Цели: ознакомить учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать их творчествомпоэта; развивать творческие способности учащихся
Оборудование: портреты Высоцкого; стенды, посвященные творчеству поэта; выставка книг с поэзией и прозой Высоцкого; цикл грампластинок, кассет и дисков с записью песен Высоцкого.
Приложение: презентация
Учитель: Владимир Высоцкий… сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт композитор, актер, Человек. Поговорим с ним и о нем.(слайд)
Ученик: Из автобиографии:
«У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши… а потом, когда стал немножко старше, писал всевозможные пародии».
Ученик: (слайд) красивый светловолосый сероглазый ребенок на увеличенной фотографии вопросительно смотрит в объектив. Возле него – большая овчарка.Это в Германии, в маленьком городке, где стоит гарнизон советских войск. Мальчику семь лет.
Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. Его новая жена, Женя, сразу полюбила Володю.(слайд)
Десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. Все, что разрешалось русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещалось. И все преимущества, о которых мать мечтала, отправляя сына в Германию, обернулись для Володи серьезными потерями.(слайд)
Поэтому острее, чем ребята его поколения, Володя чувствует на себе сталинские наставления, клевету, чванство, произвол. Все это потом будет заклеймено в его песнях.
А пока – одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.
Учение: Из автобиографии:(слайд)
«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это… словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.
С большим трудом поступил в студию МХАТ. Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников.
Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга – человек пяти-шести – своих близких друзей – и так оно будет всю жизнь. Это были люди весьма достойные, компания была прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами и жили так полтора года. Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали в одну секунду, где бы мы ни были; понимали по жесту, по движению глаз – вот такая была притирка друг к другу». (Слайд дома, где жил поэт)
Звучит песня «Большой Каретный» (слайд)
Ученик: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал пение Окуджавы.
Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.
Звучит песня «У меня гитара есть…» (слайд)
Ученик: Из интервью Высоцкого:
«Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то соревнование. У нас с ним соревнований нет. Я пишу очень разные песни, но я не хочу сравнивать, скажу только, что отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю – и стихи его, и как он это делает, и вообще как личность, - это само собой. Он мой духовный отец и в этом смысле остается для меня самым светлым».
В подражание Булату Окуджаве Высоцкий пишет «Притчу о Правде».
Ученик: (читает «Притчу о Правде и Лжи»
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась – и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту, и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз.
Деньги взяла, и часы, и еще документы,
Сплюнула, грязно ругнулась – и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так – ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
«Ложь это все. И на Лжи одеянье мое…»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса…
«Духу чтоб не было, - на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!».
Тот протокол заключался обидной тирадой,-
Кстати, навесили Правде чужие дела, -
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.
Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет –
Правда, в речах его правды – на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть – это чистая правда, ребята, -
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь – на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь - а конем твоим правит коварная Ложь.
Ученик: Из интервью Высоцкого:(слайд)
«Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называли блатными. В каждой из первых песен была одна, но пламенная страсть: в них – извечное стремление человека к свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:
За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги.
Это - о друзьях, это мне очень близко: я и сам в то время точно так же к дружбе относился, да и сейчас стараюсь. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших».
Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…» (слайд)
Ученик: Первая жена Высоцкого – Иза Жукова. Она училась в Школе-студии МХАТ, на два курса старше Владимира. Когда Высоцкий еще учился, Иза уже работала в Киеве в театре имени Леси Украинки. Два долгих года были врозь, хотя часто ездили друг к другу, почти каждый день писали. Когда Иза Высоцкая приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик Володиных писем. К сожалению, все письма пропали.
Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире, очень многолюдная, очень веселая.
Ученик: Из воспоминаний Изы Константиновны:
«Тогда мы казались себе взрослыми, это было очень забавно. В сущности, мы были все-таки еще дети. Мы очень весело и интересно ссорились, еще веселее мирились. Мне просто повезло: в моей жизни было большое счастье. И не только в те годы, когда я была женой Володи, но и потом – все наши отношения всегда были неожиданными, нам их дарила судьба. И когда мы расстались. У меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним очень счастливы. Потому что у него был такой дар – дарить! Из будней делать праздники».
Звучит песня «Лирическая»
Ученик: Ленинград. Съемки картины «713 просит посадку» (слайд). Здесь произошло знакомство Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой, женой и матерью двух его сыновей: Аркадия и Никиты.Слайд Л.Абрамовой
Вот как об этом вспоминает Людмила Абрамова: «Я увидела перед собой незнакомого выпившего человека – и пока я думала, как обойти его стороной, - он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь. Обошла нескольких знакомых, которые жили в гостинице, ни у кого ничего не было.
И тогда я отдала Володе свой золотой с аметистом перстень – бабушкин, фамильный. Володя отнес перстень в ресторан с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер – там мы и познакомились. А познакомились на том, что войдя в номер, Володя предложил мне стать его женой. В 1962 году родился Аркадий, в 1964 – Никита. А расписались мы только в июле 1965 года , расстались через два года»
Ученик: День-деньской я с тобой, за тобой –
Будто только одна забота,
Будто выследил главное что-то –
То, что снимет тоску как рукой.
Это глупо – ведь кто я такой?!
Ждать меня – никакого резона.
Тебе нужен другой – и покой,
А со мной беспокойно, бессонно.
Сколько лет ходу нет – в чем секрет?
Может, я невезучий – не знаю!
Как бродяга, гуляю по маю,
И прохода мне нет от примет.
Может быть, наложили запрет?
Я на каждом шагу спотыкаюсь:
Видно, сколько шагов – столько бед.
Вот узнаю, в чем дело – покаюсь.
Ученик: В это время у Высоцкого разрыв с Людмилой Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений ковалась год от года. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.
В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л.И.Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении художника-гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне.
В этом случае Высоцкий лишь продолжил традицию советских деятелей культуры, обращавшихся с подобными вопросами. Вспомним отчаянные письма М.Булгакова, Е.Замятина.а счет этим письмам открыл в 1923 году Сергей Есенин: «Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть…»
Ученик: В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у Высоцкого появились горькие строки:
Если трудно идешь – по колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде
По студеной…
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем
Опыленный –
Хоть какой, - доберись, добреди, доползи.
При жизни Высоцкого не было напечатано ни одно его стихотворение…
Ученик: Владимир Высоцкий полностью растворяется в своих песнях, в театре. А помог ему в этом главный режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. Он с уважением отнесся к песням Владимира и предложил ему работать в спектаклях как автору текстов и музыки.
Так были созданы: «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Что делать?», «Пугачев», «Жизнь Галилея», «Гамлет».(слайд театра; из спектакля «Пугачев»)
Ученик: Из книги Марины Влади «Владимир, или прерванный полет»: слайд
«На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса и до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть.
Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.
На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актерами, исполнявшими главные роли в этом спектакле. Мы встречаемся в ресторане. Он подходит, молча берет мою руку и долго не отпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз.
Я знаю, что это – ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь – ты смотришь на меня.
- Наконец-то я встретил Вас».
Ученик: Наверно, я погиб: глаза закрою – вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом –
Куда мне до нее, она была в Париже,
И я вчера узнал – не только в нем одном!
Какие песни пел я ей про Север дальний!
Я думал: вот чуть-чуть – и будем мы на ты.
Но я напрасно пел о стороне нейтральной –
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда еще – я думал, это ближе –
«Про счетчик»», «Про того, кто раньше с нею был»…
Но что ей до меня – она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсочевой-то говорил!
Я бросил свой завод – хоть, в общем, был не вправе, -
Засел за словари на совесть и на страх…
Но что ей до того – она уже в Варшаве, -
Мы снова говорим на разных языках…
Приедет - я скажу по-польски: «Прошу, пани,
Прими таким как есть, не буду больше петь…»
Но что ей до меня – она уже в Иране, -
Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!
Она сегодня здесь, а завтра будет в Осле
Да, я попал в просак, да я попал в беду!..
Кто раньше с нею был, и тот, кто будет после, -
Пусть пробуют они - я лучше пережду!
Ученик: Из книги Марины Влади:
«Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь».
Звучит песня «Баллада о любви»
Ученик: Из книги Марины Влади:(слайд)
«Мы счастливы. Власти пока закрывают глаза на нашуидилию.
Однажды вечером я жду тебя. Ужин остывает на кухонном столе. Я смотрела скучную программу по телевизору и уснула. Среди ночи просыпаюсь от настойчивого звонка телефона; «Он здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!»
Я с трудом разбираю адрес, мне страшно, хватаю такси, бегом поднимаюсь по едва освещенной лестнице подъезда. Я вижу тебя. Ты лежишь на диване и жалко морщишься. Пол уставлен бутылками и усеян окурками. Я беру тебя в охапку и тащу домой.
Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые я увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки. Ты очнулся больной, злой, но полный надежды.
Это продолжалось несколько часов. И ты остановился. Хватило одного моего присутствия. А ведь никому до сих пор не удавалось остановить это безумие, в котором ты тонул. Отныне я – порука твоей выдержке».
Звучит песня «Белое безмолвие»
Ученик: Из книги Марины Влади:
«Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне. А тем временем заказанные минуты разговора истекают, и ты едва успеваешь прокричать: «Возвращайся скорей!»
Ученик: Нет рядом никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши –
По телефону я тебе отвечу.
Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад,
Хотя ведь ты работаешь, конечно.
Не видел я любой другой руки,
Которая бы так меня ласкала.
Вот по таким тоскуют моряки –
Сейчас твоя душа затосковала.
Я песен петь не буду никому –
Пусть, может быть, ты этому не рада,
Я для тебя могу пойти в тюрьму –
Пусть это будет за тебя награда.
Не верь тому, что будут говорить,
Не верю я тому, что люди рады,
И как-нибудь мы будем вместе пить
Любовный вздор и трепетного яда.
Ученик: Десять лет у Марины и Владимира был ангел-хранитель – телефонистка Люся. Она помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых ссор.
Ученик: Из воспоминаний Марины Влади:
«Мы многим обязаны ей, потому что, живя в разлуке несколько месяцев в году, могли слышать друг друга. Этой женщине, Люсе, удавалось соединить нас не только проводом, но часто прямым вмешательством. Сколько раз, слыша, как я рычу от бешенства, она говорила мне: «Успокойтесь, подумайте, это не так серьезно. Я вас вызову через час».
Сколько раз она прерывала твой нечленораздельный монолог, сказав только: «Я разъединяю. Мы позвоним завтра, когда будем лучше себя чувствовать».
Сколько раз, когда я в отчаянии искала тебя в другом конце страны, мне удавалось связаться с нашей доброй знакомой. Она успокаивала меня, и через несколько минут я знала, где ты находишься, как тебя найти и привезти домой.
Я знала, что могу связаться с тобой из глубины Полинезии, из Нью-Йорка. Из Афин. Она была той тонкой нитью, которая связывала нас с тобой и в горе, и в радости, да самого последнего разговора.
Обладательницу нежного голоса я увидела лишь много лет спустя. Ее лицо, опухшее от слез, когда ее участие уже не могло помочь нам отыскать друг друга».
Песня «07» - это песня о Люсе.
Звучит песня «07»
Ученик: Как пишутся песни? Бывает так: иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть.
А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой мир – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. Владимир Высоцкий называл их «снами наяву». Обычно они предшествуют большому стихотворению. Так были написаны и «Кони привередливые», и «Купола», и «Как по Волге-матушке».
Звучит песня «Как по Волге-матушке»
Ученик: Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением от увиденного. Так, увидев по телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир не мог прийти в себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть.
Так пишется песня «Охота на волков» - из-за теста которой на Таганке запретили спектакль «Берегите ваши лица».
Ученик: Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера:
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера!
Из-за елей хлопочут двустволки,
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками.
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций:
Видно в детстве – слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!
И вот - охота на волков, идет охота
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры,
Почему же, вожак, дай ответ
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем - через запрет?
Волк не может, не должен иначе,
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел –
За флажки, жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил из всех сухожилий,
Но сегодня – те так, как вчера:
Обложили меня, обложили –
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Ученик: И как продолжение, пишется «Охота с вертолета»
Ученик: Много песен Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо.
Ученик: Из воспоминаний Марины Влади:(слайд)
«В семьдесят третьем году мы едем в Западный Берлин. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств – одежды, обуви, машин, пластинок – и шепчешь:
- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин.
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам.
Когда мы возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:
- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас ничего нет!
Эта первая, такая долгожданная встреча с Западом вызывает непредвиденную реакцию. Это не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в твоей стране, чем в Европе».
Ученик: в ту ночь Владимир не сомкнул глаз. Долго молчал, уставившись в потолок. Потом, как в бреду, произносит Марине долгий монолог:
«Война: потерявшиеся дети, сироты, женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы.
Долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества. Несколько миллионов калек с изувеченными телами и душами.
Мужчина тридцати пяти лет потерял обе руки и обе ноги. Таких называют «самовар». Его поднимают, переодевают, моют, кормят. Его укладывают в кровать, похожую на коробку, а он не спит.
Его жена, которой принесли с войны этот мешок страданий, выходила его. Ей сообщили, что ее беспомощный муж проживет еще сто лет. Он здоров, сердце, освобожденное от обязанности подводить кровь к рукам и ногам, будет биться еще очень долго. Она любит его, хочет, чтобы он жил, даже такой ценой. Поначалу он отказывался говорить. Но вдруг однажды вечером он начинает задавать вопросы о доме, о жизни в квартале. Женщина счастлива, она взахлеб рассказывает о наполовину придуманных событиях.
Жизнь продолжается. Мужчина говорит, что хочет посмотреть, как люди живут, только из своей коробки ничего не видно.
Женщина подтаскивает его к окну. Так он может смотреть на солнце, цветущие деревья. Это весна. Соседи привыкают видеть за окном лицо мужчины.становится теплее, можно открывать окна. Сильная женщина заботливо усаживает беспомощного мужчину у окна, а сама уходит на работу.
Мужчина наклоняется, цепляется зубами за занавеску в цветочек, нечеловеческим усилием вынимает себя из стула, раскачивается, переваливается через подоконник, и, разжав зубы, навсегда освобождается от обязанности жить…»
Звучит песня «Кто сказал: «Все сгорело дотла»?»
Ученик: Высоцкий пишет песни о горах и исполняет их в фильме «Вертикаль».
(слайд)
Однажды он присутствовал при гибели известного альпиниста Живлюка в группе ЦСКА. Они шли на штурм пика Вольная Испания, и их побило камнями. В альпинизме не должно быть соревнований. Группа хотела «взять» вершину первой. Они трое суток находились на узкомкарнизике. «Ребята ведут себя там удивительно, как в бою, и обстановка приближена к боевой.
Ученик: Ну вот, исчезла дрожь в руках, теперь – наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх навек, навек.
Для остановки нет причин – иду, скользя…
И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!
Среди нехоженых путей один путь – мой!
Среди невзятых рубежей один – за мной!
А имена тех, кто здесь лег, снега таят…
Среди непройденных дорог одна – моя!
Здесь голубым сияньем льдов, весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов гранит хранит…
И я гляжу в свою мечту поверх голов,
И свято верю в чистоту снегов и слов.
И пусть пройдет немалый срок – мне не забыть,
Что здесь сомнения я смог в себе убить.
В тот день шептала мне вода: удач - всегда!
А день, какой был день тогда? Ах да, среда!..
Ученик: Владимир Высоцкий: «Дело в том, что там не только красиво и чистый воздух. Там замечательный народ. Там есть возможность понять, что ты за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Проверить себя – можно с тобой пойти в разведку или нет. Ведь есть ты, есть люди, которые идут с тобой в связке. И есть случай – его величество Случай» (идут слайды о скалах)
Под впечатлением написана песня «Здесь вам не равнина…». Звучит песня.
Ученик: Прошел год. Высоцкий снова приехал в горы и увидел, что слова этой песни высечены на могиле трех погибших ребят. Позже он пишет песню «К вершине», посвященную погибшему в Альпах альпинисту Михаилу Хергиани, которого английская королева называла «Тигр скал».(слайды)
Ученик: Ты идешь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные вершины.
Но они с тебя не сводят глаз,
Будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая всякий раз
Камнепадом и оскалом трещин.
Горы знают: к ним пришла беда,
Дымом затянуло перевалы.
Ты не отличал еще тогда
От разрывов горные обвалы.
Если ты о помощи просил,
Громким эхом отзывались скалы.
Ветер по ущельям разносил
Эхо гор, как радиосигналы.
И когда шел бой за перевал,
Чтобы не был ты врагом замечен,
Каждый камень грудью прикрывал,
Скалы сами подставляли плечи.
Ложь, что умный в горы, не пойдет.
Ты пошел, ты не поверил слухам —
И молчал гранит, и таял лед,
И туман у ног стелился пухом.
Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь — над тобою, как над близким,
Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском.
Ученик: Владимир Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.
Ученик: В 1987 году Владимиру Высоцкому присудили Государственную премию за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно) слайд
Ученик: Владимир Высоцкий работал в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр. С 1964 года – в Театре на Таганке, где сыграл более двадцати ролей.
Ученик: К ролям в театре Высоцкий относился трепетно. Особенно подробно хочется рассказать о последней роли в Театре на Таганке.
Владимир Высоцкий мечтал сыграть Гамлета. Роль начинали репетировать трое: Золотухин, Филатов и Высоцкий. Но после первых репетиций стало ясно, что у Высоцкого свое видение этой роли.(слайд)
Ученик: Из интервью Леонида Филатова:
«Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю: «Володя, еще только первый акт. Ты подумай, ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же так…» (слайд)
Он повернулся, внимательно посмотрел – очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал мне фразу: «Не будь дураком», не объясняя ничего».
Ученик: Высоцкий всегда играл «Гамлета» как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи.(слайд)
Ученик: Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться. В первый раз – 25 июля 1979 года, на концерте в Бухаре. Он падает на сцене. Клиническая смерть. Прямой укол в сердце возвращает Высоцкого к жизни.
Год спустя – день в день – 25 юля 1980 года в 4 часа 10 минут утра встреча со смертью состоялась.
27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию.
Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.
Ученик: За две недели до смерти Владимир Высоцкий посвящает Марине Влади стихи. Это его последние строки:
И снизу лед, и сверху – маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду.
А там – за дело в ожиданье виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.
Ученик: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход…
И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек.(слайд)
Это был первый народный митинг, хоть и молчащий. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день, оберегая от палящего солнца цветы.
Ученик: Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон на всю катушку гремели его песни. Эти строчки каждый знал наизусть. И ни одна из них, ни одна не была напечатана.
Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы Владимира Высоцкого. Он тут же был уволен.(слайд)
Ученик: Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Сотни листочков она уложила в чемодан и спрятала у друзей.
Через год, в 1981 году, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов Владимира Высоцкого под названием «Нерв». Составителем был Роберт Рождественский.
Ученик: И в завершении нашего вечера давайте послушаем песню учителя Высоцкого Булата Окуджавы.(слайд)
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам поего по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.
(слайд)
Использованная литература:
Влади М. Владимир, или Прерванный полет: Пер.с фр. – М.:Советский писатель, 1990.
Высоцкий В.С. Стихи и песни. – М.:Искусство, 1988.
Высоцкий В.С. Я жив! Стихотворения, проза, письма, воспоминания. – М.:ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000
Высоцкий Н.В. Ловите ветер всеми парусами (стихотворения), Амфора,
С-Петербург, 2012.
DVD. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. Выпуск 1-2. ООО «Мастер ТэйпИнтернейшнл», 2009.
Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого/Интервью и литературная запись В.Перевозчикова.-Ставрополь: ИПФСтаврополье, 1992.
http://qorumira.ru