Урок-практикум
Особенности поэзии
Бориса Пастернака
Автор: Змиевская Н. Е.,
преподаватель русского языка
и литературы
КГБПОУ 16, г. Хабаровск
Эпиграф к уроку:
Я весь мир заставил плакать Над красотой земли своей.
(Б. Пастернак,
из стихотворения
«Нобелевская
премия»)
План ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Работа с текстом стихотворения Б. Пастернака «Февраль»
а) чтение стихотворения
б) беседа
в) словарная работа
г) исследовательская работа
2. Выводы по практической работе
3. Составление синквейна
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Словарная работа
Пролетка –четырехколесная двухместная коляска
Гривна – денежная единица Древней Руси и современной Украины
Благовест – колокольный звон православной церкви
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Особенности поэзии Бориса Пастернак а
1. Звуковое восприятие мира
2. Цветовые ощущения
3. Философское отношение к миру
4. Умение видеть мельчайшие детали
Вывод: уникальность
поэзии Пастернака
– её неразделимость
с миром природы
Памятка по написанию синквейна
1 строка – 1 сущ . (это и есть тема синквейна)
2 строка – 2 прилаг. (раскрывают тему синквейна)
3 строка – 3 глагола (описывают действия, относящиеся к теме синквейна)
4 строка – фраза из 4 слов (выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету)
5 строка – 1 сущ . (слово-резюме, характеризующее суть предмета)
Домашнее задание
Индивидуальное задание: подготовить сообщения на тему «Любовная лирика
Пастернака» и «Философская
лирика Пастернака»
Для всей группы:
подготовить наизусть
чтение любого стихотворе-
Ния Б. Пастернака из
любовной или философ-
Ской лирики