СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит теоретические основы организации работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС ООО. Включает психологические и педагогические аспекты развития изобразительных способностей одарённых детей, а также методы и формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»»

«Организация работы  с одаренными детьми  на уроках изобразительного искусства» Работу выполнила  Давыдова Ирина Евгеньевна  учитель изобразительного искусства  «Средняя школа №82»  г. Ульяновска

«Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»

Работу выполнила

Давыдова Ирина Евгеньевна

учитель изобразительного искусства

«Средняя школа №82»

г. Ульяновска

Введение

Введение

    Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития одарённой личности ребёнка, его изобразительных возможностей и художественно-творческих способностей. Основные задачи исследования Объект и предмет исследования Гипотеза исследования Практическая значимость

    Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития одарённой личности ребёнка, его изобразительных возможностей и художественно-творческих способностей.

    • Основные задачи исследования
    • Объект и предмет исследования
    • Гипотеза исследования
    • Практическая значимость
    Глава I. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства. . Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми . . Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми .   «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».    В.А. Сухомлинский   «Каждый ребенок – художник. Трудность состоит в том, чтобы остаться   художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо

    Глава I. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.

    . Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми .

    • . Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми .

    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

    Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».  

    В.А. Сухомлинский

    «Каждый ребенок – художник.

    Трудность состоит в том, чтобы остаться

      художником, выйдя из детского возраста».

    Пабло Пикассо

    Что такое «одарённость?» Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Что такое «одарённость?»

    • Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    • Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
    • Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
    Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают принципы обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста 1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.  2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.  3. Принцип учета возрастных возможностей.

    Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают принципы обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста

    • 1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

    2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    3. Принцип учета возрастных возможностей.

    Три закона развития высоких способностей (одаренности) отметила В.С. Юркевич:   три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич: 1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции; 2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности); 3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

    Три закона развития высоких способностей (одаренности) отметила В.С. Юркевич:

    • три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:
    • 1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;
    • 2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
    • 3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
    Психологические и педагогические аспекты развития изобразительных способностей одаренных детей . Условно можно выделить три категории одаренных детей: - Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). - Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). - Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического слада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

    Психологические и педагогические аспекты развития изобразительных способностей одаренных детей .

    • Условно можно выделить три категории одаренных детей:
    • - Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
    • - Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
    • - Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического слада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
    Методы и приемы организации работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС ООО  Основная форма – урок.  ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Формы работы с одарёнными детьми: творческие мастерские, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, интеллектуальный марафон, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, сотрудничество с другими школами и ВУЗами.

    Методы и приемы организации работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС ООО

    Основная форма – урок.

    • ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
    • Формы работы с одарёнными детьми: творческие мастерские, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, интеллектуальный марафон, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, сотрудничество с другими школами и ВУЗами.
    Вывод: Таким образом, учитывая неоднозначность взглядов на одарённость и ее проявления, а также тот факт, что одно и тоже слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точно определение этого явления.  Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.

    Вывод:

    • Таким образом, учитывая неоднозначность взглядов на одарённость и ее проявления, а также тот факт, что одно и тоже слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точно определение этого явления.
    • Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.
    Глава II. Особенности методики организации работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства. Специфика выявления одаренных детей в процессе учебной деятельности. Специфика выявления одаренных детей в процессе учебной деятельности.
    • Глава II. Особенности методики организации работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.
    • Специфика выявления одаренных детей в процессе учебной деятельности.
    • Специфика выявления одаренных детей в процессе учебной деятельности.
    Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми : 1. отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; 2. функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; 3. ориентация школы на
    • Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми :
    • 1. отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
    • 2. функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
    • 3. ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
     Условия успешной работы с одарёнными обучающимися: Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
    • Условия успешной работы с одарёнными обучающимися:
    • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению.
    • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.
    • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
     Уроки по изобразительному искусству планируются в соответствии с рабочей программой
    • Уроки по изобразительному искусству планируются в соответствии с рабочей программой "Изобразительное искусство в школе" 5-8 классы, разработанная коллективом авторов по руководством Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2016г.
        Система работы с одаренными  детьми: развитие творческих способностей на уроках ИЗО; (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа);    Система работы с одаренными детьми включает следующие компоненты: Выявление одаренных детей; Развитие творческих способностей на уроках; Развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа); Создание условий для всестороннего развития.

    Система работы с одаренными детьми: развитие творческих способностей на уроках ИЗО; (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа);

    • Система работы с одаренными детьми включает следующие компоненты:
    • Выявление одаренных детей;
    • Развитие творческих способностей на уроках;
    • Развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа);
    • Создание условий для всестороннего развития.
      Создание условий для всестороннего развития одаренных детей в рамках внедрения ФГОС ООО. Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей. Программы сопровождения одаренных детей в Средней школе № 82 реализуется в рамках школьной программы «Одарённые дети» и объединяет блоки основного, дополнительного образования через диагностический блок для создания гарантированных возможностей развития способностей одаренных детей . Программа сопровождения одаренных детей составляется и реализуется совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (психолог, учителя, администрация, родители, социальный педагог).

    Создание условий для всестороннего развития одаренных детей в рамках внедрения ФГОС ООО.

    • Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей.
    • Программы сопровождения одаренных детей в Средней школе № 82 реализуется в рамках школьной программы «Одарённые дети» и объединяет блоки основного, дополнительного образования через диагностический блок для создания гарантированных возможностей развития способностей одаренных детей .
    • Программа сопровождения одаренных детей составляется и реализуется совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (психолог, учителя, администрация, родители, социальный педагог).
    Заключение: Организация работы с одаренными детьми очень актуальна в наше время, так как это вызвано объективной необходимостью, реалиями  жизни. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.  Основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

    Заключение:

    • Организация работы с одаренными детьми очень актуальна в наше время, так как это вызвано объективной необходимостью, реалиями  жизни.
    • Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.
    • Основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности.
    • Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.