Управление культуры Администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» п.г.т Седкыркещ
Методическая разработка
«Организация домашней работы за фортепиано»
Сыктывкар, 2019 г.
Рассмотрена педагогическим советом:
Протокол № От «____» _______________ 2019 г. | Утверждаю: Директор МБУДО «ДМШ» п.г.т. Седкыркещ _______________Н.О. Жданова «____» _______________ 2019 г. |
Разработчик:Симантьева Лидия Валериевна, преподаватель фортепиано МБУДО «ДМШ» п.г.т.Седкыркещ;
Рецензент:Жданова Наталья Оттовна, директор МБУДО "ДМШ" п.г.т. Седкыркещ
Введение
Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только пианистическое, но и общее музыкальное, эстетическое, развитие учащегося. Процессы обучения и воспитания должны составлять органическое единство. Обучая ребенка музыке, преподаватель воспитывает в нем мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии учащегося.
Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека:
* влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
* замедляет и уравновешивает волны мозга;
* маскирует неприятные звуки и ощущения;
* снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
* регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
* активизирует иммунную систему;
* улучшает память и обучаемость;
* повышает производительность труда;
* развивает упорство.
Все это неоднократно экспериментально доказано ведущими учеными, врачами, преподавателями.
Обучая и воспитывая ребенка, необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса – преподавателей, детей и родителей.
Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:
* проявить и развить свои музыкальные задатки и способности;
* ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем работать над хоровыми произведениями по партитурам, уметь читать свои партии;
* развить внутренний музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
Когда ребенок разучивает пьесу, то спотыкается на каждом шагу. Преодолеть это сопротивление, выйти из-под власти нот – а значит сделать так, чтобы интервалы, аккорды, метроритм перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» - значит сделать так, чтобы исполняемое произведение отражало не язык своей записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Звуки должны быть не только физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.
Внешне создается впечатление, что играть на инструменте легко и просто – это лишь кажущаяся простота. На самом деле ребенок, севший за инструмент, должен решить одновременно множество задач:
* грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты в разных ключах и октавах, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуру, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа);
*учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента;
*слушать, интонировать и «петь пальцами» музыкальные фразы и предложения;
*постоянно следить за координацией движений тела при игре на инструменте;
*соблюдая все задачи, никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.
Очевидно, что задач при игре на фортепиано множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определенной последовательности в изучении и времени на практическое усвоение за клавиатурой.
Очень большое значение в процессе обучения игре на фортепиано имеет правильная организация домашней работы. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.
Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 6 – 8-ми лет еще не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные занятия.
Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении работа за фортепиано может продолжаться 15 – 20 минут – в промежутках между двумя школьными предметами. Такой режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родители действительно заинтересованы в занятиях своего ребенка, то они обязательно помогут ему установить наиболее щадящий график домашней работы. Тогда обучение пойдет наиболее гладко, интерес ребенка к музыке не пропадет, а будет приносить радость.
Родители часто задают вопрос: «Как ребенок должен заниматься дома?» С самых первых занятий надо уяснить очень важный момент – проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем работу над музыкальным произведением надо начинать с прослушивания, беседы о характере и содержания пьесы, создания исполнительского образа. Дальше нужно вычленить отдельно технически сложные места, аппликатурные позиции, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработкатекста с обязательным счетом вслух.
Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени. Для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает, необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест, поскольку со временем у ребенка вырабатывается внутреннее ощущение метроритмической пульсации и необходимость в счете вслух отпадает.
В начальный период обучения на первый план выходит координационная работа. Пианист добивается правильности движений с помощью различных специальных координационных упражнений:
* «Радуга» - плавный перенос кисти от клавиши к клавише через октаву,
* «Домик» - работа закругленным третьим пальцем, с условием обращения внимания на свободные круглые пальцы,
* «Тропинка» - расположение пальцев на определенном участке клавиши,
* «Пружинка», «Поклоны» - мягкое «погружение» пальца в клавишу с помощью волнообразных движений запястья.
Этот период обучения можно сравнить с тем периодом в жизни малыша, когда он учится ходить: в первые недели обучения музыке он учится «ходить пальцами» по клавишам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания, как со стороны ребенка, так и со стороны родителей, так как дети 6-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребенку необходима помощь старшего, хотя бы во время первых занятий.
Соединив усилия преподавателя, ребенка и родителей можно получить хороший результат в обучении детей музыке – появится устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который может сохраниться в течение многих лет.
Советы родителям:
* составить такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;
*приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;
*в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком;
*контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания;
* постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;
*строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий за фортепиано;
*соблюдать режим освещения (слева сверху);
*хорошо проветривать помещение перед занятием;
*использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног;
*соблюдать тишину во время занятий музыкой;
*внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;
*проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;
*посещать годовые концерты для родителей;
*своевременно производить настройку инструмента, соблюдать его температурный и водный режим для сохранения строя;
*постепенно формировать у ребенка потребность регулярно прослушивать классическую музыку и по мере возможного анализировать услышанное.
Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из моего личного опыта.
Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между преподавателем и учащимся, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают! Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности. Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы. Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится интерес и игра! Именно интерес толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А игра – это то, что интересно любому ребёнку. Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом. Игра в редактора. Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть учащегося на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому учащемуся вообще нет разницы, по «чему» играть Баха – по Муджеллини, или Бартоку). Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно. Разучивание пьеся. Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все преподаватели. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16. Творческая редакция учащегося. 5 уроков на разбор и соединение двумя; 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть; 6 уроков на художественную отделку. Если учащемуся точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Учащийся должен играть осознанно. Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте. Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы. Повторить 7 раз. Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.
Время занятий. Сколько играет учащийся дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.
Цель занятий – не игра, а качество. Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте учащемуся вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от учащегося качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?». Ритуал. Каждое занятие должно иметь три составляющие:
Рисунки к музыке;
развитие техники, закрепление пройденного;
разучивание нового.
Приучите учащегося к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.
Муза-вдохновительница. Пусть у вашего учащегося появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.
Музыка – в радость. Этот девиз должен сопровождать вас и вашего учащегося во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, – это хобби и увлечение. Не нужно играть часами. Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов. Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.
Источник: https://music-education.ru/domashnie-zanyatiya-pianista/