков используют специальные знаки – ноты. Они записываются на пяти линейках, которые называются нотоносцем. Линейки отсчитываются снизу вверх. В начале нотоносца ставится специальный знак – ключ. Ноты для фортепиано записываются в скрипичном и басовом ключах. Для игры обеими руками записываются на двух нотоносцах, соединѐнных между собой акколадой. Ноты располагаются на линейках и между ними, а также под первой и над пятой линейками. Низкие и высокие звуки записываются на добавочных линейках под нотоносцем или над ним. Для наглядного представления учеником последовательного звукоряда от ноты До первой октавы до ноты Ля второй октавы педагог записывает его на нотоносце. Знакомство ребѐнка с записью нот следует проводить на знакомых ему мелодиях попевках. Здесь закладывается основа слухо-зрительной связи: услышанную мелодию ученик видит в нотной записи. Ребѐнку следует объяснить, что слова песни записываются буквами, а звуки нотами, обратить внимание на то, что одни звуки долгие, а другие короткие (в это время зарождается начальное слуховое восприятие простейших длительностей), разобрать направление мелодии вверх или вниз плавно или скачком, обратить внимание на повторяющиеся звуки. Далее педагог задаѐт вопрос ученику, из скольких различных звуков состоит песня, и даѐт ему задание самостоятельно записать эти звуки нотами. Такую форму работы полезно продолжать, постепенно расширяя нотный диапазон в пределах первой октавы, а затем в малой и второй октавах. Изучать ноты в басовом ключе лучше по одиннадцатилинейной системе (два нотных стана и одна добавочная линейка между ними). На этом этапе следует развивать у ученика зрительно-слуховые связи, очень важные при воспитании навыка чтения с листа. Тут можно предложить такие упражнения, в которых ноты направляются плавно по ступеням вверх, например от До, Ре и Ми. Спросить у ребѐнка, в каком порядке записаны звуки в каждом из трѐх вариантов. Попросить назвать их, спеть, потом сыграть одним пальцем, вслушиваясь, как они звучат на фортепиано. Чтению с листа нотной записи знакомых, а далее и незнакомых мелодий необходимо отводить время на каждом уроке. Примерная схема подготовки к прочтению нот такова: сначала ученик, всматриваясь в нотный текст. Улавливает зрением направление движения мелодии, потом называет ноты, пропевает их и лишь после этого может приступить к игре одним пальцем, а затем организованной аппликатурой. Развивая навык чтения с листа, нужно воспитывать у ученика умение охватывать зрением всѐ большие группы нот и подготавливать соответственно требуемую аппликатуру. Последовательное овладение аппликатурными приѐмами способствует выработке навыков свободных, непринуждѐнных, организованных игровых движений и естественному звучанию инструмента. Развитие навыков игры по нотам должно сочетаться с воспитанием у ребѐнка чувства исполнительского ритма. Вначале это равномерное чередование простейших длительностей – четвертных и половинных нот. Наиболее естественно воспринимается детьми временная единица – четверть, свой конкретно-временной смысл приобретает, когда чередуется с контрастными половинными или восьмыми нотами. После закрепления навыка элементарного чтения нот следует при игре по нотам использовать счѐт как средство организации ритма. Наряду с точным воспроизведением ритмического рисунка необходимо воспитывать у ученика слуховое представление о размере и такте. Тут поможет словесный текст, способствующий выявлению акцентированных, сильных долей тактов. Ученику можно рекомендовать отмечать хлопками сильные доли напеваемой им песни и мысленно проводить перед ними тактовую черту. При этом он ощутит не только ритмическую пульсацию, но и одинаковую временную протяжѐнность каждого такта. Выразительность исполнения Воспитание навыков выразительной игры включается во все этапы исполнительского обучения ребѐнка. Применяя образные, ассоциативные средства художественного воздействия (пение, слово, жест и др.), педагог вызывает у ученика художественно-исполнительскую реакцию. Необходимо в инструментальной звучании мелодии научить ребѐнка слышать и чувствовать еѐ вокальные свойства – линию развития, яркие интонации, мелодическое дыхание. Мелодическая линия должна передаваться не разрозненными звуками, а в виде оформленных музыкальных мотивов-фраз, в которых имеются свои яркие интонации. При исполнении отдельного построения выделяется наиболее напряжѐнные звуки (чаще всего – мелодические вершины), к которым направляется мелодия. Подобно тому, как проставленные в словесном тексте знаки препинания помогают понять его смысловую расчленѐнность, так и проставленные в нотном тексте фразировочные лиги должны помочь ребѐнку услышать естественное членение музыки на фразы и мотивы в исполняемой песне или пьесе. Динамические нюансы Динамические нюансы связаны с характером и структурой музыкального произведения. Для песен и пьес характерна динамика устойчивых эмоциональных состояний (меццо-пиано, меццо-форте, пиано), а также динамика контрастных состояний, переданных чередованием различных динамических нюансов. Образный смысл динамических оттенков должен ассоциироваться у ребѐнка с близкими ему явлениями. Так, например, оттенок пиано в лирической пьесе – с эмоциональным состоянием покоя. Разные динамические оттенки (пиано-форте), указанные в одинаковом мелодическом построении при его повторном изложении, ассоциируется у ребѐнка с представлением «звучит далеко-близко». Обозначение крещендо диминуэндо наглядно воспринимается как приближение и удаление звучания. Промежуточные динамические обозначения, указывают не столько на силу звука, сколько на характер звучания. Например, меццо-форте – мягкое форте, меццо-пиано – более полно звучащее пиано. Изучая различные жанры, следует обращать внимание ребѐнка на артикуляционную окраску мелодии. В этот же период следует приучать вслушиваться в гармонический фон, окрашивающий мелодию, и элементы полифонии. Развитие игровых движений Прививая ребѐнку технические навыки, педагог должен использовать уже привычные для ученика свободные движения всей руки, совершаемые им в повседневной жизни. В одном крупном движении руки объединяются вначале короткие, потом постепенно удлиняющиеся пальцевые движения; так формируются навыки мелкой техники и игры легато. Наилучшей проверкой целесообразности движений является постоянный контроль слухом качества звука. Воспитание игровых навыков осуществляется на последовательно усложняющихся фактурных приѐмах. Простейшие навыки поочерѐдного вступления рук одноголосной мелодии усложняются впоследствии различными приѐмами одновременной игры двумя руками. Органическая связь форм пианистического изложения с мотивным строением мелодий и их ритмикой, сохранение единого игрового приѐма в каждом произведении способствуют естественному формированию у учеников технических навыков. Изучение ансамблей Игра ученика в ансамбле с педагогом – является обязательным компонентом в обучении на протяжении всего дошкольного периода. Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности. В начале, ребѐнок вслушивается в звучание нового для него гармонического фона (в партии педагога), в выразительно-изобретательные краски сопровождения, его ритмически-организующее начало. Далее внимание ученика направляется на слушание элементов полифонии, острой и колористической ритмики. Изучение ансамблей обогащают музыкальные представления ученика яркими ладо-гармоническими звучаниями, образной характерностью разных жаров. Краткие рекомендации к занятиям по слушанию музыки Цели и задачи по слушанию музыки – воспитание навыков восприятия музыкальных произведений, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие начальных музыкально-слуховых представлений, необходимых для плодотворного проведения индивидуальных занятий по обучению игре на фортепиано. Для правильной организации учебного процесса, успешного развития музыкально-исполнительских данных ученика необходимо педагогу тщательно спланировать работу в целом, продумать выбор репертуара. В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для каждого учащегося в соответствии с общими требованиями учебной программы. В конце учебного года педагог представляет отчет о выполнении плана и прилагает краткую характеристику работы ученика. План составляется с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности ученика. Индивидуальные планы вновь поступивших детей составляются к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Одна из самых главных методических задач – вовлечь ребенка в процесс обучения и научить его работать самостоятельно. Развивая через творческую деятельность такие качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность – педагог готовит ученика к грамотной самостоятельной работе, что в свою очередь позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

 Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

 Периодичность занятий – каждый день (возможен один выходной)

 Количество занятий в неделю – от 2 до 3,5 часов

Во время занятий ученик должен быть физически здоров. Недопустимы занятия при повышенной температуре, они вредны для здоровья и нецелесообразны, так как результата занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и строится в соответствии с рекомендациями преподавателя по фортепиано. Педагог оказывает помощь в организации домашней работы, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе присутствуют разные виды заданий: технические упражнения, работа с произведениями (следуя рекомендациям, данными на уроке), другие творческие задания, например, сделать рисунок к музыкальному произведению, или к нему сочинить рассказ; выучивание произведений к концертному выступлению; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе дает преподаватель в индивидуальном порядке и фиксирует их в дневнике.



СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Сборники содержат яркие пьесы, образные и доступные для детского восприятия с одной стороны, а с другой – ценные в методическом плане. Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработку игры в ансамбле, приобретению слуховых и двигательных навыков, умению слушать самого себя, пользоваться динамикой.

  1. Список рекомендуемых нотных сборников :

Азбука игры на фортепиано / сост. С. Барсукова. 2005г.

Альтерман А. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет, тетради 1,2 / изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 1999

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста / изд. М., Сов. Композитор. 1991

Гнесина Е. Фортепианная азбука / М., музыка, 2003

Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б. Фортепиано. 1, 2 класс / изд. Кифара, 2008 Новая школа игры на фортепиано / авт.-сост.

Г. Цыганова, И. Королькова /изд. 10-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011 Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, Этюды и ансамбли для первых лет обучения.

Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка,2012 Первые шаги в музыке.

Методическое пособие / сост. М. Андреева, Е. Конорова / М., «Советский композитор», 1991 Пианист-фантазер /

сост. Э. Тургенева,

А. Малюкова / М., Советский композитор, 1987 Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 классы.

Учебнометодическое пособие / сост. С. Барсукова /изд. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 Сборник пьес для фортепиано 1-2 класс /

сост. С. Барсукова /изд. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 Школа игры на фортепиано /

сост. И. Беркович / Киев, Музыкальная Украина, 1968 Школа игры на фортепиано /

сост. Н. Кувшинников, М. Соколов / М., Музыка, 1964 Школа игры на фортепиано.

А. Николаев, в. Натансон, Л. Рощина М., Музыка, 2011 Школа игры на фортепиано 110 новых пьес / авт.-сост.

Б. Поливада, В. Сластенко / Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009



Список рекомендуемой методической литературы:

Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано / М., 1978 Альтерман С. – 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет / СПб., Композитор, 1999 Атроболевская А. Первая встреча с музыкой / М.. Советский композитор, 1992 Баренбойм Л Музыкальная педагогика и исполнительство /

Л., Советский композитор, 1974 Божович Т. Личность и ее формирование в детском возрасте / М., Просвещение.

1998 Браудо И. Артикуляция. Л., 1961 Ветлугина Н. А. – Музыкальное развитие ребѐнка – М.:

1968 Голубовская Н. Искусство педализации.

Музыка, Л., 1974 Гофман Н. Фортепианная игра Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968









ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль,

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Пой под музыку, пляши –

Инструменты хороши!

Их нетрудно различать,

но попробуй-ка сыграть. –

Сразу скажешь:

«До чего же

Меж собой они похожи!»

Лишь дотронешься до клавиш

Сразу их звенеть заставишь.

А педаль нажмешь ногой -

Станет звук совсем другой.

Все – и взрослые и дети –

инструменты любят эти.

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь: ф о р т е п и а н о

Произносится оно.

Форте– это значит ГРОМКО, -

Заучи, не будь лентяй!

А ПИАНО – значит – ТИХО, -

Ты, дружок, запоминай!

Если руки мыл под краном –

Подходи к фортепиано.

Ну-ка, кто там стал опять

Громко крышкою стучать?

Если крышка упадет,

Больно пальчики прибьет.

Эти правила просты,

Выполнять их должен ты!





№2. Упражнения на правильную посадку, положение рук и ног, для освобождения мышц спины, плеч и рук. «Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны, одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение. «Мельница». Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница. Упражнения «Колобок» и «Мячик» поможет в постановке руки. «Колобок». Взять кисть ребенка, добившись, чтобы она была свободной. И затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. «Лепить» таким образом, надо по очереди правую и левую руку ребенка. «Мячик». Расслабленную руку ребенка подбрасывать и ловить, как мячик. Ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев, глубину взятия звука «Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом, как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 5-6 раз. «Заводная кукла». Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке. «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П.И.Чайковского «Подснежник». На первую фразу подснежник растет, т.е. правая рука плавно поднимается вверх и опускается. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с покачиванием вверху расслабленными кистями. «Фонарики». Упражнение поможет педагогу сформировать у ребенка правильный свод руки. Сидя за столом положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики» (суставы не прогибать). «Вешалка». Упражнение поможет ребенку ощутить вес руки на кончике пальца. Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями (вешалка – рука, а пальцы - крючок). «Пчелка». Штрих non legato только третьим пальцем каждой рукой отдельно помогает почувствовать вес руки. Упражнение выполняется за инструментом. Рука – пчелка свободно перелетает с клавиши на клавишу – с цветка на цветок и кончиком пальца – хоботком проникает в клавишу – в середину цветка. «Гномы идут в поход». Упражнение поможет при освоении штриха legato. Надо объяснить ребенку, как гномик (пальчик) несет тяжелый рюкзак и передает его другому гномику (другому пальчику).