Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570


Тема урока: «Отдел Моховидные. Значение мхов»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями.
познакомить со средой обитания и распространения мхов.
раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.
познакомиться с видами мхов занесенных в Красную книгу
познакомиться с многообразием мхов
Развивающие:
продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации,
научить учащихся постановки цели предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе,
Развивать мышление, монологическую и диалогическую речь,
Оценивать свои знания и умения.
Воспитательные:
Формировать чувство патриотизма,
Формировать умения работать в парах и группах,
Воспитывать ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.
Средства обучения:
Гербарии мхов
Красная книга
Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
Организационный момент
Этап проверки домашнего задания
Этап постановка темы и цели урока
Этап изучения нового материала
Этап обобщения знаний
Этап постановки проблемы
Этап домашнего задания
Этап рефлексии
Ход урока:
Организационный момент, психологический настрой
Этап проверки домашнего задания
3. Этап постановки темы и цели урока
Чем отличаются высшие растения от низших растений?
Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы (корень, стебель, лист, цветок).
Кто из высших растений является самым примитивным в своем строении?
Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.
Так какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего сегодняшнего урока Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Какую цель мы сегодня будем преследовать?
Цель нашей работы дать общую характеристику мхов как высших споровых растений, изучение видового состава мхов .
4. Этап изучения нового материала
Общая характеристика мхов (рассказ с элементами беседы, необходимая информация записывается в виде краткого конспекта).
Подцарство: Высшие (споровые) растения.
Отдел: Моховидные (20 000-25 000 видов).
Представители: Мхи.

Рассказ учителя о количестве видов мхов произрастающих в Краснодарском крае.
Фронтальная работа по гербарию мхов (сфагнум, кукушкин лён).
Сфагнум – прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относиться к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на болотах.
Кукушкин лён – стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами.
Озвучивание выводов проделанной работы.
«Зелёный мох – кукушкин лен», прошу обратить внимание на особенности строения мха, важнейшие жизненные свойства.
4. Цикл развития зеленого мха записываем в виде краткого конспекта.


Положительное значение | Отрицательное значение |
Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии. Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий. Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага). Мхи (сфагнум) используются в строительстве | Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание. Вытесняют на лугах ценные кормовые травы. |
5. Этап обобщения знаний
1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)
2. Самые распространенные мхи в Крыму? (сфагнум, кукушкин лён).
3. Какое положительное значение имеют мхи?
Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
Мхи (сфагнум) используются в строительстве
4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен?Леса - зеленомошники
5. Почему мхи относятся к высшим растениям?У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.
Какие отметки вы поставили бы себе за изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему)
6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока .
Подведение итогов (выставление оценок)
7. Этап домашнего задания
Записи в тетради.
*Приготовить дополнительный материал по теме
«Мох – сфагнум» в виде презентации, сообщения.
Этап рефлексии

Приложение к проверке д-з
1 вариант
1.Обозначьте на рисунках водоросли

1. Тело настоящих водорослей называют
1) стволом 2) талломом 3) пластиной 4)мицелием
Тело водорослей
1) имеет ткани и органы 2) не имеет тканей, но имеет органы
3) имеет ткани, но не имеет органов 4) не имеет тканей и органов
По названию водорослей названо море:
1) Белое 2) Карибское 3) Саргассово 4) Желтое
Водоросли – это:
1) Подцарство растений 2) Группа отделов Низших растений
3) Группа классов растений 4) Отдел Низших растений
5. К какой группе водорослей относится улотрикс:
1) к бурым 2) к зеленым 3) к красным 4) к красным
6. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл:
1) в цитоплазме 2) в хлоропластах
3) в ядре 4) в хроматофоре
7. Какие водоросли НЕ растут на большой глубине:
1) одноклеточные красные водоросли 3) бурые водоросли
2) многоклеточные красные водоросли 4) зеленые водоросли
ЧАСТЬ 2
1. Вставьте пропущенные слова:
1. Водоросли – самые ... представители растительного мира
2. По строению водоросли бывают ..., ..., ...
3. Тело многоклеточных водорослей называется ..., или ...
4. Водоросли относят к группе ... растений
2. Выберите верные утверждения:
1. Водоросли вырабатывают органические вещества.
2. Водоросли обитают только на небольших глубинах.
3. В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.
4. При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.
5. При низких температурах водоросли погибают.
6. Водоросли являются родоначальниками всех растений суши.
7. Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.
8. У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.
9. Водоросли размножаются только бесполым путем.
10. Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.
11. Женские и мужские гаметы у водорослей могут образовываться на одной или на разных особях.
12. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.
13. В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.
3. Дайте определение терминам: низшие растения, ризоиды, слоевище, бесполое размножение, гаметофит.
2 вариант
1.Обозначьте на рисунках водоросли

1. К одноклеточным водорослям относятся:
1) хлорелла 2) хламидомонада 3) ламинария 4) спирогира
2. В пресных водоемах обитает:
1) саргассум 2) порфира 3) спирогира 4) вольвокс
3. Клетка водоросли состоит из:
1) клеточной оболочки и цитоплазмы 2) цитоплазмы, ядра, пластид
3) цитоплазмы, нескольких ядер, пигментов
4) клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуолей, пластиды
4. Питание большинства водорослей происходит за счет:
1) фотосинтеза 2) поглощения готовых органических веществ
3) симбиоза с другими организмами 4) все утверждения верны
5. Водоросли размножаются:
1) бесполым путем 2) половым путем 3) все утверждения верны
6. Гамета – это:
1) название водоросли 2) название споры 3) часть слоевища 4) половая клетка
7. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий:
1) наличием ядра 2) наличием оболочки
3) наличием цитоплазмы 4) формой клетки
ЧАСТЬ 2
1. Вставьте пропущенные слова:
1. Водоросли – самые ... представители растительного мира
2. По строению водоросли бывают ..., ..., ...
3. Тело многоклеточных водорослей называется ..., или ...
4. Водоросли относят к группе ... растений
2. Выберите верные утверждения:
1. Водоросли вырабатывают органические вещества.
2. Водоросли обитают только на небольших глубинах.
3. В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.
4. При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.
5. При низких температурах водоросли погибают.
6. Водоросли создали кислородную атмосферу планеты.
7. Водоросли возникли 4,5 млрд лет назад.
8. Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.
9. У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.
10. Клетка водоросли содержит одну крупную или несколько мелких вакуолей с клеточным соком, одно или несколько ядер, хроматофоры, содержащие пигменты.
11. Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.
12. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.
13. В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.
3. Дайте определение терминам: низшие растения, ризоиды, слоевище, половое размножение, спорофит.