СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого интегрированного урока Тема урока по информатике: «Внутреннее устройство компьютера» Тема урока по русскому языку: «Лексика, ограниченная в употреблении»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который включает в себя темы «Внутреннее устройство компьютера» (информатика), «Лексика, ограниченная в употреблении» (русский язык)  целью которого является проверка знаний по информатике и русскому языку, а также использование этих знаний с помощью компьютера.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого интегрированного урока Тема урока по информатике: «Внутреннее устройство компьютера» Тема урока по русскому языку: «Лексика, ограниченная в употреблении»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Номинация: Технологии активного обучения на дисциплинах общеобразовательного цикла (методическая разработка занятия)


Методическая разработка

открытого интегрированного урока


Тема урока по информатике: «Внутреннее устройство компьютера»

Тема урока по русскому языку: «Лексика, ограниченная в употреблении»



Профессия: 29.01.24 «Оператор электронного набора и вёрстки»

Учебная дисциплина



Авторы: Ревиняло Валентина Васильевна, преподаватель дисциплин математика и информатика, Дубкова Елена Александровна, преподаватель дисциплины русского языка и литературы.



г. Свердловск


АНОТАЦИЯ


Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который включает в себя темы «Лексика, ограниченная в употреблении» (русский язык) и «Внутреннее устройство компьютера» (информатика), целью которого является проверка знаний по русскому языку, информатике, а также использование этих знаний с помощью компьютера. На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которая способствует повторению в обучающихся пройденного материала по русскому языку, литературе и информатике. Интегрированный урок обеспечивает повышение интереса в обучающихся к дисциплинам, через сотрудничество в команде и преподавателями. В процессе занятия используются различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, опрос, самостоятельная работа, работа в группах и индивидуальная. Техническое оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, экран. Методическая разработка может быть интересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.













   Интегрированный урок по русскому языку и информатике

Тема урока по информатике : «Внутреннее устройство компьютера»

Тема урока по русскому языку: «Лексика, ограниченная в употреблении»


Цели урока:

Образовательная: сформировать знания обучающихся по темам: «Внутреннее устройство компьютера» и «Лексика ограниченная в употреблении»; контроль знаний обучающихся.

Развивающая: развивать в обучающихся навыки самостоятельной работы со структурно-логическими схемами, таблицами; продолжить развитие в обучающихся памяти, внимания, монологической речи, аналитическое мышление, развивать творческие способности.

Воспитательная: углубить интерес к изучению информатики и русского языка; пробуждать интерес к профессии; воспитывать аккуратность ведения записей, внимательность, способствовать воспитанию культуры общения и поведения, расширять кругозор обучающихся Методическая: показать интеграцию предметов, нетрадиционные формы проведения урока, методы внедрения регионального компонента, связь с профессией; показать активизацию познавательной деятельности учащихся по предметам русский язык, информатика и ИКТ, использовать проблемный метод в обучении, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучающимся; использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод проведения: эвристическая беседа с элементами проблемного обучения, самостоятельная работа обучающихся (сообщения, мультимедийные презентации, конспект урока, театрализованная постановка); использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийные презентации) и личностно-ориентированного подхода к обучающимся (викторина, тесты).

Оборудование урока:  персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал с поурочными картами обучающихся (Приложение №1), тестовые знания, мультимедийные презентации.

Эпиграфы:

 "Много ещё надо работать,

чтобы раскрыть сокровища

нашего родного слова"

Владимир Иванович Даль

«Машины должны работать, а человек думать»

Финеас Тейлор Барнум

План урока:

  1. Организационный момент:

  1. Проверка готовности обучающихся к уроку,

  2. Сообщение тем и целей урока.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (викторина, калейдоскоп).

  2. Формирование новых знаний и умений обучающихся по плану (по ходу объяснения обучающиеся заполняют оценочные листы) (Приложение №2):

  1. Внутренние устройства компьютера:

  • основные комплектующие системного блока (сообщение  обучающиегося об истории возникновения понятия «Винчестер»);

  1. Лексика, ограниченная в употреблении:

  • профессионализмы;

  • жаргонизмы;

  • диалектизмы

  1. Дифференцированное закрепление изученного:

  • тест по русскому языку и информатике.

  1.   Итог урока:

  1. Подведение итогов урока преподавателями;

  2. Выставление и комментирование отметок;

  3. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Дифференцированное домашнее задание.


I. Организационный момент:

1) Сообщение тем и целей урока

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений по темам  «Общеупотребительная лексика» и «Внешнее устройство компьютера».


Задание1. Викторина (за правильный ответ -1 балл)

  1. Дайте определение  общеупотребительной лексике. (Это слова, использование которых свободно. Слова, без которого невозможно общение, обозначающие наиболее необходимые для жизни понятия. Например: земля, лес, идти, зима, яркий.)

  2. Что входит в общеупотребительную лексику? (архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, заимствованные слова)

  3. Расшифруйте термин «архаизмы»? (слова, вышедшие из активного употребления. Например: злато, очи, перст, червонный)

  4. Расшифруйте термин «историзмы»? (слова, полностью вышедшие из употребления. Например: боярин, нэпман, продналог).

  5. Расшифруйте термин «неологизмы» (слова недавно вошедшие в употребление. Например: пиар, риэлтор, олигарх, имидж, хот-дог).

  6. Закончите определение. «Слова, вошедшие в русский язык из других языков – это… (заимствованные слова) (. Например:  презентацияспонсорвидеошоу, скейтбордкикбоксинг)

  7. Что такое фразеологизмы? ( Устойчивые, неделимые сочетания слов, имеющие самостоятельное значение. Например: баклуши бить – бездельничать, толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом, ветер в голове – ненадежный человек.)

  8. Универсальное устройство ввода, служащее для ручного ввода текстовой и числовой информации. (Клавиатура.)

  9. Внешнее устройство ЭВМ в виде рычага на шаровом шарнире, использующееся, как правило, в играх для управления игровыми ситуациями. (Джойстик.)

  10. Устройство для оптического ввода в компьютер и преобразования в электронную форму изображений и текстовых документов, находящихся на бумажных носителях. (Сканер.)

  11. Устройство для работы с Интернет. (Модем).

  12. Устройство, что выводит информацию на бумагу. (Принтер)

  13. Устройства ввода. (Клавиатура, мышь, микрофон, сканер)

  14. Устройства вывода. (Принтер, монитор, колонки, плоттер, наушники). 


Задание 2. Калейдоскоп. Обучающимся раздаются карточки-задания, в которых они должны составить слова, относящиеся к составным частям персонального компьютера. (За каждое слово-1 балл) (Приложения №1)


III. Формирование новых знаний и умений обучающихся (по ходу объяснения обучающиеся заполняют поурочные карты). 

  1. Внутренние устройства компьютера.

И так, мы с вами повторили, какие устройства компьютера относятся к внешним устройствам ПК. Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей темы и познакомимся с внутренними устройствами компьютера, т.е. с теми, которые расположены в системном блоке. Основным элементом системного блока является корпус, именно в нем закрепляются все внутренние устройства компьютера. Корпус может иметь вертикальную либо горизонтальную форму. Он защищает внутренние устройства от внешнего воздействия.

Сказка

Сказочник: А сейчас послушаем сказку. Жил был системный блок и все устройства в нём жили дружно, пока не возник в них спор, кто главнее.

Я, Блок питания  - предназначен для снабжения узлов компьютера электроэнергией и преобразования сетевого напряжения до необходимых значений. Без меня не смог бы включиться компьютер!

Я, Материнская плата  – большая электронная схема, объединяю все комплектующие между собой. Материнская плата всегда содержит несколько разъемов (слотов), в которые встраиваются электронные платы, содержащие контроллеры для подключения дополнительных устройств. Именно от материнской платы зависит совместимость тех или иных комплектующих. Я главная.

Куда тебе, самая главная Я, Оперативная память  – энергозависимое запоминающее устройство, данные программы хранятся в оперативной и внутренней памяти, т.е. во мне, от моего объёма зависит скорость обработки информации.

Я главный, Жесткий диск или винчестер  – устройство для постоянного хранения информации. Являюсь основным накопителем данных в большинстве компьютеров.  

Я главная, без меня никто ничего не увидит на экране монитора, я видеокарта  – предназначена для вывода на экран информации.

Я, Звуковая карта  – позволяю обрабатывать звук и выводить его на акустические системы (колонки, наушники), без меня пользователи ничего не услышат. Я главная.

Мы Контроллеры (или адаптеры) – платы, которые служат для подключения дополнительных устройств. Мы главные.

Вас послушать Я, Центральный процессор  здесь совсем не нужен – я «мозг» компьютера, я микросхема, которая обеспечивает обработку всей информации. Я ведь со всеми вами работаю. Я самый главный.

Сказочник: Что вы спорите, кто из вас главнее, главные вы все, только когда вы вместе, персональный компьютер и будет работать.

Подумали и помирились, с тех пор они и дружат.

(Видео №1)

Задание 3. Вопрос на засыпку.

    1. О каких частях системного блока не было упомянуто в мультфильме? (За правильный ответ -1 балл)

(Блок питания, видеокарта, звуковая карта, оперативная память, контролёры, дисковод)

Ребята, а теперь послушаем сообщение, почему же жёсткий диск называют ещё «винчестером». (Сообщение обучающегося «История появления названия «Винчестер».)

Запишите в конспекте понятия основных и дополнительных элементов системного блока и основные характеристики процессора.

Процессор характеризуется: тактовой частотой; разрядностью.

Тактовая частота определяется максимальным временем выполнения элементарного действия (сложения или умножения) в процессоре. Тактовая частота современного персонального компьютера достигает 3-4 ГГц (т.е. 3-4 млрд. элементарных операций в секунду).

Разрядность - максимальное число двоичных разрядов, которые могут обрабатываться одновременно.

Ребята сейчас вы познакомились со словами, которые пригодятся вам при изучении нашей темы «Лексика, ограниченная в употреблении».

2. Лексика, ограниченная в употреблении.

Первое понятие, которое мы рассмотрим, это слова – профессионализмы.

(Видео № 2)

Профессионализмы - слова или выражения, свойственные разговорной речи той или иной профессиональной группе (запись в конспекте)

Профессионализмы в профессии «Оператор компьютерного набора и верстки»: 

Материнская плата

Центральный процессор

Драйвер

Профессионализмы в профессии «Электрослесарь подземный»:

Брус, каска, лом, комбайнер, коногонка и др.

Ребята теперь вы назовите мне свои профессионализмы.

Как вы считаете, как  можно использовать компьютер в вашей будущей профессии?(1балл- за правильный ответ)


Использование компьютера в профессии «Оператор компьютерного набора и вёрстки»:

  • набор газет, буклетов, баннеров, реклам, листовок;

  • знакомство с новыми программами в сети Интернет.

(Видео №3)


ЖАРГОНИЗМЫ

Как трудно понять

Разговор нам порой,

Когда вместо «плохо»

Нам скажут «отстой».

Когда вместо «точно»

Услышишь «верняк».

Что значит «тащусь»,

 «Оттянусь» и «ништяк»?

Слова эти, словно нахальная моль,

Влетают к нам в речь,

Причиняя ей боль.

Слова эти прочно живут в языке,

Как мелкие мошки в пшеничной муке.

Они пролезают во все уголки:

В газеты, в журналы, в романы, в стихи.

Они – жаргонизмы, их так называют.

Они нашу речь, словно пыль, засоряют.

Жаргонизмы – условные слова, которые используются членами отдельных социальных групп, объединенных общими интересами.

студенческий: общага, стипуха, хвост, шпора

уголовный: липа, шмон, крыша

армейский: взлетка.

(Видео № 4)

Жаргонизмы в профессии «Оператор компьютерного набора и вёрстки»

На сегодняшний день жаргонно-компьютерная лексика вышка за пределы профессионального жаргона и стала понятна большинству пользователей компьютера. Давайте, ребята операторы вы мне назовете эти слова – жаргонизмы.

крыса, хвостатая - мышь

подмышка - коврик

мозги - центральный процессор

дрова - драйвер

чайник - неопытный пользователь

клава - клавиатура

видюха - видеокарта

юзер - пользователь

хакер - взломщик

винда - операционная система Windows

айболит - антивирус

А теперь давайте познакомимся с диалектизмами.

Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (Видео№5 )

А сейчас к нам в гости придут наши любимые дедуля с бабулей, именно эти люди хранят для нас и истории, слова- диалектизмы, именно их речь так приятна и порою непонятна для нашего слуха.

СЦЕНКА

Внученька, поди в переборку,

На суднище опекши лежат блины,

А в печке за заслонкой лопатка с картошкой.

Припасай на стол.

А ты милая с полички соль достань.

Вот и дед с косьбы пришел.

Ну, как? Сколько прокосивов прошел?

Роса нынче хороша. Только силы уж не те. Делоуха небольшая будет.

Да и коса плохо косит, побить надо.

Не серчай шибко! Бог даст и энтого хватит, а ведра не будет,

Дак и ето сгноим. Залоговали на косьбе то?

Садись за стол, есть давайте.

Руки мойте, да берите не утирку, а полотенце.

Сейчас я поясню вам значение слов, которые вам непонятны.

ПЕРЕБОРКА - кухня

СУДНИЦА – кухонный шкаф для посуды

ОПЕКИШИ – лепешки, испеченные на углях

ЗАСЛОНКА – дверка в печь

ЛАТКА – глиняная в печь

ПАЛИЧКА – пока на кухне

ПРОКОСИВО – скошенная трава в 1 захват косы

ДЕЛОУХА – участок скошенной травы

ПОБИТЬ – сделать острой

ШИБКО – сильно

ВЁДРО - солнечная погода

СГНОИТЬ – не высушить

ЗАЛОГОВАТЬ – отдыхать в перерыве работы

ТЫНОК – огород

УТИРКА – носовой платок

У нас в Луганской Народной Республике также есть свои диалекты, они знакомы и привычны нам. Я буду называть вам слова – диалекты, а вы назовёте их правильную форму.

тормозок - набор продуктов на работу/учебу

тремпель - плечики

террикон - донецкие горы

баклажка - пласмассовый бутыль для воды

раздербанить - варварски отобрать, присвоить, использовать

пожмаканый - помятый

шнобель - нос

кутята-щенки

ксерить - копировать

напостой - всё время

нема - нет

оттопыриться - наслаждаться

вавка - ранка

трепаться - говорить ни о чём

буцать - пинать (напр. мяч)

халабуда - самодельное укрытие, домик

хай - пусть

похавать – поесть


  1. Дифференцированное закрепление изученного материала.

Задание: «Хочешь верь, хочешь нет?»

Замените выделенные  жаргонизмы профессиональными словами или терминами (работа на компьютере) (за каждое слово-1балл):

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже Аськи (ICQ):

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил Окно 95 (Windows 95), дурачина,

Не хочу быть чайником (начинающий пользователь)

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ваксой (VAX) не возиться,

А писать на Лазаре (лазерный принтер)

Разные красивые штучки…»


Тест по русскому языку.

По теме: «Лексика, ограниченная в употреблении».

Подчеркните правильный ответ.

  1. Укажите термин

  1. воевода

  2. лексика

  3. кочет

  4. брат

  1. укажите диалектное слово

  1. старость

  2. победа

  3. наркоз

  4. забытоха

  1. Укажите профессиональное слово

  1. ахнуть

  2. каска

  3. боярин

  4. обмануть

  1. Укажите жаргонизм

  1. толченка

  2. шмон

  3. вода

  4. костюм

  1. Замените общеупотребительным словом следующие диалектные слова:

вытиральник, рукотельник, рукотерок.

*

Тест по информатике.

По теме: « Устройство компьютера»

  1. В сокращенном варианте – женское имя или устройство ввода информации:

  1. Катя;

  2. Клава;

  3. Маша

  1. «Лицо» компьютера:

  1. сканер;

  2. планшет;

  3. дисплей.

  1. «Мозг» компьютера:

  1. материнская карта;

  2. видеокарта;

  3. центральный процессор.

  1. Пользователь на компьютерном жаргоне:

  1. чайник;

  2. лузер;

  3. юниор.

  1. И винтовка, и устройства компьютера:

  1. оптический диск;

  2. флешка;

  3. жёсткий диск.

  1. Какие из перечисленных ниже устройств относятся к внутренним:

  1. монитор;

  2. процессор;

  3. оперативная память;

  4. жёсткий диск;

  5. клавиатура;

  6. флешпамять.

V. Итог урока:

1) подведение итогов урока преподавателями

2)выставление и комментирование отметок.


VI. Дифференцированное домашнее задание 

1. Домашнее задание по русскому языку: распределите предложенные слова по колонкам.

архаизмы

неологизмы

заимствованные слова

фразеологизмы

термины

жаргонизмы

профессионализмы

диалектизмы









ЭВМ, ПЭВМ, строить глазки, боярин, пассирование, клевать носом,  нэпман, продналог, кок, злато, очи, айфон, водить за нос, гутарить, мозги, кочет,  червонный, риэлтор, гутарить, флеш-карта,  имидж, томленка, хот-дог, презентация, делать из мухи слона, спонсор, видео, шмон, шоу, скейтборд, кикбоксинг, точить зубы, айпад, перст, карвинг, олигарх, не в своей тарелке, топтать кнопки, общага, чесать языки, мандыбрики.

*  Раскройте смысл предложенных фразеологизмов, пользуясь фразеологическим словарем русского языка. (Сост.

Л.А. Субботина)

2.Домашнее задание по информатике:

1. Компьютер Вани имеет следующие характеристики:

  • тактовая частота – 1,7ГГц,

  • объем оперативной памяти – 256Мбайт.

Ваня хочет приобрести диски с компьютерными программами, на которых указаны следующие системные требования:

Диск 1. Процессор с тактовой частотой 1,5ГГц, объем ОП – 256Мбайт,

Диск 2. Процессор с тактовой частотой 2ГГц, объем ОП – 256Мбайт,

Диск 3. Процессор с тактовой частотой 1,7ГГц, объем ОП – 512Мбайт,

Диск 4. Процессор с тактовой частотой 1,3ГГц, объем ОП – 128Мбайт.

Какие из указанных дисков Ване не стоит приобретать и почему?

2. Расположите устройства внешней памяти в порядке убывания их объема: CD-ROM, жесткий диск, дискета, DVD-ROM.

3.* Какова максимальная разрядность современных процессоров?


РЕФЛЕКСИЯ:


Как Вы поступите с информацией, полученной на уроке?






Чемодан – пригодится в дальнейшем

Мясорубка – информацию переработаю

Корзина – всё выброшу



















Приложение №1





































ФОТООТЧЁТ УРОКА












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!