Сценарий
Цель: вовлечение студентов в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования.
Задачи:
- привлечь внимание студентов, к проблеме ТБО;
- актуализировать личностный подход в решении проблемы отходов в быту;
- создать условия для развития активной жизненной позиции через реализацию творческих способностей студентов.
Гипотеза:
Чтобы сохранить НАШ ДОМ и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными, иногда таким вещам можно найти применение. Студенты могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Продолжительность игры: 1 час 00 минут.
Целевая аудитория – студенты IV курса. Количество команд – 2. В команде пять - шесть игроков. Жюри – 3-5 человек.
Методы: поисковые, эвристические, интерактивные, информационные. Командам заранее выдается домашнее задание:
1. выбрать капитана;
2. подготовить название команды;
3. сформулировать девиз команды;
4. нарисовать эмблему;
5. использовать в качестве экипировки или в качестве оформления костюма элемент(ы) ТБО.
Формы: игра, работа в команде.
Технические средства: компьютеры, проекторы (интерактивные доски), презентации, видеоролики.
Методическое обеспечение: плакаты с афоризмами, фотографии несанкционированных свалок, выставка поделок из ТБО «Мусор – это просто…Мусор – это сложно», цветные карандаши, ватман, стикеры, пакеты, ТБО, карточки с заданиями, таблицы, сигнальные карточки.
Ход мероприятия (сценарий)
Ведущий № 1: Великий датский физик Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов.
В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Борьба с различными его видами – одна из главных проблем экологии. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам нашего города, заглянув во дворы и подъезды. Картина печальная – и это все следы нашей экологической неграмотности. (Слайд, фото мусора, мусорных свалок и пр. города)
Ведущий № 2: Поэтому экологическая грамотность, осознание ответственности за судьбу природы, в том числе родного края, необходимы каждому человеку. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем. Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность. Игра проводится с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся.
I. Организационный этап
II. Актуализация. Вступительное слово, приветствие участников
Ведущий № 1: Проблема отходов важна для каждого из нас и для всего человечества. Многие из нас не задумываются, что мы выкидываем и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж.
Ведущий № 2: Среди 202 объектов размещения коммунальных отходов разрешительную документацию имеют собственники только 35, остальные 167 - не узаконены, - сообщил руководитель департамента экологии по Карагандинской области Канат Мусапарбеков на брифинге в региональной службе коммуникаций.
Между тем на мусорных полигонах и несанкционированных свалках были размещены 553,4 тысяч тонн коммунальных отходов. Вместе с тем предпринимаются меры по переработке мусора. (Слайд, фото мусора, мусорных свалок и пр. города)
Кроме того, разные виды мусора наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Ведущий № 1: Подсчитано, что каждый горожанин у нас выбрасывает за год более 300 кг мусора. Он образует буквально горы бытовых отходов. Страшно представить, что будет через несколько столетий… Ведь с каждым днем человечество производит все больше и больше мусора. Целые парки превращаются в свалки, а ведь 70% отходов могут быть переработаны!
Ведущий № 2: Свалки занимают огромные площади, которые можно было бы использовать для более полезных целей, горы мусора портят пейзаж. Продукты разложения отходов наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Мультфильм (Сделаем город чистым)
Ведущий № 1: Сегодня нас закрутит удивительный мусорный калейдоскоп
Ведущий № 2: На каждом этапе игры мы услышим комментарии гарболога»:
- «Ребята, а что такое гарбология? Гарбология – (слайд).
Ведущий № 1: А теперь давайте знакомиться! (представление команд-участниц, их презентация).
В паузе между представлениями команд на стол жюри ставятся стаканчики для водя, изготовленные из пластиковых бутылок.
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале)
Ведущий № 2: Любая человеческая деятельность порождает мусор. Сегодня мы поговорим о твердых бытовых отходах (ТБО). Проблема ликвидации ТБО была известна еще на заре человеческих поселений. Доисторические свалки – это важные объекты исследования археологов. С тех пор масштабы образования мусора на планете выросли в сотни тысяч раз. В настоящее время на земном шаре ежегодно образуется около 1 миллиарда тонн бытового мусора.
Ведущий № 1: С развитием науки изменился и его качественный состав:
Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги.
Металлолом это изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов.
Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению.
В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал.
По своему физическому состоянию мусор может быть твердым, жидким или газообразным. По своему происхождению мусор бывает бытовым и промышленным. Наиболее распространенный вид мусора – это твердые, бытовые отходы: остатки продуктов питания, деревянных и металлических, стеклянных и пластмассовых, текстильных и других предметов.
Давайте заглянем в мусорное ведро. Чего там только нет! Разнообразен состав мусора!
Ведущий № 2:
Задание 1. За определённое время (3 минуты) команда должна вспомнить как можно больше наименований бытовых отходов, начинающихся на разные буквы алфавита (по одному на каждую букву). Побеждает команда, которая придумает больше названий.
Пока команды-участницы думают на экране Слайд – Совет дня № 1.
(Комментарии команд по выполненному заданию)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц: победитель получает 1 балл, проигравший - 0)
Ведущий № 1:
Задание 2. Мусорное буриме. (7 минут). Капитан выбирает конверт, в котором находятся карточки с группой слов. Студентам предлагается придумать стихотворение. (Приложение Карточки «Буриме»: 1. Отходы, доходы, гадалка, свалка. 2. Упаковка, газировка, бросаем, убираем. 3. Пойду, найду, пакет, на амулет! 4. Бумага, оврага, горит, благодарит.)
Пока команды-участницы думают на экране Слайд – Совет дня № 2 и № 3.
(Комментарии команд по выполненному заданию)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале)
Ведущий № 2:
Задание 3. Выбрать из ведра (карточка): какие предметы бытового мусора можно действительно выбросить; какие предметы бытового мусора можно использовать повторно. Объяснить, каким образом можно использовать эти отходы. (4 минуты) (Приложение Карточка «Мусор в ведре»)
(После работы в проводится общее обсуждение проблемы утилизации и возможности повторного использования бытового мусора. Участниками выбираются самые оригинальные способы использования вторсырья. )
Мусор в ведре | Где можно использовать вторично |
Кости от курицы | |
Пластиковая бутылка | |
Фантики от конфет | |
Коробки из-под молока | |
Чёрствый хлеб | |
Кожура от цитрусовых | |
Скорлупа от яиц | |
Консервные банки | |
Перегоревшая лампочка | |
Кожура от апельсинов | |
Стеклянные бутылки | |
Заварка (старая) | |
Старая одежда | |
Пластиковые бутылки | |
Сломанный карандаш | |
Газета | |
Сломанные игрушки | |
Погибшие комнатные растения | |
Пока команды-участницы думают на экране Слайд – Совет дня № 4.
(Комментарии команд по выполненному заданию)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале)
Ведущий № 1: Все больше отходов производит человечество. Как же сделать так, чтобы Земля не превратилась в огромную свалку? Существует три разных пути утилизации мусора:
1. Организация свалок.
2. Вторичное использование отходов.
3. Сжигание.
Какой из них самый безопасный и экономный?
-Вторичное использование отходов. Именно этот способ сберегает огромные ресурсы.
Ведущий № 2: На производство газет из старой бумаги тратится на 30 – 50% энергии меньше, чем на производство бумаги из древесины. Это снижает загрязнение воздуха на 95%.
Ведущий № 1: При получении алюминия из вторсырья энергии используется на 90% меньше, чем при получении его из алюминиевой стружки; энергия, сэкономленная при переработке одной алюминиевой банки, даст возможность работать одному телевизору в течение трех часов.
Прежде, чем мусор переработать повторно, его необходимо рассортировать. Сортировать необходимо в момент, когда его выбрасывают. Во многих странах мира мусоровозы вывозят только рассортированные по разным пакетам отходы. У нас появились контейнеры для стекла и пластика.
Ведущий № 2:
Задание 4. Командам предлагаются наборы бытовых отходов (бумага, пластиковые бутылки, консервные банки и т.д.) По сигналу ведущего участники сортируют мусор по пакетам или ведрам с маркировкой разного цвета. (Спецотходы - отдельно!). (2 минуты)
белый – для бумаги
красный – металлы
зеленый – пластмассы
желтый – стекло
фиолетовый – дерево (информация о цветовой гаме контейнеров для мусора на слайде)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале)
Ведущий № 1:
Задание 5. Заполните таблицу: Альтернатива пластику! (3 минуты)
Альтернатива пластику
Пластмасса | Альтернатива |
пластмассовые молочные пакеты | |
одноразовые бритвы | |
пластмассовые бутылки | |
одноразовые клеенки | |
пластмассовые тарелки, кружки | |
полиэтиленовые пакеты | |
пластиковая упаковка для торта | |
пластиковый флакон для шампуня | |
полиэтиленовый плащ - дождевик | |
Пока команды-участницы думают на экране Слайд – Совет дня № 5.
(Комментарии команд по выполненному заданию)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале)
Ведущий № 2:
Задание 6. Участникам предлагается изготовить из предметов бытового мусора изделие. Набор мусора одинаков для всех команд. После изготовления вещи, каждая команда презентует изделие, предлагает рекламу вещи. (5 минут)
Пока команды-участницы выполняют задание ведущие работают с залом:
Ведущий № 1:
В руках аудитории карточки зеленого и красного цветов (предварительно раздать залу). Если гости согласны с утверждением, поднимают зеленый знак, если нет – красный
Вопросы гостям:
1. Городская свалка бытовых отходов – это источник загрязнения воды, воздуха, почвы ядовитыми веществами.
2. Органические (пищевые) отходы (все что гниет и разлагается) можно возвратить непосредственно в природные круговороты.
3. Стекло, бумагу, консервные банки из алюминия и железа нельзя переработать для повторного использования.
4. Пластиковые и пластмассовые изделия, токсические вещества, содержащиеся в ртутных лампах, батарейках переработать сложно, следовательно, чем их больше, тем лучше.
5. Отходы – это сырье, из которого можно сделать новые тетради и блокноты, посуду, упаковку и т. д.
6. Бытовые отходы не обязательно собирать в раздельные контейнеры.
7. Если ты будешь бережно относиться к своим вещам (книгам, игрушкам и др.), это поможет решению проблемы бытовых отходов.
8. Для природы будет полезней, если в вашем мусорном ведре будет много полиэтиленовых и пластмассовых изделий.
9. Человечество уже сегодня вынуждено соизмерять свои желания (потребности) с возможностями природы. Человеку необходимо уменьшить свои потребности ради сохранения природы и своего здоровья.
10. ТБО являются источником экологической опасности, потому что распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний.
(Комментарии команд по выполненному заданию)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале)
Ведущий № 2:
Задание 7. Для борьбы с ТБО необходимы силы. Приглашаем по одному участнику команды (желательно юношу). Он берет в каждую руку свертки ТБО и начинает атлетические упражнения по подъему их вверх. Победил тот, кто совершил больше подъемов.
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц: победитель получает 1 балл, проигравший - 0)
Ведущий № 1:
Задание 8. Интерактивная игра. Игра «Что мы знаем о ТБО» (Слайд) построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками и триггерами. Игра запускается открытием файла Презентация. На первом слайде изображены «мусорные ведра» с номерами вопросов от 1 до 28.
В ходе игры команда - участниц выбирает номер вопроса. Ведущий наводит курсор мыши на названную ячейку и нажимает на неё, на экране появляется вопрос, который зачитывается.
(Обратите внимание! После открытия вопроса ни каких щелчков мышью не должно быть, - иначе на экране появится ответ). Команда выбирает номер вопроса, организатор наводит курсор на ведро с названным номером, на экране появляется вопрос. Команды обсуждают ответ, по решению капитана участник команды отвечает на вопрос.
При наведении курсора на значок, происходит переход на игровое поле. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить команда на этой станции – 28. (Чем больше вопросов откроет команда за данное время, тем большее количество баллов может заработать).
Ведущий № 2:
Задание 9. Участники должны составить листовку-обращение по уменьшению количества выбрасываемого бытового мусора в семьях нашего города (выразить свои мысли). (2 минуты)
(Члены жюри в оценочные листы вносят информацию о качестве выступления команд-участниц по 5-ти бальной шкале).
Жюри подводит итоги выступления команд-участниц.
Мультфильм (Спасем землю)
Резюме