О
бластное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
ВЯЗКА ВНУТРИБЛОЧНОГО ЖГУТА СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине УП.01 Учебная практика
(ПМ.01 Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.)
/11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов (базовая подготовка)/
Разработчик: Капустинская Лариса Викторовна,
мастер производственного обучения
2016г.
Методическая записка
Представленная методическая разработка учебного урока предусмотрена для профессии 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Важнейшую роль в трудовом обучении играет формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и трудовых умений, а также воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Данный урок взаимосвязан с элементами предметов теоретического цикла – математикой и информатикой, электротехникой, материаловедением и охраной труда, ПМ.01 Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники.
При проектировании занятия учитывались ведущие тенденции модернизации профессионального образования в России. Современное общество заинтересовано в конкурентоспособных специалистах, умеющих самостоятельно, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям социально-экономической среды, критически мыслить, уметь анализировать возникающие проблемы и искать пути
их рационального решения, используя современные технологии.
Все эти качества современного специалиста формируются в ОБПОУ «КЭМТ» в контексте реализации системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов к обучению, ставших основополагающими подходами в новой философии профессионального образования.
Одной из важнейших задач профессионального образования является «погружение» студента в модель будущей профессиональной деятельности. Основной характеристикой учебного процесса контекстного типа является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В преподавании дисциплин профессионального цикла воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства.
Данное учебное занятие предполагает освоение практических приемов и навыков укладки и вязки внутриблочного жгута средней сложности.
Практикоориентированный подход к обучению воспитывает инициативность и активность, формирует у обучающихся интерес к осваиваемой профессии, способствует развитию технического мышления, аналитических и организаторских способностей, готовит к самостоятельной работе.
Урок предусматривает применение элементов технологии кооперативного обучения. Цель данной технологии – обучение умению работать в команде, распределять обязанности, нести ответственность за результат работы, совершенствовать навыки самоорганизации.
При помощи используемых на занятии элементов проектной технологии формируются умения анализировать объект и обрабатывать полученные данные. Взаимодействие бригад между собой, развитие способности принимать решения в ситуации, моделирующей реальную, обеспечивается посредством соревнования и развивающего обучения.
Для оценки деятельности на занятии используется элементы педагогики сотрудничества, что позволяет студентам осуществить самооценку деятельности на занятии. Оценку деятельности по группам в течение урока проводит сам мастер, а в конце урока вместе с бригадирами подводит итоги в соответствии с разработанными критериями.
В качестве инструмента оценивания командных образовательных достижений студентов на уроке, предусмотрен оценочный бланк - отчет экспертной комиссии (с критериями оценивания каждого конкурсного задания), помогающий эффективно организовать работу этой комиссии, оперативно подводить промежуточные итоги, подвести окончательные итоги игры, выявить победителей
Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с «Положением об открытом учебном занятии в ОБПОУ «КЭМТ»», «Требованиями к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ»», «Методическими рекомендациями по составлению методических разработок педагогическими работниками ОБПОУ «КЭМТ»».
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессия 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
Учебная группа: МР-21
Наименование программы: УП.01 Учебная практика ПМ.01 Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники
Тема учебного занятия: «Вязка внутриблочного жгута средней сложности»
Тип учебного занятия: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)
Вид учебного занятия: практическая работа
Место проведения: Электромонтажная лаборатория
Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «Электротехника», «Материаловедение», «Математика», «Информатика».
Средства обучения:
-
Технические (в том числе оборудование и инструмент): электромонтажный конвейер, шаблон для вязки жгута, провод МГШВ-0,14, нитки х/б №00, бокорезы, пинцет, крючок, ножницы, картон, маркер, клей БФ-4
-
Информационно - коммуникационные - мультимедийная презентация МS PowerPoint 2007, ноутбук;
Цели урока:
деятельностная: создание условий для совершенствования приемов вязки внутриблочного жгута.
содержательная: формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.3. Обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу и производить укладку силовых и высокочастотных кабелей по схемам с их подключением и прозвонкой.
ПК 1.4. Обрабатывать и крепить жгуты средней и сложной конфигурации, изготовлять средние и сложные шаблоны по принципиальным и монтажным схемам, вязать средние и сложные монтажные схемы.
ПК1.5 Комплектовать изделия по монтажным, принципиальным схемам, схемам подключения и расположения.
ОК.1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
ОК.2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3. Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля,
оценки и коррекции собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
ОК.4. Осуществления поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
ОК.6. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.
воспитательная: воспитание чувства коллективизма, соревнования и толерантности, культуры межличностного общения, интереса к избранной профессии.
методическая: использование технологии кооперативного обучения в контексте практико-ориентированного урока для формирования профессиональных компетенций студентов.
Задачи урока:
учебно-практические:
- расширить представления обучающихся об использовании трудовых приемов при укладке и вязке жгута;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах сотрудничества;
- развивать умения и навыки применения полученных знаний на практике;
- совершенствовать трудовые навыки;
учебно-познавательные:
- создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
- развивать способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности;
- создавать условия для применения полученных знаний;
воспитательные:
- содействовать воспитанию любви к профессии, положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах;
- способствовать развитию внимания, точности, аккуратности, сообразительности при выполнении работы.
Образовательные технологии: технология кооперативного обучения (работа в команде), информационно-коммуникационные технологии, технологии имитационно-моделирующего обучения,
Организационные формы образовательной деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Методы обучения и контроля:
вербальные: беседа (проблемная, аналитическая, мотивационная, итоговая), рефлексивный диалог;
наглядные: электронная презентация;
практические: организация применения, самостоятельная деятельность, метод анализа конкретных ситуаций,
методы контроля и самоконтроля: самоконтроль, взаимоконтроль; «внешний» контроль (эксперты).
Прогнозируемый результат:
-
Составлять технологический процесс;
-
Читать схему жгута;
-
Соблюдать технологическую последовательность укладки провода и вязки жгута;
-
Выполнять контроль качества вязки жгута;
Нормативный документ:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
Образовательные ресурсы
Основная литература
-
Г.В. Ярочкина «Радиоэлектронная аппаратура и приборы: Монтаж и регулировка» Учебник для профессионального образования. М: Академия, 2011г. - 240 стр.
-
О.Е. Вершинин «Монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов» М: «Высшая школа», 1991г.
Дополнительная литература
1. А. Медведев «Сборка и монтаж электронных устройств» М: Техносфера, 2007г. 3. Л.Н. Гуляева «Высококвалифицированный монтажник радиоэлектронной аппаратуры» Учебник для начального профессионального образования. М: Академия, 2007г.
Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы:
-
Уроки радиоэлектроники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lessonradio.narod.ru/Lesson-7.htm - свободный.
Организационная структура учебного занятия
Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах) | Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе | Используемые методы, приемы | Виды деятельности студента | Виды деятельности мастера п/о | Средства контроля достижения планируемых результатов/формы организации со взаимодействия (интерактивного общения) на данном этапе | Формируемые ОК и ПК |
Практическая работа (6 часов) | | | | | | |
Вводный инструктаж (45 мин) | | | | | | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности - 2 мин | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой режим | Словесные | Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность | Приветствует обучающихся. Настраивает студентов на продуктивную деятельность | Диалог | ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание – 15 мин | Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной и учебной деятельности; планирование личностного смысла урока; постановка целей урока. | Словесные | Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенной информации | Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания | Побуждающий диалог | ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения. |
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, обучающихся, необходимых для решения целей и задач урока - 12 мин | Отработка и осознание теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; выявление и осознание сущности и особенностей изучаемой программы в соответствии с содержанием данной темы | Словесные | Демонстрация инструкционно-технологических карт, монтажного и контрольно - измерительного инструмента | Выявляет и корректирует правильность и объем выполнения поставленных учебных задач. | Наглядное представление, объяснение | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК.5. Использовать информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности; ПК 1.3. Обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу и производить укладку силовых и высокочастотных кабелей по схемам с их подключением и прозвонкой. |
4. Применение знаний, умений, навыков и опыта: – в знакомой (стандартной) ситуации – 16 мин | Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно-производственного задания | Наглядные | Восприятие трудовых приемов и контроля качества изделия. | Демонстрация трудовых приемов и контроля качества укладки и вязки жгута. Ознакомление и предупреждение типичных ошибок | Диалог, наглядное представление | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ПК 1.4. Обрабатывать и крепить жгуты средней и сложной конфигурации, изготовлять средние и сложные шаблоны по принципиальным и монтажным схемам, вязать средние и сложные монтажные схемы. |
Текущий инструктаж. Выполнение самостоятельной работы (5 час.00) | | | | | | |
5. Творческое применение и приобретение знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Отработка и контроль трудовых приемов при укладке проводов и вязке жгута | Практические | Выполнение практической работы | Целевые обходы рабочих мест: 1. Проверка организации рабочего места; 2. Проверка соблюдения технологической последовательности. 3. Проверка правильности выполнения трудовых приемов; 5. Проверка соблюдения правил безопасности труда; 6. Проверка правильности пользования контрольно- измерительным инструментом; 7. Проверка пользоваться технической и инструкционно-технологической документацией | Диалог, наглядное представление | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ПК 1.3. Обрабатывать монтажные провода и кабели с полной заделкой и распайкой проводов и соединений для подготовки к монтажу и производить укладку силовых и высокочастотных кабелей по схемам с их подключением и прозвонкой. ПК 1.4. Обрабатывать и крепить жгуты средней и сложной конфигурации, изготовлять средние и сложные шаблоны по принципиальным и монтажным схемам, вязать средние и сложные монтажные схемы. ПК1.5.Комплектовать изделия по монтажным, принципиальным схемам, схемам подключения и расположения. |
Заключительный инструктаж (15мин) | | | | | | |
6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия -10 мин | Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии, как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Словесные. | Оценивают свою работу на занятии, осуществляют взаимооценку. | Разбирает наиболее характерные ошибки, оценивает работу студентов, организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку и взаимооценку. Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки обучающимся и информирует о результатах проводимого соревнования. Отмечает лучших. | Самооценка, взаимооценка, обсуждение | ПК1.5.Комплектовать изделия по монтажным, принципиальным схемам, схемам подключения и расположения. |
7. Инструкти-рование о выполнении домашнего задания - 5 мин | Ознакомление с домашним заданием, информация детализация его выполнению. | Словесные, наглядные | Производят запись домашнего задания в рабочей тетради | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Диалог | |
Сценарный план урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности.
Проверка готовности группы к учебному занятию.
Преподаватель приветствует обучающихся и проводит вводную беседу.
Мастер п/о: спасибо, присаживайся. Сегодня у нас с вами урок учебной практики. Прошу вас проявлять на занятии больше активности и желаю всем успехов в работе. Помогать в проведении занятия сегодня мне будет Селезнев Александр, его задача – подсчёт баллов, которые будут получать члены бригады за правильные ответы.
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.
Мастер п/о: в детстве все вы мальчишки любили запускать воздушного змея, вязать морские узлы. Для этих целей, что обычно вы использовали? Какой инструмент и материал?
Предполагаемый ответ: Ножницы, крючок, нитки, клей, линейку.
Мастер п/о: верно.
Это совершенно простой инструмент и материал, который необходим для соединения проводов в жгут. В наш век электроники, автоматики и компьютеризации жгуты по-прежнему находят свое применение в радиоэлектронике.
Исходя, из выше сказанного, как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке, что будем изготавливать?
Предполагаемый ответ: изготавливать жгут средней сложности.
Мастер п/о: да, действительно это задача нашего урока.
Жгут средней сложности представляет собой совокупность разделанных проводов и кабелей, скрепленных между собой каким-либо способом и при необходимости оснащенных элементами электрического монтажа (наконечниками, соединителями и др.).
По своему назначению жгуты подразделяются на внутриблочные и междублочные.
Внутриблочные жгуты применяются для электрического соединения отдельных узлов, блоков и электрических деталей внутри прибора, а междублочные жгуты — для электрического соединения различной радиоаппаратуры и приборов в единую систему. В зависимости от расположения узлов в корпусе жгуты могут быть плоскими или объемными.
Смотрите, вот образец внутриблочного жгута средней сложности– (показываю). Как вы думаете, какие операции нам нужно будет выполнить?
Предполагаемый ответ: надо будет отрезать провод по размерам. Мастер п/о: верно. какие еще операции надо выполнить?
Предполагаемый ответ: уложить провод на шаблоне.
Мастер п/о: правильно. А еще?
Предполагаемый ответ: связать провода меду собой в один жгут.
Мастер п/о: все верно.
Мастер п/о: на занятиях теоретического обучения вы уже знакомились с темой монтажные провода. Давайте, вспомним, что называется «Проводом»?
Предполагаемый ответ. Монтажным многожильным проводом называется электротехническое изделие, которое служит для того, чтобы соединять источник электрического тока с потребителем, имеет гибкую надежную защиту от внешнего воздействия.
Мастер п/о: все правильно, а кто мне подскажет, какой материал жил применяется в монтажных проводах?
Предполагаемый ответ: Медь.
Мастер п/о: все правильно, а теперь обоснуйте почему?
Предполагаемый ответ: потому что медь меньше подвергается коррозии, чем алюминий.
Мастер п/о: В зависимости от чего выбирают сечение проводов? Предполагаемый ответ: от величины тока и его частоты.
Мастер п/о: В радиоаппаратуре в основном применяются изолированные провода, а в зависимости от чего выбирают изоляцию?
Предполагаемый ответ: в зависимости от величины напряжения, под которым будет работать этот провод.
Мастер п/о:А какой материал применяют для изоляции? Предполагаемый ответ: полиэтилен, ПВХ (поливинилхлорид), фторопласт (резина), а так же комбинированные – шелковые и ПВХ.
Мастер п/о: все правильно, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Предполагаемый ответ: обучающиеся пытаются сформулировать тему урока, предлагают несколько названий, близких по названию тем (укладка проводов, связка проводов, изготовление жгута)
Мастер п/о: корректирует формулировки обучающихся и объявляет тему.
Мастер п/о: Скажите, а что такое «ЖГУТ»
Предполагаемый ответ: Жгут - это совокупность разделанных проводов и кабелей, скрепленных между собой каким-либо способом и при необходимости оснащенных элементами электрического монтажа (наконечниками, соединителями и др.).
Мастер п/о: да, действительно. Как вы считаете, исходя из темы нашего занятия, какова цель нашего урока?
Предполагаемый ответ: цель нашего урока: научиться правильно, отрезать провода на заданные размеры, укладывать провода на шаблоне, связывать плотно провода.
Мастер п/о: верно. Как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы правильно связать жгут?
Предполагаемый ответ: чтобы правильно связать жгут необходимо правильно выполнять технику и приемы вязки, уметь пользоваться монтажным и измерительным инструментом, соблюдать технологический процесс изготовления жгута средней сложности.
Мастер п/о: все правильно. Вот теперь сформируем цель нашего занятия. Попытайтесь определить ее самостоятельно.
Обучающиеся пытаются сформировать цель (научиться отрезать провод в заданный размер согласно указанным размерам в приведенной таблице, вязать жгут по техпроцессу).
Мастер п/о корректирует ответы обучающихся и подводит к цели урока.
Мастер п/о: цель урока – совершенствование практических навыков и приёмов при изготовлении внутриблочного жгута средней сложности, установление связи между практическими действиями в ходе выполнения технологического процесса.
Молодцы! Теперь перейдем к сегодняшнему занятию.
Особенности нашего сегодняшнего урока состоят в следующем. Подгруппа разделена на 2 бригады, сформированы бригадиры, а это значит, проведем соревнование бригад. Надеюсь, каждая бригада уже готова проявить свои лучшие личные качества для достижения целей занятия? На протяжении всех этапов занятия будут оцениваться не только традиционные критерии - это организация рабочего места, соблюдение правил безопасности труда, качество выполненных работ, но и ваша активность, правильные, грамотные ответы.
Я подготовила Оценочные листы №1 и №2 (Приложение 1). В них оценивается как работа всей бригады, так и индивидуальные ответы.
В процессе ваших теоретических ответов я уже начала выставлять
отметки в оценочный лист №1. Это первый шаг в соревновании.
Нам с вами необходимо на сегодняшнем занятии изготовить внутриблочный жгут средней сложности. На прошлом занятии мы с вами подготовили шаблоны для жгута. Они находятся на ваших рабочих местах. Внимательно изучим инструкционно - технологическую карту, в которой мы видим, с чего необходимо начать нашу работу. Посмотрите, пожалуйста - это конечный результат: готовое изделие (показываю образец), которое мы должны получить в процессе изготовления.
Изучим таблицу укладки проводов (Приложение №4), в которой указана адресация каждого провода и его размеры. Мы видим, что у нас повторяется нумерация проводов 1-1, 2-2 и т.д. Согласно этого нам необходимо заготовить бирки – 2штуки одного номера (на начало провода и конец).
Существуют два вида жгутов - внутриблочные жгуты, которые служат для электрического соединения отдельных узлов, блоков и электрических деталей внутри прибора, и междублочные жгуты — для электрического соединения различной радиоаппаратуры и приборов в единую систему.
Отсюда девиз нашего урока: «Жгут - голова радиотехники».
У каждого из вас на рабочем месте имеется рабочий шаблон с чертежом. На теоретических занятиях вы знакомились с правилами чтения чертежа. Давайте вместе разберем эскиз жгута (Приложение 2) и таким образом прочтем его.
Мастер п/о: назовите материал провода и расшифруйте марку провода?
Предполагаемый ответ: материал провода - МГШВ - 0,14—
М - Монтажный провод
Г - Гибкий (многопроволочная жила)
Ш - Жила покрыта шелковыми полиэфирными нитями
В - Изоляция из поливинилхлоридного пластиката
сечений 0,08-0,14мм2 частотой до 10кГц - до 380 В;
Мастер п/о: молодец, все правильно. А сейчас давайте разберем размеры каждого провода
Предполагаемый ответ: Просчитываем длину первого провода, она складывается из длины от начального пункта стойки «1» по проложенному пути до конечной точки стойки «1», плюс по 100мм с каждой стороны провода для закрепления на стойках по 5-6 витков с последующим припаиванием к блокам, платам или разъемам.
Мастер п/о: хорошо, присаживайся. Своим ответом принес бригаде 5 баллов.
Мастер п/о: А как вы думаете, какие операции самые ответственные?
Предполагаемый ответ: я думаю, что самые ответственные операции это сама вязка, к ней относится длина шага между узлами.
Мастер п/о: совершенно верно. Кто дополнит его ответ? от чего зависит шаг вязки?
Предполагаемый ответ: Шаг вязки жгута следует выбирать в зависимости от марки и количества проводов, диаметра и конструкции жгута, а также условий эксплуатации и аппаратуры.
Мастер п/о: Давайте, с вами определим длину шага вязки узлов. (вызываю к доске). Пока студент производит расчет допуска шага, я вам предлагаю просчитать размеры каждого провода, занести их в таблицу (Приложение №4), которая находится у каждого из вас на рабочем столе. На выполнение задания норма времени 10 минут. Время пошло.
Обучающиеся заполняют таблицу, мастер п/о проводит осмотр заполнения таблиц.
Время истекло. Открываем технологическую карту и сверяем размеры проводов по таблице.
Сравните свои ответы с данной таблицей, выставите себе оценку, и заполненные таблицы передайте моему помощнику для подсчёта баллов. Результат выполнения работы каждого вносим в оценочный лист №1. Обращаю ваше внимание, что представленные критерии баллов используются при оценивании ваших ответов на протяжении всего соревнования
Мастер п/о: итак, мы произвели расчет. Давайте послушаем, чему равен шаг вязки?
Предполагаемый ответ: шаг вязки 5-7мм.
Мастер п/о: правильным ответом принесли своей команде дополнительно «5» баллов.
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для решения целей и задач урока
Мастер п/о: чтобы выполнить вязку жгута, необходимо иметь инструкционно - технологическую карту последовательности выполнения изделия. Для этого вам было выдано домашнее задание, разработать технологический процесс вязки жгута, где вы применяли знания, приобретенные на уроках материаловедения и спец.предметов. Прошу бригадиров представить вариант технологический последовательности выполнения вязки жгута, где вы подобрали оборудование (шаблон), монтажный и контрольно-измерительный инструмент. Прошу учитывать, что укладка провода производится по шаблону.
Мастер п/о: бригада №1, представьте ваш вариант технологического процесса последовательности выполнения вязки жгута. Прошу бригадира. Вам слово (выступление бригадира).
Мастер п/о: бригада №2 - есть ли замечания, дополнения по технологическому процессу выполнения вязки бригады №1.
Предполагаемый ответ бригады №2: 1-я бригада, пропустила переход маркировки проводов. В итоге в процессе пайки проводов на платы и на разъемы может произойти брак.
Мастер п/о: 1-я бригада вы согласны с замечанием 2-й бригады. Предполагаемый ответ: да, согласны.
Мастер п/о: пожалуйста, 2-я бригада, представьте ваш вариант технологического процесса последовательности выполнения вязки жгута. Прошу бригадира. Вам слово (выступление бригадира).
Мастер п/о: бригада №1, есть ли замечания, дополнения по технологическому процессу бригады №2.
Предполагаемый ответ бригады №1: 2 -я бригада пропустила переход, проклеить узлы.
Мастер п/о: согласна ли 2-я бригада с этим замечанием?
Предполагаемый ответ: да, согласны.
Мастер п/о: хорошо. Вы правильно указали на ошибки друг друга. Для вязки жгута нам необходим монтажный инструмент, давайте подберем его, и продемонстрируем его назначение. Прошу, бригада №1. (Обучающийся 1-й бригады демонстрирует монтажный инструмент и называет его применение).
Бригада №2, а вам подобрать и продемонстрировать контрольно-измерительный инструмент, который необходим для выполнения вязки жгута (Обучающийся 2-й бригады демонстрирует контрольно-измерительный инструмент и называет его применение).
Мастер п/о: хорошо, молодцы, весь инструмент вы подобрали правильно.
Готовясь к проведению занятия, я тоже разработала инструкционно- технологическую карту выполнения вязки жгута и изготовила эталон изделия для пооперационного контроля качества. Мой разработанный технологический процесс состоит из 9 переходов (представляю инструкционно - технологическую карту и демонстрирую эталоны изделия по переходам) (Приложение 3).
Какие замечания, дополнения будут к моему технологическому процессу.
Предполагаемый ответ обучающегося бригады №1: считаю, что технологический процесс выполнения вязки жгута мастера является самым полным и приемлемым, я предлагаю следовать его последовательности при изготовлении заготовки.
Мастер п/о: бригада №2 вы согласны?
Предполагаемый ответ: да, согласны.
Мастер п/о: подводим итог, в каждой бригаде по 2 ошибки, т.е. зарабатывают по 3 балла.
-
Применение знаний, умений, навыков и опыта:
– в знакомой (стандартной) ситуации (типовые задания);
Мастер п/о: Как вы думаете, какими качествами должен обладать монтажник?
Предполагаемый ответ: внимательностью, сообразительностью, точностью.
Мастер п/о: да, правильно, все эти качества необходимы монтажнику. Так как любая из электромонтажных операций: вязка, формовка, установка, пайка требуют точности выполнения, так как малейшая неточность может привести к порче блока или аппаратуры.
Прежде, чем приступить к выполнению задания, я покажу вам пример укладки проводов на шаблон и как правильно выполнять вязку жгута. Укладка проводов производится на шаблоне в определенном порядке (по схеме, нанесенной на поверхности шаблона), после чего их связывают ниткой или шпагатом в жгут. Согласно таблице укладки проводов, смотрим выход провода, и куда он поступает.
При раскладке концы проводов обрезают по поперечным меткам, маркируют и закрепляют. Укладку проводов на шаблоне начинают с запасных и длинных рабочих проводов и заканчивают самыми короткими проводами. Закрепим провод на стойке (начало провода), сделав 5-6 витков вокруг стойки, оставляя конец провода 50-60мм для крепления бирки, проложить провод по шаблону к стойке (конец провода), сделать 5-6 витков вокруг стойки и так же оставить конец провода 50-60мм. При этом провод должен плотно прилегать к шаблону. И так необходимо уложить все 11 проводов.
После того, как произведем раскладку всех проводов на шаблоне, еще раз повторяю, согласно схеме, нам необходимо произвести вязку жгута. Вязка жгута должна осуществляться в одном направлении
Для этого нам понадобятся: хлопчатобумажные нитки № 00, крючок, клей, кисточка, ножницы.
Как это правильно выполнить? Я вам продемонстрирую.
-
Необходимо на первом проводе (около ответвления) завязать двойной узел и проклеить его клеем. (Это необходимо для того, чтоб узлы не развязывались).
-
Удерживая узел, завести нить назад, должна образоваться петля. Петли рекомендуется вязать с натяжением через равные интервалы (5-7мм), а также в местах ответвления проводов двойным узлом.
-
Крючок вставить в петлю и поддеть его под провода.
-
Захватить конец нити и вытянуть через петлю. Образуется узел. И так далее по всей длине жгута, образуя петельчато – узелковый шов.
Обратить внимание!!! Необходимо выдерживать между витками шаг 5-7мм. На местах ответвления провода необходимо делать 2 узла. На конце жгута необходимо так же завязать 2 узла и проклеить клеем.
-
По окончании вязки необходимо маркировать каждый вывод провода, продевая провод в бирку и завязать на узел.
-
Произвести прозвонку всех проводов.
После вязки проводов в жгут производится заделка их концов. Сначала все концы проводов маркируют согласно монтажной схеме, а затем контролируют правильность раскладки проводов прозвонкой.
А сейчас повторите за мной приемы укладки и вязки жгута. (вызываю двух обучающихся, по одному из каждой бригады)
Предполагаемый ответ: повтор приема укладки проводов на шаблоне (комментируют и воспроизводят). Хорошо, присаживайтесь.
Мастер п/о: а сейчас повторите прием вязки(вызываю обучающегося из 1-й бригады)
Предполагаемый ответ: обучающийся комментирует и воспроизводит
прием укладки проводов. Молодец, спасибо, присаживайся.
Мастер п/о: прошу, повторить прием вязки (вызываю обучающегося из 2-й бригады).
Предполагаемый ответ: обучающийся комментирует и воспроизводит прием укладки проводов Спасибо, присаживайся.
Мастер п/о: Молодцы, вы правильно воспроизвели приемы укладки проводов и вязки жгута. Вы принесли своим бригадам по 5 баллов.
Мастер п/о: сейчас я хочу остановиться на типичных ошибках, которые могут возникнуть во время выполнения самостоятельного задания:
-
Слабо натянут провод;
-
Провод поднят от шаблона и неплотно прилегает к нему;
-
Раскладка провода должна соответствовать адресации.
-
Неравномерный шаг вязки.
-
Отсутствие 2-го узла в местах ответвления.
-
Жгут должен быть туго связан.
-
Пропуск маркировки.
-
Несоответствие длины конца провода, 50-60мм.
-
Не прозванивается провод.
Вот эти вышеперечисленные ошибки прошу учесть при изготовлении жгута.
У нас работает пост ОТК. В качестве контролеров выступят бригадиры, они будут оценивать работы конкурентов.
А сейчас хочу довести до вас основные критерии оценок вязки жгута, они находятся в ваших папках на рабочих местах. (Приложение 6).
А сейчас произведем проверку ваших знаний, чтобы уяснить насколько вы готовы к дальнейшей работе. Воспользуемся формой блицопроса (Вопрос – Ответ) (мастер называет вопросы, чередуя их между бригадами).
Мастер п/о: бригада 1. Какое изделие мы собираемся изготавливать?
Предполагаемый ответ: жгут
Мастер п/о: бригада 2. Назовите марку провода?
Предполагаемый ответ: МГШВ-0,14
Мастер п/о: бригада 1. Назовите основную операцию изготовления жгута?
Предполагаемый ответ: вязка.
Мастер п/о: бригада 2. Как необходимо укладывать провод?
Предполагаемый ответ: плотно прижат к шаблону и согласно маршрута по схеме.
Мастер п/о: бригада 1. Назовите основной инструмент?
Предполагаемый ответ: крючок.
Мастер п/о: бригада 2. Назовите основной материал для вязки жгута?
Предполагаемый ответ: х/б нитки №00.
Мастер п/о: бригада 1. Почему на разветвлении провода необходимо делать двойной узел?
Предполагаемый ответ: для прочности и усиления вязки.
Мастер п/о: бригада 2. Для чего первый и последний узел покрывают клеем?
Предполагаемый ответ: чтобы узлы не скользи по жгуту.
Мастер п/о: Хорошо, все правильно вы ответили на заданные вопросы.
Прежде чем вы приступите, к самостоятельному выполнению задания. Для этого давайте вспомним требования по безопасным условиям труда при опиливании.
Ответ обучающихся: безопасные условия труда до начала работы, во
время и по окончании работы.
Мастер п/о: молодцы! Спасибо 1-й и 2-й бригаде за активную работу. Вы назвали все правила безопасности труда правильно. Я удовлетворена результатами нашей совместной работы и хочу сейчас её оценить:
1-я бригада 2-я бригада
Рейтинг бригады №1 - Рейтинг бригады №2 -
(Заношу в оценочный лист №1 отметки и подвожу итоги по результатам вводного инструктажа по бригадам).
Еще внимательно посмотрите на таблицу критерий оценок по изготовлению жгута, которые находятся у каждого из вас на рабочем месте. Прошу ознакомиться (Приложение 5).
Для закрепления урока прошу вас в течении 5-и минут ответить на вопросы тестов (Приложение 6).
У кого есть вопросы, предложения?
После перемены мы продолжим работу. Будем изготавливать жгут средней сложности по выбранной инструкционно – технологической карте.
Я желаю вам успеха. А сейчас перерыв 10 мин.
Текущий инструктаж
-
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Мастер п/о: на данном этапе сегодня бригадиры окажутся в непривычной для них новой ситуации - мы их попросим проверять самостоятельные, индивидуальные работы всех членов бригад конкурентов.
Результаты труда на этом этапе будут тоже занесены в оценочный лист №2 (Приложение 1)
Целевые обходы рабочих мест обучающихся мастером:
-проверить организацию рабочего места;
-проверить правильность соблюдения технологической последовательности;
-проверить правильность выполнения трудовых приемов работы;
-проверить правильность пользования контрольно- измерительным инструментом;
- проверить проведение промежуточного контроля;
- проверить соблюдение правил безопасности труда;
Заключительный инструктаж.
-
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
На данном этапе рассматривается, как обучающиеся справились с самостоятельным заданием. Просмотр выполненных работ. Выставление отметок за работу каждому обучающемуся и бригаде в целом.
Мастер п/о: цели урока мы достигли. Вами были продемонстрированы навыки трудовых приемов при изготовлении жгута, соблюдена последовательность операций технологического процесса и
пооперационный контроль качества.
А сейчас, как результат нашего урока, подведем итоги соревнования в соответствии с отметками в оценочном листе, в который мы внесем результаты самостоятельной работы каждого члена бригады. На этом этапе отметки выставляли мы вместе с бригадирами.
Попрошу бригадиров каждой команды предоставить свои результаты проверки, подвести итоги индивидуальной самостоятельной работы ваших членов бригад. (Дополняем оценочный лист сведениями бригадиров). Бригадиры озвучивают баллы, полученные обучающимися во время выполнения самостоятельной работы, согласно критериям оценки баллов задания.
Мастер п/о: анализирует сообщения бригадиров о работе бригад. Отмечает положительные стороны и наиболее типичные недостатки (если таковые имеются) в работе обучающихся. Подводит итоги работы каждого обучающегося и всей бригады и сообщает результаты работы.
Вы довольны полученной отметкой. Вы считаете её справедливой? (ответы студентов).
А сейчас предлагаю вам по кругу каждому высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Вопросы: предполагаемые ответы:
-
сегодня я узнал… какую важную роль в радиоэлектронике имеет жгут
-
Мне это пригодится… в работе
-
было интересно… производить контроль прозвонки проводов
-
было трудно…выдержать шаг вязки
-
я понял, что… не ошибся в выборе профессии
-
теперь я могу… гордиться тем, что мой жгут будет работать в одной из радиоэлектронной аппаратуре
-
я почувствовал, что… морально удовлетворен, а физически устал
-
у меня получилось … связать жгут с равномерным шагом витков
-
меня удивило… как важно соблюдать тех. процесс
-
мне захотелось…дома изготовить такой же жгут
-
Инструктирование о выполнении домашнего задания
Мастер п/о: на следующем занятии будем наш жгут припаивать на разъемы. Прошу вас к следующему занятию разработать технологический процесс пайки проводов на два разъема внахлест и на два разъема петлей в соответствии с чертежом (Выдача чертежей бригадирам).
А закончить наш урок я хочу словами Анатоль Франса «Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша профессия приносила вам только радость.
Урок окончен. Всем спасибо.
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 1
Фамилия, Имя | Виды деятельности студентов |
Этап актуализации знаний и мотивации учебной деятельности | Оценка результатов домашней работы | Самооценка работы | Блиц - опрос | Итоговая отметка каждого обучающегося |
Опрос обучающихся | Составление тех. процесса | Подбор инструментов | По табл. №1 | Вопрос- ответ | Суммарный балл | Средне арифм. отметка за урок |
Вопрос- ответ | Чтение чертежа | Определение длины провода |
Бригада № 1 |
| 222224 | | | тех. | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №1: |
Бригада № 2 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №2: |
Критерии баллов
«5» баллов - не допущено ошибок
«4»- допущена одна ошибка
«3»- допущено две ошибки
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 2
Фамилия, Имя | Виды деятельности студентов |
Оценка самостоятельной работы с заготовкой (оценивает мастер совместно с бригадирами) | Итоговая отметка каждого обучающегося |
Организация рабочего места | Соблюдение тех. процесса и умение пользоваться тех. документацией | Правильность выполнения трудовых приемов | Правильность пользования монтажными и контрольно- измерительными инструментами | Проведение промежуточного контроля качества | Соблюдение правил безопасности труда | Суммарный балл | Среднеарифм. отмет-ка за урок |
Бригада № 1 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №1: |
Бригада № 2 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №2: |
Критерии баллов
«5» баллов - не допущено ошибок
«4»- допущена одна ошибка
«3»- допущено две ошибки
Приложение 2
ЭСКИЗ ЖГУТА
7 8 6 9 7
5
11 4 11
10
6
5 10
4
3
2 9 3 1
1
8 2
Приложение 3
Инструкционно - технологическая карта
Бригада №1
Приложение 3
Приложение 3
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ перехода | Переход | Инструменты, приспособления и материал | Примечания |
1 | Нарезать 22 маркировочные бирки в размер 10х10мм | Ножницы, картон, линейка | |
2 | Маркировать бирки номерами согласно схеме | Маркер | |
3 | Нарезать 11 проводов, выдерживая длину «L» +100мм для закрепления провода на стойке с двух сторон | Бокорезы, провод, линейка | «L» проводов см.таблицу укладки проводов |
4 | Произвести укладку монтажных проводов на шаблоне, согласно схеме | Шаблон, монтажный провод | |
5 | Произвести вязку проводов в жгут, шаг вязки 5-7мм | Нитки х/б №00, пинцет, крючок, | |
6 | Проклеить узлы | клей БФ-4, кисточка | |
7 | Закрепить бирки на концах монтажных проводов | Шило, бирки | |
8 | Произвести прозвонку всех проводов. | Мультиметр | |
9 | Снять жгут с шаблона | | |
10 | Произвести снятие изоляции с концов монтажных проводов «L=7мм» | Инструмент для снятия изоляции | |
Приложение 4
ТАБЛИЦА УКЛАДКИ ПРОВОДОВ И ИХ РАЗМЕРЫ
№ провода | Откуда выход провода | Куда поступает провод | Длина провода | Марка провода | Примечание |
1. | Ш1/1 | Д 2/К | 625мм | МГШВ-0,14 | |
2. | Ш1/2 | Д 1/К | 635мм | МГШВ-0,14 | |
3. | Ш1/3 | Л 3 | 655мм | МГШВ-0,14 | |
4. | Ш1/4 | РА 1 «+» | 660мм | МГШВ-0,14 | |
5. | Ш1/5 | Тр 1/5 | 650мм | МГШВ-0,14 | |
6. | Ш1/6 | Тр 6 | 315мм | МГШВ-0,14 | |
7. | Л1/2 | Тр 1/4 | 360мм | МГШВ-0,14 | |
8. | Тр1/1 | Д 1/А | 435мм | МГШВ-0,14 | |
9. | Тр1/3 | ХР 1 | 455мм | МГШВ-0,14 | |
10. | Пр1/2 | ХР 1 «-» | 375мм | МГШВ-0,14 | |
11. | SB1 | РА 1 «-» | 255мм | МГШВ-0,14 | |
| Общая длина провода на 1 жгут | | 5420мм | МГШВ-0,14 | |
Приложение 5
ТАБЛИЦА КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖГУТА СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ
№ п/п | Параметры | Критерии баллов по параметрам |
Отметка «5» баллов | Отметка «4»балла | Отметка «3» балла | Отметка «2» балла |
1 | Качество резки проводов (отклонение от заданного размера) | От -1 до - 2мм | От -2,1 до - 2,5мм | cвыше - 2,5мм | свыше -3 мм |
2 | Качество заделки концов проводов (отклонение от заданного размера) | соответствует чертежу | Отсутствие бирки на одном проводе | Отсутствие бирок на двух проводах | Укорочены провода, отсутствие более двух бирок на проводах |
3 | Качество укладки проводов на шаблоне (соответствие адресации проводов согласно схеме) | соответствует схеме | Не соответствие адресации одного провода | Не соответствие адресации двух проводов | Не по адресу уложены более двух проводов |
4 | Надежность вязки узлов | Выполнено качественно | Незначительное отклонение | Ошибка в распределении витков | Плохая затяжка узлов |
5 | Качество монтажа | Выполнено качественно | Незначительное отклонение в укладке и вязке жгута | Витки разновелики | Нарушение изоляции провода и обрывы нити |
6 | Прозвонка проводов | Все провода прозваниваются | Не прозванивается один провод | Не прозванивается два провода | Не прозваниваются более двухпроводов |
7 | Выполнение норм выработки | Выполнено в срок | Опоздание на 5% | Опоздание на 10% | Опоздание на 15% |
Приложение 6
ТЕСТЫ
ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ»
Вариант №1
-
При пайке в качестве флюса используются:
а) канифоль; б) хлористый цинк; в) бура; г) нашатырь.
2. Самым тугоплавким припоем является…
а) чистое олово; б) свинцово-оловянный припой; в) медно-цинковый сплав; г) серебряный сплав.
3. Для пайки мягкими припоями применяют…
а) газовые горелки; б) бензиновые паяльные лампы; в) электрическую дугу; г)электрический паяльник.
4. Для получения мягкого припоя в сплав к олову добавляют…
а) серебро; б) цинк; в) свинец.
5. Выберите из перечисленных флюсов тот, который применяется при пайке мягкими припоями:
а) хлористый цинк; б) канифоль; в) хлористый аммоний; г) бура.
6. Можно ли паять чистым оловом?
а) можно; б) нельзя.
7. Признаком качественной пайки является…
а) пористая пайка; б) тусклая пайка; в) глянцевая пайка; г) скелетная пайка;
8. Сколько проводов можно присоединить к одному лепестку?
а) один провод; б) не более 3-х; в) 3 и более.
9. Гибкие монтажные провода должны иметь запас на …
а) три перепайки; б) одну-две перепайки; в) не должны иметь запаса.
10. Температура флюса должна быть…
а) ниже температуры припоя; б) выше температуры припоя; в) одинаковая.
Вариант №2
Электромонтажными называются работы, выполненные…
а) пайкой; б) клепкой; в) сваркой; г) опрессовкой.
2. Что означает цифра в марке припоя (ПОС-30, ПОС-61 и т.д.)?
а) температуру плавления припоя; б) содержание олова; в) содержание свинца.
3. В зависимости от чего выбирают сечение монтажных проводов?
а) силы тока; б) величины напряжения; в) значения ЭДС;
4. Для чего предназначена оплетка монтажных проводов?
а) для защиты изоляции провода; б) для защиты от внешних магнитных полей.
5. Провода с какой изоляцией нашли наибольшее применение в монтаже РЭА?
а) полиэтиленовой; б) резиновой; в) фторопластовой; г) поливинилхлоридной.
6. Какие провода являются термостойкими?
а) с полиэтиленовой изоляцией; б) волокнистой; в) фторопластовой.
7. Как называется устройство для вязки жгутов?
а) макет; б) шаблон; в) приспособление.
8. С помощью какого сплава металлов выполняется пайка?
а) олова с сурьмой; б) цинка с серебром; в) свинца с никелем; г) олова со свинцом
9. Какие припои являются мягкими?
а) температура плавления до 3000; б) от 3000 до 5000; в) свыше 5000.
10. Какова должна быть температура жала паяльника?
а) 190-230 градусов; б) 230-250 градусов; в) 280-340 градусов.
Вариант №3
-
Указать провода с полиэтиленовой изоляцией?
а) НПКЭ; б) НВК; в) МШВ;
2. Указать провода с поливинилхлоридной шелковой изоляцией?
а) НВК; б) МГШВ; в) МРП.
3. Какая цифра в маркировке кабеля РК-75-4-15 указывает волновое сопротивление?
а) 4; б) 75; в) 15;
4. В основе какого изоляционного материала лежит бумага?
а) текстолит; б) гетинакс; в) стеклотекстолит.
5. От чего зависит качество пайки?
а) марки припоя; б) времени пайки; в) конструкции паяльника; г) квалификации р/монтажника.
6. Почему для пайки нельзя применять чистое олово?
а) обладает повышенной пластичностью; б) повышенной хрупкостью; в) вызывает коррозию металлов.
7. Чем определяется время пайки?
а) маркой припоя; б) мощностью паяльника; в) применяемым флюсом.
8. В чем недостатки сварки?
а) недостаточная механическая прочность; б) повышенный температурный нагрев;
в) невозможность демонтажа; г) изменение размеров и форм соединяемых деталей.
9. Как по внешнему виду можно отличить припой с повышенным содержанием олова?
а) более тусклый; б) более блестящий;
10. какой припой является более тугоплавким?
а) ПМЦ; б) ПСр; в) ПОС.
Правильные ответы
№ вопроса Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | а | г | г | в | б | б | в, г | б | б | а |
2. | а, в | б | а | б | в, г | в | б | г | а | в |
3. | а | б | б | б | в | б | б | в, г | б | б |