Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»»
«Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»
Работу выполнила
Давыдова Ирина Евгеньевна
учитель изобразительного искусства
«Средняя школа №82»
г. Ульяновска
Введение
Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития одарённой личности ребёнка, его изобразительных возможностей и художественно-творческих способностей.
- Основные задачи исследования
- Объект и предмет исследования
- Гипотеза исследования
- Практическая значимость
Глава I. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.
. Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми .
- . Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми .
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
«Каждый ребенок – художник.
Трудность состоит в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо
Что такое «одарённость?»
- Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают принципы обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста
- 1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3. Принцип учета возрастных возможностей.
Три закона развития высоких способностей (одаренности) отметила В.С. Юркевич:
- три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:
- 1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;
- 2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
- 3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Психологические и педагогические аспекты развития изобразительных способностей одаренных детей .
- Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- - Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- - Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
- - Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического слада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Методы и приемы организации работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС ООО
Основная форма – урок.
- ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
- Формы работы с одарёнными детьми: творческие мастерские, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, интеллектуальный марафон, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, сотрудничество с другими школами и ВУЗами.
Вывод:
- Таким образом, учитывая неоднозначность взглядов на одарённость и ее проявления, а также тот факт, что одно и тоже слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точно определение этого явления.
- Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.
- Глава II. Особенности методики организации работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.
- Специфика выявления одаренных детей в процессе учебной деятельности.
- Специфика выявления одаренных детей в процессе учебной деятельности.
- Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми :
- 1. отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- 2. функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- 3. ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
- Условия успешной работы с одарёнными обучающимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Уроки по изобразительному искусству планируются в соответствии с рабочей программой "Изобразительное искусство в школе" 5-8 классы, разработанная коллективом авторов по руководством Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2016г.
Система работы с одаренными детьми: развитие творческих способностей на уроках ИЗО; (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа);
- Система работы с одаренными детьми включает следующие компоненты:
- Выявление одаренных детей;
- Развитие творческих способностей на уроках;
- Развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа);
- Создание условий для всестороннего развития.
Создание условий для всестороннего развития одаренных детей в рамках внедрения ФГОС ООО.
- Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей.
- Программы сопровождения одаренных детей в Средней школе № 82 реализуется в рамках школьной программы «Одарённые дети» и объединяет блоки основного, дополнительного образования через диагностический блок для создания гарантированных возможностей развития способностей одаренных детей .
- Программа сопровождения одаренных детей составляется и реализуется совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (психолог, учителя, администрация, родители, социальный педагог).
Заключение:
- Организация работы с одаренными детьми очень актуальна в наше время, так как это вызвано объективной необходимостью, реалиями жизни.
- Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.
- Основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности.
- Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.