СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия «Решение задач по молекулярной биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложена методика подготовки и проведения практического заняти с использованием интерактивных технологий и ИКТ

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия «Решение задач по молекулярной биологии»»

26


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шахтерский техникум»

Государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган – Барановского»












Методическая разработка


открытого практического занятия

«Решение задач по молекулярной биологии»

по учебной дисциплине «Биология»

Специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)



















2018

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Биология.

Подготовила Романова Е.Р.- преподаватель ГПОУ «Шахтерский техникум» ГО ВПО «Дон НУЭТ имени Михаила Туган-Барановского» - 2018.






Изложена методика подготовки и проведение практического занятия с использованием интерактивных технологий и ИКТ по теме: «Решение задач по молекулярной биологии»






Для преподавателей биологии средних профессиональных образовательных учреждений.








Рецензенти :


Воробьева Ж.А.- преподаватель биологии ГПОУ «Снежнянский горный

техникум», специалист высшей квалификационной категории

Сидорук Л.Б. – преподаватель первой квалификационной категории методист ГПОУ «Шахтерский техникум» ГО ВПО «Дон НУЭТ имени Михаила Туган-Барановского»





Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии естественно-математичних дисциплин (протокол № __ от 20___ г.)







Содержание


Вступление

4

1. Методические рекомендации по подготовке к занятию

5

2. План проведения занятия

8

3. Контроль и оценивание учебной деятельности студентов

14

4. Литература

22

Приложения


23





























Вступление

Согласно рабочей учебной программы курса «Биология» для специальности 15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)» на тему 3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации отведено 10часов. Из них аудиторных-6 часов (4 часа- лекции, 2 часа- практическая работа). Практическое занятие «Решение задач по молекулярной биологии» является завершающим семестр занятием

Актуальность темы. Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 1 и во 2 семестрах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также такие задачи входят в состав ГИА по биологии.

Для  решения задач по молекулярной биологии  необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых  кислот, строение ДНК,  репликация ДНК, функции ДНК, строение  и функции РНК, генетический код, свойства генетического кода, мутация.

Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений, а "сюжетные"– полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной и привлекательной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют молекулярную биологию как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение задач в биологии требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать , а также определенной изобретательности при решении особенно трудных  и запутанных задач.

Знание об основных материальных носителях наследственности и изменчивости - нуклетновые кислоты, их структурно-функциональную организацию и роль в хранении и передаче наследственной информации являются необходимыми для дальнейшего понимания процессов реализации наследственной информации на всех уровнях существования живого - от молекулярного до организменного.

Для успешного усвоения студентами биологических знаний и лучшего понимания ими их практического значения необходимо, чтобы студенты не только усваивали фактические данные, но и умели использовать свои знания на практике. Как можно лучше решению этой задачи помогают лабораторные и практические работы, во время которых студенты могут с помощью опытов на основе приобретенных знаний изучать и проверять теоретический материал, практически применять приобретенные знания.

Умение решать задачи - один из объективных критериев оценки глубины усвоения учебного материала.

Практическое применение приобретенных знаний во время решения задач оказывает содействие развитию логического мышления, творческому, аналитическому подходу к решению поставленного вопроса или проблемы в целом, которое особенно важно для будущих специалистов.

Практические работы повышают познавательную и творческую активность студентов. Это оказывает содействие заинтересованности студентов, а преподавателю разрешает проявить и развить личностные качества студентов, проверить умение действовать в известных и нестандартных ситуациях.

Изучение учебной дисциплины "Биология" оказывает содействие формированию у студентов следующих компетенций:

- способность получать из разных источников, систематизировать информацию по базовым вопросам программного материала учебной дисциплины "Биология";

- способность к самостоятельному пополнению и обновлению своих знаний по вопросам биологии;

- способность эффективно организовывать свое время при изучении программного материала учебной дисциплины;

- способность осуществлять эффективные межличностные коммуникации;

- способность к приобретению теоретических и практических нормативных знаний по биологии;

- способность решать практические задачи, связанные с химическим составом ре-човин, что входят в состав живых организмов;

- способность организовывать свою работу для достижения результатов успехов; овладение умениями и навыками саморазвития, самоанализа, самоконтроля и са-мооценки;

- способность оценивать важнейшие достижения национальной, европейской и мировой науки;

- способность овладения новыми информационными технологиями, способность отбирать, анализировать, оценивать информацию, систематизировать ее.

Целью данной методической разработки является реализация методики проведения практического занятия с применением интерактивных технологий. Практическое занятие, построено на визуальном сопровождении с использованием интерактивных технологий, что разрешает лучше реализовать дидактическую цель занятия.






  1. Методические рекомендации по подготовке и

проведению практического занятия


Практическое занятие (лат. praktіcos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которого преподаватель организовывает рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения сформулированных задач.

Практическое занятие проводится согласно учебной рабочей программе и имеет большое значение для раскрытия дидактического принципа связи теории с практикой, развития познавательных способностей и самостоятельности студентов, формирование у них умений и навыков, необходимых для будущей жизни и самообразования, влияет на конкретизацию и закрепление знаний, развивает умение наблюдать и объяснять явления окружающей среды.

Практические занятия должны отвечать таким требованиям:

1. Обеспечение понимания студентами необходимости овладения базовыми теоретическими знаниями.

2. Осознание необходимости выработки умений и навыков, которые имеют профессиональную направленность, обеспечение оптимальных условий для их формирования.

3. Обеспечение самостоятельной деятельности каждого студента.

4. Широкое включение в систему практических занятий задач творческого характера.

5. Постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Обачно подготовка к практическому занятию включает составление плана и сбор информации. После этого преподаватель структурирует материал и определяет время на его издожение. Преподавателю нужно тщательно готовиться и сразу наметить главные проблемные аспекты, содержательные элементы, технологичность преподавания материала, порядок и формы завершения занятия. При этом желательно подбирать примеры из практики и "моменты разрядки" (психологической разгрузки аудитории). Особое внимание следует обратить на подбор наглядных средств (плакатов, таблиц, слайдов и т.п.). Преподавателю важно настроиться на соответствующую аудиторию (поставить себя на место студента, который будет воспринимать материал).

Основные требования к организации проведения практического занятия: определение его места в системе занятий по данной теме; четкая постановка целей и задач; отбор содержания материала и подготовка оборудования; проведение инструктажа по соблюдению техники безопасности преподавателями и студентами; выполнение опережающих задач; ознакомление с техникой безопасности; подготовка и обсуждения форм отчета о проделанной работе; изучение тех элементов практических знаний, умений и навыков студентов, которые требуют дальнейшего формирования и развития, отрабатывание на данном практическом занятии; рациональное объединение форм учебной деятельности студентов (репродуктивной, рационализаторской, творческой); разработка критериев оценки результативности выполнения практической работы, введение в самостоятельную работу студентов элементов игры и соревнований как важного фактора ее стимулирования; осуществление контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности студентов; подведение итогов практического занятия.


В результате тщательной подготовки к занятию, продумывания всех элементов составляется письменный план.

Структура практического занятия включает: проведение предыдущего контроля знаний, умений и привычек студентов; постановка преподавателем общей проблемы и ее обсуждение при участии студентов; решение задач с их обсуждением; решение контрольных задач; их проверка и оценивание.

В процессе проведения практических занятий используются разные методы обучения. Поскольку главной задачей этого вида учебной работы есть формирования умений и навыков, ведущее место должно отводиться разнообразным упражнениям.

В начале занятия преподаватель должен убедиться, что студенты овладели

знаниями по теме "Молекулярный уровень организации жизни ", «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации». Для этого проводится текущий контроль знаний методом "Биологическая эстафета" или "Цепочка". Кроме того, проводится упражнение "Исправление биологического текста с ошибками", а также видеозаданий "определи что это ( процесс, явление)"

Требования к уровню подготовки студентов к практическому занятию:

В результате изучения темы студенты должны знать и понимать:

- строение и функции ДНК и РНК в клетке;

- принципы реализации наследственной информации в клетке;

- определение и свойства генетического кода;

- современную биологическую терминологию и символику;

- способы решения задач из молекулярной биологии

уметь:

- находить нуклеотидный состав ДНК, РНК на основе принципа комплементарности и соответственно правилу Чаргаффа.

- решать задача на репликацию ДНК, используя принцип комплементарности.

Во время практических работ доминирующим методом является самостоятельная работа В процессе работы студенты приобретают определенные навыки и умения, которые имеют значение для их практической подготовки. Методическая ценность таких работ состоит в:

1) обеспечении творческого применения знаний;

2) овладении методами научного познания;

3) формировании главных черт творческой деятельности;

4) формировании интереса к биологии и окружающей природе.

Оформление результатов работы дисциплинирует студента, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные во время выполнения.

К.А. Тимирязев говорил: "Люди, которые научились простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственному и моральному уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел".

Достижению целей, которые поставлены на занятии, оказывают содействие методы активизации учебно-познавательной деятельности, направленные на развитие у студентов умения плодотворно работать, мыслить, активно реализовывать свои способности. Например, составление синквейнов.

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности студентов на занятии. Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стих, который состоит из пяти строк". Синквейн - это не обычный стих, а стих, написанный соответственно определенным правилам. В каждой строке задается набор слов, которому необходимо воссоздать в стихе.

Синквейн - это не способ проверки знаний студента, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у студентов на уровне ассоциаций. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, преподаватель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого прежде результата.


Заключительный этап : закрепление изученного - это отработка способов учебной деятельности и творческое перенесение знаний в новые условия деятельности, оценка усвоения знаний и выработанных умений, осмысление эффективности разных норм деятельности в разных ситуациях. Подведение итогов занятия - это объяснение домашнего задания, оценивание знаний студентов.

2. План проведения учебного занятия №

Дисциплина

ОДБ.11 Биология

Группа

ХКМ 1/1

Дата

12.12. 2018

Курс:

1

Семестр:

І

Специальность:

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)

Тема занятия:

Решение задач по молекулярной биологии

Цели занятия:


методические

- усовершенствование методики проведения практического занятия по интегрированию активных и интерактивных приемов и методов обучения;

- адаптация инновационных методов обучения к традиционной методике преподавания

дидактические

-углубление, обобщение, систематизация и контроль знаний студентов:

- формирование умения использовать полученные теоретические знания на практике;

- привлечение к самостоятельному, творческому сотрудничеству;

- закрепение знаний, умений, навыков.

развивающие


- развитие познавательных способностей и активности студентов;

- формирования навыков и умений моделировать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры, ИКТ – грамотности обучающихся .

воспитательные

- привитие навыков биологического мышления, побуждение к научной, творческой деятельности

- воспитание внимательности, дисциплинированности, активности, целенаправленности;

Вид занятия:

практическая работа

Тип занятия:

обобщения, совершенствования и закрепления полученных знаний

Форма проведения:

Практическое занятие с визуальным сопровождением, с использованием интерактивных методов, ИКТ, технологии проблемного, исследовательского обучения.

Методы

Практические, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

Межпредметные связи


обеспечиваюшие:

Биология школьного курса, математика, информатика и КТ

обеспечиваемые:

Химия, история, высшая математика

Методическое обеспечение:

Инструкционная карта, тесты, таблица генетического кода

Литература:


Обязательная:

1.Беляев Д.К. Биология. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Беляев Д.К., Бородин П. М. Дымщиц Г.М. – М.: «Просвещение», 2015. – 224 с.

2. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010


Дополнительная:

1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч.1/ Под ред. проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2012.

2.Овчинников С.А. Сборник задач и упражнений по общей биологии: Учебное пособие. – Донецк: Третье тысячелетие, 2002. – 128

Средства обчения:

Мультимедийный проектор, презентация к учебному занятию, видеоролик

Ход занятия


Этапы занятия

Учебная деятельность

Вид работы

Время, мин.

І. Подготовительный этап


1.1 Организационная работа

1.1.1 Приветствие студентов

1.1.2 Проверка явки студентов

1.1.3 Подготовка аудитории к занятию


1.2 Ознакомление студентов с темой и целью занят-тя

1.3 Мотивация обучения. Подчеркивание значимости дисциплины в процессе обучения


1.4 Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов:

- Биологические новости

- Биологическая эстафета (цепочка)

- Исправление биологического текста с ошибками

- видео-задание "Определи что это ( вещество, процесс, явление)?"


Беседа





Демонстрация слайдов

Рассказ преподавателя



Опрос студентов Интерактивное общение


15


2



1

2




10

ІІ. Основной этап


2.1 Формирование умений и навыков студентов

2.1.1 Ознакомление студентов с инструкцией и методикой выполнения практической работы


2.1.2 Постановка проблемы


2.2 Поэтапное самостоятельное выполнение студентами практической работы под контролем преподавателя

2.3 Закрепление умений и навыков студентов

- проверка выполнения творческих заданий:

сообщений, синквейнов, стихов

- контроль усвоения знаний путем тестирования по темам "Молекулярный уровень организации жизни ", «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации»



Рассказ преподавателя





Самостоятельная

работа студентов





Ответы студентов

Тестирование


60

3



2




43



12

ІІІ. Заключительный этап


3.1 Рефлексия относительно проблемной задачи

3.2 Комментарии ответов студентов

3.3 Подведение итогов занятия

3.4 Домашнее задание Л 3.1

Рассказ преподавателя



5


4. Контроль и оценивание учебной деятельности студентов




Контроль включает в себя: проверку - выявление знаний, умений и привычек; оценивание - измерение знаний умений и привычек; учет - фиксирование результатов оценивания в виде оценок в классном журнале.

Основными функциями контроля есть: контролирующая; руководить познавательной деятельностью студентов, прогнозировать их успехи, создавать условия для творческого овладения материалом.

На этом практическом занятии выстроена следующая система учебного контроля:

- устное опрашивание студентов в виде биологической эстафеты - пятиминутки на этапе актуализации опорных знаний для интеллектуального разогрева;

- видео-опрос «Определи, что это»? ( вещество, процесс, явление);

- исправление биологического текста с ошибками;

- проверка выполнения творческих задач: сообщений, синквейнов, стихов;

- тестовый контроль знаний по ранее изученным темам "Молекулярный уровень организации жизни ", «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации»;

- обобщение всех форм контроля и выставление общей оценки

Преподаватель всегда должен помнить, что стимулирующее действие любой оценки выявляется лишь при обстоятельствах доброжелательности и уважения к студенту, когда оценивается лишь уровень его знаний, а не его личность.

Таким образом, в основе оценки лежит принцип оценивания деятельности тех, кто учится, или работы, которая ими выполнена.






3. Развернутый ход занятия


І. Подготовительный этап


1.1 Организационная работа

Здравствуйте! Доброго всем дня!

староста, пожалуйста, сообщите, кто отсутствует на занятии.

Все ли рабочие места готовы к занятию? Приготовьте тетради.

1.2 Ознакомление студентов с темой и целью занятия

Слайд 1 - " Тема и цель занятия "


Сегодня по плану практическая работа № 2 "Решение задач по молекулярной биологии" Это последнее занятие раздела " Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации "

Слайд 2

Цель нашего занятия: научиться применять теоретические знания для решения задач по молекулярной биологии, моделировать процессы передачи наследственной

информации, формировать умение сравнивать и анализировать

Сегодня на практическом занятии мы будем решать разнообразные задачи по молекулярной биологии, которые касаются строения белков и нуклеинових кислот, а также процесса биосинтеза белка.


Слайд3

Эпиграфом к нашему занятию я избрала слова Аристотеля«Разум состоит не только в знании, но и в умении использовать знания». И сегодня мы используем полученные теоретические знания для решения задач.


1.3 Мотивация обучения

Знание об основных материальных носителях наследственности – нуклеиновые кислоты, и их роль в хранении и передаче наследственной информации являются необходимыми для дальнейшего понимания следующих тем биологии. Особенно для темы "Генетика"

Усвоение этой темы имеет большое значение для понимания следующих тем нашего курса

Темы «Молекулярная биология» – наиболее интересная и сложная тема в курсе «Общая биология»,но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также  такие задачи входят в состав ГИА.


ІІ. Основной этап

2.1 Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

Слай д4

И начнем мы как всегда с биологических новостей

(выступление студентов )


Слайд 5

Для повторения изученного материала проведем опрос в виде биологической эстафеты

Сейчас вы будете задавать друг другу вопрос по изученным темам. Тот, кто верно ответил, задает вопрос следующему студенту

(Студенты отвечают на вопросы)


Слайд 6

А сейчас проведем упражнение "Исправление биологического текста с ошибками".

Обратите внимание на слайд.

Внимательно прочитайте предложенный текст "Нуклеиновые кислоты" и найдите в нем предложения , в которых есть биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а потом сформулируйте их правильно.


  • НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

  • 1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются полимерами.

  • 2. Мономерами нуклеиновых кислот являются аминокислоты.

  • 3. В состав нуклеиновых кислот входит четыре аминокислоты: аденин, гуанин, тимин, цитозин.

  • 4. В клетке есть нуклеиновые кислоты двух видов ДНК и АТФ.

  • 5. ДНК обеспечивает хранение и передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней.

  • 6. В 1953 году было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

(Студенты называют и исправляют биологические ошибки.)


Слайд 7

А сейчас Видеозадание "Определи что это ( вещество, процесс, явление) ?"


На экране будут появляться рисунки или видеофрагменты, а вам необходимо будет определить, что именно демонстрируется.

Слайд 8

(Ответы студентов)

Слайд 9

(Ответы студентов)


Слайд 10

(Ответы студентов)


Слайд 11

(Ответы студентов)


Слайд 12

(Ответы студентов)

Слайд 13

Видео фрагмент 1

(Ответы студентов)





Опрос показал, что материал вами усвоен.


Слайд 14

Переходим к практической работе. Откройте тетради и запишите тему и цель практического занятия


Практическая работа № 2 "Решение задач по молекулярной биологии"


На сегодяшнем занятии вы будете решать задачи по молекулярной біологии


2.1. 2. Постановка проблемы

Слайд 15

Прежде чем вы начнете работать

Ставлю перед вами проблемный вопрос , на который попробуем ответить в конце занятие.

Задание

В искусственных условиях (вне клетки) удается синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток компоненты (ДНК, иРНК, рибосомы, аминокислоты).

Какой – овечий, козий или кроличий - белок будет синтезироваться, если для ис-кусственного синтеза взяты рибосомы кролика, ДНК козы а иРНК овцы? Почему?


Слайд 16

Обратите внимание на слайд. Эти данные понадобятся вам для решения задач


Слайд 17 - "Общие величины аминокислот и нуклеотидов "


Слайд 18, 19 Напоминаю, что для решения задач вам необходима таблица Генетического кода. Она находится у вас на столе


Напоминаю, что любая задача имеет 4 компонента: условие, вопрос, решение, ответ.

Приступаем к самостоятельной работе.

Желаю успехов!


2.2 Самостоятельная работа студентов



2.2 Выполнение студентами заданий. Текущий контроль выполнения практической работы.

2.3 Закрепление знаний студентов

Проверка выполнения творческих задач: сообщений, синквейнов, стихов


Перед практической работой вам были заданы творческие задания:

- составить синквейны о веществах, структурних компонентах;

(Ответы студентов)


А сейчас проверим, как вы усвоили материал. Дадим ответы на вопросы тестов.

На эту работу вам отводится 7 минут

3.1 Контроль усвоения знаний путем тестового опрашивания:

Работа студентов


ІІІ. Заключительный этап


3.1 Вернемся к проблемному заданию занятия:

Слайд

Задание

В искусственных условиях (вне клетки) удается синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток компоненты (ДНК, иРНК, рибосомы, аминокислоты).

Какой – овечий, козий или кроличий - белок будет синтезироваться, если для ис-кусственного синтеза взяты рибосомы кролика, ДНК козы а иРНК овцы? Почему?

Ответы студентов:

Ответ преподавателя:


3.2 Комментарий ответов студентов

3.3 Подведение итогов занятия


Всем будут выставленные оценки за занятие в журнал.


4. Подведение итогов выполненной работы.

Мы с вами закрепили основные понятия темы " Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации "

- Научились решать задачи по молекулярной биологии.


Слайд

5. Домашнее задание

1. Самостоятельно составить задачу и решить ее 

2. Повторить все темы для контрольной работы

Литература


1.Беляев Д.К. Биология. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Беляев Д.К., Бородин П. М. Дымщиц Г.М. – М.: «Просвещение», 2015. – 224 с.


2.Богданов Н.А, А.А. Каменский, Н.Ю.Сарычева, Н.А. Соколова

«Биология вступительные испытания» подготовка к ЕГЭ- 2012.


3. Кириленко А.А. «Молекулярная биология» Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ уровни А,В и С, 2013.

4.Воробьев О.В. Уроки биологии с применением информационных технологий .10 класс. Методическое пособие с электронным приложением–М.:Планета,2012

5.Чередниченко И.П. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.:Планета,2012

6.Интернет-ссылки:

http://ru.convdocs.org/download/docs-8406/8406.doc

http://bio.1september.ru/articles/2009/06







Приложение Д


АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


В процессе решения любой задачи выделяют определенные этапы.

1. Анализ задачи. Внимательно прочитайте содержание задачи, осмыслите ее и определите:

- к какому разделу или теме принадлежит задача,

- найдите, что дано и что необходимо найти.

2. Сокращенная запись условия:

- с помощью условных обозначений коротко запищите, что дано и что надо найти (как на уроках химии или физики).

- подумайте, которые из постоянных известных вам величин вы можете использовать при решении задачи, запишите их.

3. Оформление записи задачи.

Место, которое осталось после короткой записи условия задачи, условно поделите на две части. В левой части запишите данные, которые вы будете использовать, дело - решение. Действий в задаче может быть несколько. Записывайте их так: 1) ...; 2) ...; 3) ... и т.п..

4. Решение задачи.

Решайте задачу поэтапно.

На каждом этапе кратко формулируйте вопрос.

Тщательно проверяйте результаты расчетов.

Проверьте, всю ли информацию по условию задачи вы использовали.

При необходимости изберите другой способ решения.

5. Завершающий этап.

Проверьте правильность решения в целом, сформулируйте и запишите окончательный ответ.

















Приложение

Тестовый контроль по темам

"Молекулярный уровень организации жизни ", «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации»

1 вариант



1. ДНК в отличии от РНК:

А) двойная правозакрученная спираль. Б) линейная цепочка. В) трехцепочная структура.

Г) мономер.

2. Митохондрии выполняют функции:

А) синтеза АТФ. Б) фагоцитоза. В) пиноцитоза. Г) питания.


3.Термин клетка впервые употребил:


а)        Гук               г) Шванн

б)        Левенгук         д) Шлейден

в)        Броун               е) Вирхов


4. В РНК вместо тимина находится:

А) вода Б) урацил В) лейцин Г) аминокислота

5. Рибосомы участвуют в:

А) синтезе белка Б) синтезе АТФ

В) фагоцитозе Г) пиноцитозе


6. В состав нуклеотидов ДНК не входят:

А) дезоксирибоза Б) фосфорная кислота

В) жирная кислота Г) аденин


7. Мономерами белков являются:

А) жиры Б) аминокислоты

В) углеводы Г) вода

8.Почему бактерии относят к организмам прокариотам

А) состоят из одной клетки
Б) имеют мелкие размеры
В) не имеют оформленного ядра
Г) являются гетеротрофными


9. Ферменты:


А) ускоряют химические реакции, имеют белковую структуру; Б) источник энергии; В) переносят кислород


10. Один триплет ДНК содержит информацию:

А) о последовательности аминокислот в белке;
Б) об одном признаке организма;
В) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь;
Г) о начале синтеза и-РНК


11. Сколько различных аминокислот входит в состав белков?

А) 8;   Б) 20; В) 300; Г) более 500



12.Ген состоит из 300 нуклеотидов. Сколько аминокислот он кодирует

А) 900; Б)600; В) 300; Г) 100




Приложение


Тестовый контроль по темам

"Молекулярный уровень организации жизни ", «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации»

2 вариант


1. Рибоза, в отличие от дезоксирибозы, входит в состав

а)  ДНК       б) белков в) иРНК                     г)полисахаридов


2. Лизосомы выполняют функцию:

А) клеточного дыхания; Б) фотосинтеза; В) расщепления веществ; Г) синтеза белка


3. Основные положения клеточной теории впервые сформулированы:

а)        Гуком             г) Шванном

б)        Левенгуком   д) Шлейденом

в)        Броуном         е) Вирховым


4. РНК в отличии от ДНК:

А) линейная цепочка; Б) двойная спираль;

В) трехцепочная


5. Молекула ДНК находится в:

А) цитоплазме; Б) ядре; В) мембране;

Г) оболочке


6..Какое вещество хранит информацию о строении белковой молекулы

А) АТФ; Б) ДНК; В) РНК; Г) ЭПС

7. В результате какого процесса все живое на Земле обеспечивается пищей и кислородом?

А) биосинтеза белка;

Б) энергетического обмена;

В) фотосинтеза;

Г) круговорота веществ.


8. Сколько аминокислот содержит белок, если кодирующий его ген состоит из 3000 нуклеотидов:

А) 100; Б) 1000; В) 3000; Г) 9000



9. Животных относят к группе эукариотов, так как их клетки имеют


А) хлоропласты;
Б) плазматическую мембрану;
В) оболочку;
Г) оформленное ядро


10.Какое вещество способно к самоудвоению

А)белки; Б)углеводы; В)РНК; Г)ДНК

11.Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот


А) не имеют плазматической мембраны;
Б) не имеют оформленного ядра;
В) состоят из более простых органических веществ;
Г) содержат целлюлозу


12. К органическим веществам клетки относятся:

А) вода; Б) белки; В) липиды; Г) минеральные соли; Д) нуклеиновые кислоты


Приложение

Лист контроля знаний


студентов группы ХКМ 1/1 очного отделения

по практическому заняттяю «Решение задач по молекулярной биологии»


№ п/п

Ф.И.О.

студентов

Критерии

Итоговая оценка


Биологическая эстафета

Исправление текста с биологическими ошибками

Видеозадание «Определи что это»

Творческие задания

Тестовый контроль




















































































































































Приложение

Теоретические сведения



  1. Общин величины аминокислот и нуклеотидов


Lak = 0,35 нм – длина аминокислоты;

Lн-ду = 0,34 нм – длина одной пары нуклеотидов ДНК;

Mak = 110 Да – средняя масса аминокислоты;

Mн-ду = 350 Да – средняя масса нуклеотида.



  1. Во время решения таких задач не обходимо помнить, что:



  • каждую аминокислоту в белковой молекуле кодирует триплет нуклеотидов и-РНК (во время трансляции);

  • для определения длины гена (l) учитывают количество нуклеотидов, которое содержится в одной цепи ДНК;

  • для определения молекулярной массы гена (Mr) учитывают количество нуклеотидов, которое содержится в двух цепях ДНК;

  • трансляция осуществляется согласно генетического кода;

  • для всех ДНК верно правило Чаргаффа: А=Т; Г=Ц;

  • А+Г = Т+Ц (содержание пуриновых азотистых оснований – аденина и гуанина – равно содержанию пиримидиновых азотистых оснований – тимина и цитозина);

  • сумма всех нуклеотидов в молекуле ДНК или РНК (А+Т+Г+Ц или А+У+Г+Ц) составляет 100%.








Приложение


Инструкционная карта


Практическая работа №2


Тема: Решение задач по молекулярной биологии


Цель: научиться применять теоретические знания для решения задач по молекулярной биологии, моделировать процесс передачи наследственной информации, формировать умение сравнивать и анализировать


Оборудование: инструкционные карты, таблицы генетического кода.



1 вариант


Задача 1.  Фрагмент молекулы ДНК состоит из нуклеотидов, расположенных в следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ. Определите состав и последовательность аминокислот в белке, закодированной в этом участке гена.

Задача 2 Сколько аминокислотных остатков включает белок, если в кодирующем его гене цитозина - 800, тимина - 430.


Задача 3. Сколько нуклеотидов содержит ген ДНК, если в нем закодировано 135 аминокислот. Какова молекулярная масса данного гена и его длина?

Задача 4. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 1500 Да?


Задача 5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.


Сделайте выводы по выполненной работе ответив на следующие вопросы:

- Каковы функции молекулы ДНК в клетке?

- Какие функции в клетке выполняют транспортная, информационная, рибосомная РНК?

Практическая работа №2


Тема: Решение задач по молекулярной биологии


Цель: научиться применять теоретические знания для решения задач по молекулярной биологии, моделировать процесс передачи наследственной информации, формировать умение сравнивать и анализировать


Оборудование: инструкционные карты, таблицы генетического кода.



2 вариант


Задача 1.  Фрагмент одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -АТААГГАТГЦЦТ-. Определите последовательности нуклеотидов в иРНК и аминокислот в белке.

Задача 2. Сколько аминокислотных остатков включает белок, если в кодирующем его гене гуанина - 400, аденина - 700.


Задача 3. Сколько нуклеотидов содержит ген ДНК, если в нем закодировано 120 аминокислот. Какова молекулярная масса данного гена и его длина?


Задача 4. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 1200 Да?


Задача 5. В процессе трансляции участвовало 20 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.



Сделайте выводы по выполненной работе ответив на следующие вопросы:

- Каковы функции молекулы ДНК в клетке?

- Какие функции в клетке выполняют транспортная, информационная, рибосомная РНК?