Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Рязанский многопрофильный колледж»
«Согласованно»
Зав.технологического отделения
Глазкова О.А.________________
Методист колледжа
Тихонова Т.Н.________________
Методическая разработка
ОТКРЫТОГО УРОКА по
Дисциплинам «Физика» и «Математика»
на тему:
«Законы геометрической оптики. Использование тригонометрии при решении задач».
Подготовила и провела преподаватель дисциплин
Миронова Елена Вячеславовна
Регистрационный №________
Рязань 2021
Актуальность темы:
Световые явления стали неотъемлемой частью жизни людей, поэтому их изучение актуально.
Цель урока:
-изучить световые явления и свойства цвета на опытах;
-рассмотреть три основных свойства света: прямолинейность распространения, отражения и преломление света в разных по плотности средах;
-применить математические знания из раздела «Тригонометрия».
Задачи:
Образовательные:
-проверить знания обучающихся по теме, обобщить, расширить знания, полученные на предыдущих уроках физики и математики, показать опыты, демонстрирующие законы отражения и преломления света.
Развивающие:
-развивать у обучающихся логическое мышление, наблюдательность познавательные интерес к физике, пробудить стремление к творчеству.
Воспитательные:
-воспитывать сознательное отношение к учёбе и заинтересованность в изучении физики и математики.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии.
Время: 45 минут.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, сборник задач под редакцией А.П. Рымкевича, таблица Брадиса.
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Действия Преподавателя | Действия студентов |
1. Организационный момент (2 мин.) | Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к занятию. | Приветствие. |
2. Актуализация опорных знаний (10 мин.) | Задаёт вопросы. | Отвечают на поставленные вопросы. |
3. Эксперименты (10 мин.) | Демонстрирует опыты. Задаёт вопросы. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, конспектируют. |
4. Закрепление материала (20 мин.) | Осуществляет контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Дополняет. Обобщает результаты работы. | Решают задачи из сборника. |
5. Подведение итогов (3 мин.) | Подводит итоги занятия. Проводит рефлексию. Выставляет оценки за работу на уроке. Комментирует домашнее задание. | Формулируют конечный результат совей работы. Записывают домашнее задание. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Поприветствовать обучающихся и отметить отсутствующих.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
(Тему урока ученики сформулируют сами)
Преподаватель: Пески преобразились в пляж.
Река блестит. Леса густые.
В ней отражается …
Ты память или мечта пустыни?
На небе … сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной пыли сияет лес.
Листва мерцает, словно изумруд,
От света … видны и там и тут,
Лес в сказку погрузился и затих,
Он хочет задержать чудесный мир …
Наукой всё для нас давно объяснено,
Но до конца понять природу не дано.
Завидев … в небесной синеве,
Мечтаем мы, что это символы извне …
Преподаватель: О каких явлениях идет речь? (О мираже и радуге). Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сегодня мы повторим законы геометрической оптики (Законы отражения и преломления света), а так же вспомним одну из тем из раздела «Тригонометрия» по математике.
Контрольные вопросы. (демонстрируются на экране)
1.Определение синуса, косинуса, тангенса, и котангенса
2. Геометрическая оптика?
3. Корпускулярная теория света?
4. Волновая теория света?
5. Астрономический метод измерения скорости света?
6. Лабораторный метод измерения скорости света?
7. Скорость света?
8. Закон отражения света?
9. Закон преломления света?
10. Показатель преломления? От чего он зависит?
(Обучающиеся отвечают на вопросы устно)
3. Эксперименты .
Преподаватель: На самом деле, опытов, демонстрирующих законы геометрической оптики, много и сейчас мы проделаем несколько из них.
Опыт 1: Прямолинейное распространение света. «Образование тени».
Ход опыта.
1) Расположим предметы в порядке карманный фонарь – первая сфера (закрепляется на штативе)-лист.
2. Осветим сферу карманным фонарём.
3. Получим тень, отображённую на листе.
Мы видим, что результатом эксперимента стала равномерная тень. Предположим, что свет распространялся прямолинейно, тогда образование тени можно легко объяснить: свет, идущий от точного источника по световому лучу, касающихся крайних точек сферы продолжил идти по прямой линии и за сферой, из-за чего на листе пространство за сферой не освещено.
Предположим, что свет распространялся по кривым линиям. В этом случае лучи света, искривляясь, попали бы и за сферу. Тени бы мы не увидели, но в результате проведения опыта тень появилась.
Вывод: С помощью этого опыта я доказала, что свет распространяется прямолинейно, образование тени доказывает прямолинейность его распространения.
Вопрос ученикам: Где это явление встречается в жизни?
Опыт 2: закон отражения света.
Ход опыта.
1. Расположим лист за прибором.
2. Включим осветитель, направляя его на центр зеркала.
3. Проведём перпендикуляр к зеркалу в точку падения луча на листе.
4.Измеряем угол падения.
5. Измеряем угол отражения.
6. Запишем результаты.
7. Изменим угол падения, передвигая осветитель .
8. Сравним результаты.
Из опыта видно, что угол падения светового луча равен углу его отражения. Свет, попадая на зеркальную поверхность, отражается от неё под тем же углом.
Вывод: С помощью опыта и проведённых измерений я доказала, что при отражении света угол падения равен углу отражения.
Вопрос к ученикам: Где это явление можно встретить в жизни?
Опыт 3: «Преломление света»
Ход опыта:
1. Нальём воду в стакан, за ним, на некотором расстоянии разместим лист.
2. Направим луч света в воду под углом 0, т.к. при нуле преломление не происходит, а луч переходит в другую среду без изменений.
3. Проведём перпендикуляр к границе раздела двух сред в точке падения луча.
4. Измерим угол падения светового луча.
5. Измерим угол преломления светового луча.
6. Сравним углы, составим отношение их синусов (используем таблицу Брадиса)
7. Запишем результаты.
8. Изменим угол падения, передвигая источник света.
9. Сравним значения отношений синусов в обоих случаях.
Вывод: С помощью проведённого опыта и измерений доказали, что при преломлении света отношение синуса угла падения к синусу угла преломления-величина постоянная для двух сред.
Вопрос к ученикам: Где это явление используется в жизни?
4. Закрепление материала.
Преподаватель:
Для закрепления материала необходимо выполнить задание из сборника задач
А.П. Рымкевича.
№1090, №1083 (вызвать обучающихся к доске решать задачи)
5. Подведение итогов.
Рефлексия:
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке мне удалось понять …»
«Сегодня на уроке я закрепил …»
Выставление оценок.
Домашнее задание: №1093, №1109.