СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого теоретического занятия "Патогенные микобактерии.Туберкулез"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для студентов 2-го курса по специальности Лабораторная диагностика.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого теоретического занятия "Патогенные микобактерии.Туберкулез"»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Цикловая методическая комиссия лабораторных дисциплин









Методическая разработка

открытого теоретического занятия №31

по теме: Патогенные микобактерии. Туберкулез.


МДК.04.01 Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Тип занятия: теоретическое










г. Евпатория, 2019г.


Автор: Гончарова А.И. – преподаватель колледжа, I квалификационная категория


























Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

лабораторных дисциплин

Протокол №____________

От «_____» ______________2022 г.

председатель ЦМК

______________Гончарова А.И.




Рецензия

На методическую разработку открытого теоретического занятия на тему «Патогенные микобактерии. Туберкулез» преподавателя высшей квалификационной категории Гончаровой Анны Ивановны



Представленная методическая разработка открытого теоретического занятия на тему «Патогенные микобактерии. Туберкулез.»
составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

Изучение темы способствует углублению знаний студентов в области частной микробиологии, что даст понять значимость бережного отношения к собственному здоровью, расставит акценты на роли возбудителя туберкулеза с эпидемиологической точки зрения.

Методическая разработка включает в себя постановку темы, целей, мотивации занятия, указаны источники, определены умения и знания студентов. В структуре занятия есть все необходимые компоненты, что полностью соответствует требованиям к оформлению методической разработки.

Центральным вопросом является определение свойств микобактерии туберкулеза, методов бактериологического исследования, а также роли специфической профилактики данной инфекции.

Преподаватель проявил умение разбираться в новых вопросах, логично построил подачу материала и органично объединил все составные вопросы, которые плавно переходят друг в друга, - это дает возможность легко воспринимать новый материал студентами.

Выбранные формы и методы соответствуют психо - физиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. На лекции осуществляется групповая форма деятельности учащихся. Занятие насыщено необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим материалом. Использование на лекции компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению.

Материал излагается на достаточном научном уровне, что не снижает его доступности в понимании.

Методическая разработка подготовлена на высшем уровне.



Рецензент:

Председатель ЦМК

Лабораторных дисциплин Э.Н. Зейналиева




ОТЗЫВ

на теоретическое занятие по МДК 04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований на тему: «Патогенные микобактерии. Туберкулез»

преподавателя

Гончаровой Анны Ивановны


Открытое теоретическое занятие по МДК 04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований проведено для студентов 2 курса специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

На занятии присутствовали студенты в количестве 19 человек. В рамках открытого занятия были рассмотрены вопросы раздела 3 рабочей программы по ПМ.04 Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

Тип занятия: проблемная лекция. Преподаватель логично построил порядок подачи материала. Перед студентами поставлен проблемный вопрос, на который они смогли найти ответ, прослушав внимательно материал лекции. Содержание материала раскрыто логично и аргументировано. Время отведенное на занятие, использовано оптимально. Преподаватель свободно владеет вопросами, предлагаемыми к изучению, ориентируется в вопросах микробиологического направления и эпидемиологии.

В рамках учебного процесса преподаватель активно использует демонстрационные средства, что активно вызывало заинтересованность студента. Преподаватель в свободной форме излагает лекционный материал; установлен полный психологический контакт с аудиторией, в результате которого, студенты принимали активное участие в обсуждении изучаемых вопросов.

В целом, теоретическое занятие проведено на высоком учебно-методическом и научном уровнях, полностью соответствует современным представлениям о рассматриваемых вопросах и требованиям, предъявляемым к преподавателю высшей школы. При изложении рассматриваемых вопросов преподавателем была установлена логическая связь с ранее изученными вопросами профессионального модуля, четко сформулирована связь с практическими примерами в области биохимии, анатомии, клинических исследований, что обеспечивает прочное формирование профессиональных знаний студентов специальности. Студенты группы принимали активное участие в обсуждении поставленных вопросов в рамках изучаемой темы и, как результат, показали отличные результаты при решении проблемного вопроса и ситуационных задач по теме.




_________ Н.В. Храновская, методист высшей квалификационной категории







Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (теоретическое) № 31


Тема занятия: Патогенные микобактерии. Туберкулез.

Специальность: 31.02.03. Лабораторная диагностика Курс 2-ой

МДК 04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований


Методическая цель занятия:

Демонстрация инновационных педагогических технологий в процессе качества усвоения материала.


Образовательные цели:

  • Раскрыть значение и роль микобактерий в развитии инфекционных заболеваний.

  • Рассмотреть морфологические, культуральные и биохимические свойства микобактерий туберкулеза

  • Изучить профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости туберкулезом

Развивающие:

  • Развивать навыки самообразования, творческие способности студентов

  • Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений выделять главное и существенное

  • устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательные:

  • создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии лабораторного медицинского техника;

  • воспитывать уважение к людям, науки, их достижениям

  • продолжить формирования умения работать в коллективе, принимать совместные решения

Междисциплинарные связи:

  1. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

  2. Анатомия и физиология человека

  3. Основы патологии

  4. Основы латинского языка с медицинской терминологией

Внутридисциплинарные связи:

  1. Учение об инфекции
  2. Методы микробиологического исследования дыхательной системы
  3. Проведение микробиологической диагностики воздушно-капельных инфекций

Место проведения: лекционная аудитория

Количество часов: 2 академических

Обеспечение занятия: Методическая разработка

Литература: Ф.К.Черкес, Л.Б.Богоявленская, Бельская Н.А. «Микробиология» М: Альянс 2019г.

Интернет- ресурсы: http://meduniver.com , http://rospotrebnadzor.ru

Студент должен знать:

- задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории.

- общие характеристики микроорганизмов, имеющие значение для лабораторной диагностики

- требования к организации работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности

- механизм иммунологических реакций

Студент должен уметь:

- принимать, регистрировать, отбирать клинический материал, пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;

- готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;

- проводить микробиологические исследования клинического материала, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

- оценивать результат проведенных исследований;

- вести учетно-отчетную документацию;

- проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты рабочего места и аппаратуры;

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эф­фективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических исследований.

ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.

ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.


Структура занятия:


  1. Организационный момент 2 мин

  2. Цели занятия (мотивация) 2 мин.

  3. Введение нового материала 70мин.

  4. Закрепление материала 12 мин.

  5. Задание на дом 2 мин.

  6. Подведение итогов 2мин.

Ход занятия


  1. Организационный момент (Взаимоприветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.)

  2. Цели (мотивация) занятия:

Изучение свойств микобактерий и методов их исследования является необходимым элементом подготовки медицинского лабораторного техника, а также важным этапом в диагностике туберкулеза.

  1. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)

а) введение

Туберкулез  - одна из 10 основных причин смерти во всем мире.

Это  самое древнее из известных человечеству инфекционных заболеваний. Раньше туберкулез называли чахоткой.

На сегодняшний день около трети населения планеты инфицировано микобактерией туберкулеза. В течение жизни человек неоднократно контактирует с микобактериями туберкулеза, однако туберкулезный патологический процесс развивается далеко не у всех инфицированных.


Постановка проблемного вопроса:

Насколько мы знаем туберкулез?

список вопросов, на которые нужно дать ответы в конце лекции:

  1. Туберкулез поражает только легкие?
  2. Здоровый человек тоже может быть носителем туберкулеза?
  3. Почему туберкулез не искоренили, как оспу?
  4. Туберкулез можно вылечить?
  5. Почему тогда умирают пациенты с туберкулезом?
  6. Можно ли заразиться от кашляющего человека на улице?
  7. А через прикосновение?
  8. Туберкулез развивается только на фоне недостатка витаминов?
  9. Прививка БЦЖ защищает от туберкулеза?
  10. Если после БЦЖ не осталось шрама, ребенок в группе риска?
  11. Кашель с кровью — основной признак туберкулеза?
  12. Если проба Манту положительная, ребенок точно болен?
  13. Как выявить туберкулез на ранней стадии у взрослого?


Чтобы расставить все точки над i, убедиться в правильности или наоборот ошибочном мнении по отношению к туберкулезу, необходимо изучить свойства возбудителя туберкулеза для понимания патогенеза и эпидемиологии данной инфекции.


б) основная часть

План занятия:

  1. Классификация микобактерий

  2. Морфология микобактерий

  3. Антигенные свойства и факторы патогенности

  4. Физиологические, культуральные и биохимические свойства.

  5. Эпидемиология, патогенез, клинические проявления, специфическая профилактика туберкулеза.

в) заключение

Таким образом, мы с вами рассмотрели все вопросы, связанные с характеристикой возбудителя туберкулеза, а также с эпидемиологией и специфической профилактикой данного заболевания. Давайте подытожим:

4. Закрепление материала:

1.Обсуждение вопросов, поставленных в начале лекции.

2. Проверка усвоения материла путем опроса с применением web-сервисов Kahoot.it - https://create.kahoot.it/details/6f424238-d9f0-4994-855c-92883eddaa4d

5. Домашнее задание: Конспект лекций, учебник стр.376-385; решение ситуационных задач с построением схемы исследования на платформе eliademy;

6. Подведение итогов занятия

Преподаватель еще раз делает акценты на самых важных моментах лекции. Отвечает на вопросы студентов.


Преподаватель Гончарова А.И


Микобактерии

  1. Таксономия:

Firmicutes Actinomycetales Mycobacteriaceae

Mycobacterium (более 40 видов)

M.tuberculosis, M.bovis, M.africanum, M.avium (→туберкулёз)

Устойчивы в среде (в высушенной мокроте сохраняются до 2 недель, в воде до года, в почве до 6 месяцев).

Остается жизнеспособным:

в уличной пыли – 10 дней, в сливочном масле – 240 сут.

в мокроте – неск. месяцев в сыре – 200 сут.

в воде - 5 мес. на страницах книг – 3 мес.

в погребенных трупах – неск. месяцев

при кипячении – до 15 мин. при УФО – 2-3 мин.


  1. Морфология:

Тонкая и стройная, прямая или слегка изогнутая палочка («швейная игла»). Полиморфизм (палочковидные, в старых культурах наблюдают ветвящиеся, нитевидные формы, зернистые формы – формы Муха). Неподвижны. Грамположительны (но по Граму плохо окрашиваются). Неспорогенные. Кислото-, щелоче- и спиртоустойчивы (благодаря высокому содержанию липидов – до 40% сухого остатка клетки). Располагается одиночно, по парам или небольшими скоплениями.

Фракции липидов: фосфатидная, жировая, восковая.

Жирные кислоты в составе липидов:

туберкулостеариновая,

фтиоидная,

миколовая.

Высокое содержание липидов обеспечивает свойства туберкулёзных палочек:

  1. устойчивость к кислотам, щелочам, спирту;

Трудно окрашиваются красителями, только интенсивные методы. Окрашиваются по Циль-Нильсену (конц. р-р карболового фуксина при подогревании) в красный цвет.

  1. высокую устойчивость к высушиванию и действию солнечных лучей;

  2. устойчивость к действию обычных дезинфицирующих веществ;

  3. высокую гидрофобность;

  4. вирулентность микобактерий туберкулёза;

  5. Фтиоидная, миколовая кислоты оказывают токсическое действие на клетки и ткани.

  6. вызывает повышенную чувствительность замедленного типа.

В организме больных под влиянием химиотерапии часто образуются «фильтрующиеся» (ультрамалые) L-формы.

  1. Антигенная структура и роль в патологии:

В антигенном отношении однородна (сероваров не выявлено).

По роли в патологии человека все микобактерии подразделяются на несколько групп:

1. Возбудители туберкулёза у человека.

M.tuberculosis (hominis тип) вызывает туберкулёз у 85-90% больных

M.bovis (бычий тип) – 10-15%

M.africanum – 5%

2. Возбудители микобактериозов (туберкулёзоподобные поражения). Выделяют от больных людей и животных, страдающих заболеваниями лёгких, кожи, лимфатических узлов. Наиболее часто встречающиеся возбудители M.kansasii, M.ulcerans, M.microti, M.xenopi.

Их возрастающая роль в патологии человека обусловлена, в том числе и беспорядочным применением антибиотиков, к которым они обладают широким спектром резистентности.

Различают три типа микобактериозов в зависимости от вида микобактерий и иммунного статуса макроорганизма:

А) Генерализованные инфекции

Б) Локализованные с поражениями в определённых участках тела

В) Инфекции без видимых поражений (возбудитель обнаруживается в лимфоузлах внеклеточно или внутриклеточно).

Mycobacterium avium-intracellularae комплекс (МАК) у больных СПИДом и его значение

Два вида нефотохромогенных микобактерий (M. avium, возбудитель туберкулеза птиц, и M. intracellulare) морфологически и культурально идентичны друг другу. У человека вызывают туберкулезоподобные поражения легких, почек, кожи и костно-суставной системы. Особую опасность представляют для больных иммунодефицитами (особенно со СПИДом), так как в примерно половине случаев у таких людей вызывают генерализованные поражения.

Отличаются от других условно-патогенных микобактерий множественной устойчивостью к лекарственным препаратам, в связи с чем лечение вызванных МАК поражений представляет большую проблему. Часто приходится прибегать к хирургическому удалению пораженных тканей.

По патогенным свойствам среди микобактерий различают:

1. Патогенные и условнопатогенные виды (24 вида).

2. Сапрофиты.


Рост и пигментообразование:

По скорости роста выделяют:

1. Крупные колонии появляются ранее 7 дня инкубации (18 видов) - быстрорастущие.

2. Крупные колонии появляются после 7 и более дней инкубации (20 видов) - медленнорастущие.

3. Микобактерии, которые требуют специальных условий для роста или не растут на искусственных питательных средах (M.leprae, M.lepraemurium).

По способности к пигментообразованию микобактерии подразделяют на 3 группы:

1. Фотохромогенные (образуют пигмент лимонно-жёлтого цвета при росте на свету).

2. Скотохромогенные (образуют пигмент оранжевого цвета при инкубировании в темноте и на свету).

3. Нефотохромогенные (не образуют пигмент вне зависимости от света).


Большинство возбудителей туберкулёза и микобактериозов являются медленнорастущими и нефотохромогенными.


  1. Факторы патогенности:


1. Корд-фактор (токсический гликолипид клеточной стенки) – фактор адгезии, оказывает токсическое действие, защищает от фагоцитоза, разрушает митохондрии, тормозит миграцию ПМЛ. При культивировании склеивает вирулентные особи в виде тяжей. Микобактерии, лишённые корд-фактора, являются слабопатогенными.

2. Туберкулин (туберкулопротеин) – оказывает повреждающее действие на ткани, обладает аллергизирующим действием, вызывает ГЗТ. Используются для выявления сенсибилизации организма (туберкулиновые пробы Манту).

3. Гликолипиды клеточной стенки (микозиды) и маннозные рецепторы микобактерий способствуют незавершённому фагоцитозу.

4. Туберкулостеариновая, миколевая и др. жирные кислоты оказывают токсическое действие на ткани.

5. Сидерофоры (факторы, конкурирующие с фагоцитами за железо) – подавление активности альвеолярных макрофагов.


  1. Культуральные свойства:

Строгие аэробы. Рост стимулируется в присутствии 5-10% СО2. Растут медленно от 2 до 8 недель. Прихотливы к питательным средам. Сложные питательные потребности (используются среды на основе яичной основе или картофельно-глицериновые). Мезофилы.

Специальные среды:

1. Левенштейна-Йенсена среда (МПА + картофельный сок + яйца + молоко + аспарагин + глицерин + малахитовая зелень) → «бородавчатый рост» (вирулентные R-формы)

2. Среда Финна (состав тот же, но вместо аспарагина сложный солевой раствор).

3. На глицериновом бульоне рост в виде морщинистой плёнки жёлтого цвета, при этом бульон остаётся прозрачным. На глицериновом агаре рост через 7 дней – сухой, чешуйчатый налёт, переходящий в грубые бородавчатые образования с жёлтым пигментом.

4. Ускоренное бактериологическое исследование - метод Прайса-Школьниковой – на стекло наносят патологический материал, обрабатывают кислотой для уничтожения кислоточувствительных бактерий и помещают в цитратную кровь, через 3-4 дня извлекают, окрашивают по ЦН и микроскопируют, наблюдают змеевидный рост микроколоний благодаря наличию корд-фактора.


  1. Биохимические тесты:

Для ускоренной дифференциации учитываются прежде всего следующие признаки:

1. Скорость и условия роста.

2. Способность к пигментообразованию.

3. Способность синтезировать никотиновую кислоту. Основной биохимический тест, используемый для идентификации – ниациновая проба Конно


  1. Лабораторная диагностика:

Местом локализации инфекции может быть любой орган или ткань (кишечник, кожа, почки, кости, но чаще всего – лёгкие).

Материал для исследования зависит от локализации процесса (мокрота (утренняя порция), ликвор, промывные воды желудка (у детей вместо мокроты) и бронхов, кровь, моча, испражнения, гной).

1) Бактериоскопический метод:

- Окраска по Циль-Нильсену

А. прямая

Б. после обогащения (используется при малом количестве возбудителя в материале)

    • Гомогенизация (обработка щёлочью, фибрин при этом растворяется, возбудитель освобождается, мазок делают после центрифугирования)

    • Флотация (обработка ксилолом или бензолом, встряхивание, возбудитель всплывает в силу своей гидрофобности вместе с пеной, из которой готовят мазок)

- Окраска флюорохромом (чаще всего - аурамином)

Не позволяет отличить патогенные палочки от непатогенных кислотоустойчивых микобактерий, вызывающих микобактериозы!

2) Бактериологический метод

Материал часто содержит микрофлору (исключение – ликвор), поэтому необходима предварительная обработка!

Этапы:

1. Гомогенизация мокроты и обработка 5% кислотой/щелочью + промывка водой.

2. Посев на среду ЛЙ, инкубация 2-4недели.

3. Идентификация (морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические свойства).

4. Определение чувствительности к АБ методом абсолютных концентраций на среде ЛЙ.

Результаты исследования учитывают, когда получен обильный рост в контрольных пробирках. В остальных пробирках рост может быть различной интенсивности или отсутствовать. Штаммы, которые дают рост при более высоком содержании препаратов, относятся к лекарственно устойчивым. Устойчивость данного штамма в целом выражается той максимальной концентрацией антибиотика, при которой ещё наблюдается рост, приближающийся к росту в контроле.

Дифференциация M. tuberculosis от M. bovis:

1. Ниациновая проба Конно:

культура микобактерий в жидкой питательной среде + 1 мл р-ра KCN и 1 мл р-ра хлорамина, через несколько минут:

    • ярко-желтая окраска - M. tuberculosis

    • отсутствие её - M. bovis

2. Биопробы - заражение морской свинки и кролика: для свинки чувствительны оба вида, для кролика только M. bovis

3. Биологический метод:

подкожное заражение морских свинок с последующим макро- и микроскопическим исследованием органов погибших животных. Продолжительность исследования 1-3 мес.

  1. Аллергодиагностика:

Аллергическую кожную пробу (внутрикожную пробу Манту с туберкулином) используют как диагностический метод. PPD - очищенный белок, приготовленный из фильтратов культур микобактерий человеческого и бычьего типов, выращенных на синтетической среде. Представляет собой сухой порошок туберкулопротеина. Очищенный туберкулин в стандартном разведении содержит 0.1 мл 5 туберкулиновых единиц ТЕ, вводится внутрикожно в ладонную поверхность левого предплечья. Учет реакции через 48 – 72 ч (ГЗТ).

Цели (оценка инфицированности организма):

1. Распознавание туберкулёза в раннем возрасте.

2. Отбор детей для ревакцинации БЦЖ (проводят в 7 лет и в 14 лет только для детей с отрицательной кожной пробой).

3. Определение инфицированности населения туберкулёзом.

4. Контроль эффективности вакцинации.

5. Оценка течения туберкулёзного процесса.

Положительный результатместная воспалительная реакция (гиперемия более 5 мм, лёгкая болезненность, припухлость, инфильтрация). Положительная туберкулиновая проба указывает на аллергическое состояние (ГЗТ организма к микобактериям), возникшее в результате:

А) вакцинации БЦЖ

Б) контакта с больным (бытовая иммунизация)

В) наличия туберкулёзного процесса в организме

Отрицательная реакция (диаметр инфильтрата менее 1 мм → организм не инфицирован микобактериями туберкулёза) является показанием к ревакцинации. Сомнительная реакция 2-4 мм.

При оценке туберкулиновых проб следует иметь в виду:

отрицательная реакция Манту не всегда указывает на отсутствие процесса, т.к. у больных с иммунодефицитами и анергией реакция обычно также отрицательна.

положительный результат нельзя рассматривать как признак активного процесса

5. Серодиагностика:

РСК, РТГА, РИА, ИФА, иммуноблоттинг и др.

6. Молекулярно-генетические методы: метод гибридизации ДНК, ПЦР.

Для обнаружения L-форм:

- РИФ с сыворотками против антигенов L-форм.

- Засев в специальную полужидкую среду с последующей микроскопией образовавшегося через 1,5-2 мес. мутного облачка с включениями (похожего на манную крупу) с помощью фазово-контрастного микроскопа

- культуральный метод.

- Многократные пассажи на морских свинках (при этом L-формы повысят свою вирулентность и вызовут инфекцию) – биологический метод.

  1. Патогенез и эпидемиология:

Туберкулёз – хроническое инфекционно-аллергическое заболевание со специфическим поражением органов дыхания, костно-суставной, мочеполовой, кишечника, кожи, глаз, других органов (tuberculum – бугорок).

ИИ – больные люди (возбудители выделяются с мокротой, калом и мочой) и животные (КРС).

МП и ПП: аэрогенный механизм (воздушно-капельный и воздушно-пылевой), реже контактный (при совместном проживании) и алиментарный (через молоко и молочные продукты).

Входные ворота: дыхательные пути, но могут быть любые слизистые оболочки и повреждённая кожа


Патогенез: В зависимости от механизма заражения первичный туберкулёзный очаг локализуется либо в лёгких, либо в мезентериальных лимфатических узлах.

Клиническая картина: Первичный туберкулез либо вовсе не сопровождается выраженной симптоматикой, либо напоминает собой гриппоподобный синдром. При реактивации инфекции (вторичный туберкулез) наблюдаются (при туберкулезе легких): кашель (часто с кровохарканием), снижение массы тела, обильное ночное потоотделение, хронический субфебрилитет.

Многообразие симптоматики туберкулеза делает его клиническую классификацию достаточно сложной!

Клинические формы:

1. Очаговый. 2. Генерализованный (диссеминированный или милиарный туберкулёз у лиц с ИД, туберкулёзный менингит, туберкулёз МПС и др.). 3. Первичный и вторичный. 4. По локализации

Инфекционная гранулема (бугорок) – образуется в месте внедрения возбудителя. Это образование можно рассматривать как защитную реакцию организма, направленную на локализацию возбудителя в месте внедрения.


Организм человека обладает высокой естественной резистентностью к туберкулёзным микробам, поэтому в большинстве случае заражение (80% инфицируются до 20 лет) ведёт не к заболеванию, а (в 95% случаев) к формированию первичного очага, его отграничению и обызвествлению.

  • Свой вклад в противотуберкулезный иммунитет вносит ГЗТ, благодаря которой происходит локализация возбудителя путем образования гранулем.

  • Сенсибилизированный организм (т.е. инфицированный туберкулезной палочкой) приобретает способность быстро связывать новую дозу возбудителя и удалять её из организма. В этом процессе ведущую роль играют Т-лимфоциты.

  • Поэтому заболевание туберкулезом у взрослых, уже инфицированных туберкулезной палочкой, в большинстве случаев протекают относительно доброкачественно, в виде местного процесса в легких, а не в виде генерализованного процесса, как у детей при первичном заражении.

Естественная устойчивость определяется социально-бытовыми условиями жизни. При неблагоприятных условиях инфекция может активизироваться (эндогенная реактивация инфекции) или развиться экзогенная суперинфекция.

Иммунитет «нестерильный» - протекает на фоне первичной инфекции и обеспечивает устойчивость к суперинфекции.

Лечение: антибиотики и химиопрепараты. Ранние препараты включают производные парааминосалициловой кислоты (ПАСК), гидразида изоникотиновой кислоты (ГИНК) – изониазид, фтивазид. Препараты поздние – циклосерин, канамицин, рифампицин. Используют комплекс препаратов в течение нескольких месяцев с периодической их сменой. У микобактерий к химиопрепаратам, особенно первого ряда, часто наблюдается устойчивость, поэтому лечение должно сопровождаться контролем степени чувствительности к применяемым препаратам!

Специфическая профилактика: Плановая вакцинация БЦЖ (БЦЖ-М) из ослабленного многолетними пересевами штамма M.bovis. Вакцина живая, формируется нестерильный иммунитет. Вводят внутрикожно на 3-4 день жизни. Ревакцинация в 7 и 14 лет по показанию.

Неспецифическая профилактика:

Санитарно-гигиенические мероприятия, нормализация условий труда и быта, полноценное питание, ЗОЖ, проведение массового флюорографического обследования населения