СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока «Н.А. Римский-Корсаков как многогранная личность. Симфоническое творчество композитора на примере сюиты «Шехеразада»».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «музыкально – теоретических дисциплин» в ДМШ и ДШИ. Данная разработка открытого урока относится к разряду проектной деятельности: Урок-конференция.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока «Н.А. Римский-Корсаков как многогранная личность. Симфоническое творчество композитора на примере сюиты «Шехеразада»».»

3

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Зеленоградска»

МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска»






«Н.А. Римский-Корсаков как многогранная личность.

Симфоническое творчество композитора на примере

сюиты «Шехеразада»».



Методическая разработка открытого урока







Разработчик:

Н. М. Славина,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин











Зеленоградск

2024

  1. ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ УРОКА 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

ПЛАН УРОКА 9

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ1.

Критерии оценок выступления участников конференции ........................... 14

ПАСПОРТ УРОКА


«Н.А. Римский-Корсаков как многогранная личность.

Симфоническое творчество композитора на примере

сюиты «Шехеразада»».


преподаватель Славина Наталья Михайловна


Вид ДОП

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

Название ДОП

теоретические дисциплины

Учебный предмет

музыкальная литература

Срок обучения

8 лет

Год обучения

7 класс

Возраст учащихся

13 лет

Место темы в структуре учебной программы

раздел учебной программы: творчество Н.А. Римского-Корсакова

этап освоения темы: самостоятельное применение комплекса знаний и способов деятельности

Тип урока

урок самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности

Вид урока

комбинированный (урок-конференция)

Продолжительность

30 минут

Характеристика группы / учащегося

(кратко)

общий уровень подготовки по программе: учащихся ‒ средний;

общий уровень развития: познавательных и творческих способностей, общеучебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы ‒ средний;

Цель урока

показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, композитора, педагога, дирижера и общественного деятеля в форме урока-конференции – как вида проектной деятельности на уроке музыкальной литературы.

Задачи урока

обучающие:

познакомить учащихся с симфоническим творчеством композитора на конкретном примере – симфоническая сюита «Шехеразада»

развивающие:

показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, педагога и композитора

воспитательные:

привить интерес к новым формам работы на уроке

Методы обучения

методы организации учебной деятельности:

- проектная деятельность

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- высокая оценка

- нестандартная форма проведения урока (урок-конференция)

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- определение лучшего лектора с помощью бальной системы (оценочный лист)


Формы работы

фронтальная

Средства обучения

наглядные: слайды, презентация,

технические: аудио-файлы, видео-файлы

Межпредметные связи

история, литература

Дата проведения

21.02.2024

Место проведения

МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Занятия по музыкальной литературе приобщают детей к музыкальной культуре и помогают организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой.

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «музыкально – теоретических дисциплин». На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических и творчески-индивидуальных представлений в искусстве. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.

Так же, успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: урок-соревнование, урок-конкурс, урок-игра, урок-конференция и т.д. Одна из задач таких уроков – создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются.

Практической педагогической технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии. Одной из форм проектной технологии является урок-конференция. Такую форму урока  в курсе «Методики музыкального воспитания» следует рассматривать как нетрадиционный урок.  И требует от преподавателя продуманного подхода к теме и месту такого урока в курсе дисциплины. Сложность проведения урока-конференции состоит в том, чтобы информативная подача материала не превратилась в однообразный подход  и скуку. Поэтому важно тщательно продумывать методы работы, как преподавателя, так и учащихся.

Когда выбрана тема урока, определены проблема, сроки подготовки учащихся, источники исследования и информации, творческий продукт работы, с этого момента роль преподавателя начинает играть консультативный характер. А задача учащихся – отобрать нужный материал,  проанализировать источники, выбрать главное,  подготовить выступление на уроке-конференции, с использованием информационных технологий или презентации.

В марте 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения русского композитора и дирижёра Николая Римского-Корсакова. Именно этой знаменательной дате посвящен данный урок-конференция, который проводится с учащимися 7/8 классов занимающихся по Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе.

Характеристика группы: В группе седьмого класса, по восьмилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Общий уровень подготовки учащихся по программе музыкальная литература ‒ средний. Общий уровень развития познавательных и творческих способностей, общеучебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы ‒ средний. Все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.

Цель урока: Показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, композитора, педагога, дирижера и общественного деятеля в форме урока-конференции – как вида проектной деятельности на уроке музыкальной литературы.

Задачи урока:

обучающие - познакомить учащихся с симфоническим творчеством композитора на конкретном примере – симфоническая сюита «Шехеразада»;

развивающие - показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, педагога и композитора;

воспитательные - привить интерес к новым формам работы на уроке.

Тип и вид урока:

урок-конференция с самостоятельным применением комплекса знаний и способов деятельности

Межпредметные связи:

Музыку почти невозможно изучать как обычный предмет школьной программы, так как музыка – это явление искусства. Понять своеобразие музыки как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение музыки с другими видами искусства – литературой, ИЗО, историей, географией.

Форма подготовки учащихся: Доклад или сообщение с использованием картинок или слайдов; презентации с использованием аудио и видео файлов.

Общие сведения

Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыкальной культуры. Большое количество его сочинений, редкая многоохватность жанров, высокие художественные достоинства музыки – все это является отражением неустанного титанического труда нравственного и светлого человека, на протяжении нескольких десятилетий.

В историю русского музыкального искусства Римский-Корсаков вошел как замечательный педагог, за тридцать семь лет работы в Петербургской консерватории он воспитал блестящую плеяду учеников, среди которых А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, А. Гречанинов, Н. Мясковский, М. Ипполитов-Иванов, Б. Асафьев, С. Прокофьев и др.

В круг творческих интересов Николая Андреевича входила благородная миссия  - пропаганда русской музыки у себя дома  и за рубежом. Он выступал как дирижер в концертах Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы, Русских симфонических концертов в Париже.

Личность композитора многогранна. Его называют самым «народным» автором, который черпал вдохновение в русской природе, напевах родной земли, сюжетах былин, легенд и сказок. В открытом уроке-конференции учащимся даны несколько тем, которые раскрывают образ человека и композитора:

Н.А. Римский-Корсаков — моряк

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в аристократической семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, история которого тесно связана с флотом. Мальчик мечтал быть моряком, как его дядя Николай Петрович и брат Воин Андреевич, вслед за которым он поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге в 1856 году. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, несколько раз выходил в открытое море. В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. Его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз», на котором он совершил кругосветное путешествие, которое длилось почти три года: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию.

Н.А. Римский-Корсаков —музыкант

Еще в детстве Римский-Корсаков увлекался музыкой: начал музицировать в шесть лет, в 11 написал первые сочинения. Будучи студентом Морского училища, он начал брать уроки у пианиста Ф. Канилле, который ввел его в круг музыканта М. Балакирева — основателя «Могучей кучки». Благодаря влиянию Балакирева, Римский-Корсаков начинает работу над своей Первой симфонией. Природный талант помогает композитору быстро и без школьной подготовки овладеть и музыкальной формой, колоритной оркестровкой и приемами сочинения. Также под влиянием балакиревского кружка Римский-Корсаков приступает к созданию музыки с национальным славянским колоритом. Опора на русский музыкальный фольклор становится основным источником самобытности его стиля.

Н.А. Римский-Корсаков —обладатель «цветного» слуха

Одной из важных составляющих стиля Римского-Корсакова стала картинность. Он видел мир глазами живописца и соответственно описывал его: «темно-лазоревый океан», «белые кучевые облака», «зелено-синяя вода залива». Композитор обладал редкой слуховой особенностью — синопсией, так называемым «цветным слухом». Благодаря этому он воспринимал тональности в разных цветах. Например, ми мажор соотносился у него с синим цветом, цветом волн. Возможно, именно поэтому многие его «морские» произведения написаны в именно в этой тональности.

Н.А. Римский-Корсаков — педагог

В 1871 году у 27-летнего Римского-Корсакова появилась возможность преподавать: его пригласили профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Будучи больше музыкантом-практиком, чем теоретиком, Николай Андреевич параллельно со своими студентами сел за парту и начал штудировать музыкальную теорию. За 37 лет работы в Петербургской консерватории он вырастил целую плеяду талантливых учеников, более 200 композиторов и музыкантов. Среди них такие корифеи русской музыки, как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский, определившие вектор развития музыки нашего времени.

Н.А. Римский-Корсаков — главный сказочник русской музыки

Наравне с собственным творчеством Николай Андреевич работал над произведениями своих друзей, участников «Могучей кучки». После смерти Модеста Мусоргского, он в течение нескольких лет редактировал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» и заканчивал оперу «Хованщина», дописывал оперу «Князь Игорь» Александра Бородина.
Всего Римский-Корсаков написал 15 опер — больше, чем любой другой русский композитор. Большинство из них основаны на сказочных сюжетах — «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» — или связаны с русской историей, былинами, миром сказочной фантастики, древними народными поверьями.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не столь масштабно и многообразно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Основное направление симфонизма определяют общие принципы эстетики Римского-Корсакова, а также глубокая и органическая связь с традициями Глинки, усвоение опыта Балакирева и отчасти западно-европейских романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа).

Ярким примером симфонического творчества является в первую очередь Симфоническая сюита «Шехеразада».

Арабская сказка в оркестровом исполнении - история создания симфонической сюиты «Шехеразада»

Русские композиторы испытывали неутолимую любовь к восточным темам. В творчестве практически каждого из них можно встретить ориентальные мотивы. Не стал исключением и Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана под впечатлением от сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Композитор выбрал несколько не связанных друг с другом эпизодов: историю про Синдбада-моряка, рассказ царевича Календера, праздник в Багдаде и сказку про любовь царевича и царевны. «Шехеразада» вылилась из-под пера композитора в течение одного лета 1888 года в Нежговицах. После первого же исполнения это произведение стало необыкновенно популярно у слушателей, и до сих пор является одним из самых исполняемых и узнаваемых сочинений.

Музыкальный анализ формы и содержания симфонической сюиты «Шехеразада»

Что такое симфоническая сюита - это четырехчастное произведение, сцепленное общностью тем и образов. Первая часть рисует картину моря. Неслучаен выбор тональности — ми-мажор. Римский-Корсаков, обладатель так называемого цветного слуха, видел эту тональность в сапфировом цвете, напоминающем цвет морской волны. Во второй части соло фагота выводит на сцену гордого и храброго царевича Календера, расказывающего о своих военных подвигах. Третья часть — история любви между царевичем и царевной. Она полна любовного восторга и сладостной неги. В четвертой части Римский-Корсаков сполна использовал все краски оркестра, чтобы передать безудержное веселье на празднике в Багдаде.

Лейтмотив — это термин, придуманный романтиками. Он обозначает яркую, запоминающуюся тему, закрепленную за определенным характером, идеей или персонажем. Таким лейтмотивом в сюите Римского-Корсакова служит тема самой Шехеразады. Чарующее звучание скрипки соло рисует тонкий стан мудрой султанши, изгибающейся в изящном танце. Эта знаменитая тема, являющаяся, кстати, весьма серьезным вызовом мастерству скрипача, служит объединяющей нитью всего произведения. Она появляется перед первой, второй и четвертой частями, а также в середине третьей.

Очень ярким музыкальным материалом является тема моря. Композитору так удачно удалось передать с помощью оркестровых средств движения волн, что мы просто зримо ощущаем дыхание океана и дуновение морского воздуха.

  1. ПЛАН УРОКА


Разд.

Этап

Название этапа

Содержание этапа *

(виды и формы работы)**

Время

I

Подготовительный

Приветствие участников урока-конференции.

180-летие композитора Н.А. Римского-Корсакова

2 мин.

1

Организационный

Участники конференции.

1 мин.

2

Проверочный

Темы и формы докладов конференции.

2 мин.

3

Подготовительный

Форма оценивания выступлений участников конференции по баллам.

1 мин.

II

Основной

Выступление участников конференции.

20 мин.

(всего)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Изложение темы конференции. Показ слайдов, презентаций, аудио-фрагментов.

15 мин.

5

Первичная проверка понимания нового материала

Выделение основных тезисов изложенной темы каждого участника конференции.

3 мин.

6

Физкультминутка

Отсутствует

0 мин.

7

Первичное закрепление знаний и способов действий

Самопроверка. Критерии оценки выступления участников конференции. Выставление баллов.

2 мин.

8

Обобщение и систематизация знаний

Общий анализ. Проведение параллели между темами участников конференции.

2 мин.

9

Контрольный

Подведение итогов по критериям оценки выступления. Подсчет баллов.

1 мин.

III

10

Итогово-рефлексивный

Формулирование конечного результата работы на уроке. «Лучший докладчик» по итогам.

1 мин.

IV

11

Информационно-инструктивный

(по домашнему заданию, если оно требуется)

Отсутствует.

0 мин.

Итого

30 мин.



  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы, средства обуч.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

I

Подготовительный

настроить на активную работу

словесный

мотивационный

Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на урок-конференцию, посвященный 180-летию со дня рождения композитора.

Приветствуют преподавателя (гостей)

2

(всего)

1

Организационный

организовать рабочие места

указание / напоминание

Перечислить участников конференции в порядке выступления.

Концентрация внимания

1

2

Проверочный

проверить готовность к уроку

устный фронтальный опрос / беседа

1.  Озвучиваются:

  • темы докладов

форма показа (презентация; сообщение; доклад с иллюстрациями, использование аудио-файлов, видео-файлов)

Подтверждают или корректируют темы своих докладов

2

(всего)

2. Подводит обучающихся к выводу о готовности к началу конференции.

Формулируют выводы

3

Подготовительный

подготовить к восприятию нового материала (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы)

создание ситуации новизны


фронтальное и групповое обсуждение

  1. Оценочная форма участников:

  • оценивания выступлений участников конференции по баллам (от 1 до 5)

Обсуждают варианты решения проблемы (проблемной ситуации)

1

(всего)

  1. Ответы на вопросы учащихся.

Стимуляция познавательного интереса вопросами по времени выступления:

  • конкретное количество отведенного времени на выступление каждого участника (4 минуты)

Уточняется понимание поставленной цели.

Проявляют интерес: задают вопросы по существу проблемы, выдвигают предположения.

Демонстрируют понимание.

II

Основной

Показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, композитора, педагога, дирижера и общественного деятеля в форме урока-конференции

словесные

наглядные

практические

Контролирование процесса выступающих:

  • показ слайдов, презентаций, аудио-файлов, видео-файлов

  • контроль регламента времени выступающих

Выступление участников конференции по темам:

Н.А. Римский-Корсаков — моряк и музыкант

Н.А. Римский-Корсаков —обладатель «цветного» слуха

Н.А. Римский-Корсаков — педагог

Н.А. Римский-Корсаков — главный сказочник русской музыки

Арабская сказка в оркестровом исполнении - история создания симфонической сюиты «Шехеразада»

Музыкальный анализ формы и содержания симфонической сюиты «Шехеразада»

20

(всего)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изложенных тем участников конференции

показ слайдов, презентаций, аудио и видео фрагментов

Показ слайдов, презентаций, аудио и видео фрагментов.

Изложение выбранной темы каждым участником конференции


15

5

Первичная проверка понимания нового материала

установить правильность и осознанность подготовленных тем по творчеству Н.А. Римского-Корсакова


аналитическая беседа






Корректирование процесса, оказывает дифференцированную помощь разным категориям учащихся.



Выделение основных тезисов изложенной темы каждым участником конференции





3

6

Физкультминутка

-

-

-

-

0

7

Первичное закрепление знаний и способов действий

обеспечить первичное закрепление прочитанных тем

индивидуальные задания для самостоятельного решения



работа по группам

1. Организация самопроверки учащихся:

  • Выставление баллов участникам конференции (от 1 до 5 баллов)

  • Выявление затруднений, регулирование обсуждения

Самопроверка.

После выступления каждого участника выставление баллов друг другу (от 1 до 5 баллов)


2

(всего)


обсуждают и исправляют ошибки

8

Обобщение и систематизация знаний

сформировать целостную систему теоретических знаний о творчестве композитора

беседа на обобщение и систематизацию знаний и умений



Обеспечивает положительную реакцию учащихся на результаты работ каждого выступающего участника конференции

Делают выводы о многогранной личности композитора Н.А. Римского-Корсакова

2

9

Контрольный

убедиться в осознанном освоении темы по творчеству Н.А. Римского-Корсакова всеми учащимися

задание поискового характера

1. Подведение итогов:

  • Вопросы по прослушанным темам

  • Подсчет баллов



Отвечают на вопросы, анализируют, проводят параллели между прочитанными темами

1

III

10

Итогово-рефлексивный

провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы

итоговая беседа



1. Организует беседу, направленную на оценку уровня усвоения учебного материала и работы учащихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

2. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, увлечённость выполнением заданий.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения.



1

IV

11

Информационно-инструктивный


-

-

-

-


0

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Летопись моей музыкальной жизни, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909, под ред. В. Н. Римского-Корсакова и А. В. Оссовского, М. 7'1955 (с добавлением «Дневника» и Хронографа жизни Р.-К.);

  2. Музыкальные статьи и заметки, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, вступ. ст. М. Ф. Гнесина, СПБ, 1911;

  3. Записные книжки, Полн. собр. соч., т. IV доп., М., 1970;

  4. Литературные произведения и переписка, т. I— VII, M., 1955—70.

  5. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985.



Интернет-источники:



https://infourok.ru/urok-konferenciya__kak_vid_proektnoy_tehnologii_-___na_urokah_metodiki_muzykalnogo_vospitaniya.-536343.htm

https://studopedia.net/3_4601_tvorcheskiy-oblik-na-rimskogo-korsakova.html?ysclid=lrvwtu8bkr935855818

http://musike.ru/rml/korsakov?ysclid=lrvx0y3vzv272153058

https://www.culture.ru/persons/8302/nikolai-rimskii-korsakov

https://273music.ru/index.php/o-kompozitorakh/88-rimskij-korsakov-kompozitor-skazochnik
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Критерии оценок выступления участников конференции


 (по 5 бальной системе - от 1 до 5)

Ф.И.

участника

ТЕМА


Раскрытие темы,

четкость и доступность изложения

Использование презентаций/

видео/аудио материалов

Общее впечатление

Итоговая оценка

1

Балясникова Милена

Н.А. Римский-Корсаков -музыкант

 



 

2

Берлов

Вячеслав

Музыкальный анализ формы и содержания симфонической сюиты «Шехеразада»





3

Виноградова Таисия

Арабская сказка в оркестровом исполнении – история создания симфонической сюиты «Шехеразада»





4

Симчугов Андрей

Н.А. Римский-Корсаков - моряк




5

Голубева Елизавета

Н.А. Римский-Корсаков - обладатель «цветного» слуха





6

Паршина Мира

Н.А. Римский-Корсаков - педагог





7

Белокрылова Мария

Н.А. Римский-Корсаков - главный сказочник русской музыки