БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
Олимпиады по истории
Орел-2020
РАССМОТРЕНО
На заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин
Протокол № 4 от 09.11.2020 г.
Председатель ____________ / Синяева О.Н.
Методическая разработка содержит различные задания, которые могут быть использованы при подготовке и проведении дистанционной Олимпиады по истории среди студентов I курса следующих специальностей:
31.02.02 Акушерское дело
31.02.03 Лабораторная диагностика
33.02.01 Фармация
34.02.01 Сестринское дело
Составитель: преподаватель высшей квалификационной категории БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» Зайцева Н.О.
План
Курс: I.
Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.
Время проведения: 45 минут.
Место проведения (онлайн-платформа): бесплатный многофункциональный сервис Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/).
Цель мероприятия – закрепление и углубление знаний студентов по истории Древнего мира и Средних веков.
Задачи:
формирование у студентов умения работать с историческими датами, понятиями, картами, иллюстрациями;
формирование у студентов умения производить поиск исторической информации в источниках разного типа;
усвоение учащимися интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества.
Система оценивания: за каждый правильный ответ во всех заданиях присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов – 60. Участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов из шестидесяти возможных и занявшие I, II и III места соответственно, награждаются грамотами.
Интеграционные связи (внутри- и межпредметные): история.
Оснащение: устройство, подключенное к сети Интернет (персональный компьютер, планшет, смартфон), методическая разработка Олимпиады.
Задания Олимпиады
Какое государство изображено на карте?
а) Римская империя
б) Персидская держава
в) держава Александра Македонского
г) Византийская империя
Правильный ответ: в.
Закончите предложение:
«Первым человеком современного типа считается ...».
Правильный ответ: кроманьонец.
Расположите в хронологической последовательности этнологические эпохи:
а) раннеродовая община
б) праобщина
в) соседская община
г) позднеродовая община
Правильный ответ: б – а – г – в.
Какие цивилизации относятся к античным?
а) Древняя Греция
б) Древний Египет
в) Древняя Индия
г) Древний Рим
д) Древний Китай
е) Древняя Месопотамия
ж) Персидская держава
Правильные ответы: а, г.
Какое радикальное изменение в первобытной экономике изображено на иллюстрации?
Правильный ответ: неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему).
Восполните пробелы в предложении:
«Классическим примером демократического полиса в Древней Греции принято считать _____, олигархического полиса - _____.
Правильные ответы: Афины, Спарта.
Составьте из букв историческое понятие: А И Ц Р И Я Р И Г
Правильный ответ: ирригация.
Восполните пробелы в предложении:
Рим – древняя столица Римской империи – был основан в _____ году до н.э. В _____ году империя распалась на две части: Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Первой прекратила существование Западная Римская империя, которая пала под ударами варварских племен в _____ году. Восточная Римская империя, или Византия была захвачена турками в _____ году.
Правильные ответы: 753, 395, 476, 1453.
Расположите в хронологической последовательности археологические эпохи:
а) железный век
б) каменный век
в) бронзовый
г) медно-каменный век
Правильный ответ: б – г – в – а.
Средние века – это период истории:
а) с 467 г. по 1492 г.
б) с 476 г. по 1429 г.
в) с 764 г. по 1429 г.
г) с 476 г. по 1492 г.
д) с 674 г. по 1294 г.
Правильный ответ: г.
Какая крестьянская повинность изображена на миниатюре?
Правильный ответ: барщина.
Кто изображен на иллюстрации? Перечислите их.
Правильные ответы: сословия средневекового общества. Духовенство, крестьянство, феодалы.
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Из речи Папы Римского
... В особенности же к вам должна взывать Святая Гробница Спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы...Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при нашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны... Предпримите путь к Гробу Святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та... «течет медом и млеком» ...
Вопросы:
Началом какой эпохи послужила данная речь?
Кто был главной силой последующих событий?
Правильные ответы: эпоха Крестовых походов. Безземельные рыцари.
Рассмотрите иллюстрацию и восполните пробел в предложении:
Событие, изображенное на иллюстрации, произошло в _____ году.
Правильный ответ: 1054.
Ответьте на вопросы:
Как в средневековой Европе назывался участок земли, который предоставлялся за военную службу и передавался по наследству?
Как назывался крупный землевладелец, раздававший часть своих земель за службу?
Как назывался мелкий землевладелец, получавший наследственную земельную собственность?
Как назывался порядок подчинения одних землевладельцев другим?
Правильные ответы: феод, сеньор, вассал, феодальная лестница.
Рассмотрите миниатюру и ответьте на вопросы:
Какое событие изображено на миниатюре?
Когда данное событие произошло?
Какие страны в нем участвовали?
Чем это событие закончилось?
5, 6) Кто и почему изображен на миниатюре?
Правильные ответы: Столетняя война, 1337-1453 гг., Англия и Франция, победила Франция, Жанна д/Арк, она сняла английскую осаду с г. Орлеан.
Составьте из букв историческое понятие: Н И Е О Т Р К А С К
Правильный ответ: реконкиста.
Как вы думаете, какое событие изображено на миниатюре?
Правильный ответ: заседание сословно-представительного учреждения (Генеральных Штатов во Франции, парламента в Англии).
Прочтите текст и выделите племена, которые не относились к восточным славянам:
Из «Повести временных лет»
… Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. … Эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались мордвою. … Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – чудью, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму… и назвались северянами… И жили между собою в мире поляне, мурома, северяне, радимичи, вятичи…
Правильные ответы: мордвою, чудью, мурома.
Расположите русских князей в хронологической последовательности:
а) Ольга
б) Святослав
в) Игорь
г) Олег
д) Рюрик
Правильный ответ: д – в – г – а – б.
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
Какое событие изображено на иллюстрации?
Когда данное событие произошло?
По инициативе какого политического деятеля произошло данное событие?
Укажите годы правления этого политического деятеля.
Правильные ответы: крещение Руси, 988 год, по инициативе князя Владимира I Святого, 980-1015 гг.
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Из воспоминаний современника событий
… Князь беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом... Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от набегов из степи, а потом с соединенными силами разных племен предпринял поход на Царьград, кончившийся ... заключением торгового договора...
Вопросы:
О каком князе идет речь?
В каком году он захватил Киев?
Что явилось результатом этого захвата?
Правильные ответы: князь Олег, 882 г., объединение Новгорода и Киева и образование Древнерусского государства.
Рассмотрите карту и восполните пробел в предложении:
На карте изображена _____.
Правильный ответ: политическая раздробленность.
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
Какое событие изображено на иллюстрации?
Когда это событие произошло?
Каковы были результаты этого события?
Укажите имя князя – инициатора этого события?
Укажите годы правления этого князя.
Правильные ответы: Любечский съезд, 1097 г., решено прекратить княжеские междоусобицы и объединить усилия в борьбе с половцами, Владимир Мономах, 1113-1125 гг.
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос:
Как вы думаете, какой город изображен на ней? Аргументируйте свою точку зрения.
Правильные ответы: Новгород. Население города собралось на главной площади для обсуждения важнейших вопросов общественной жизни.
Составьте из букв историческое понятие: О Д Ц Е Б О Ж А У И М С
Правильный ответ: междоусобица.
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
Какой процесс изображен на карте?
Какие изменения произошли в этом процессе в дальнейшем?
При каком правителе произошли данные изменения?
Правильные ответы: полюдье (сбор дани), оно было заменено уроками (твердым размером дани) и погостами (местами сбора дани), изменения произошли при княгине Ольге.
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Из «Повести временных лет»
... Когда князь был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Князь собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город. А было печенегов без числа. ... И была сеча великая, и едва к вечеру одолел князь...
Вопросы:
О каком князе идет речь в данном отрывке?
Укажите годы правления этого князя.
Правильные ответы: князь Ярослав Мудрый, 1019-1054 гг.
13