СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Клод Моне"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция с запланированной ошибкой

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Клод Моне"»


МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская художественная школа им. Марии Тенишевой»








«ИМПРЕССИОНИЗМ. КЛОД МОНЕ»


Методическая разработка открытого урока










Рассмотрена на заседании_______________

_____________________________________


Протокол №____от________________2023


Председатель Елена Геннадьевна Плохушко


Разработчик:

Анисимов И.А., преподаватель

изобразительного искусства первой квалификационной категории














Черняховск

2023

  1. ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ УРОКА 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

ПЛАН УРОКА 23

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 24

САМОАНАЛИЗ УРОКА 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Наглядное пособие 33

ПАСПОРТ УРОКА


«Импрессионизм. Клод Моне»


Преподаватель: Анисимов Игорь Андреевич


Вид ДОП

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства

Название ДОП

Живопись

Учебный предмет

История изобразительного искусства

Срок обучения

4 года

Год обучения

Третий

Возраст учащихся

13-15 лет

Место темы в структуре учебной программы

раздел учебной программы: Раздел 7. Искусство Западной Европы XIX века

этап освоения темы: продолжение знакомства с искусством импрессионистов

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока

Лекция с запланированными ошибками

Продолжительность

40 минут

Характеристика группы / учащегося

(кратко)

общий уровень подготовки по программе: 6 уч. ‒ высокий; 3 уч. ‒ средний.

общий уровень развития: средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой, высокий уровень коммуникативной сферы.

Цель урока

Сформировать представление о творчестве французского художника Клода Моне, выявить художественные особенности его работ, углубить знания об импрессионизме.

Задачи урока

1) учебные:

А) углубить знания в области истории искусства;

Б) проследить творческий путь художника и обозначить его место в истории искусства;

В) рассмотреть становление импрессионизма как крупнейшего направления в искусстве XIX-XX вв;

2) развивающие:

А) развить навыки анализа художественных произведений;

Б) развить творческое мышление;

3) воспитательные:

А) воспитать чувство прекрасного и эстетического

Б) воспитать интерес к предметам искусства.

Методы обучения

методы организации учебной деятельности: словесные, наглядные, проблемно-поисковые;

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: учебная дискуссия;

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устный контроль, рефлексия.

Формы работы

фронтальная, индивидуальная

Средства обучения

инструментальные: рабочие тетради, ручки

наглядные: презентация «Клод Моне»

технические: экран, ноутбук

Межпредметные связи

Живопись, основы композиции, история.

Дата проведения

23.11.2023

Место проведения

Выставочный зал МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой».



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Для того чтобы у учащихся сложилась наиболее полная картина развития искусства; сложилось понимание возникновения нового художественного видения, повлиявшего не только на европейское искусство, но и на русское; сформировалось осознание культурной ценности творческих открытий мастеров прошлого – необходимо знакомить их с искусством и выдающимися личностями прошлого.

Импрессионизм – важнейшее направление в живописи второй половины девятнадцатого века. Клод Моне – выдающийся художник, стоящий у истоков возникновения импрессионизма.

Изучение творческого метода мастера, его наиболее значимых произведений позволяет проследить развитие художественной мысли искусства конца XIX века, её связи с искусством востока.

Изучение стилистических особенностей импрессионизма послужат базой для дальнейшего изучения истории. Знание стилей и направлений искусства помогает художникам и дизайнерам учитывать наследие предшественников и грамотно выстраивать свой творческий стиль.

Роль и место урока в освоении дисциплины и структуре дополнительной общебразовательной программе: Данная тема изучается учащимися третьего года обучения по предмету «История искусства» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в рабочей программе «История изобразительного искусства» в рамках темы «Импрессионисты».

Этап освоения программы: продолжение знакомства с западным искусством второй половины девятнадцатого века.

Характеристика группы учащихся: Шесть учеников имеют высокий уровень подготовки по программе, трое учащихся ‒ средний.

Группа имеет средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой, высокий уровень коммуникативной сферы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: Лекция с запланированными ошибками

Цель урока: Сформировать представление о творчестве французского художника Клода Моне, выявить художественные особенности его работ, углубить знания об импрессионизме.

Задачи урока:

1) учебные:

А) углубить знания в области истории искусства;

Б) проследить творческий путь художника и обозначить его место в истории искусства;

В) рассмотреть становление импрессионизма как крупнейшего направления в искусстве XIX-XX вв;

2) развивающие:

А) развить навыки анализа художественных произведений;

Б) развить творческое мышление;

3) воспитательные:

А) воспитать чувство прекрасного и эстетического

Б) воспитать интерес к предметам искусства.

Методы обучения:

методы организации учебной деятельности: словесные, наглядные, проблемно-поисковые;

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: учебная дискуссия;

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устный контроль, рефлексия.

Форма работы: фронтальная

Средства обучения:

инструментальные: рабочие тетради, ручки;

наглядные: презентация «Клод Моне»;

технические: экран, ноутбук.

Межпредметные связи: Живопись, основы композиции, история.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и включает в себя один урок (40 минут) по теме «Импрессионизм. Клод Моне». Дальнейшее изучение темы «Импрессионизм» по программе «История искусства» составляет 6 (шесть) часов.

План урока

I Подготовительный этап

  1. Организационная часть

  2. Проверочная часть

  3. Подготовительная часть

II Основной этап

  1. Первичное усвоение новых знаний и способов действий

  2. Первичное закрепление знаний

  3. Обобщение и систематизация знаний

III Итогово-рефлексивный этап


Ход занятия

I Подготовительный этап

1. Организационная часть

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Проверочная часть

У: Прежде чем перейти к нашей теме, давайте вспомним: что такое «Парижский салон»?

О: Парижский салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции. Жюри было ориентировано на вкусы художественных академий и отрицательно относилось к любому нарушению традиций.

Слайд 1. У: Что характерно для академического искусства?

О: Тяга к реализму, правильным пропорциям, классицизму.

У: Верно. Это можно увидеть на работе Кабанеля «Рождение Венеры», пользовавшейся успехом в Парижском салоне. Многие работы неакадемического толка были отклонены салоном 1863 года. Тогда художники организовали свою Выставку «Салон отверженных», где выставлялись первые импрессионисты.

Слайд 2. А вот перед вами работа «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане, одного из основателей импрессионизма. Давайте найдём в ней элементы новаторства. Почему эту работу нельзя считать академической? Что художник привнёс нового?

О: Художник обрезает композицию, использует светлые цвета. Проработка фигур вольная, мазки отдельные, что нехарактерно для академического искусства.

У: Верно.

3. Подготовительная часть

Импрессионизм – это художественное направление второй половины XIX века, зародившееся во Франции. Художники старались наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Тема нашего урока «Импрессионизм. Клод Моне». Моне – один из первопроходцев этого направления. Целью урока формирование представлений о творчестве художника, выявление художественных особенностей его работ, углубить знания об импрессионизме.

Наш сегодняшний урок непростой. Я прошу вас внимательно меня слушать, потому что в лекции будут допущены ошибки. Перечень ошибок лежит у меня на столе. В конце лекции я выслушаю ваши предположения и раскрою его.

II Основной этап

4. Усвоение новых знаний и навыков

Слайд 3. Перейдем к нашему сегодняшнему герою. Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Но юность он провел в Гавре, где его отец в компании со своим шурином владел бакалейной лавкой. Клод проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. По натуре он был недисциплинирован, и школа всегда казалась ему тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере. В этой забаве он вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет он был известен всему Гавру как карикатурист.

Слайд 4. Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости». Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден, и, ещё не зная этого человека, Моне возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре. Как вспоминал Моне:

Слайд 5. «Буден тотчас же подошел ко мне, – вспоминал Моне, – похвалил меня своим мягким голосом и сказал: "Я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы – это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Все это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окруженные воздухом и светом"».

Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне. Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог «переварить» его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться. Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись, — вспоминал Моне, — я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её»

Увлечение живописью заставляет молодого художника отправиться в Париж. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Слайд 6. «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) — картина Клода Моне, давшая название художественному направлению «импрессионизм».

С лёгкой руки журналиста Луи Леруа название произведения стало именем направления, представители которого принимали участие в этой выставке. В своей статье «Выставка импрессионистов» (1874, газета Le Charivari) Леруа написал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!».

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.

Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми.

Художники-импрессионисты были долгожителями — уникальное поколение, дожившее до 70 — 80 лет и захваченное вихрем больших событий и перемен. Революция, две войны, взрыв новых технологий и просто бытовых приспособлений, которые навсегда меняли мир.

Они родились, когда фотографии еще не было. Чтобы обзавестись портретом любимой жены или детей, нужно было нанимать художника. Чтобы украсить пейзажем или натюрмортом стены трактира или торговой лавки, нужно было нанимать художника. Женщины еще не могли учиться в школе изящных искусств и без ущерба для репутации писать обнаженную натуру. Таким был мир в середине XIX века.

Стремительный научно-технический прогресс готовил для будущего объединения художников несколько перемен, без которых не было бы никакого импрессионизма.

Слайд 7. Тюбик для краски. Зубную пасту, косметические средства, краски и даже еду для космонавтов — сейчас в алюминиевый тюбик пакуют самые разные продукты. Но этому изобретению всего лишь чуть больше 150 лет. Например, Клод Моне и Огюст Ренуар родились в 1840 году, а только в 1841 американец Джон Ренд запатентовал свое изобретение — оловянную тубу, завернутую с одного края и закручивающуюся колпачком — с другого. Поначалу эта туба была сказочно дорогой, потом ее начали изготавливать из свинца — и она стала фантастически вредной. До первого алюминиевого тюбика пройдет еще не одно десятилетие, но художников ни цена, ни токсичность совершенно не волнуют — в их руках оказалось настоящее сокровище.

До изобретения тюбика художники упаковывали готовые смешанные краски в свиные мочевые пузыри и завязывали их узелком. Потом протыкали пузырь иглой, чтобы немного краски выдавить на палитру, а образовавшееся отверстие затыкали гвоздем. В пузыре краска тоже сама собой не появлялась. Чтобы получить ее, минеральный пигмент растирали камнем на каменной плите, нанимали для этого подмастерьев или совсем уж в цивилизованных местах планеты — покупали готовый порошок в художественных лавках. При этом художник точно знал, кто и как долго трудился, чтобы растереть для него этот порошок.

Тюбик не только избавил живописца от тяжелого физического труда, но и позволил таскать краски за собой куда вздумается. Тюбик с краской сделал возможным пленэр.

Слайд 8-9. Переносной мольберт

Кто первым придумал носить с собой по полям и лесам еще и мольберт, доподлинно не известно. Но это изобретение, скорее всего, подтянулось за мобильными красками как самое насущное. До того, как художников потянуло взобраться на скалу над морем или в лютый мороз писать ледоход на реке, их предшественники предпочитали теплую мастерскую — и необходимости таскать мольберт с места на место у них в общем-то не было.

А если бы эта безумная мысль кому-то и пришла в голову, пришлось бы привлечь к этому несколько сильных помощников — в одиночку сдвинуть студийный мольберт с места, а уж тем более вынести на улицу в поисках нужного мотива, было совершенно нереально. Новый мольберт складывался в небольшой чемоданчик и в качестве ручной клади перевозился на поезде, в лодке или в крайнем случае в тележке — до ближайшего поля или озера.

Клод Моне, как канонический художник-импрессионист, не только довел пребывание на пленэре до совершенства, придумал и построил плавучую лодку-мастерскую, но и стал героем многих пленэрных произведений своих друзей.

Клод Моне пользовался тележкой для перевозки своего художнического снаряжения, но такой нехитрый транспорт был нужен ему скорее для перевозки холстов. Краски же помещались в небольшой складной чемоданчик. А вот холстов на каждый пленэр Моне возил по несколько десятков — для каждого времени дня отдельный. Стоило освещению немного измениться, он рылся в набросках, начатых день или неделю назад, чтобы найти соответствующий.

Слайд 10. Электросамокат

Сообщества велосипедистов называли электросамокат уродцем, а газета The Sun описала его как «одиночную карету для дьявола». Впрочем, пресс-истерия не смогла умерить всеобщий интерес: импрессионисты по достоинству оценили изобретение, позволявшее очень быстро добраться до любого уголка Парижа. Больше всего электросамокаты полюбились Клоду Моне и Альфреду Сислею.

Слайд 11. Кисти из свиной щетины и металлический обод. Когда новые материалы рождают новые техники, рано или поздно за этим последуют совершенно новые образы и идеи. В середине XIX века художников буквально засыпало новинками и прогрессивными разработками: краски, мольберты, ну и конечно кисти.

Собольи кисти — мягкие и упругие — позволяли старым мастерам создавать гладкую и блестящую поверхность на полотне. Рассмотреть переход одной краски в другую на многих старых картинах просто невозможно. Когда в XIX веке для кисти начали использовать жесткую свиную щетину, художникам захотелось оставить на полотне ощутимый след от этого смелого инструмента, разделять мазки, класть их щедро и дерзко, подчеркивать траекторию движения руки и даже давать ей участвовать в общей динамике произведения.

Кроме смены щетины в середине XIX века кисти подверглись еще одному чудесному апгрейду. На кисти появилась металлическая обойма — вместо нитки! А это значит, что впервые в руках художника оказалась плоская кисть. Не соболья круглая, а плоская и из свиной щетины. Мазки теперь были гораздо выразительнее — и стали новым способом изображения непостоянства, движения, сиюминутного впечатления: с их помощью было легко и убедительно передавать рябь на воде, мерцающий в листьях солнечный свет или растворенный в тумане городской силуэт. Работать плоской кистью с непривычки сложно, но очень быстро. Невероятное преимущество для художника, который старается поймать неуловимое.

Слайд 12. Фотография. В 1839 году Луи Дагеру удалось получить первое фотоизображение человека, а уже в 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов — и прошла она в фото-ателье парижского фотографа Надара. Фотография стремительно становится новым модным искусством, которое навсегда меняет статус живописи.

Однако импрессионистов захватывает в этом искусстве одна способность: запечатлевать сиюминутность жизни и движения.

Фотографичность композиции больше всех других захватила Ренуара и Дега. Они смело обрезают крайние фигуры, Дега вообще позволяет влезть в пространство картины только кусочку платья невидимой балерины или крупу лошади. Его балерины чешутся, завязывают пуанты или просто скучают — как будто они случайно попали в кадр.

Слайд 13-17. Железная дорога. Художникам-импрессионистам не хватило бы жизни, чтобы увидеть все написанные ими живописные места, гавани, порты, поля, города и села, если бы не железная дорога. До 1842 года, когда французские власти разрешили строительство пассажирских железных дорог, из одного города в другой чаще всего добирались по воде — во Франции существовала уникальная система каналов.

И вдруг в какие-то несколько лет все меняется — добраться до предместий Парижа и до моря можно буквально за несколько часов. Так голодные и непризнанные Моне и Ренуар катались на денек в «Лягушатник», самое модное, радостное и сомнительное место встреч и праздников. Утром туда, вечером — назад. А потом в Аржантей и Лувесьенн, в Лондон и Ниццу, в Руан и Венецию и в десяток других мест.

Железная дорога, дымящие паровозы, символ нового темпа жизни, нового запаха воздуха, новой плотности воздуха, стал не только средством передвижения для художников, но и одним из самых увлекательных сюжетов для картин.

Кстати, каким бы прогрессивным ни было сообщество художников-импрессионистов, электрического освещения, например, они не приняли. Электричество не обнаружило в себе никаких тайн и загадок, не заменяло солнечного света и не годилось даже для освещения мастерской. Бесполезное для художника изобретение, как оказалось. В отличие от свиной щетины и железной дороги.

«Вокзал Сен-Лазар» (фр. La Gare Saint-Lazare) — серия полотен французского живописца Клода Моне, посвящённых парижскому вокзалу Сен-Лазар. Эти произведения олицетворяют период, когда Моне вдохновлялся не природой и сельскими пейзажами, а современной жизнью.

Через несколько лет писатель Эмиль Золя говорил о выставке работ Моне: "Моне выставил интерьеры гигантских вокзалов. Там слышен гул врывающихся в них поездов, там видны огромные клубы дыма, поднимающиеся к просторным сводам. Вот что такое живопись сегодня... Наши художники должны отыскать поэзию вокзалов, как их отцы открывали красоту полей и ручьев".

Слайд 18-20. В 1873 году Моне создает свой шедевр – пейзаж «Бульвар Капуцинок в Париже». «Его по праву можно назвать одним из лучших городских пейзажей прошлого столетия, – считает Е.Б. Георгиевская. – Картина словно соткана из небольших пастозных, свободно положенных мазков, воссоздающих впечатление движущихся по бульвару экипажей и прохожих, легкого ветра, плывущих в небе облаков, струящихся лучей солнца, все обволакивающей воздушной дымки. Освещенная солнцем левая сторона бульвара выдержана в светлых, золотистых тонах, а правая, тенистая – написана в холодных, серебристо-серых. Мазки яркой красной и синей красок звучат повсюду насыщенно. Композиционное решение картины таково, что здания и фигуры на балконе справа срезаны краями холста, и это как бы делает зрителя участником происходящего. Лишь немногим из живописцев прошлого века удалось столь мастерски передать атмосферу жизни большого города».

Моне написал два «Бульвара Капуцинок»: один вертикальный (Канзас, США) и один горизонтальный (ГМИИ Пушкина).

Слайд 21-25. В начале 1891 года Моне пригласил в Живерни Поля Дюран-Рюэля, чтобы показать новую серию работ — стога сена в разное время года, при разной погоде и разном освещении. Решено было устраивать выставку. Успех был грандиозным: большинство картин были куплены здесь же, в галерее Дюран-Рюэля, впервые Моне получал по несколько тысяч франков за одно полотно.

Первым владельцем этой картины стала легендарная американская галерея Knoedler & Co, старейшая и известнейшая, она появилась в Нью-Йорке до всех американских музеев и крупных коллекций. Основанная в Америке в 1848 году, на тогда еще провинциальном рынке искусства, Knoedler & Co была сначала филиалом французской галереи Goupil & Cie. Позже Майкл Нойдлер (Michael Knoedler), руководитель американской ветви, выкупил филиал и стал владельцем.

Когда агент американской галереи приехал к Клоду Моне смотреть «Стога», художник предложил пять на выбор и сопроводил демонстрацию очень редким для него признанием: «Я верю в то, что преуспел, а я нечасто говорю это о своей работе». Картина сменила еще нескольких владельцев в Америке, Швейцарии и Франции, прежде чем в 2016 году установила новый для Моне аукционный рекорд.

В 1890 году Моне 50 лет — и он каждый день в течение полугода (с августа по январь) уходит в поле к западу от своего сада, чтобы совершить одну из самых важных живописных революций. Стога — это первая созданная Моне серия из огромного количества полотен, начало той особой живописной формы, в которой художник будет работать потом в Лондоне, в Руане. «Когда я начинал, все было как всегда. Я думал, что достаточно два холста — один для пасмурного дня и один для солнечного», — рассказывал позже Моне. Когда свет поменялся, он взял еще один холст, потом еще один. К концу января завершенных картин было 25.

Писатель Октав Мирбо, друг Моне, увидел в этой серии грандиозный эффект, выходящий далеко за границы фермерского поля в Живерни. «Это разные состояния сознания планеты, — писал он. — Это драма земли».

Слайд 26-28. Поль Дюран-Рюэль с нетерпением ждал возвращения Моне из Лондона с обещанными видами на Парламент и два моста через Темзу. Ждал еще в 1900 году. Но художник не доволен набросками, он снова намерен ехать в столицу Великобритании через год. И снова не доволен. Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904, но ожидание возместится сполна — уже через неделю картина «Здание парламента, на закате» будет продана.

«Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны, чем эта», — жаловался в письме из Лондона Моне. По утрам из гостиничного номера он писал мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс, во второй половине дня отправлялся в больницу Сент Томас, где ему с удовольствием предоставили террасу для ежедневных пленэров. Моне одновременно работает над 65 холстами — «гораздо больше, чем я смогу закончить», — но иначе невозможно, состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. Самый бесценный и дерзкий эффект именно этой картины — яркое красное свечение, прорывающееся между облаками и написанное одним взмахом кисти.

Слайд 29. «Руанский собор» — серия из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.

Первые картины цикла художник начал писать в феврале 1892 года во время своего первого пребывания в Руане. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Большинство полотен создано художником в 1892 и 1893 годах, дорабатывал он картины в 1894 году. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано восемь картин.

Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными, как и изображаемый предмет. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества.

Слайд 30-32. Однажды Моне, проезжая в поезде мимо деревушки Живерни, что в 80 километрах от Парижа, обратил внимание на ее живописность, на мирную картину деревенской жизни, цветущие сады, покой и умиротворение, разлитые в воздухе.

В 1883 году он сначала снимает, а через 7 лет покупает большой кирпичный дом с садом и огородом на 1 гектаре земли. Так он выглядит на картине Моне (все репродукции, использованные тут, с картин Клода Моне)

Через 3 года покупает участок через железную дорогу (сегодня там шоссе и подземный переход). Сюда он отводит канал от притока реки Эпт для создания пруда и водного сада.

В этой усадьбе он счастливо проживет вторую половину своей жизни, 43 года, с сыновьями Жаном и Мишелем, с любимой второй женой Алисой и ее шестью детьми (первая жена, Камилла, умерла в возрасте 32 лет от туберкулеза).

Он уже известный художник, хорошо зарабатывающий, уважаем и любим друзьями, у него в усадьбе и в отеле Живерни часто бывают художники-импрессионисты, среди них много иностранцев, особенно американцев, которые хотят учиться у метра импрессионизма.

Перед домом разбит регулярный сад, в котором Моне так спланировал посадки цветов, кустов и деревьев, чтобы они постоянно цвели, сменяя друг друга с ранней весны до поздней осени.

Слайд 33-35. Очередным циклом художника становится «Сирень». Сколько картин с сиренью он написал? Больше 40! «Сирень в корзине» и «Сирень в кошелке на полу», «Сирень в корзине (Героическая)» и «Сирень у окна», «Сирень в вазе на окне» и «Сирень в ведре», «Сирень в стеклянной вазе» и «Сирень в бадье на полу».

Слайд 36-40. Моне всегда увлекала идея передачи на картине отражений в воде, водных бликов и, конечно же, водяных лилий, белых и разноцветных, которых раньше не было во Франции. За четыре года до того, как Моне начал обустраивать свой водный сад, в 1889 году на Всемирной выставке в Париже он увидел разноцветные кувшинки, выведенные одним французским селекционером.

В Живерни (фр. Giverny) Клод Моне прожил 25 лет. Художник создал пруд в японском стиле, сам занимался организацией и дизайном сада, создав мостик и украсив поверхность пруда кувшинками и лилиями, заботливо подбирая и высаживая семена, как местные, так и из других стран: Южной Америки и Египта.

Здесь он создает цикл «Кувшинки» (фр. Nymphéas) —из приблизительно 250 картин.

Мир водной глади с цветами становится его единственной темой в поздних работах. Тема с водяными лилиями, которые Моне называл пейзажами-отражениями, была неизменной на протяжении последних 26 лет его жизни. Один и тот же пейзаж художник писал в различных вариантах более двухсот раз, обращаясь к этой теме вновь и вновь. Он говорил: «…Ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Однажды к 70-летнему Клоду Моне из Америки приехала покупательница за картиной и попросила у художника в подарок еще и одну из его кистей. Он недоумевал и посмеивался над американской сумасбродностью, рассказывая историю другу Саша Гитри. Саша выслушал внимательно и попросил кисть себе. «Возьмите хотя бы новую! Эта совсем потрепанная!» - Моне еще не понимал, что становится легендой.

Моне давно стал брендом. Салоны красоты, атмосферные ресторанчики, изысканные конфеты – в честь Моне называют самые приятные и комфортные места и вещи. Работники знаменитых аукционов признаются, что когда им в руки попадает картина Клода Моне, они только в первые минуты видят в ней потрясающие художественные особенности и пронзительные эмоции. Но очень быстро в их глазах тополя и стога затмевает один настойчивый образ – знак доллара с большим количеством нулей.

Это несправедливое, но вполне объяснимое, отношение современных людей к творчеству Моне происходит от непонимания источников жизненных сил и ярких впечатлений. Чтобы представить себе Моне-человека, а не Моне-бренд, нужно увидеть художника, который в течение всей своей жизни самые сильные переживания получал от природы: от кувшинок и ледокола, от рассветов и закатов на берегу моря, от цветов и туманов, от роста своего любимого сада.

Художник Клод Моне просыпался с первыми лучами солнца и засыпал, когда солнце садилось. Он никогда не задергивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи, художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину – в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света, отказывался работать при лампе. Он говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?» И уходил спать, едва темнело. Сложно сейчас представить, что юный Оскар - именно так называли его, Оскара Клода Моне, в детстве - терпеть не мог пейзажи, пленэры и не понимал, как можно всерьез заниматься рисованием природы.

5. Первичное закрепление знаний

У: Итак, где же совершены ошибки?

О: Вряд ли импрессионисты в XIX веке катались на электросамокатах. Серия «Сирень» стилистически отличается от творчества Моне: мазок слишком фактурный, слабо проработанный цветастый фон, колорит картин не вписывается в творчество Моне.

У: Верно, вы нашли ошибки.

6. Обобщение и систематизация знаний

Давайте подведём итоги и ответим на вопросы.

- Что такое импрессионизм?

- Какие открытия и изобретения помогли в становлении импрессионизма?

- Какова роль Клода Моне среди художников-импрессионистов?

III Итогово-рефлексивный

- Смогли ли мы реализовать цели нашего урока?

- Как и где мы сможем применить полученные знания?

- Что вызвало трудности? Что понравилось?

ПЛАН УРОКА


Разд.

Этап

Название этапа

Содержание этапа *

(виды и формы работы)**

Время

I

Подготовительный

организация удобных рабочих мест, активиза-ция внимания, памяти, стимулирование инте-реса к учению, побуждение к активной учеб-ной деятельности

6 мин

1

Организационный

организация начала урока, создание психоло-гического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

1 мин

2

Проверочный

проверка усвоения знаний предыдущего урока, их актуализация, устранение пробелов и искажений

3 мин

3

Подготовительный

объявление новой темы, установление её связи с предыдущими темами, формулирование цели и задач урока, постановка проблемы

2 мин

II

Основной

знакомство учащихся с особенностями развития импрессионизма и творчеством Клода Моне

31 мин

4

Усвоение новых знаний и способов действий

объяснение нового учебного материала, показ слайдов

25 мин

5

Первичное закрепление знаний

самостоятельное решение проблемного вопроса

3 мин

6

Обобщение и систематизация знаний

проблемная беседа, устный оспрос на обобщение и систематизацию знаний, выявление и коррекция затруднений

3 мин

III

Итогово-рефлексивный

совместная оценка ценности и результативности учебной работы

3 мин

Итого

40 мин





  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы, средства обуч.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

I

Подготовительный

настроить на активную работу

словесный

мотивационный

Приветствует учащихся (гостей). Создаёт эмоциональный настрой на плодотворную работу

Приветствуют преподавателя (гостей)

6

1

Организационный

организовать рабочие места

указание / напоминание

Проверяет рабочие места (инструменты)

Организуют рабочие места

1

2

Проверочный

проверить готовность к уроку

устный фронтальный опрос

  • Что такое «Парижский салон»?

  • Что характерно для академического искусства?

Показывает работу Э. Мане «Бар в Фоли-Бержер»

  • Давайте найдём элементы новаторства в работе Эдуарда Мане. Почему эту работу нельзя считать академической? Что художник привнёс нового?

Отвечают на вопросы; приводят примеры; обосновывают свои ответы

3

3

Подготовительный

Подготовить к восприятию нового материала

Создание проблемной ситуации (новизны)

Создает проблемную ситуацию:

Я прошу вас внимательно меня слушать, потому что в лекции будут допущены ошибки. Перечень ошибок лежит у меня на столе. В конце лекции я выслушаю ваши предположения и раскрою его.

Проявляют интерес, настраиваются на восприятие нового материала

2

II

Основной

организовать процесс осознанного, активного освоения ... (конкретно чего)

словесные

наглядные

практические

Знакомство учащихся с творчеством и жизнью Клода Моне, особенностями развития импрессионизма.

Слушают, запоминают, записывают основные тезисы в рабочую тетрадь

31

4

Усвоение новых знаний и способов действий

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание биографии К. Моне, его работ, художествен-ных особенностей, путей развития импрессиониз-ма.

показ презентации

Излагает содержание, демонстрирует слайды, стимулирует познавательный интерес вопросами.

Основные тезисы:

1. Слайды 1‒5. Знакомство с ранними годами К. Моне

2. Слайд 6. История работы «Впечатление. Восход солнца»

3. Слайды 7-13. История изобретений, повлиявших на развитие импрессионизма

4. Слайды 13-17. Серия «Вокзал Сент-Лазар»

5. Слайды 18-20. Бульвар Капуцинок

6. Слайды 21-25. Серия «Стога»

7. Слайды 26-28. Серия «Парламент»

8. Слайд 29.Серия «Руанский собор»

9. Слайды 30-32. Живерни

10. Слайды 33-35. Серия «Сирень»

11. Слайды 36-40. Серия «Нимфеи»

Слушают, записывают, вычисляют ошибки в рассказе

25


5

Первичное закрепление знаний и способов действий

обеспечить первичное закрепление понимания особенностей художественного стиля Клода Моне; закрепление понимания влияния технических открытий на импрессионизм

проблемное задание, индивидуальная работа

Предлагает выдвинуть предположения о допущенных ошибках в лекции. Регулирует обсуждение

Высказывают свое мнение, анализируют материал, определяют ошибочные суждения

3

6

Обобщение и систематизация знаний

сформировать целостную систему теоретических знаний об импрессионизме, роли К. Моне в искусстве

проблемная беседа



фронтальный опрос

Ставит проблемные вопросы:

  • Что такое импрессионизм?

  • Какие открытия и изобретения помогли в становлении импрессионизма?

  • Какова роль Клода Моне среди художников-импрессионистов?



Обеспечивает положительную реакцию детей на ответы

Отвечают на вопросы, устанавливают связи между наукой и искусством; обобщают материал лекции и делают выводы об импрессионизме как о важнейшем направлении второй половины ХIХ века

...

III

7

Итогово-рефлексивный

провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы дальнейшей работы

итоговая беседа

Организует беседу, направленную на оценку уровня усвоения учебного материала и работы учащихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Побуждает к саморефлексии: что нового узнали, чему научились; какие испытали трудности / допустили ошибки; почему они возникли; как их преодолели; что помогло / помешало успешно справиться с заданиями; где ещё можно применить знания; с кем поделитесь своим опытом; что ещё необходимо узнать и чему научиться, чтобы выполнять задания ещё лучше?

2. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу, увлечённость выполнением заданий, поощряет.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения.


3

Итого

40

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Открытый урок проводился по предмету «История искусства» для учащихся третьего года обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства. Срок реализации программы – 4 года.

В целом, группа имеет средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой. Однако, в ней присутствуют ученики с высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Ребята охотно идут на контакт и вовлекаются в беседу.

Тема урока: Импрессионизм. Клод Моне.

Цель урока: Сформировать представление о творчестве французского художника Клода Моне, выявить художественные особенности его работ, углубить знания об импрессионизме.

Задачи урока я реализовал через следующие аспекты:

1) учебные:

А) углубить знания в области истории искусства;

Б) проследить творческий путь художника и обозначить его место в истории искусства;

В) рассмотреть становление импрессионизма как крупнейшего направления в искусстве XIX-XX вв;

2) развивающие:

А) развить навыки анализа художественных произведений;

Б) развить творческое мышление;

3) воспитательные:

А) воспитать чувство прекрасного и эстетического

Б) воспитать интерес к предметам искусства.

Тема рассчитана на 40 минут.

При подготовке к занятию, подбору материала были учтены возрастные и психологические особенности группы: для лучшего усвоения урок был проведен в форме лекции с запланированными ошибками, которая помогает сконцентрировать внимание, акцентирует аналитические способности, делает лекцию более интересной. Кроме того, данный вид урока (проблемная лекция) делает учеников не пассивными объектами образовательного процесса, а прививает субъектную позицию.

Все этапы урока взаимосвязаны и плавно перетекают друг в друга.

В лекции основной акцент сделан на том, какую роль сыграл Клод Моне в становлении импрессионизма и на его работах, что соответствует поставленной цели и теме. В ходе работы учащиеся смогли продемонстрировать аналитические способности и внимательность, выделить ошибочные суждения, благодаря поставленной проблеме и подбору изобразительного ряда.

Во время подготовительного этапа мной были использованы словесные, наглядные и проблемно-поисковые методы организации учебной деятельности, что позволило включить класс в индивидуальную аналитическую работу.

Основной этап формировался как лекция с запланированной ошибкой. Этот метод позволяет удерживать внимание и при этом дать большое количество информации, что способствовало удовлетворению целям урока. Мы сформировали целостную систему теоретических знаний об импрессионизме, роли К. Моне в искусстве, художественных особенностях его работ.

Во время итогово-рефлексивного этапа в классе была проведена итоговая беседа, позволившая расставить основные акценты, сделать итоговые выводы по работе на уроке, степени освоенности материала.

На уроке были использованы все возможности учебного кабинета: пульт, экран, показана презентация. Они были необходимы и достаточны для достижения целей, поставленных в начале урока.

Контроль над учащимися был осуществлен устно. Ученики высказали свои предположения насчет ошибок в лекции, что позволило проследить усвоение материала и скорректировать образ мыслей.

Считаю, что атмосфера на уроке была продуктивной за счет нетрадиционной формы, проблемности и грамотно подобранному материалу. Атмосфера между учениками и учителем оставалась на протяжении всего занятия положительной. Ученики не стеснялись отвечать на вопросы, несмотря на присутствие специальных гостей. За урок учащиеся усвоили необходимый объем материала. В структуре урока соблюдены принципы непрерывности, возрастосообразности, логики. Поставленная цель была достигнута, план реализован в полной мере.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Астахов Ю. Клод Моне. Раннее творчество / Юрий Астахов. – М.: Белый город, 2017. – 260 с.

  2. Кинг Р. Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии / Росс Кинг. –

Азбука, 2023. – 528 с.

  1. Креспель Ж.П. Повседневная жизнь импрессионистов 1863-1883 гг / Жан Поль Креспель. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 288 с.

  2. Лаллманд Г. Моне. Впечатления света / Генри Лаллманд. М.: Белфаст, 1994

  3. Новикова Т.О. Моне. Жизнь и творчество в 500 картинах / Татьяна Новикова – М.: Эксмо, 2012. – 256 с.

  4. Ревалт Д. История импрессионизма / Джон Ревалт. – М.: АСТ, 2015. – 480 с.

  5. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой / Оскар Рейтерсверд. – М.: РИП-холдинг, 2016. – 264 с.

  6. Таиров А.И. Импрессионисты. Игра света и цвета / Алексей Иванович Таиров. – М.: АСТ, 2022. – 224 с.

  7. Шестаков А. Эрмитаж. Импрессионисты и европейское искусство конца XIX - начала XX века / Алексей Шестаков. – М.: Арка, 2022. – 296 с.

  8. Анна Сидельникова. 5 изобретений, без которых не было бы импрессионизма: https://artchive.ru/publications/946~5_izobretenij_bez_kotorykh_ne_bylo_by_impressionizma (дата обращения: 25.10.2023)






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наглядное пособие

Слайд 1

Слайд 2



Слайд 3

Слайд 4



Слайд 5

Слайд 6



Слайд 7

Слайд 8



Слайд 9

Слайд 10



Слайд 11

Слайд 11



Слайд 12

Слайд 13



Слайд 14

Слайд 15



Слайд 16

Слайд 17





Слайд 19

Слайд 18



Слайд 20

Слайд 21



Слайд 22

Слайд 23



Слайд 25

Слайд 24





Слайд 26

Слайд 27





Слайд 29

Слайд 28



Слайд 30

Слайд 31



Слайд 32

Слайд 33



Слайд 34

Слайд 35



Слайд 36

Слайд 37



Слайд 38

Слайд 39



Слайд 40


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!