СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности" создана для методического сопровождения теоретического занятия, содержит грамматический и лексический материал по латинским глаголам и их использованию в рецептуре, контрольные вопросы и упражнения для закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности"»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Барабинский медицинский колледж»


Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

Н.Ю. Хританкова










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


Специальность 31.02.01 Лечебное дело


Теоретическое занятие 2.1. Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности




Разработчик – преподаватель Калинина Е.В.

















Барабинск-2018

Содержание

Методический лист 3

Актуальность изучения темы 4

Интегративные связи 5

Примерная хронокарта теоретического занятия 6

Информационный блок по теме 7

Упражнения для закрепления изученного материала 9

Лексический минимум № 3 10

Латинские пословицы и крылатые выражения 11

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 12

Перечень использованных источников 12


Методический лист

Тема 2.1. Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности

Вид занятия – теоретическое занятие

Продолжительность занятия – 90 минут

Уровни усвоения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Цели занятия:

Образовательная – познакомить студентов с элементами латинской грамматики: основными грамматическими категориями глагола, типами спряжения, способами выделения основы глагола, формами повелительного наклонения; изучить со студентами 25 лексических единиц глоссария по специальности.

Воспитательная – способствовать формированию понимания студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; обучение бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

Развивающая – способствовать формированию понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса (ОК 1); организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качеств (ОК 2), готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку (ОК 11).

Используемые методы объяснения и контроля изучения нового материала:

объяснительно-иллюстративный с применением электронных образовательных ресурсов, репродуктивный.


В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины.


В результате изучения темы обучающийся должен знать:

элементы латинской грамматики;

25 лексических единиц глоссария по специальности.

Изучение темы 2.1. способствует формированию у обучающегося следующих общих компетенций:

Изучение темы 2.1. способствует формированию у обучающегося следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.7., ПК 3.7, ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию. В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области лечебного дела (фельдшер)» в рамках обобщенной трудовой функции «Оказание первичной медико-санитарной помощи населению на фельдшерском участке (в амбулатории, фельдшерско-акушерском пункте, здравпункте) предусмотрено выполнение следующих трудовых действий:

- профессиональное взаимодействие с членами междисциплинарной команды и другими службами медицинской организации, другими организациями в интересах пациента;

- ведение документации по виду деятельности фельдшера.

Актуальность изучения темы


Изучение темы 2.1. «Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности» необходимо для правильного оформления латинской части рецептов в последующей профессиональной деятельности. Все указания фармацевту содержат глаголы, которые необходимо употреблять в правильной грамматической форме.


Интегративные связи

Тема 2.1. является базовой для изучения дисциплины «Фармакология», профессиональных модулей 02 Лечебная деятельность и 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе, т.к. без знания темы «Глагол» невозможно грамотно писать и читать рецепты.

Примерная хронокарта теоретического занятия

«Основы грамматики латинского языка. Глагол. Четыре спряжения. Повелительное и сослагательное наклонение в рецептуре. Глоссарий по специальности»

п/п

Название этапа

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое оснащение

Время,

мин

Организационный

Подготовка студентов к занятию, развитие собранности; организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Приветствует студентов, проверяет их готовность к занятию, контролирует посещаемость и наличие формы у студентов; проводит инструктаж по технике безопасности

Приветствуют преподавателя, слушают преподавателя, готовятся к занятию

Журнал группы

2-3

Изложение нового материала

Изучение студентами нового материала

Объясняет новую тему, пишет на доске, приводит примеры

Слушают преподавателя, записывают, задают вопросы, записывают в тетради лексический минимум

Информационный блок по теме, методическое пособие, с.13 – 15, учебник

55

Закрепление нового материала

Полное усвоение полученных знаний

Задает вопросы, контролирует выполнение студентами упражнений для закрепления изученного материала

Отвечают на вопросы, записывают, читают и переводят слова по теме, выполняют упражнения для чтения

метод. пособие, с. 15 – 17, учебник

22-23

Контроль на выходе

Проверка усвоения студентами изученного материала

Задаёт вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Отвечают на вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Метод. разработка, с.11

5

Заключительный этап занятия:

-подведение итогов

- объявление оценок

- объяснение домашнего задания

Подведение итогов занятия, формирование адекватной самооценки у студентов, подготовка к выполнению домашнего задания

- подводит итоги занятия;

- объявляет оценки, комментирует их;

-объясняет домашнее задание.


Слушают преподавателя, записывают домашнее задание

Методич. пособие, с. 13 – 15, учебник (Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей/ «Феникс», 2008) , с. 30 – 32, .33

5

Информационный блок по теме


ГЛАГОЛ. 4 СПРЯЖЕНИЯ

Глагол в латинском языке имеет:

2 числа: Singularis – единственное число - и Pluralis – множественное число;

3 наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное;

2 залога: действительный и страдательный.

3 лица: первое, второе, третье

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.


Признаком неопределенной формы глагола – Infinitivus – является окончание –re. Например, scribere, laudare.

Тип спряжения глагола определяется по окончанию его неопределенной формы.

Распределение глаголов по спряжениям

Спряжение

Окончание инфинитива

Пример

Перевод

I

-āre

signāre

ornāre

обозначать

украшать

II

-ēre

miscēre

смешивать

III

-ĕre

repetĕre

recipĕre

повторять

брать

IV

-īre

linīre

намазывать


Основа глаголов I, II, IV спряжений определяется путем отбрасывания от инфинитива окончания –re, а для глаголов III спряжения – отбрасывания соединительной гласной –ĕ и окончания –re.

Например:

signare – глагол I спряжения – основа signa-;

docēre – глагол II спряжения – основа doce-;

vertĕre – глагол III спряжения – основа vert-.


В словарях глаголы указываются в форме 1 лица единственного числа (с окончанием -о), затем приводится окончание неопределенной формы, тип спряжения и перевод.

Например: curo, āre, I лечить.

В рецептурных формулировках глаголы употребляются в формах повелительного или сослагательного наклонений.

Повелительное наклонение

(Imperativus)


Повелительное наклонение имеет форму единственного числа и форму множественного числа.

Imperativus


Единственное число

(Singularis)

Множественное число

(Pluralis)




В I, II, III, IV спряжениях:

инфинитив минус -re

В I, II, IV спряжениях:

основа + -te


В III спряжении:

основа + -ite


Например:

Инфинитив глагола Формы повелительного наклонения

Singularis Pluralis

dare (I) - давать da - дай date - дайте

miscēre (II) – смешивать miscē - смешай miscēte - смешайте

solvĕre (III) - растворять solvĕ - раствори solvite - растворите


Повелительное наклонение. Запрещение


Форма единственного числа: noli + инфинитив глагола

Форма множественного числа: nolite + инфинитив глагола

Например: noli legĕre – не читай!

Nolite legĕre – не читайте!


Сослагательное наклонение


Глагол fio, fiere (делать, получаться) употребляется в рецептурных выражениях в форме сослагательного наклонения. На русский язык такие формулировки переводятся «пусть образуется (образуются)».


Ед. число – fiat - пусть образуется

Мн. число – fiant - пусть образуются


Например: Misce, fiat pasta. - Смешай, пусть образуется паста.




Упражнения для закрепления изученного материала

Задание 1

Определите спряжение глаголов:

praescribĕre – прописывать

miscēre – смешивать

sterilisāre – стерилизовать

auscultāre – выслушивать

dividĕre – разделять

audīre – слушать

filtrāre – фильтровать

legĕre – читать

recipĕre – брать

finīre – заканчивать

studēre – учиться


Задание 2

Вставьте пропущенные гласные в глаголы неопределенной формы, прочитайте вслух, правильно поставив ударение.

1. d__re I давать 6. cur__re I лечить

2. repet__re III повторять 7. doc__re II обучать

3. fin__re IV кончать 8. val__re II быть здоровым

4. solv__re III расторять 9. stud__re II изучать

5. vert__re III переворачивать 10. labor__re I работать


Задание 3


Определите основу глаголов и их спряжение:

nocēre (причинять вред), laborāre (работать), venīre (приходить), dicĕre (говорить), debēre (быть должным), vetāre (запрещать), munīre (укреплять), audire (слушать), vivĕre (жить), valēre (быть здоровым, иметь силу),habēre (иметь, держать), struĕre (строить), dāre (давать),accipĕre (получать).


Задание 4

Образуйте инфинитив от глаголов:

scribo,3 (я пишу), doceo,2 (я обучаю), punio,4 (я наказываю), statuo,3 (я устанавливаю), amo,1 (я люблю), sentio,4 (я чувствую), nego,1 (я отрицаю), promitto,3 (я обещаю), studeo, 2 (я учусь), verto, 3 (я переворачиваю), do,1 (я даю)


Задание 5

Образуйте формы ед. и мн. числа повелительного наклонения от данных глаголов, переведите их:

1. valēre – здравствовать 6. recipĕre - брать

2. agitāre – взбалтывать 7. sterilisāre - стерилизовать

3. dividĕre – разделять 8. miscēre - смешивать

4. audīre – слушать 9. addĕre - добавлять

5. dāre – давать 10. infundĕre - наливать


Задание 6

Определите, от каких латинских глаголов происходят следующие заимствованные слова в русском языке.

стерилизация лаборатория студент

фильтр аудитория сигнатура

финал валериана препарат

репетитор лекция лектор


Задание 7

Переведите на русский язык, основываясь на знаниях об образовании повелительного наклонения:

1. Labora cito!

2. Verte!

3. Nota bene!

4. Amate patriam (отечество)

5. Vale collega!

6. Praeparate cito!

7. Bis repetĕre!

8. Recipe!

9. Sterilisa!

10. Noli miscere!


Лексический минимум № 3

Misce (M) Смешай.

Da (D) Выдай.

Signa (S) Обозначь.

Recipe (Rp:) Возьми:

Da tales doses numero… (D.t.d.N…) Выдай такие дозы числом…

Sterilisetur Простерилизовать!

fiat пусть образуется

fiant пусть образуются

ut чтобы

Misce, fiat pasta Смешай, пусть образуется паста.

Misce, ut fiat pasta Смешай, чтобы образовалась паста.

Misce, fiant suppositoria Смешай, пусть образуются свечи.

Misce, ut fiant suppositoria Смешай, чтобы образовались свечи.


Латинские пословицы и крылатые выражения


Саrре diem – лови день; пользуйся каждым днем; не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня (Гораций)

Cogito, ergo sum – я мыслю, следовательно, существую (Декарт)

Dum spiro, spero – пока дышу – надеюсь

Divide et impera! – Разделяй и властвуй! (Девиз римских императоров)

Festina lente – спеши медленно (тише едешь – дальше будешь)

Fiat lux! – да будет свет!

Credo. - Я верю

Primum nоn nocere – прежде всего не вредить

Tertium nоn datur – третьего не дано

Veni, vidi, vici – пришел, увидел, победил

Veto – запрещаю


Вопросы для контроля на выходе:


  1. Какие грамматические категории имеет глагол в латинском языке?

  2. Что такое спряжение?

  3. Как определить тип спряжения глагола?

  4. Как называется неопределенная форма глагола?

  5. Сколько спряжений глагола в латинском языке?

  6. Как определить основу глагола?

  7. В какой форме глагол приводится в словаре?

  8. Как называется повелительное наклонение глагола? Сколько форм оно имеет?

  9. Как образуются формы повелительного наклонения?

  10. Как образуются формы запрещения?

  11. Какие формы глагола используются в рецептуре?




Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов


Источник

Инструктаж по выполнению

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов, с. 13 – 15, учебник (Ю.И. Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ// Р-на Д., «Феникс», 2008) , с. 30 - 32

- работа с конспектом лекции (повторение основ грамматики латинского языка), изучение глоссария по специальности


учебник (Ю.И. Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ// Р-на Д., «Феникс», 2008) , упр. 2, с.33.

– решение упражнений по образцу (упражнения на употребление глаголов в рецептуре)


Критерии оценки:

от 91 до 100 правильных ответов – отлично

от 81 до 90% правильных ответов – хорошо

от 71 до 80% правильных ответов – удовлетворительно

менее 70% правильных ответов – неудовлетворительно


Перечень использованных источников

Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: учебник/Ю.И. Городкова.- Изд 12-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-315 с.

  2. Кравченко, В. И. Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие/В. И. Кравченко. Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2016. - 396 с. - (Среднее медицинское образование).

  3. Марцелли, А. А. Латинский язык и основы медицинской терминологии/ А. А. Марцелли. - Изд. 7-е, испр. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 380 с. - (Среднее медицинское образование).

  4. Чернявский, М. Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1994. – 448 с.

Дополнительные источники:

  1. Аванесьянц Э.М. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: «АНМИ», 2001. – 345 с.

  2. Аксенова О.В. Учебное пособие для студентов медицинских колледжей. – М.: Медицина, 2000

  3. Васильева Л.И., Окатова Л.М. Пособие по клинической терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1989. – 167 с.

  4. Калинина Е.В. Методическое пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией». – Барабинский медицинский колледж, 2017

  5. Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 368 с.

  6. Цисык А.З., Швайко Е.С. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 168 с.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!