СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Особенности поэзии Бориса Пастернака"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока-практикума создана на основе практического опыта и предназначена для преподавателей литературы в плане обмена опытом. Содержит пояснительную записку, аннотацию, конспект разработанного урока, приложения (авторскую презентацию, рабочий лист обучающегося, памятку по написанию синквейна), список литературы, использованной для разработки урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Особенности поэзии Бориса Пастернака"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение № 16

имени Героя Советского Союза А.С. Панова





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ОУД.01 Русский язык и литература

Тема: «Особенности поэзии Бориса Пастернака»



Автор:

преподаватель русского языка и литературы

Змиевская Наталья Евгеньевна








Хабаровск

2018 г.


Автор-составитель:

Преподаватель _________________ Змиевская Н. Е.

(должность) (подпись) (Ф.И.О)



Рецензент:

Методист КГБПОУ 16 __________________ Заплавная О. Н. (должность) (подпись) (Ф.И.О)







«Согласовано»:

На заседании ПЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол заседания № _____ от «___»__________2018 г.

Председатель ПЦК ________________/____________________/

подпись расшифровка подписи



























СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

4

Аннотация

5

Конспект урока

6

Заключение

17

Приложения

18

Литература

22









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Борис Леонидович Пастернак – великий русский поэт и писатель XX века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его творческое наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось, заговорило, засверкало. "Наследие Пастернака ... завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью" (Лев Озеров).

Теме «Творчество Бориса Пастернака» согласно перспективно-тематическому планированию (ПТП) на 2 курсе отведено три урока. В данной методической разработке представлен открытый урок по теме «Особенности поэзии Бориса Пастернака», являющийся вторым в ПТП.

Это урок-практикум. Основой данного урока является работа по анализу стихотворения Бориса Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!", являющегося своеобразной визитной карточкой поэта. Изучение материала базируется на знаниях биографии поэта, приобретенных обучающимися на предыдущем уроке. В ходе урока обучающимся понадобятся навыки анализа стихотворения и работы со стихотворным текстом, умение составлять кластер и писать синквейн.

На примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» обучающиеся приобретают знания об особенностях поэзии Пастернака, которые помогут им понять, в чем состоит уникальность и «загадочность» поэта.

Главное внимание на уроке уделяется исследовательской и творческой деятельности обучающихся, использованию современных педагогических технологий, позволяющих обучающимся приобретать навыки и умения логического мышления, выявлять причинно-следственные связи, формировать познавательный интерес к изучению литературы.

Такой урок дает замечательную возможность углублять мотивацию к учению и ориентирован на формирование языковой и духовной культуры обучающихся, умению грамотно думать и грамотно говорить.

Выше сказанным я объясняю актуальность выбранной мною темы для открытого урока по литературе.



АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка открытого мероприятия (урока-практикума) по дисциплине «Русский язык и литература» составлена не только для преподавателей литературы СПО, но и других учебных заведений в плане обмена опытом.

Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта преподавателя.

Цель данного урока – знакомство с особенностями поэзии Бориса Пастернака на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», чтобы понять, в чем состоит уникальность, самобытность поэта.

Задачи поставлены образовательные, развивающие и воспитательные.

Представленная методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект разработанного урока по теме «Особенности поэзии Бориса Пастернака», приложения (авторскую презентацию, рабочий лист обучающегося, памятку по написанию синквейна), список литературы, использованной для разработки урока. Для выполнения практической работы обучающиеся разбиваются на 3 группы («Художники», «Музыканты», «Мыслители» - заранее изготовленные таблички стоят на столах), что способствуют развитию у них коммуникативных качеств. Выполнение задания под музыкальное сопровождение («Этюд» А. Н. Скрябина) помогает обучающимся увидеть соответствие музыки чувствам и мыслям поэта.


















ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА»


Эпиграф:

«Я весь мир заставил плакать

Над красотой земли своей».

(Б. Л. Пастернак)

Цель урока: знакомство с особенностями поэзии Бориса Пастернака на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», чтобы понять, в чем уникальность, самобытность поэта.

Задачи урока:

Обучающие:

- показать особенности поэзии Б. Пастернака

- рассмотреть влияние искусства, музыки и философии на лирику Пастернака

- учить находить в тексте характерные для стиля поэта художественные средства

- совершенствовать навыки анализа стихотворного произведения

- отработка навыка поиска информации, анализа и отбора нужной информации

Развивающие:

- развивать навыки познавательной и поисковой деятельности

- развивать коммуникативную компетенцию обучающихся

- развивать ассоциативное и логическое мышление

- развивать культуру речи и эстетический вкус

Воспитательные:

- воспитывать интерес к исследовательской работе

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение

- способствовать повышению коммуникативной активности обучающихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс

- повышать интерес к русской поэзии

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (опрос), групповая, индивидуальная, устная и письменная

Методы работы: словесный (рассказ преподавателя с элементами беседы), объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский, аналитический (анализ стихотворений)

Приемы работы: кластер, синквейн

Технологии:

- Информационно-коммуникационные, коммуникативно-диалоговые

- Образовательные (объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, критическое мышление, сотрудничество в команде, ситуативное обучение)

- Здоровьесберегающие (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, музыкальное сопровождение)

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, опорный конспект, текст стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!», словари в качестве информационно-справочного материала, аудиозапись лирической музыки («Этюд» А. Скрябина)

Предварительная подготовка: индивидуальное задание обучающемуся - выучить наизусть стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!»



СТРУКТУРА УРОКА


  1. Организация начала урока

  2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

  3. Постановка темы урока, целеполагание

  4. Практическая работа:

    1. Чтение стихотворения

    2. Беседа по тексту

    3. Словарная работа

    4. Исследовательская работа в группах

  5. Закрепление. Выводы по практической работе

  6. Рефлексия. Составление синквейна

  7. Домашнее задание

  8. Подведение итогов урока. Выставление оценок




ХОД УРОКА

1. Организация начала урока. Психологический настрой


Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на своем уроке литературы.


Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбку подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!


2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся


Преподаватель: На предыдущем уроке мы начали знакомство с гениальным русским поэтом XX века Борисом Пастернаком, говорили о личности поэта, его судьбе. Прежде чем перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы знаете о поэте, и оформим эти знания в форме кластера, используя метод ассоциаций. Записи будем делать в рабочих листах, которые лежат у вас на столах.


Составление кластера в форме «солнышка» (у доски один обучающийся записывает все, что ему говорят другие обучающиеся с места)


Образец получившегося кластера: Пастернак - музыкант, художник, философ, поэт, писатель, переводчик, нобелевский лауреат


Преподаватель: Молодцы. Я бы добавила еще один луч – Серебряный век. Почему? (примерный ответ: так как Борис Пастернак как поэт вошел в литературу в Серебряном веке).


Преподаватель: Действительно, Пастернак – один из ярких представителей Серебряного века русской поэзии, неординарный, многогранный человек и необыкновенный поэт.


3. Постановка темы урока, целеполагание


Преподаватель: Сегодня наш разговор будет посвящен поэзии Пастернака, а именно ее особенностям.


Преподаватель открывает тему урока.


Слайд №1 (тема урока)



Преподаватель: В рабочих листах записываем число и тему урока. (Приложение 1, 2, 3)


- Эпиграфом к нашему уроку я взяла строчки из стихотворения Бориса Пастернака «Нобелевская премия».


Слайд № 2 (эпиграф к уроку)



- Кроме рабочих листов на ваших столах лежат распечатки текста стихотворения Пастернака, памятки, справочная литература, т. е. все, что нам нужно сегодня для урока.

- Нельзя говорить о поэзии, не обращаясь к тестам поэта. А раз мы будем работать с текстом, то это будет урок-практикум. Как называется стихотворение, которое лежит на ваших столах? («Февраль. Достать чернил и плакать!»). Исходя из темы урока и данного стихотворения, сформулируем цель урока.


Совместно с преподавателем обучающиеся определяют цель урока (примерный ответ: На примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» познакомиться с особенностями поэзии Б. Пастернака, чтобы понять, в чем состоит уникальность, самобытность поэта).


Преподаватель: Мы определили с вами тему урока, сформулировали цель. Достигать цели урока мы будем согласно плана практической работы.


Преподаватель на экране показывает план практической работы.







Слайд № 3 (план практической работы)



4. Работа по теме урока – практическая работа с текстом


Преподаватель: Начнем практическую работу со знакомства с текстом стихотворения. Для этого к доске приглашаю Артема.


1) В исполнении обучающегося звучит стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!»


2) Коллективная работа – беседа с обучающимися.


Слайд № 4 (текст стихотворения)



Преподаватель: Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта, относится к ранней лирике Б. Пастернака. Написано в 1912 году, впервые было опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике символистов «Лирика». Позднее поэт открыл им свой первый персональный сборник «Близнец в тучах» в 1914 г. Затем еще несколько раз это стихотворение открывало другие сборники поэта.

На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых любимых своих стихотворений, дорабатывал его.

Почему? Что в нем такого особенного? Борис Пастернак считается одним из самых “загадочных” поэтов ХХ века. “Загадочных”, потому что любил поиграть с читателем, зашифровывая информацию, придумывая “чудаковатые” образы, наполняя слова новым смыслом. Сегодня на уроке мы попробуем понять, в чем состоит «загадочность», уникальность Пастернака.


Преподаватель: Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно? (Произвольные ответы обучающихся)


Преподаватель: Какова тема этого стихотворения? (примерный ответ: писание приближающейся весны).


Обучающиеся записывает тему стихотворения в рабочем листе.


Преподаватель: Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно? (Нет)


Преподаватель: Что выдвигается в стихотворении на первый план? (Действие, состояние природы и душевное состояние поэта)


Преподаватель: Какое состояние поэта описывает Пастернак? (грустное, унылое, разочарованное)


Преподаватель: К концу практической работы мы должны понять, с чем может быть взаимосвязано состояние поэта.


3) Словарная работа.


Преподаватель: Прочитайте еще раз стихотворение. Встретились ли вам слова-незнакомцы, значение которых вы не знаете? (пролетка, гривна, благовест). Где можно посмотреть значение этих слов? (в словарях)


Обучающиеся находят значения слов в словарях и записывают их в рабочем листе:


(Пролетка – лёгкий открытый четырехколесный двухместный экипаж (коляска).

Гривна – денежная единица в Древней Руси и современной Украины.

Благовест – колокольный звон православной церкви, призывающий верующих к началу богослужения)

Слайд № 5 (словарная работа)




Преподаватель: Знание значения этих слов поможет вам в выполнении письменной части практической работы.


4) Исследовательская работа в группах: поиск особенностей поэзии Пастернака.


Слайд № 6 (текст стихотворения)



Преподаватель: Для выполнения этой части практической работы вы разделены на 3 группы (таблички на столах «Художники», «Музыканты», «Мыслители»)

- Почему именно так называются группы? С чем это связано? (Потому что Пастернак не только поэт, но и художник, и музыкант, и философ)


Задание: В рабочий лист вам необходимо выписать из текста слова или словосочетания, которые поэт использовал для передачи цвета приближающейся весны (это работа для «художников»), для передачи звуков приближающейся весны (это работа для «музыкантов»), сравнения, метафоры и эпитеты для описания приближающейся весны (это работа для «мыслителей»).


Преподаватель: Чтобы прочувствовать своеобразие поэтики Пастернака, я предлагаю вам выполнять задание под музыкальное сопровождение. Это будет «Этюд» Александра Николаевича Скрябина, русского композитора и пианиста, представителя символизма в музыке, преподавателя музыки Бориса Пастернака.


Звучит «Этюд» А. Скрябина, обучающиеся выполняют работу в группах.


После окончания работы представитель от каждой группы зачитывает выписанные примеры и делает вывод.


(Что должно получиться:

«Художники»: чернила, слякоть, черная весна, ливень, обугленные груши, грачи, лужи, дно, проталины чернеют.

«Музыканты»: плакать, писать навзрыд, грохочущая слякоть, благовест, клик колес, ливень, тысячи грачей сорвутся в лужи, ветер, слагаются стихи навзрыд.

«Мыслители»: оригинальные сравнения – грачи как обугленные груши, ливень как чернила; непривычные метафоры – ветер криками изрыт, дно очей, слякоть горит; неожиданные эпитеты – грохочущая слякоть, черная весна, обугленные груши, сухая грусть)


5. Закрепление. Выводы по практической работе

Преподаватель: Итак, три стихии – живопись, музыка, философия – развивали поэзию Пастернака, формировали неповторимость его творческого стиля, помогали ему лучше выразить чувства.

- Назовите особенности поэзии Бориса Пастернака, которые вы увидели в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!».


(Примерные ответы обучающихся:

1. Звуковое (музыкальное) восприятие мира.

2. Цветовые ощущения.

3. Философское отношение к миру

4. Умение видеть мельчайшие детали)


Преподаватель: Запишем их в рабочем листе.



Слайд № 7 (Особенности поэзии Б. Пастернака)




Преподаватель: Эти особенности делают произведения Пастернака непохожими на творчество других поэтов.

- Вспомним, какое состояние лирического героя показал Пастернак в данном стихотворении? (показал грустное состояние поэта).

- А что влияет на душевное состояние поэта? (природа влияет на душевное состояние поэта, на его вдохновение, на желание творить).

- В начале практической работы мы определили тему стихотворения, но ничего не сказали об идее произведения.

- Что такое идея произведения? (то, что хотел сказать читателю автор; зачем написал это произведение)

- Какова идея стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»? (Идея: показать тесную связь поэзии с миром природы).

- Запишите идею в рабочем листе.


Обучающиеся записывают идею стихотворения в рабочем листе.


Преподаватель: В начале урока мы сформулировали цель нашего урока.

- Вспомним, как она звучала. (Обучающиеся озвучивают цель)

- Была ли достигнута цель урока? (Да, мы познакомились с особенностями поэзии Пастернака)

- В чем же уникальность этого поэта? (В том, что его поэзия неразделимо связана с миром природы)

- Я говорила, что к концу практической работы мы с вами постараемся понять, в чем состоит уникальность поэта. Так, в чем же она выражается?





Слайд № 8 (вывод по практической работе)




6. Рефлексия содержания материала


Преподаватель: В конце урока мы с вами обычно проводим рефлексию. Сегодня на уроке это будет не эмоциональная рефлексия, а рефлексия содержания материала, чтобы осознать ту информацию, которую вы получили. Т. е. показать свое отношение к Пастернаку-поэту, каким вы увидели его. Я предлагаю это сделать в форме синквейна.

- Давайте вспомним, что такое синквейн? (стихотворение в прозе, состоит из 5 строк, строится по определенным правилам)

- Для тех, кто забыл правила написания синквейна, у вас на столах лежат памятки, которыми можно воспользоваться. (Приложение 4)

- Эту же памятку я выведу на экран.



Слад № 9 (памятка)




Создание синквейна по группам.


Заслушивание ответа каждой группы. Обсуждение.



(Пример как может выглядеть синквейн, составленный обучающимися:

Пастернак

Эмоциональный, креативный

Сравнивает, переживает, философствует

Слагаются стихи навзрыд

Поэт)


Преподаватель: Спасибо. У каждой группы получились замечательные синквейны, в которых вы отразили свое отношение к поэту.


8. Домашнее задание.


Слайд № 10




9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Преподаватель: Я хочу поблагодарить вас за сотрудничество. Сегодня на уроке отлично работали многие ребята (выставление оценок). Всем остальным есть к чему стремиться. Всем спасибо, урок окончен. До свиданья.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение интереса к литературе у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа, как показана значимость литературы в реальном мире.

В данной методической разработке представлен открытый урок-практикум «Особенности поэзии Бориса Пастернака» по дисциплине «Русский язык и литература» (СПО).

Основой урока является работа по анализу стихотворения Б. Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!". Опираясь на необходимые знания по биографии поэта, по работе со стихотворным текстом, лексику, образы и символы стихотворения, обучающиеся делают вывод об особенностях поэзии Пастернака.

Для более успешного понимания темы и выполнения практической работы были использованы:

- рабочий лист урока, в котором обучающимся необходимо вести основные записи по теме работы;

- словари в качестве информационно-справочного материала;

- музыкальное сопровождение («Этюд» А. Скрябина) для создания благоприятного эмоционального фона;

- памятка по написанию синквейна, который способствует передаче эмоционального отношения обучающихся к изучаемой теме;

- презентация урока, материал в которой подан последовательно, от эпиграфа к уроку до домашнего задания.

Преподавание литературы должно содействовать, прежде всего, умственному развитию обучающихся. Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала и предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Именно на этой основе и выстроена моя система преподавания, в которой важное место отводится логико-стилистическому изучению литературы и развитию речи обучающихся. Все это присутствовало на уроке-практикуме «Особенности поэзии Б. Пастернака», который позволяет реализовать поставленные цель и задачи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист обучающегося группы ООПД-27

__________________________________________

Группа «ХУДОЖНИКИ»

Дата________________________

Тема урока: _________________________________________________________________



Схема-кластер



















Тема стихотворения:_________________________________________________________

Словарная работа:

Пролетка_____________________________________________________________________

Благовест_____________________________________________________________________

Гривна_______________________________________________________________________

Работа «Художников» (выписать слова или с/с, используемые поэтом для передачи цвета приближающейся весны)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности поэзии Б. Пастернака:

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Идея стихотворения___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синквейн

Борис Пастернак_______________________________________________ _______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рабочий лист обучающегося группы ООПД-27

__________________________________________

Группа «МУЗЫКАНТЫ»

Дата________________________

Тема урока: _________________________________________________________________



Схема-кластер



















Тема стихотворения:_________________________________________________________

Словарная работа:

Пролетка_____________________________________________________________________

Благовест_____________________________________________________________________

Гривна_______________________________________________________________________

Работа «Музыкантов» (выписать слова или с/с, используемые поэтом для передачи звуков приближающейся весны)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности поэзии Б. Пастернака:

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Идея стихотворения___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синквейн

Борис Пастернак_______________________________________________ _______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рабочий лист обучающегося группы ООПД-27

__________________________________________

Группа «МЫСЛИТЕЛИ»

Дата________________________

Тема урока: _________________________________________________________________



Схема-кластер



















Тема стихотворения:_________________________________________________________

Словарная работа:

Пролетка_____________________________________________________________________

Благовест_____________________________________________________________________

Гривна_______________________________________________________________________

Работа «Мыслителей» (выписать сравнения, метафоры, эпитеты, используемые поэтом для описания приближающейся весны)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности поэзии Б. Пастернака:

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Идея стихотворения___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синквейн

Борис Пастернак_______________________________________________ _______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ СИНКВЕЙНА

1 строка – 1 существительное (это и есть тема синквейна)

2 строка - 2 прилагательных (раскрывают тему синквейна)

3 строка – 3 глагола (описывают действия, относящиеся к теме синквейна)

4 строка - фраза из 4 или более слов (выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная обучающимся фраза в контексте темы)

5 строка – 1 существительное (слово-резюме, характеризующее суть предмета, или по-другому - ассоциация - синоним к первому слову)



Примеры:



Война

Беспощадная, напрасная

Стреляют, убивают, допрашивают

Война - это зло на Земле

Смерть



Февраль

Холодный, ветреный

Вьюжит, лютует, морозит

Весна уже близко

Конец зимы





Маяковский

Талантливый, яркий

Любит, страдает, переживает

Клянусь - люблю неизменно и верно!

Лиля Брик





ЛИТЕРАТУРА


  1. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015.

  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. - М., 2016.

  3. Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI века. - М., 2015.

  4. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1998.

  5. Степанян Е. В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака:

Проблемы вечности // Вопросы философии. – 2000. – № 8. –

С. 62-78.

  1. Ростовцева И. Муза и собеседница: [Природа в поэзии Пастернака

и Заболоцкого] / И. Ростовцева // Вопросы литературы. – 2002. –

№ 1-2. – С. 123-138.

  1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. - М., 1991.


Интернет-ресурсы:

  1. Словарь литературных терминов [Электронный ресурс] –

http://feb-web.ru

  1. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] –

http://feb- web.ru




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!