СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на тему «Конкуренция, ее сущность и формы»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предусматривает изучение теоретического и практического материала по теме «Конкуренция». Рассматриваются теоретические аспекты проблемы функционирования конкуренции, а также анализируется российская реальность в контексте темы.

Материал, представленный в данной методической разработке, может быть использован преподавателями экономики в профессиональной деятельности для проведения внеклассных мероприятий по дисциплине.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на тему «Конкуренция, ее сущность и формы»»

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И КУРОРТНОГО СЕРВИСА»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»


на тему

«Конкуренция, ее сущность и формы»








Преподаватель

ГБПОУ РК «ФТСКС»

Ковальчук Ирина Викторовна













Феодосия, 2020





Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта









Составитель: Ковальчук Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ РК «ФТСКС»

















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Задачи формирования у студентов творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого студента, активизации его творческих возможностей играет правильно организованная работа по предмету педагога.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.

Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

Данная методическая разработка предусматривает изучение теоретического и практического материала по теме «Конкуренция». Рассматриваются теоретические аспекты проблемы функционирования конкуренции, а также анализируется российская реальность в контексте темы.

Материал, представленный в данной методической разработке, может быть использован преподавателями экономики в профессиональной деятельности для проведения внеклассных мероприятий по дисциплине.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: ввести понятие конкуренции и описать основные модели структуры рынка

Задачи:

1. получение новых знаний по теме в форме наглядных текстов и ответов на контрольные вопросы-размышления, заполнении таблиц; тестовых заданий;

2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;

3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.

  1. Ход занятия

Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев.

Элберт Хаббард

Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа.

Джон Стюарт Милль

1. Формирование новых знаний

Конкуренция – неотъемлемая черта рыночного хозяйства, играющая важную роль в механизме рыночного регулирования.

В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго ждать себя не заставит. Таким образом, конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально. В этом смысле конкуренция объективна, значит, закономерна. Экономической причиной конкуренции является ограниченность ресурсов, порождающая соперничество за право их использования для наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция (от лат. сoncurrere – сбегаться, сталкиваться) представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.

В целом конкуренция – двигатель экономического прогресса:

1. Она мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции и вынуждает каждого субъекта хозяйствования напрягать все усилия в поисках новых способов производства, сервиса, качества, снижения издержек, создания прочной репутации у потребителей. Результат этого – эффективное развитие производительных сил общества.

2. Конкуренция создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательские предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг.

В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде 2 основных методов конкурентной борьбы:

1. ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция также возможна без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.

2. неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, послепродажное техническое обслуживание, продажа в кредит, реклама.

Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Основные типы (модели) рынка

  1. Совершенная конкуренция;

  2. Монополистическая конкуренция;

  3. Олигополия;

  4. Чистая (абсолютная) монополия.

Совершенная конкуренция – это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.

Отличительные черты совершенно конкурентного рынка:

1. число фирм на рынке очень большое;

2. продукция конкурирующих между собой фирм однородна (стандартизирована); больших различий в уровне качества нет;

3. контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит незначительную часть общего объема производства. Цена стихийно формируется рынком, а производителю остается только «согласится» с ценой. Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят; установить цену ниже рыночной невыгодно, так как уменьшится прибыль фирмы;

4. условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений;

Черты чистой (совершенной конкуренции) сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Примером такого рынка является рынок зерна, мировые цены на которое устанавливаются на Чикагской зерновой бирже.

Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолютная (чистая) монополия отличаются несовершенством конкуренции.

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

Монополистической считается конкуренция, если:

1. число производителей и продавцов относительно большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции;

2. фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика;

3. контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он ограничен;

4. производится дифференцированная продукция. Дифференциация проявляется:

4.1. по качеству (функциональные параметры, материалы, отдельные детали, дизайн, исполнение, надежность работы и т.д.);

4.2. по условиям продажи (качество и скорость обслуживания, сервис);

4.3. по размещению продукта и степени его доступности покупателям (местоположение магазина или торгового центра, время работы и др.);

4.4. мнимые различия (применение различной упаковки, использование известных торговых знаков, реклама);

5. ценовая и неценовая конкуренция;

6. относительная легкость вступления фирм в отрасль.

Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой промышленности.

Олигополия (дословно – «несколько продавцов») отличается тем, что:

  • на рынке доминирует относительное малое число крупных фирм;

  • производимые продукты могут быть стандартизированными (сырье, материалы, машины и оборудование), а дифференцированы (потребительские товары);

  • степень контроля над ценой высока ( тайный сговор или скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен, разделении рынка);

Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности.

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

  1. выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара;

  2. товар является особым и не имеет близких заменителей;

  3. монополия полностью закрыта для ввода в отрасль новых фирм (блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами);

  4. неценовая конкуренция не ведется.

Черты чистой монополии можно наблюдать у местных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станции и т.д.

Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия-производители вооружения продают его единственному отечественному покупателю – государству.

Дуополия наблюдается при условии функционирования на рынке лишь двух монополий.

Двусторонняя монополия имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель.

Фирма-монополист устанавливает монопольные цены (завышенные при продаже и заниженные при покупке товаров) и благодаря этому получает сверхприбыль.

Монополист имеет возможность намеренно сокращать количество своих продаж, создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, и добиваться повышения цены.

Монопсонист, напротив, может уменьшить закупки у своих поставщиков (например, зерна, масла, картофеля у фермеров) и создать для них искусственные трудности сбыта продукции, вынудив тем самым снижать цены.

2. Заполните таблицу «Позитивные и негативные явления конкуренции»

Конкуренция

Позитивные явления

Негативные явления







* Заполненная таблица

Конкуренция

Позитивные явления

Негативные явления

Снижение издержек,

Быстрое внедрение НТП,

Гибкое приспособление к спросу,

Высокое качество продукции,

Препятствие к завышению цен.

Разорение многих субъектов рыночной экономики,

Анархия и кризис производства,

Чрезмерная эксплуатация ресурсов,

Экологические нарушения.


3. Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».

1. Согласны ли вы с тем, что несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он продает?

2. Разнообразие производства является условием совершенной конкуренции

3. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует ограниченное число фирм

4. Рынок приводит к дифференциации производителей

5. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется олигополией

6. Рынок, на котором один покупатель и много продавцов, есть монопсония

7. Рынок, на котором есть только один продавец и много покупателей, есть монополия

8. На рынке абсолютной монополии понятия «фирма» и «отрасль» совпадают

4. Студенты отвечают на контрольные вопросы и задания

1. Предположим, что в обществе производится слишком много тканей и недостаточно обуви. Поскольку в этой ситуации цены на ткани окажутся ниже стоимости, производители не смогут возместить затраты своего труда. В то же время цены на обувь превышают стоимость. Может ли такое положение сохраняться бесконечно долго? Какие изменения произойдут в отраслевой структуре производства?

2. Какую роль играет дифференциация продукта в монополизации рынка? Как вы относитесь к утверждению: «Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары способны замещать один другой, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче устанавливать на них монопольную цену»?

3. Какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? Как вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм в условиях монополистической конкуренции?

4. Что такое естественная монополия, и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?

5. «Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными». Как вы оцениваете это утверждение?

5. Вставьте пропущенные слова в предложения.

1. Противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли - ______________________

2. Рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену - ______________________

3. Рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей - ______________________

4. Рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества - ______________________

5. Рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей- ______________________

Ответы на пропущенные определения

1. конкуренция

2. совершенная (чистая) конкуренция

3. олигополия

4. монополистическая конкуренция

5. чистая монополия


6. Ответьте на вопросы теста.

1. Каждый из нас является создателем спроса на определенные товары. И если, придя в магазин, вы не смогли оплатить полную цену товара при покупке, то означает ли это, что спрос на данный товар упал?

а. да, спрос упал;

б. да, спрос упал при условии, что товар не продан в кредит;

в. спрос не упал, так как он не зависит от каждой отдельной покупки;

г. спрос не упал, так как известно, что товар продали.

2. На начальном этапе разведки и обустройства нефтяных месторождений США сотни мелких хозяев устанавливали вышки на своих участках и качали нефть. В настоящее время добыча нефти монополизирована и большинство скважин на территории США заморожено. Что эффективнее для развития страны?

а. конкуренция;

б. монополия;

в. государственное регулирование производства;

г. сочетание монополии и конкуренции.

3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а. в каждой отрасли много производителей;

б. все производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию;

в. производители не в состоянии контролировать рыночную цену;

г. все перечисленное верно.

4. Что не относится к чистой монополии:

а. одна фирма в отрасли;

б. контроль над ценой;

в. вступление в отрасль блокированное;

г. дифференциация продукции.

5. Для олигополии характерно:

а. доминирует несколько крупных фирм;

б. ограничение контроля за ценой;

в. затрудненный вход в отрасль;

г. все перечисленное верно.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

в

г

г

г

г

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание. Ответить на контрольные вопросы практической работы:

1. Какие виды конкуренции вам известны?

2. Какая конкуренция типична для современной рыночной экономики?

3. Что общего и каковы различия между монополией и олигополией?

4. Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная конкуренция?

5. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!