СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Особенности работы с академическим хором»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокальная работа с академическим хором характеризуется прежде всего выработкой такого мелодического звука, правильно оформленного певческого тона, который своей кантиленой, красо­той, колоритом волновал бы слушателей, а безупречно ровным звучанием напоминал звук инструмента Поэтому вокальные уп­ражнения для работы с академическим хором преследуют имен но эту цель развитие красивого голоса как такового

Особое внимание в академическом пении уделяется моменту округления звука, «так как оно дает необходимую ровность го­лоса по всему диапазону и способствует выявлению эталона пра­вильною певческого звучания голоса»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Особенности работы с академическим хором»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж

имени М.М.Меджидова»


МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Особенности

работы с академическим хором»


Выполнила:

Преподаватель хорового дирижирования ГАСАНОВА А.Г.


г. Избербаш



Вокальная работа с академическим хором характеризуется прежде всего выработкой такого мелодического звука, правильно оформленного певческого тона, который своей кантиленой, красо­той, колоритом волновал бы слушателей, а безупречно ровным звучанием напоминал звук инструмента Поэтому вокальные уп­ражнения для работы с академическим хором преследуют имен но эту цель развитие красивого голоса как такового

Особое внимание в академическом пении уделяется моменту округления звука, «так как оно дает необходимую ровность го­лоса по всему диапазону и способствует выявлению эталона пра­вильною певческого звучания голоса» (54, с 135) Механизм ок­ругления описывался выше

От степени округления звука зависит окраска, характер звуча нии голоса он может быть более прикрытым, далеким, матовым или более звонким, близким, ярким Этн вокальные штрихи дик­туются конкретными музыкально художественными образами На пример, «Кондор» Калинникова или «Узник» Давиденко правиль­нее петь более собранным, прикрытым, сумрачным звуком, а «При­зыв весне» Бетховена или «Марш энтузиастов» Дунаевского—свет лым, звонким, солнечным звуком Вместе с тем тембровые краски осуществляются на основе крепкого, прочного владения певцами единой манерой звукообразования, вокальной системой, школой пения Исполнение классики, как правило, требует строго акаде мического, прикрыто округлого характера звука, исполнение на родных песен допускает более открытый, светлый звук, имитиру­ющим своей звонкостью, близкой потачей звука подлинно народ­ный стизь исполнения

Поскольку хоровое пение возможно лишь при одновременности действии всех певцов и академическое пение осуществляется под жест дирижера, очень важным становится момент слаженности процесса пения Для этого руководитель должен оттачивать свою дирижерскую технику, особенно хорошо показывать ауфтакт — жест, предваряющий, предвосхищающий по времени различные технические и художественные моменты исполнения, которые необ­ходимо показывать певцам Если перефразировать известный афо­ризм «искусство пения — это искусство дыхания», то «искусство дирижирования — это искусство ауфтакта» Действительно, в ауф такте заложено все — темп произведения, динамика, метроритми­ческая организация, характер дыхания и испотнения в целом

Участники хора должны владеть приемом единовременного ды хания и вступления по руке дирижера По знаку «Внимание’» дирижер готовит, собирает внимание участников волевым жестом рук, выдвигаемых вперед в так называемое «пехотное» положе ние Жест «Дыхание’» — ауфтакт руки движутся вверх ити в сто роны в зависимости от размера и доли вступления Прн жесте «Звук’» руки после мгновенной задержки идут в определенную


1



точку, в которой и фиксируется начало звука Приучить участии ков к дирижерскому жесту — значит привить им навыки пения по руке Для исполнения произведений академического хора это очень важно, так как в них масса различных вокально технических за­дач, нюансов, штрихов, вст) тений хоровых голосов и г д, кото рые без управления дирижера трудно выполнить Одной из первых таких задач следует назвать единое дыхание и единовременное вступление голосов

Совершенствование вокальной техники в хоре предполагает работу над расширением диапазона голосов Формирование верх нею участка диапазона связано с техникой округления верхних звуков, взятия их приемом «на себя» и сверху, при этом начинать формировать звук следует с фальцетного лшкого звучания, рас крывая динамику постепенно, с помощью брюшною пресса (он как бы чуть чуть выдвигается вперед) К нижнему участку регист ра надо двигаться от звуков примарной зоны — зоны естественно го звучания голоса, стремясь сохранить смешанное (микстовое) звучание с большой долей головного резонирования в средней и нижней частях диапазона Все звуки диапазона должны проде­ваться единым тембром, при едином механизме звукообразования, на зафиксированном положении открытой гортани, «зевке»

Рассмотрим наиболее типичные недостатки в академическом пении самодеятельных хоров

  1. Тусклое, бестембровос звучание Возникает в результате отсутствия навыков дыхания, неумения пользоваться резонаторами, а также вследствие общею пассивного тонуса по ющих Путь к преодолению указанных недостатков—в выработке навыков певческого дыхания, пения на диафрагме, на опоре, в на­хождении точки головного резонирования Помогает также разви­тие музыкально образного мышления певцов, которое, в свою оче редь, активизирует эмоциональное отношение поющих к исполни емому репертуару

  2. Форсированное, напряженное звучание Вы деляется чрезмерно повышенной динамикой, резкостью, 1рубостыо исполнения Сила звука в этом случае является ложным критсри см художественной оценки пения, и громкость достигается не ис­пользованием резонаторов, а интенсивным выталкиванием звука В результате возникающего высокого подсвязочного давления происходит «нажим» на связки Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетической, но и прочно для певческою аппарата Кроме того, хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кан тиленно

Прежде всего следует психологически перестроить певцов та­кого хора, объяснить им, что красота голоса и полноценное звуча ние достигаются не физическим напряжением органов дыхания и работой гортани, а умением пользоваться резонаторами, в которых гочос приобретает нужную силу и тембр Задача руководителя — снять напряженность в работе дыхательных органов певцов, из


2



лишнюю активность, найти точку головного резонирования Помо жет в этом пение упражнений с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамике piano, mezzo piano, филиро ванне звука, упражнения на кантилену, ровность звука, спокойное, удержанное дыхание

6 rivioCKHH, мелкий, «белый» звук Очень часто та кое шучанис в академическом хоре отождествляют с народной манерой пения Мы уже юворили, что «белый», плоский звук ни­что общею с подлинно народным пением не имеет Хоровые са­модеятельные коллективы, поющие таким звуком, как правило, не имеют четкого представления ни о народной, ни об академн ческой манерах пения, их вокально хоровая техника беспомощна Руководителю коллектива следует прежде всего определиться в художественно исполнительском направлении своего колтектива Если хор будет развиваться как академический, руководитель обязан заняться правильным звукообразованием Необходимо в первую очередь снять пение на горле, перенести ею на диафрагму и обязательно выработать у певцов навык «зевка», посыла округ­ленного звука в точку головного резонатора Выполнять все это следует в единой маиере формирования звука, при этом потезны упражнения на «прикрытые» гласные ё, ю, у, а также пение вы держанного звука на слоги ми, мэ, ма, мо, му с округлением всех гласных

  1. Пестрое звучание Характеризуется отсутствием оди ной манеры формирования гласных, то есть «открытые» гласные звучат светло, открыто, а «прикрытые» — более собранно, затем- ненно Происходит это оттого, что певцы ие умеют в процессе пения сохранять зафиксированное положение «зевка» в задней части ро тового канала Зев принимает положение, соответствующее той гласной, которая поется Отсюда пестрота звучания, которую хор­мейстер обязан слышать Чтобы ликвидировать ес, певцам необ ходимо научиться петь в единой маиере, то есть формировать все гласные (в том числе и «открытые») способом округления

  2. Глубокое, «задавленное» звучание Может воз­никнуть из за чрезмерного перекрытия звука, когда «зевок» дела ется очень глубоко, близко к гортани Такое пение всегда остает ея несколько глухим, далским, часто с гортанным призвуком Прежде всею следует облегчить «зевок», приблизить звучание, уп­ражняясь на пении слогов с «близкими» гласными — зи, ми, ни, ди, би, ли, ля, ле и т п Исправлению недостатка поможет также включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звуча ния, с использованием легкого staccato

Лучше всего искоренять недостатки и прививать правильные певческие навыки, как говорилось выше, на специальных упраж нениях Каждое вокальное упражнение должно быть посильным для исполнения, иметь четко сформулированную руководителем вокально техническую задачу, а также ключ к ее решению Руково­дитель должен либо сам продемонстрировать технику исполнения тою или иного вокального задания, либо доходчиво объяснить ме-



лишнюю активность, найти точку головного резонирования Помо жет в этом пение упражнений с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамике piano, mezzo piano, филиро ванне звука, упражнения на кантилену, ровность звука, спокойное, удержанное дыхание

  1. Плоский, мелкий, «белы н» звук Очень часто та кое тучанис в академическом хоре отождествляют с народной манерой пения Мы уже юворили, что «белый», плоский звук ни­что общею с поушнно народным пением не имеет Хоровые са­модеятельные коллективы, поющие таким звуком, как правило, не имеют четкого представления ни о народной, ни об академи ческой манерах пения, их вокально хоровая техника беспомощна Руководителю коллектива следует прежде всего определиться в художественно исполнительском направлении своего колтектива Если хор будет развиваться как академический, руководитель обязан заняться правильным звукообразованием Необходимо в первую очередь снять пение па горле, перенести ею на диафрагму и обязательно выработать у певцов навык «зевка», посыла округ­ленного звука в точку головного резонатора Выполнять все это следует в единой манере формирования звука, при этом иотезны упражнения на «прикрытые» гласные ё, ю, у, а также пение вы держанного звука на слоги ми, мэ, ма, мо, му с округлением всех гласных

  2. Пестрое звучание Характеризуется отсутствием оди ной маиеры формирования гласных, то есть «открытые» гласные звучат светло, открыто, а «прикрытые» — более собранно, затем- ненно Происходит это оттого, что певцы не умеют в процессе пения сохранять зафиксированное положение «зевка» в задней части ро тового канала Зев принимает положение, соответствующее той гласной, которая поется Отсюда пестрота звучания, которую хор­мейстер обязан слышать Чтобы ликвидировать ес, певцам необ ходимо научиться петь в единой манере, то есть формировать все гласные (в том числе и «открытые») способом округления

  3. Глубокое, «задавленное» звучание Может воз­никнуть из за чрезмерного перекрытия звука, когда «зевок» дела ется очень глубоко, близко к гортани Такое пение всегда остает ся несколько глухим, далеким, часто с гортанным призвуком Прежде всею следует облегчить «зевок», приблизить звучание, уп­ражняясь на пении слогов с «близкими» гласными — зи, ми, ни, би, би, ли. ля, ле и т п Исправлению недостатка поможет также включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звуча ния, с использованием легкого staccato

Лучше всего искоренять недостатки и прививать правильные певческие навыки, как говорилось выше, па специальных упраж нениях Каждое вокальное упражнение должно быть посильным для исполнения, иметь четко сформулированную руководителем вокально техническую задачу, а также ключ к ее решению Руково­дитель должен либо сам продемонстрировать технику исполнения того или иного вокального задания, либо доходчиво объяснить ме-


4



4 Освоение интонации большой терции, выработка ровного звука на удержанном дыхании Последний звук исполняется на fermato


Спокойно,ровно



М (закр ртом)

рз

ми

ля лё ля


5 Секвенциобразное движение мелодии по терциям вниз в объеме чистой квинты Трудность во вступлении голосов, которые начинают упражнение с верхнего звука квинты Можно рекомен­довать певцам мысленно подготовить верхний звук, представив его высоко звучащим, и взять как бы сверху Гласная у помогает собрать звук в «маску» Обратить внимание па вводный тон в кон цс попевки, который должен исполняться интонационно остро, с тяготением к устойчивому звуку — тонике


8



  1. Исполняется legato, очень вязко, на опоре Ноту с точкой тянуть до предельного конца, а шестнадцатую исполнять легко, коротко, со стремлением к следующей восьмой с точкой



  1. Движение мелодии по терциям мажорного трезвучия вверх и вниз помогает отрабатывать гибкость, пластичность, подвиж­ность голоса и чистоту интонации


ю



л с


  1. Исполняется на одном, удержанном дыхании, с ощущением опоры «на живот» Слоги да, до, рэ помогают освободить нижнюю челюсть Каждую второю ноту из двух залигованных следует петь легко, без нажима, как бы ослабляя дыхание

В зависимости от конкретных вокальных задач руководитель может вводить в обиход своей практической работы различные отрывки из хоровой литературы, народные попевки, исполнение которых в качестве упражнений принесет несомненную пользу певцам