АВТОР: МОНГУШ СВЕТЛАНА КАЛДЫР-ООЛОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,
МОБУ СОЛЧУРСКАЯ СОШ ОВЮРСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
для 6 класса по русскому языку
по теме «Основные способы словообразования в русском языке. Виды морфем.»
Тема : Основные способы словообразования в русском языке. Виды морфем.
Цель: повторение и обобщение знаний о морфемах, роли морфем в словообразовании.
Цель учащихся: умение находить морфемы в слове.
Задачи: продолжить формировать знания о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании, развивать навыки работы в парах, мотивацию к аналитической деятельности, воспитывать культуру речи.
Методы: частично-поисковый ,проблемный, словесный.
Ход урока.
I. Актуализация знаний учеников. Постановка задачи.
Проверка домашнего задания. Работа с текстом «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
- Кто чем богат, тот тем и делится!
- Чему учит текст?
2. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.
Работа со словами из текста дом и сад
— Что такое домик? От чего образовано это слово? (От слова дом.)
Заполнение рабочего листа
-Что вы знаете о морфемике?
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.
-Какие вы знаете морфемы?
Морфема – это наименьшая значимая часть слова.
Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).
II. Работа над новым материалом.
1. Средства образования новых слов.
— Слова в русском языке образуются на основе слов. Запишем примеры:
на основе слов: травяной (трава), тишь (тихий), приплыть (плыть);
— Мы ответили на первую часть вопроса: от чего (или, по-другому, на основе чего) образуются слова. Теперь узнаем, с помощью каких языковых средств слова образуются.
Рассмотрите схемы:
полянка ←⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯ поляна
прилететь ←⎯⎯⎯⎯⎯ лететь
наколенник ←⎯⎯⎯⎯⎯ колено
синь ←⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯ синий
III. Закрепление изученного материала. Групповая работа.
Образовать новые слова со словами : бежать ,читать
Составить новые слова со словом «снег».
IV. Домашнее задание: Выполнить разбор ( по выбору).
V. Рефлексия.
3