Методическая разработка открытого классного часа на тему:
«Горький урок Чернобыля».
Автор: Суздальцева Н.В.
учитель физики
Цели: Повысить экологическую грамотность учащихся на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.
Задачи:
-
Напомнить учащимся трагедию, случившуюся в нашей стране.
-
Показать тяжёлые последствия аварии и для человека, и для окружающей среды.
-
Привить учащимся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
-
Актуализировать знания, полученные на уроках географии, физики, химии, ОБЖ, экологии по данной теме.
-
Работа над умением анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
-
Показать как отрицательную, так и положительную роль радиации.
-
Учить правильно действовать при радиационной опасности.
-
Развивать умение выступать перед аудиторией.
-
Проведение обсуждения необходимости развития атомной энергетики
-
Воспитывать нравственные качества: чувства сострадания, сопереживания.
Ход классного часа
Слайд 1
Вступительное слово педагога: Добрый день, дорогие друзья и гости!
«Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию… такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение?» (В.И.Вернадский. 1922 год)
В ночь с 25-го на 26 апреля 1986 года, на атомной электростанции, расположенной недалеко от города Чернобыль, в 130 км от столицы Украины Киева, произошла одна из крупнейших в мире промышленных аварий. Ядерный реактор четвертого энергоблока атомной станции вышел из-под контроля, взорвался и загорелся.
В результате пожара огромное количество смертоносных радиоактивных веществ, находившихся в реакторе, попало в окружающую среду. Значительная часть радиации осела на территории, прилегающей к Чернобылю — в Киевской, Гомельской и Брянской областях. Часть радиоактивных выбросов была разнесена ветром на тысячи километров и достигла территории Германии, Швеции, Великобритании и других стран.
К сожалению, долгоживущие радиоактивные элементы, выброшенные более 35 лет назад из взорвавшегося реактора, до сих пор находятся в окружающей среде, переносятся ппотоками воздуха и воды и представляют опасность для здоровья жителей Земли. Поэтому люди должны помнить о Чернобыле, знать об опасности радиации и делать все, чтобы подобные катастрофы, никогда больше не повторялись.
Поэтому тема нашей сегодняшней встречи называется «Горький урок Чернобыля».
Мы собрали круглый стол, чтоб участники смогли поделятся с нами своими знаниями, мыслями и наблюдениями по данной теме.
Учитель: Давайте сначала выслушаем информацию физика инженера. Он нам расскажет про электростанции. Приглашаю на сцену _____________________________________________________
Слайд 2. (Ученик 1). Физик – инженер.
Энергия. Электростанции. Влияние на окружающую среду. Возможность аварий и катастроф.
Человеку для существования нужна энергия, и мы получаем ее с пищей и при дыхании. Современной цивилизации энергия требуется для производства. В древности использовалась мускульная сила человека и животных, энергия горения топлива, энергия движущейся воды и воздуха — в водяных и ветряных мельницах, в парусном флоте.
Сейчас для промышленности, сельского хозяйства и для комфорта в быту необходимо огромное количество электрической энергии. Она производится, в основном, на крупных электростанциях. Электростанции используют разные источники энергии и, к сожалению, часто создают большие проблемы для окружающей среды и здоровья людей.
Тепловые электростанции сжигают ископаемое органическое топливо (уголь, нефть, природный газ) и загрязняют окружающую среду продуктами горения. В воздух выбрасываются вредные газы, а зола и шлаки заполняют хранилища твердых отходов.
Гидроэлектростанции используют энергию движущейся воды и не загрязняют воздух, но их плотины перекрывают реки и разрушают места обитания рыб и водных животных.
Ветровые электростанции используют энергию движущегося воздуха – ветра и их работа не вызывает серьезных вредных последствий.
Также нет последствий в работе солнечных электростанций, которые преобразуют солнечную радиацию в электрическую энергию.
Важная особенность электростанций как крупных промышленных предприятий — это возможность аварий и катастроф (происшествий, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, приносят вред окружающей среде, приводят к разрушениям). Однако последствия аварий могут быть разными. Если катастрофа на ветровой, тепловой и солнечной электростанции (упал ветряк, взорвался «котел», лопнуло зеркало) ведет только к поломкам оборудования и создает угрозу лишь для сотрудников электростанции, то прорыв плотины гидроэлектростанции будет катастрофой для жителей обширных затопленных мест.
Но только аварии на атомных электростанциях могут оказать влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли (глобальность последствий). Кроме того, аварии на атомных электростанциях имеют долговременные последствия (несколько десятков тысяч лет), в то время как последствия любых аварий на других типах электростанций могут быть полностью ликвидированы за несколько лет или десятилетий.
Учитель: А теперь прошу послушать ученного–физика. Он нам расскажет, что же такое радиация. Приглашаю на сцену ________________________________________________________
Слайд 3. (Ученик 2). Ученый-физик.
Радиоактивность. Ядерные отходы .
Радиоактивность - это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом частицы или электромагнитное излучение. Поток таких частиц или электромагнитного излучения при взаимодействии с веществом вызывает образование ионов, поэтому его также называют ионизирующим излучением. Также применяется термин «радиация». Большое количество радиации («доза») губительно для живых существ.
Вещества, ядра атомов которых обладают свойством радиоактивности, называют радиоактивными веществами. Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, которые испускали невидимые «таинственные лучи», проникающие повсюду (это было открытием радиоактивности). В 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).
С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.
Слайд 4.
Радиоактивность – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани .
Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.
Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.
Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.
Радиоактивные материалы, в любом состоянии, в любых условиях, испускают смертоносные лучи — радиацию. Радиация губительна для всего живого.
Радиация незаметна. Человек не может ее увидеть, почувствовать. Можно находиться в опасной близости от источника радиации — и ничего не ощущать. Последствия, часто тяжелая болезнь и смерть, могут наступить лишь спустя некоторое время.
В атомных электростанциях используется природный радиоактивный элемент — уран. А в качестве отходов образуется огромное количество новых, гораздо более опасных радиоактивных элементов. При нормальной работе лишь некоторые из них попадают в окружающую среду. Так, через трубы атомных электростанций в воздух постоянно происходит выброс опасных радиоактивных изотопов: йода, благородных газов, изотопа водорода - трития.
Основная масса радиоактивных отходов остается внутри реактора и удаляется при замене топлива. Переработка и захоронение этих отходов — сложный, опасный и дорогостоящий процесс.
В случае аварии радиоактивные вещества выходят за пределы реактора, попадают в окружающую среду и делают невозможной жизнь на огромных территориях на многие тысячелетия. Поэтому аварии на атомных электростанциях имеют самые тяжелые последствия по сравнению с авариями на других электростанциях других типов.
Учитель: Приглашаю на сцену физика-практика _____________________________________________________________ с информацией о том, как же можно измерить радиацию.
Слайд 5. (Ученик 3). Физик – практик.
Как измерить радиацию?
В определенном количестве радиоактивного вещества каждую секунду происходит строго определенное число ядерных превращений, сопровождающихся испусканием определенного количества ионизирующего излучения. Судить о количестве радиоактивного вещества принято по тому, сколько распадов в данном образце происходит в секунду.
Основными единицами измерения радиоактивности являются (в системе "Си"):
Беккерель (Бк) - единица активности нуклида в радиоактивном источнике. 1Бк соответствует одному распаду в секунду для любого радионуклида. 1 Бк = 1 распад в секунду.
Грей (Гр) - единица поглощенной дозы (доза излучения), т.е. количество энергии поглощенной единицей массы. 1Гр = 1Дж/1кг.
Зиверт (Зв) - единица эквивалентной дозы (доза облучения), т.е. поглощенная доза, умноженная на коэффициент, отражающий способность данного вида излучения повреждать ткань организма.
Широко распространены внесистемные единицы:
Кюри (Ки) - соответствует радиоактивности одного грамма радия.
1Ки = 3,7 1010Бк, т.е. 37 миллиардов распадов в секунду
Рад (рад) - единица поглощенной дозы облучения.
1 рад = 0,01 Гр.
Бэр (бэр) - единица эквивалентной дозы облучения.
1 Бэр = 0,01 Зв.
Иногда используют Рентген (Р); 1Р = 1рад.
При радиоактивном заражении важно знать, сколько радиоактивного вещества находится в воздухе, в воде, в продуктах питания — для этого используют единицы беккерель на м3, беккерель на литр, беккерель на грамм. При радиоактивном заражении местности — беккерель на м2 и беккерель на км2.
Радиация незаметна, не имеет вкуса и запаха. Для измерения количества радиоактивного вещества используются специальные приборы — радиометры и рентгенометры. А для измерения воздействия радиационного излучения на организм (дозы радиации) используются дозиметры.
Учитель: Что же может являться источником радиации? Это мы узнаем из репортажа нашего внештатного корреспондента, старшего научного сотрудника института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН ___________________________________________
Слайд 6. (Ученик 4). Научный сотрудник.
Все источники излучений можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные.
Человек в течение всей жизни подвергается воздействию ионизирующего излучения. Это прежде всего естественный радиационный фон Земли космического и земного происхождения. Кроме того, человек встречается с искусственными источниками излучения (техногенное облучение). Сюда относится, например, ионизирующее излучение, используемое в медицинских целях. Определённый вклад в техногенный фон вносят предприятия ядерно–топливного цикла и ТЭЦ на угле, полёты на самолётах на больших высотах, просмотр телепрограмм, пользование часами со светящимся циферблатом и т.д. Таким образом, каждый житель Земли ежегодно в среднем получает дозу облучения 0,3-0,6мЗв. Это уже обычное состояние среды обитания человека. Неблагоприятного действия от этого уровня радиации на здоровье человека не установлено.
Совершенно иная ситуация возникает при ядерных взрывах и при авариях на атомных реакторах, когда образуются обширные зоны радиоактивного заражения (загрязнения) с высоким уровнем радиации.
Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма.
Учитель: Каковы же нормы радиационной безопасности? И как радиация действует на человека, мы узнаем из интервью с врачом клинического центра восстановительной медицины и реабилитации ___________________________________________________________________
Слайд 7. (Ученик 5). Врач.
Действие на человека.
Естественный радиационный фон составляет до 0,2мкЗв/час. Порог безопасности для людей – 0,3 мкЗв/час. Видов радиоактивного излучения довольно много, они различаются по своему воздействию на организм. Большинство видов радиоактивного излучения опасны для человека и почти всего живого.
Воздействие ионизирующего излучения может повреждать клетки человеческого организма двумя способами . Один из них – генетические повреждения, которые изменяют гены и хромосомы. Они могут проявиться в виде генетических дефектов у потомков. Другой способ – соматические повреждения, которые наносят вред жертве в течение её жизни. Примерами служат ожоги, некоторые виды лейкемии, выкидыши, глазные катаракты, а также раковые заболевания костей, щитовидной железы, молочной железы и лёгких.
Слайд 8.
При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.
Большие дозы радиации приводят к смерти. Малые дозы радиации не приводят сразу к видимым последствиям, но могут вызывать поражение отдельных органов, расстройство иммунной системы, рак. Часто радиация вызывает рак крови и рак щитовидной железы.
Сверхмалые («разрешенные») дозы радиации могут вызвать нарушения генетической структуры, которые, передаваясь по наследству, могут приводить к страшным последствиям для здоровья детей и внуков облученного.
Слайд 9,10
Любая ли радиация опасна?
Единого мнения на этот счет нет. Многие продолжают считать, что есть некий безопасный уровень радиации. Однако существует обоснованное опасение, что даже малые, «разрешенные» дозы могут привести к тяжелым последствиям, таким, как рак и генетические дефекты. На слайде дозы в зивертах и ренгенах.
Слайд 11.
Чем отличается внутреннее и внешнее облучение?
При внешнем облучении радиоактивное вещество находится вне организма, и воздействие оказывает ионизирующее излучение. При этом главную роль играет обладающее высокой проникающей способностью гамма-излучение. Внешнее облучение происходит, например, когда вы находитесь рядом с источником излучения или на зараженной местности. От него можно защититься, только свинцовым экраном.
Если радиоактивное вещество попадает внутрь организма, то его губительное воздействие многократно усиливается и главную роль в этом играет уже альфа- и бета- излучение. Многие радиоактивные элементы, попав в организм, могут там оставаться надолго. Так, йод накапливается в щитовидной железе, стронций откладывается в костной ткани, что может привести к различным видам рака.
Разница силы воздействия и последствий между внешним и внутренним облучением может быть проиллюстрирована следующим примером. Так, греясь у костра, в котором находятся сотни угольков, человек не испытывает неудобств. Однако для серьезного внутреннего ожога достаточно попытаться проглотить единственный пылающий уголек, —для ужасных последствий хватит ничтожной доли теплоты костра.
Учитель: Что такое радиационно-опасный объект и какие объекты есть на территории России, нам расскажет начальник структурного подразделения отдела по надзору за радиационно-опасными объектами ____________________________________________________
Слайд 12. (Ученик 6). Начальник структурного подразделения отдела по надзору за радиационно-опасными объектами
Что такое радиационно-опасный объект?
Радиационно-опасный объект это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды в опасных дозах.
Слайд 13.
Какие радиационно-опасные объекты есть на территории России?
К числу радиационно-опасных объектов относятся:
-
атомные электростанции (в России 10 действующих АЭС, на которых работает 31 ядерный реактор, из них 11 — реакторы Чернобыльского типа РБМК-1000, причем реакторы на Ленинградской, Кольской, Нововоронежской и Билибинской АЭС на данный момент работают сверх проектного срока эксплуатации);
Слайд 14.
-
ядерные реакторы, работающие в военных целях;
-
судостроительные, судоремонтные заводы и базы атомного флота (большинство из них расположено на Кольском полуострове и на Дальнем Востоке);
-
предприятия по добыче и первичной обработке урана (около 30 месторождений в 4-х ураново-рудных районах);
-
предприятия по производству высокообогащенного урана и оружейного плутония;
-
места отстоя и утилизации кораблей Военно-морского флота и гражданских судов с ядерными энергетическими установками (на Кольском полуострове и на Дальнем Востоке);
-
исследовательские реакторы (их более 100);
-
места захоронения радиоактивных материалов;
-
более 10 тыс. других предприятий и организаций, использующих радиоактивные вещества и изделия на их основе (в частности, датчики задымления, радиоизотопные термоэлектрогенераторы (РИТЭГИ) — элементы питания автономных маяков).
Учитель: Как же работает атомная электростанция, нам расскажет ведущий инженер по управлению реактором ____________________________________________________________
Слайд 15. (ученик 7). Ведущий инженер по управлению реактором
Атомные электростанции. Реактор. Плутоний
Атомные электростанции используют энергию деления атомного ядра, поэтому их также называют ядерными. Топливом для атомных электростанций является специально подготовленный (обогащенный) природный металл — уран (точнее его изотоп с массой 235 а.е.м. - атомных единиц массы). Этот элемент обладает уникальным свойством: его ядра могут делиться на два ядра-осколка с выделением огромного количества энергии. Именно эта энергия высвобождается при взрыве атомной бомбы.
Слайд 16.
Техническое устройство, где созданы условия для контролируемого человеком деления ядер урана, называется ядерным реактором. Это своеобразная «атомная бомба медленного действия» — энергия выделяется не мгновенно, как в бомбе, а постепенно. Ядерная реакция очень капризна, и ею довольно трудно управлять. Для этого в реакторе предусмотрены устройства управления и защиты, но они не всегда удерживают реактор под контролем.
Реактор Чернобыльской атомной электростанции очень похож на первые военные реакторы. Он относится к типу уран-графитовых реакторов. Тип реактора РБМК- 1000. Это означает «Реактор большой мощности канальный» электрической мощностью 1000 МВт. Тепловая мощность реактора — 3200 МВт. Это был сложенный из графитовых блоков цилиндр, высотой 7, диаметром 11,8 метров и общей массой 1700 тонн. В графитовой кладке было множество каналов, в которых размещались металлические стержни с ядерным топливом. При работе реактора в стержнях происходило деление ядер урана. Выделялось большое количество тепла, которое забиралось прокачиваемой по каналам водой. В некоторых каналах находились стержни с материалом, останавливающим ядерную реакцию. При введении этих управляющих стержней в реактор выделение тепла сокращалось, при выведении — увеличивалось.
Слайд 17. Можно рассказать подробно работу АЭС.
Учитель: Катастрофой века была названа авария на Чернобыльской АЭС. Радиационный фон превышал естественный в 87 тыс.раз . История этой техногенной катастрофы в заметке нашего журналиста _______________________________________________________
Слайд 18. (Ученик 8). Журналист.
Что произошло на Чернобыльской атомной электростанции 35 лет назад? Авария случилась 26 апреля 1986 г. При этом суммарный выброс радиоактивных веществ в атмосферу составил 77 кг (заметим, что при взрыве атомной бомбы над Хиросимой было выброшено "всего" 740 г), ситуация была бесконтрольной в течение длительного времени.
Слайд 19. Видео 1 мин. 8 сек.
Из-за действий сотрудников атомной электростанции реактор 4-го энергоблока вышел из-под контроля. Его мощность резко возросла. Графитовая кладка раскалилась добела и деформировалась. Стержни системы управления и защиты не смогли войти в реактор и остановить нарастание температуры. Каналы охлаждения разрушились, вода из них хлынула на раскаленный графит. Давление в реакторе возросло и привело к взрыву, разрушению реактора и здания энергоблока. При соприкосновении с воздухом сотни тонн раскаленного графита загорелись. Стержни, в которых содержалось топливо и радиоактивные отходы, расплавились, и радиоактивные вещества хлынули в атмосферу.
Учитель: Какие же территории оказались наиболее пострадавшими в результате аварии, нам расскажет географ _________________________________________________
Слайд 20 . (Ученик 9). Географ.
В первые 2-3 суток аварии отмечалось мощное истечение радиоактивных продуктов (высота струи превышала 1200 м). Дальнейшее истечение (около 10 дней) происходило из-за возгорания графитовой кладки реактора, что вывело из строя систему безопасности. Радиоактивные продукты воздушными потоками распространились на огромной территории (около 2 тыс. км). Выпадение радионуклидов фиксировалось на территории Австрии, Италии, Польши, Норвегии, Швеции и др. странах. На территории бывшего СССР пострадало 11 областей, но особенно: Брянская, Калужская, Тульская, Орловская, Гомельская, Могилевская, Житомирская области.
Какие территории оказались наиболее пострадавшими в результате аварии?
Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России, так как Чернобыльская атомная электростанция находилась недалеко от места пересечения границ этих стран. Около 70% выброшенных радиоактивных веществ выпало на Беларусь: 23% ее территории заражено радионуклидами с плотностью больше 1 Ки/км2 по цезию — 137. На Украине заражено 4,8% территории, в России — 0,5%. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения 1 и больше Ки/км2 составляет свыше 1,8 млн гектаров, стронцием — 90 с плотностью 0,3 и больше Ки/км2 — около 0,5 млн гектаров. Из сельхозоборота выведено 264 тыс. гектаров земли. Беларусь — страна лесов. Но 26% лесов и большая часть лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения...
Какие еще страны ощутили на себе влияние Чернобыля?
Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что ее последствия можно найти в любой точке Земли
По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля — в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая — во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая — в Израиле, Кувейте, Турции... Заброшенные набольшую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая — в Китае, 5-го — в Индии, 5 и 6 мая — в США и Канаде. Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира...
Учитель: Как же боролись с последствиями аварии, нам продолжит рассказывать журналист. _______________________________________________________
Слайд 21. (Ученик 8). Журналист.
Хроника катастрофы. Борьба с последствиями аварии
Очевидцы рассказывали, что примерно в 1 час 24 минуты в ночь на 26 апреля раздались два взрыва. Над крышей четвертого энергоблока взлетели горящие куски графита, искры. Часть из них упала на крышу машинного зала и вызвала пожар здания.
Первыми на место аварии прибыли обычные пожарные бригады из города Припять. Они не были подготовлены работе на такой аварии — до Чернобыля никто серьезно не рассматривал возможность катастрофы, и реакторы считались безопасными. Они без специальных средств тушения пожаров на АЭС, без средств защиты от радиации выполнили свой долг — не дали пожару распространиться на третий энергоблок АЭС, находящийся в том же здании, что и взорвавшийся реактор четвертого энергоблока.
Слайд 22.
Пожарные смогли сделать г л а в н о е — не д о п у с т и т ь распространение огня на энергоблок №3, находившийся в том же здании, что и взорвавшийся реактор. Страшно представить, что бы произошло в случае повреждения еще одного реактора... Но они не могли предотвратить выброс радиоактивных веществ из разрушенного реактора, не смогли остановить горение графита и ядерные реакции в расплавленном топливе.
Потушить сам реактор было совсем не просто. Это нельзя было делать обычными средствами. Из-за высокой радиации и страшных разрушений невозможно было даже приблизиться к реактору. Горела многотонная графитовая кладка. Ядерное топливо продолжало выделять тепло, а система охлаждения была полностью разрушена взрывом. Температура топлива после взрыва достигала 2000 и более градусов.
Материалы, из которых был сделан реактор, при такой температуре спекались с бетоном, ядерным топливом, образовывая неизвестные раньше сплавы и минералы. Надо было остановить ядерную реакцию, понизить температуру обломков и прекратить горение графита и выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Для этого шахту реактора с вертолетов забрасывали теплоотводящими и фильтрующими материалами. Это начали делать на второй день после взрыва, 27 апреля. Только через 10 дней, 6 мая, удалось существенно снизить (но не прекратить полностью) радиоактивные выбросы.
Страшный графитовый пожар продолжался почти 10 дней. За это время огромное количество радиоактивных веществ, выброшенных из реактора, было разнесено ветрами за многие сотни и тысячи километров от Чернобыля. Там, где радиоактивные вещества выпадали на поверхность земли, образовывались зоны радиоактивного заражения. Люди получали большие дозы радиации, болели и умирали. Первыми умерли от острой лучевой болезни герои-пожарные. Страдали и умирали вертолетчики. Их тела были очень радиоактивные, поэтому они похоронены на московском кладбище особым способом - в запаянных цинковых гробах, под бетонными плитками.
Воспоминания Людмилы Игнатенко, жены погибшего пожарного из Припяти Василия Игнатенко:
Самого взрыва я не видела. Только пламя. Все словно светилось... Все небо... Высокое пламя. Копоть. Жар страшный. А его все нет и нет. Копоть оттого, что битум горел, крыша станции была залита битумом. Ходили, потом вспоминал, как по смоле. Сбивали огонь, а он полз. Поднимался. Сбрасывали горящий графит ногами... Уехали они без брезентовых костюмов, как были в одних рубашках, так и уехали. Их не предупредили, их вызвали на обыкновенный пожар... В семь часов мне передали, что он в больнице. Я побежала, но вокруг больницы уже стояла кольцом милиция, никого не пускали. Одни машины «Скорой помощи» заезжали. Милиционеры кричали: машины зашкаливают, не приближайтесь.
Он стал меняться — каждый день я уже встречала другого человека... Ожоги выходили наверх... Во рту, на языке, щеках — сначала появились маленькие язвочки, потом они разрослись. Пластами отходила слизистая, пленочками белыми. Цвет лица... Цвет тела... Синий... Красный... Серо- бурый... А оно такое все мое, такое любимое! Это нельзя рассказать! Это нельзя написать! И даже пережить... Спасало то, что все это происходило мгновенно, некогда было думать, некогда было плакать.
Кто-то увещевает: «Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки».
Слайд 23.
Жители окрестных сел и даже удаленных районов, куда ветер принес радиацию, вынуждены были покинуть родные места и стать переселенцами. Огромная территория стала непригодной для проживания и для ведения сельского хозяйства. Ее еще называют зоной отчуждения или 30 километровой зоной. Их Лес, река, поле — все стало радиоактивным, все таило невидимую опасность. Подвиг пожарных, вертолетчиков был на виду. Но были еще тысячи людей, которые ценой своего здоровья и даже жизни боролись с последствиями страшной аварии – ликвидаторы (военные, ученые, инженеры, строители). Больше всего было военных. Обычные солдаты, увязая в расплавленном битуме, скидывали с крыши энергоблока куски графита, ядерного топлива. Десятки тысяч людей вывозили в могильники радиоактивную почву, лес, даже дома и здания подвергшихся заражению населенных пунктов.
Слайд 24.
Люди выполняли приказ, получали огромные дозы, потом болели и умирали. Никто не знал, как бороться с последствиями катастрофы такого масштаба. Не было подходящей техники, не имелось опыта.
Ликвидаторы часто работали без защитной спецодежды, беспрекословно отправлялись туда, где «умирали», от них скрывали правду о полученных высоких дозах, и они с этим мирились, а потом еще радовались полученным правительственным грамотам и медалям, которые им вручали перед смертью... А многим так и не успевали вручить... Так кто они все-таки — герои или самоубийцы? Жертвы советских идей и воспитания? Почему-то со временем забывается, что они спасли свою страну. Спасли Европу. Только на секунду представить себе картину, если бы взорвались остальные три реактора...
Они герои. Герои новой истории. Их сравнивают с героями Сталинградской битвы или сражения под Ватерлоо, но они спасали нечто большее, чем родное отечество, они спасали саму жизнь. Время жизни. Живое время. Чернобылем человек замахнулся на все, на весь божественный мир, где, кроме человека, живут тысячи других существ. Животных и растений.
Мужество ликвидаторов сделало возможным сооружение специального укрытия — саркофага. Это бетонное строение накрыло аварийный реактор и значительно уменьшило утечку радиоактивных веществ.
Учитель: Сколько радиоактивных веществ и какие именно попали в окружающую среду, нам расскажет физик –ядерщик _______________________________________________
Слайд 25. (Ученик 10). Физик-ядерщик.
Сколько радиоактивных веществ попало в окружающую среду?
Точных данных об этом нет, есть расчеты, сделанные на основании замеров. Если учитывать короткоживущие радионуклиды, то выброс мог составить около 300 мегакюри. Однако принято считать, что в атмосферу было выброшено 50*106 Ки (50 мегакюри) радионуклидов. 1 Ки (кюри) эквивалентен активности 1 грамма радия, природного радиоактивного элемента. Таким образом, выброс эквивалентен 50 тоннам радия. По- видимому, количество долгоживущих радионуклидов (в первую очередь это цезий и стронций) составило около 1 мегакюри.
Опасность Чернобыльского выброса состоит в том, что в его составе присутствовали как радиоактивные элементы, легко проникающие в организм и вызывающие внутреннее облучение (йод, стронций, цезий), так и сверхдолгоживущие элементы (уран, плутоний), которые будут представлять опасность в течение десятков тысяч лет.
Какие радиоактивные вещества попали в окружающую среду?
В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131 (период полураспада — 8 дней), цезия-134 (период полураспада — 2 года), цезия-137 (период полураспада — 30 лет), стронция-90 (период полураспада — 28,8 лет) и т.д. Их количество было равно тремстам пятидесяти бомбам, сброшенным на Хиросиму. На доске все элементы.
Какие радиоактивные элементы были наиболее опасны для человека сразу после катастрофы?
В первые часы и дни наибольший вклад в уровень радиации вносили короткоживущие, но обладающие огромной активностью радиоактивные вещества. Значительное их количество, попав в атмосферу при пожаре реактора, было перенесено ветром на большие расстояния. Для защиты населения в первую очередь следовало бы запретить выход на улицу и принять другие меры. К сожалению, этого сделано не было, и многие люди подверглись облучению, хотя этого можно было избежать. Огромное количество людей было облучено во время первомайских демонстраций и гуляний, которые не были отменены властями.
Особую опасность представлял радиоактивный йод-131. Он легко попадает в организм при дыхании и через кожу. Это приводит к внутреннему облучению, которое может вызвать рак щитовидной железы и другие страшные последствия. Поступление радиоактивного йода в организм можно было существенно сократить, вовремя проведя йодопрофилактику. Прием препаратов обычного, не радиоактивного йода препятствует попаданию в организм йода радиоактивного.
Период полураспада радиоактивного йода - 8 дней. Через время, равное 10 периодам полураспада (80 дней), он практически полностью распадается и не представляет опасность. Риски, связанные с воздействием радиоактивного йода, были бы сведены к минимуму без особых затрат, если бы население было проинформировано о том, как проводить йодную профилактику..
Какие радиоактивные элементы представляют наибольшую опасность для человека через 35 лет после катастрофы?
Через 35 лет особую опасность представляют радиоактивные цезий и стронций с периодом полураспада около 30 лет. Это означает, что каждые 30 лет активность у них падает в два раза.
Поскольку по химическим свойствам цезий и стронций сходны соответственно с калием и кальцием, эти элементы легко участвуют в биологическом круговороте веществ. При попадании в организм (в основном, с пищей) они являются источником внутреннего облучения. Поэтому жить на территории Чернобыля нельзя еще несколько сотен лет.
Особую опасность представляет сверхдолгоживущий плутоний. При пожаре реактора плутоний и сажа образовали «горячие частицы», которые легко переносятся ветром и, попадая в организм человека, оседают в легких, вызывая серьезное внутреннее облучение.
Что такое «горячие частицы»?
«Горячие частицы» - одно из мрачных порождений Чернобыля. До Чернобыльской катастрофы такое явление не отмечалось - даже при проведении ядерных испытаний. «Горячие частицы» - это чрезвычайно малые и чрезвычайно радиоактивные частицы вещества, похожие на обычную сажу. Они появились во время пожара на реакторе в результате спекания частиц ядерного топлива с графитом, из которого был сложен реактор. Их размеры малы, и они легко переносятся воздухом на сотни и тысячи километров, как обычная сажа. Но их активность велика, и при попадании на кожу или на одежду, а, тем более, внутрь организма, такие «горячие частицы» могут вызвать тяжелые заболевания. Эти частицы, начиненные ураном или плутонием, будут оставаться опасными десятки тысяч лет. Сейчас, через более чем 35 лет после аварии, распалось около 0,2% выброшенного из реактора плутония, а 99,8% все еще находятся в окружающей среде и представляют опасность для человека и всего живого.
Мне показали снимок легких человека, прожженных «горячими частицами». Легкие были похожи на звездное небо. «Горячие частицы» — это мельчайшие микроскопические частицы, которые получились, когда горящий реактор засыпали свинцом и песком. Атомы свинца, песка и графита слеплялись и от ударов аподнимались высоко в воздух. Разлетались на большие расстояния... На сотни километров... Через дыхательные пути они теперь попадают в организм человека. Чаще других погибают трактористы и шофера, - те, кто пашет, ездит по проселочным дорогам. Любой орган, в котором поселяются эти частицы, на снимках «светится». Сотни дырочек, как в мелком решете. Человек умирает... Сгорает... И если человек смертен, то «горячие частицы» бессмертны. Человек умрет и за тысячу лет превратится в землю, в пыль, а «горячие частицы» будут жить. (Воспоминания Геннадия Грушевого).
Учитель: Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Стараться избежать потерь, которые были во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.
Как себя вести в такой ситуации на страницах нашего журнала научит спасатель МЧС ___________________________________________________________
Слайд 26.
Можно ли было уменьшить воздействие аварии на людей?
Да, для этого следовало бы немедленно проинформировать население об аварии, проинструктировать людей о простейших мерах защиты — не выходить на улицу, закрыть окна и двери, провести йодную профилактику. И ни в коем случае не следовало проводить массовые первомайские демонстрации. Но надо помнить, что это была другая страна, другая политическая система. Боязнь «провокаций», «паники», элементарная недооценка опасности радиационной аварии привела к тому, что несколько сотен тысяч людей подверглись избыточному риску, которого можно было избежать.
Как можно бороться с радиацией?
Замедлить или убыстрить темп радиоактивных превращений очень трудно, практически невозможно. Если многие опасные химические вещества можно нейтрализовать, а против ядов применить противоядие, то обезвредить радиоактивные вещества невозможно. В этом принципиальное отличие и опасность радиоактивного заражения по сравнению, например, с химическим. Радиацию нельзя нейтрализовать, «выключить».
При попадании радиоактивных веществ в организм человека или животного они могут накапливаться в определенных органах и стать источником внутреннего облучения. Вывести радиоактивные вещества очень трудно, поэтому важно не допустить их попадания в организм. Для этого при авариях проводится йодная профилактика, люди укрываются в изолированных убежищах или домах, защищают органы дыхания и кожу. Единственный способ реабилитации зараженной территории — собрать и изолировать радиоактивные вещества от окружающей среды. Именно это происходило на огромных площадях, подвергшихся радиоактивному заражению после аварии.
Что такое дезактивация?
Дезактивация — это действия, направленные на понижение уровня радиации на данном объекте или территории. При этом, как правило, приходится вывозить в специальные могильники огромные массы зараженной почвы, древесины и т.п. Впрочем, «отмыть» радиацию обычно не удается.
Вот как увидел последствия дезактивации территории после Чернобыльской аварии Евгений Александрович Бровкин, ликвидатор: По обе стороны — настоящий лунный пейзаж... До самого горизонта тянулись засыпанные белым доломитом поля. Верхний, зараженный слой земли снят и захоронен, вместо него насыпали доломитового песка. Как не земля... Не на земле...
Правила поведения и действий населения при радиационных авариях.
При возникновении непосредственной угрозы радиоактивного заражения или его обнаружения органы управления ГО и ЧС оповещают население с целью немедленного выполнения предусмотренных мер защиты.
Основной способ оповещения населения — передача сообщений по радиотрансляционной сети, через радиовещательные станции и по телевидению.
Перед передачей сообщения включаются сирены, которые передают предупредительный сигнал гражданской обороны «Внимание всем!».
Услышав сигналы оповещения о радиационной аварии, в первую очередь необходимо:
— находиться в помещениях;
— произвести дополнительную герметизацию помещений;
— принять йодистый препарат;
— держать радио- и телевизионные приемники включенными, следить за
сообщениями;
— действовать в соответствии с указаниями штаба ГО и ЧС.
Инструкция «Действия после получения информации о радиационной аварии»
1. Защитить органы дыхания имеющимися средствами индивидуальной защиты. Если нет противогазов и респираторов, можно использовать подручные средства- платки, шарфы, другие тканевые изделия.
2. По возможности быстро укрыться в ближайшем здании, защитном сооружении.
Не покидать помещение без крайней необходимости.
3. Войдя в помещение, снять и поместить в пластиковый пакет или пленку верхнюю одежду и обувь. Закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия. Включить телевизор, радиоприемник.
4. Занять место вдали от окон, быть в готовности к приему информации и указаний.
5. Провести герметизацию помещения. Для этого подручными средствами (липкая лента, старые газеты) заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия.
6. Провести защиту продуктов питания. Продукты положить в полиэтиленовые пакеты или завернуть в полиэтиленовую пленку и поместить в закрываемые шкафы.
7. Сделать значительный запас воды в закрытых сосудах. Не использовать воду из водопровода и колодцев ни для питья, ни для целей личной гигиены. 8. Провести йодопрофилактику. В течение семи дней ежедневно принимать по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия. При их отсутствии принимать 5%-ный раствор йода: 3-5 капель на стакан воды для взрослых, 1-2 капли на 100 г воды для детей до 2 лет. Прием повторить через 5-7 часов.
9. Оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, надевать плащи, накидки, платки, шапки, перчатки. После возвращения переодеться и положить уличную одежду в полиэтиленовый пакет.
10. Подготовиться к возможной эвакуации. Для этого подготовить:
— средства индивидуальной защиты (накидки, плащи, резиновые сапоги, перчатки), одежду и обувь по сезону;
— документы и деньги;
— однодневный запас продуктов, воды, лекарств для больных — упаковать в полиэтиленовые пакеты и уложить удобные для переноски сумки, рюкзаки.
11.Перед выходом из помещений для эвакуации — освободить и выключить холодильники, отключить все электроприборы и газовые горелки, вынести мусор, закрыть квартиру, дом и вывесить на двери транспарант «В помещении (квартире № __ ) никого нет».
Заключение.
Слайд 27.
Что сейчас происходит на Чернобыльской атомной электростанции?
Работа станции остановлена. Не пострадавшие в результате аварии энергоблоки Q1 и 2 остановлены в 1997 году, энергоблок Q3, расположенный в одном здании с взорвавшимся реактором, остановлен в 2000 году. Реакторы заглушены, но все еще содержат огромное количество радиоактивных веществ.
Взорвавшийся 4-й энергоблок накрыт «саркофагом». Он рассчитан на 100 лет. Однако 100 лет — это миг по сравнению с периодом полураспада долгоживущих радиоактивных веществ, остающихся в накрытом саркофагом реакторе. Даже через 24 тысячи лет активность плутония уменьшится всего в 2 раза, а смертельно опасным объект останется, по крайней мере, 240 тысяч лет. По-видимому, в будущем каждые сто лет «наследникам Чернобыля» придется возводить новые сооружения, чтобы минимизировать выход радиации в окружающую среду.
Последствия Чернобыля глобальны и вечны. Глобальны, потому что радиоактивные вещества из взорвавшегося реактора были разнесены потоками воздуха по всей планете — и нет места, где в апреле 1986 года не было бы отмечено повышение уровня радиации. Вечны, потому что срок жизни некоторых из радиоактивных загрязнителей — тысячи лет. Например, период полураспада плутония — 24 тысячи лет — это больше, чем время, прошедшее от зарождения цивилизации до наших дней. А полностью безопасным плутоний станет через 240 тысяч лет. Человеку не дано представить такие промежутки времени, трудно вообразить, что 10 тысяч поколений землян будут чувствовать на себе губительное дыхание Чернобыля.
Слайд 27.
Уроки Чернобыля. Минута молчания
Главный урок трагедии в том, что нельзя полагаться на технику, сколь бы надежной она ни казалась. Слепая вера в безопасность «мирного атома» привела к катастрофе. Если бы не герои, отдавшие свои жизни для укрощения атомного монстра, последствия были бы намного страшнее. Почтим память погибших в радиационных катастрофах минутой молчания.
Был ли кто-нибудь наказан?
В 1986 году состоялся суд над шестью сотрудниками аварийной АЭС. Директор атомной станции Виктор Брюханов, главный инженер Николай Фомин, заместитель главного инженера Анатолий Дятлов были осуждены на 10 лет лишения свободы. Начальник смены Борис Рогожкин, начальник реакторного цеха Александр Коваленко, инспектор Госатомэнергонадзора СССР Юрий Лаушкин получили меньшие сроки.
В заключении Анатолий Дятлов и Юрий Лаушкин умерли отпоследствий сильного радиационного облучения. Главный инженер Николай Фомин сошел сума... А вот директор станции Виктор Брюханов отбыл срок наказания — все десять лет.
Конечно, на скамье подсудимых все хотели увидеть десятки ответственных чиновников, в том числе и московских. Свою ответственность должна была нести и современная наука. Но ограничились «стрелочниками».
Однако самое страшное наказание — совесть человека. Один из создателей атомных электростанций, академик Легасов, покончил жизнь самоубийством, осознав ответственность ученого за недооценку опасности ядерной энергетики.
К сожалению, от повторения Чернобыльской катастрофы не застрахован никто, ведь 100% безопасных атомных реакторов нигде в мире еще не придумано.
Авария на Чернобыльской атомной электростанции показала, что ядерная энергетика не может быть абсолютно надежной, а последствия аварий могут быть катастрофическими и совершенно неприемлемыми. Некоторые государства отказались от развития ядерной энергетики, осознав, что цена может быть слишком высока. Авария на Чернобыльской атомной электростанции вызвала глобальный кризис атомной энергетики, сотни проектов строительства новых атомных электростанций по всему миру были свернуты. В промышленно развитых странах началось широкомасштабное использование экологически чистых возобновляемых видов энергии — энергии ветра и солнца.
Трагедия в Чернобыле доказала необходимость повышения уровня знаний и улучшения качества подготовки персонала в области атомной энергетики.
Атомная энергетика – это деликатный, высокотехнологичный инструмент получения электроэнергии и ядерно-опасное производство. Поэтому, если атомной энергетикой будут руководить на любом уровне не профессионально подготовленные специалисты-атомщики, люди без должной квалификации, то новые АЭС лучше не строить, а уже построенные закрыть. Чтобы не повторить ошибку 1986 года. И в этом видится первый и главный урок Чернобыльской аварии.