СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Особенности изучения рассказов, стихотворений, басен, сказок в начальной школе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Особенности изучения рассказов, стихотворений, басен, сказок в начальной школе»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









Сообщение « Особенности изучения рассказов, стихотворений, басен, сказок в начальной школе»












Выполнила

студентка Ш-41 группы

Немнова Ангелина

Преподаватель:

Голоскок Г. Н.








Ейск, 2020 г.

1. Методика чтения рассказов.

Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы, рассмотренные в теме «Методика работы над художественным произведением». Остановимся на некоторых вопросах организации работы учащихся.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.


  1. Методика изучения сказок

Сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Существуют следующие рекомендации при чтении сказок. 1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках. 

Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт. 

Методика чтения сказок При чтении сказок применяются следующие виды работ: - подготовка к восприятию сказки; - чтение сказки; - обмен мнением о прочитанном; - чтение сказки по частям и их разбор; - подготовка к рассказыванию; - обобщающая беседа; - подведение итогов; - задание детям на дом.


  1. Методика изучения стихотворений

Методика чтения лирических произведений в начальной школе должна формировать первоначальные навыки филологического анализа произведений. Можно выделить следующие моменты в работе над пейзажем в лирическом стихотворении. Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, здесь могут помочь "живые" впечатления детей от прогулки по-осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и так далее. Все это обеспечивает необходимую "внутреннюю наглядность", помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом.

Все лирические произведения первоначально читаются вслух учителем. В силу своего возраста юные читатели, скорее всего, до конца, во всей их глубине, не поймут читаемые лирические произведения, так как чаще всего им пока достается малодоступен контекст, при котором создавались эти произведения, но при умелой помощи учителя они смогут прежде всего проникнуть в содержание произведений, воспринять «чужие» образы, «чужие» эмоции, попытаться соотнести их со словами, и тогда мир природы станет для них еще выразительнее, еще полнее и богаче.

Важной составной частью знакомства со стихотворениями является умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта. Поэтому после первоначального произведения о природе можно предложить учащимся ответить на вопросы: - С каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну)? Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогут подтвердить это. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения.


  1. Методика изучения басен

По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,— пишет Л. В. Занков,— как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...».


Вопросы и задания.

1. Объясни в чем заключается методика изучения стихотворений?

2. Составь фрагмент урока по изучению стихотворения А. С. Пушкина

«Буря».