Методическая разработка логопедического занятия с применением личностно-ориентированной технологии, направленной на развитие коммуникативности у детей, что немало важно для детей с общим недоразвитием речи.
В нём отражена цель и коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.
Коррекционно – образовательные: учить детей подбирать признаки к слову «осень»; уточнить и пополнить словарный запас детей по теме «Осень»; продолжать обучать преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа, согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно – развивающие: формировать умение составлять небольшие предложения; продолжать развивать общую и мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание и восприятие;
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию детей к общению, как с педагогом, так и со сверстниками, контроль над собственной речью;
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Предполагаемый результат |
I.Вводная часть (2-3 мин.): Организационный момент: настрой на занятие | Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. | Упражнение «Колокольчик озорной всех детей в кружок построй» | Приветствует детей. | Дети приветствуют друг друга, называя ласковыми именами. | Положительная мотивация детей к общению друг с другом и педагогом. |
II.Основная часть (15 мин.): - создание проблемной ситуации; | 1. Актуализировать проблемную ситуацию | Сюрпризный момент: за окном на ветке дерева сидит грустный воробей. | Обращает внимание детей на воробья. Подводит детей к тому, что воробей грустит из-за потери друзей - птиц. | Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы. | Дети проявят интерес к воробью и выразят желание помочь ему. |
2.Уточнить и пополнить словарный запас детей по теме. | Загадывание загадок об осени. Прослушивание аудио записей звуков осени, шум дождя, шелеста листьев, крики перелетных птиц. Путешествие в парк. | Логопед загадывает загадки об осени, затем предлагает отправиться на прогулку в осенний парк, чтобы помочь воробью узнать, куда же пропали его друзья. | Дети отгадывают загадки, и отправляются на прогулку в парк. | Дети проявят интерес к воробью и выразят желание помочь ему. |
- изучение нового материала | 3.Совершенствовать грамматический строй речи | Интерактивная игра: «Узнай по описанию» | Педагог перечисляет признаки предметов и явлений. | Дети находят подходящий предмет или явление на интерактивной доске. | Дети смогут пополнить словарный запас, найти предмет или явление по его описанию. |
4.Преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа. | Игра парами «Один – много» | Логопед предлагает детям разбиться на пары и напоминает правила игры. | Один из ребят в паре называет предмет или явление, связанное с темой занятия в единственном числе, а другой - во множественном. | Дети смогут преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа, приобретут положительную мотивацию к общению друг с другом. |
5.Предупредить утомление, снять напряжение. Уметь соотносить слова с движениями. | Логоритмическое упражнение «Листья». | Совместно с детьми выполняет движения под музыку. | Дети произносят текст и выполняют движения под музыку. | У детей снимется напряжение, утомление, они смогут правильно выполнять движения в соответствии со словами. |
6. Согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. | Д\игра: «Подбери признак» | Логопед называет существительное по теме «Осень» | Дети подбирают к существительному слова - признаки. | Дети смогут согласовать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. |
Развить мелкую моторику рук | Пальчиковая гимнастика «Ветер листья разбросал». | Совместно с детьми выполняет упражнения. | Дети произносят текст и выполняют упражнения. | Развить мелкую моторику рук. |
Развивать зрительное восприятие и внимание. | Интерактивная игра «Найди с какого дерева листочек» | Педагог напоминает правила игры. | Дети выбирают изображения листьев и соотносят их к соответствующему дереву, при этом проговаривая, с какого дерева лист | Развить зрительное восприятие и внимание. |
III Заключительная часть: (2- 3 мин) | Помочь детям убедиться, что проблема решена. | Беседа с детьми. | Педагог уточняет у детей, что воробью грустно от того, что его друзья скворцы и ласточки улетели в тёплые края, потому что они перелётные птицы. | Дети возвращаются в детский сад. Анализируют свою деятельность | Дети смогут проанализировать свою деятельность. |
1.Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные
игры, упражнения, песенки». Учебно-методическое пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2014 — 96 с.
2.Нищева Н. В. «Круглый год. Серия демонстрационных картин и конспекты интегрированных занятий (5-7 лет). Выпуск 2 (Осень-зима)».: Учебно - наглядное пособие. ФГОС. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2020 — 8 с.
3. Нищева Н.В. « Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики». ФГОС— СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 — 32 с.