Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №92
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка
«Особенности обучения и воспитания обучающихся с нарушениями эмоционально - волевой сферы»
Выполнил: Латыпова В.Г.
учитель технологии ГБОУ
Уфимская КШИ № 92
Уфа 2021
Методическая разработка
на тему: Особенности обучения и воспитания учащихся с нарушениями эмоционально – волевой сферы.
Содержание
Глава 1. Эмоциональное развитие и волевое поведение детей с недостатками умственного развития.
Особенности эмоционального развития, волевого поведения.
Поведенческие отклонения ребенка с нарушениями эмоционально – волевой сферы.
Глава 2. Роль школьной среды в развитии и коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся.
2.1 Поведение учащихся в условиях школы.
2.2 Организация коррекционно – развивающей среды.
2.3 Роль педагога в организации воспитательной среды.
Список использованной литературы
Под термином эмоции в психологии часто понимают особые внутренние психические состояния, тесно связанные с мотивационно - потребительской сферой личности и проявляющейся в субъективных переживаниях и экспрессивно – коммуникативном поведении. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций. Эмоциями в большей степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, а также оценка и регуляция собственных действий.
Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики – олигофрены склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, редким изменениям. У некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часть имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение представляет сознательное регулирование человеком своего поведения. Благодаря волевым усилиям человек становится способным изменить свое поведение, оказать влияние на окружающее. Для умственно отсталых школьников реализовать волевые усилия очень нелегко. Им требуется постоянная, активная поддержка со стороны взрослого.
Детям с нарушениями психики свойственны расстройства внутреннего психического состояния или так называемой эмоционально – волевой сферы. Начало теоретической разработки и изучение эмоциональной сферы личности умственно отсталых детей в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчеркивал, что при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания его психики. Аффектами в психологии называются сильные и кратковременные эмоциональные состояния: радость, гнев, ненависть, агрессия, страх, тоска и т.д.
М.С. Певзнер, создавшая собственную концепцию олигофрении, и разработавшая классификацию детей – олигофренов, высказывает суждение о четкой зависимости проявлений эмоций от принадлежности учеников к той или иной клинической группе. Вместе с тем она подчеркивает, что всем умственно отсталым школьникам свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
1.2 Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них.
Расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом (М.И. Буянов).
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность). Аффективное поведение – не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, страхи и асоциальное поведение.
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только плохое) в юношеском возрасте – тоже аномалия, так же как и его противоположность – чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач.
Особую группу составляют дети с аутичным поведением (ауто – погружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия.
Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной внушаемостью – некритической податливостью действию внушения, готовностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В психологической литературе называются две формы негативизма – пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности.
Жесткость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительным отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая или вербальная, прямая и косвенная.
Бесцельная ложь - когда ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее каким-либо умыслом. Это не преднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться.
Бесцельное воровство – зачаточная форма явления, которое специалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. Например, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной неожиданностью для его родителей. По характеристики мамы, это был спокойный и незлобивый мальчик, имел хобби - коллекционировал трубки от уличных таксофоноф.
Страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения. В.П. Кащенко констатирует, что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привычкой со всеми сопутствующими ему явлениями – нищенством, кражами и т.п.
Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает «соматогенная астения, т.е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием». Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму.
Все перечисленные поведенческие отклонения свойственны детям обучающимся в специальных (коррекционных) школах VIII вида. И, к сожалению, среди учащихся есть дети, которым присуще не один, а несколько отклонений.
2.1 Основная масса учащихся нашей школы имеет диагноз «олигофрения в степени дебильности» к их числу относятся дети, имеющие различные виды поражений ЦНС. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные поражения зародыша, природные травмы и асфиксии, др. заболевания перенесенные до двухлетнего возраста влияющие на ЦНС, а также дети, перенесшие поражения головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте (травмы, сотрясения, ушибы) и последствия энцефалита.
Из общего состава учащихся коррекционных школ VIII вида можно выделить 3 группы характеризующихся различным поведением.
Рассмотрим эти группы.
Первый вариант поведения – с наиболее благоприятно складывающимися отношениями с окружающими, это большей частью спокойные дети, в меру активные, ласковые, дружелюбно относящиеся к сверстникам; они редко возбуждаются, но если выходят из равновесия, то под влиянием доброго отношения взрослых быстро успокаиваются; на занятиях несколько отвлекаемые. Но их легко вовлечь в работу привлекательными пособиями, заданиями. После некоторого приспособления к новой обстановке они становятся дисциплинированными, легко поддаются требованиям взрослых. В результате внимательного, доброго отношения, спокойного, но твердого тона дети привыкают к требованиям, подчинятся режиму и выполняют все требования взрослых.
Второй вариант поведения: отношение с окружающими более благополучно. Это аффективные дети, возбудимые, часто конфликтующие со сверстниками и взрослыми, иногда даже агрессивные; среди них встречаются драчуны, они не всегда подчиняются требованиям взрослых. Под влиянием педагогических и медицинских воздействий их поведение значительно упорядочивается, но не все же довольно часто наблюдается аффективное поведение, вспышки недовольства, гнева, агрессии.
Третий вариант. Сюда относятся дети вялые, пассивные, мало контактирующие с другими детьми, многие из них льнут к взрослому (учителю, воспитателю), привязываются к ним, подчиняются их требованиям. На занятиях недостаточно сосредоточены, отвлекаемые, быстро утомляются. Эти дети требуют постоянного побуждения, подбадривания, похвалы.
2.2 Процесс воспитания и обучения детей – сложное социально – педагогическое явление, а при умственной отсталости оно должно быть систематическим и последовательным. Добиться положительного успеха можно при правильной организации коррекционно – развивающей, воспитательной и социальной среды, которую обеспечивает школа.
Еще Выготский говорил, что «путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» - «на долю учителя в процессе воспитания выпадает активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая им нужна». Вся школьная жизнь, все педагогические мероприятия должны служить развитию, воспитанию и коррекции психофизических недостатков учащихся. В системе воспитательной работы школы большое значение имеет соответствующий твердый режим, который не должен утомлять учащихся, а благосклонно влиять на их поведение.
Одно из требований к организации учебно – воспитательного процесса в специальной коррекционной школе – неослабевающее наблюдение и контроль за учащимися со стороны педагогов. И это справедливо, если проанализировать все поведенческие отклонения, нарушения дисциплины учащимися, как правило, все они происходят, когда дети остаются одни без контроля со стороны взрослых (пример). Хорошо когда в семьях у детей с проблемным поведением, родители также понимают это, и со своей стороны проводят лечение, определенную работу с классным руководителем.
В режиме школы много мероприятий выходящих за рамки учебной деятельности: это и организация физического труда, участие в самообслуживании, организация детского коллектива, кружковая работа, система внеклассных мероприятий. Все эти мероприятия являются мощным воспитательным средством под влиянием которых у учащихся корригируются недостатки их умственного развития и эмоциональной сферы, а следовательно поведенческих качеств. Важно чтобы все эти мероприятия вызывали соответствующую эмоциональную реакцию.
2.3 Каждый педагог в работе сталкивается с трудностями в общении с детьми с грубыми нарушениями эмоционально – волевой сферы. Успокоить, привести ребенка в нормальное эмоциональное состояние педагогу стоит больших усилий. А ведь задача любого педагога помимо воспитательных, коррекционных задач еще и привитие определенных знаний по учебным дисциплинам. Таким образом, от эмоционального состояния учащихся зависит успех учебной деятельности.
В основе поведения всех умственно отсталых детей лежит положительное или отрицательное эмоциональное отношение к взрослому, его требованиям. Оно может быть либо доверчивым, либо резко отрицательным или пассивным.
Самая первая и главная задача – расположить ребенка к себе, завоевать его доверие своим вниманием, заботой, иногда даже лаской. Для того чтобы это сделать, педагог должен понять внутренний мир ребенка, его реальные возможности. Знание диагноза и истории заболевания помогают учителю лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.
Тактика учителя должна складываться из бережного, щадящего отношения к ребенку в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения. Если при организации учебной деятельности можно варьировать задания, предъявлять требования к каждому учащемуся в зависимости от его возможностей, то по отношению к поведению, требования должны быть единые. Но подбор воспитательных методов, приемов воздействия на учащегося осуществляется дифференцированно.
По отношению к группе возбудимых детей соблюдается определенный педагогический охранительный режим, предупреждающий срывы в поведении. К детям заторможенным, весьма инертным применяются различного рода стимулирующие средства: своевременная помощь, похвала, положительная оценка каждого успешного шага, постепенный переход от вполне доступных для самостоятельного выполнения поручений к более трудным. Пример : «Давай попытаемся это сделать еще посмотри, как ты это уже делал, у тебя же это получалось. Какой ты молодец! И т.д. и т.п.»
Среди подростков с нарушениями эмоционально – волевой сферы много инфантильных учащихся испытывающие затруднения во взаимоотношениях с окружающим миром. Этих детей бывает трудно заинтересовать чем – либо, удержать в школьной среде. Для категории этих детей критические замечания будут малодейственны, важно выявить сильные стороны ребенка, отметить его положительные стороны, затем указать на ошибки, сопровождая их советом. Для предупреждения срывов и обратной реакции, следует учесть, что постоянные нравоучения с применением жестких грубых форм, унижения могут вызвать обратную реакцию. В таком состоянии ребенок может хлопнуть дверью, убежать, обругать и сложнее всего, когда ребенок отказывается посещать школу и т.п. (пример). Мастерство учителя заключается в том, что каждый педагог должен найти ключ к управлению поведением аномального ребенка и попытаться направить его в русло положительных поступков и отношений. Т.е. эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько глубоко педагог знает и понимает своих воспитанников. Многие, непонятные на первый взгляд, странности в поведении учеников (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т.д.) учитель может понять и устранить, зная особенности эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых детей. Опытный и внимательный педагог путем наблюдения за поведением учащихся, как правило, умеет найти ключ в аффектному поведению, затронуть положительные эмоции ребенка (например, доверительные беседы, установление контакта, оказание помощи).
Развитие воли, умение противостоять дурному влиянию окружающих – процесс длительный и протекающий замедленно. Наличие волевого поведения – условие успешной социально – трудовой адаптации выпускников. Но, к сожалению, можно наблюдать случаи, когда благополучные учащиеся, после окончания школы не могут противостоять среде в которой оказались.
Список литературы
Ганеев А.Д. и др. «Основы коррекционной педагогики»
Дульнев Г.М. «Учебно – воспитательная работа во вспомогательной школе»
Мачихина В.Ф. «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе»
Петрова В.Т. и др. «Психология умственно – отсталых школьников»
Рубенштейн С.Я. «Психология умственно – отсталых школьников»
Журналы «Дефектология»