СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» на тему «Издержки производства»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины.

Изучение темы урока: издержки производства  является актуальной и имеет большое  значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных  параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» на тему «Издержки производства»»


Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» на тему «Издержки производства»

Пояснительная записка. Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины.

Изучение темы урока: издержки производства является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Тип занятия – комбинированный, включающее контроль знаний, подготовку к выполнению практической работы и выполнение самой практической работы самостоятельно.

Контроль знаний осуществляется по теме заработная плата, производительность труда и издержки производства. Статья «заработная плата» - одна из объёмных и значимых расходных статей при формировании себестоимости производимой продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Форма контроля: разминка, решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос.

Работа студентов на уроке оценивается по бальной системе на основании условий и критериев оценивания. Для оценивания используются самооанализ, самооценка и оценка участниками урока.

Студент, набравший большее количество баллов становится обладателем счастливой фишки.

После проведения контроля знаний и выполнения практической работы по теме «Издержки производства» должен уметь:

  • определять общие издержки производства и себестоимость единицы продукции;

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых издержек организации;

  • начислять заработную плату рабочим-сдельщикам и повременщикам;

  • рассчитывать общий фонд оплаты труда;

  • рассчитывать производственную и полную себестоимость реализованной продукции;

  • определять сумму средств от продаж;

  • планировать расходы по реализации продукции;

  • рассчитывать показатели производительности труда.

студент должен знать:

  • сущность организации, как основного звена экономики;

  • основные методы расчёта показателей производительности труда;

  • понятие издержек производства и обращения;

  • методы калькулирования;

  • классификацию затрат по признакам;

  • порядок составления сметы затрат;

  • формы и системы оплаты труда;

  • показатели измерения уровня производительности труда;

  • понятие предельной производительности туда.

Источниками информации для изучения темы «Финансовое планирование» являются: учебник «Экономика предприятия», Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына, Феникс, 2008г.; интернет-ресурсы и другие источники.

План занятия № 32

Предмет: «Экономика организации»

Тема занятия: издержки производства.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования.

Задачи урока:

1. Дать понятие калькуляции и калькулирования.

2. Изучить методы калькулирования.

3. Дать понятие плановых и отчётных показателей по себестоимости продукции.

4. Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности.

5. Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных

статей.

6. Обозначить порядок расчёта по снижению себестоимости.

7. Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы.

8. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.

Время урока 90 минут.

Обеспечение занятия:

Подготовка кабинета: обеспечение студентов рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.

Наглядные пособия – электронная презентация по уроку.

Раздаточный материал – карточки с условиями проведения разминки, карточки с тестовыми заданиями для проведения контроля знаний по теме оплата труда и производительность, карточки с вопросами для проверки уровня усвоения материала по теме издержки производства, практическую работу № 13 по теме издержки производства и калькуляция себестоимости продукции.

Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные места – кабинет № 3

Основная литература – Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2008г.

Дополнительная литература – Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2002., электронный учебник.


Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

1.Определяющие – Экономика организации.

2. Определяемые –Маркетинг

1.Предприятие – основное звено экономики.

2. Ресурсы организации.

3. Планирование на предприятии.

4. Кадры и производительность труда.

5. Формы и системы оплаты труда.

6. Продукция предприятия.

7. Издержки производства и обращения.

8. Калькуляция и калькулирование.

9. Прибыль и рентабельность.

Ход занятия (структура, содержание)

  1. Оргмомент – приветствие студентов (1-3 мин.)

  2. Постановка цели и задач преподавателем и студентами (1-2 мин.), слайды 1,2.

  3. Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с конспектами (2 мин.)

  4. Методы контроля: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (10 мин.)

  5. Формирование знаний, умений, навыков:

Методы: разминка, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, практическая работа.

Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.

Действия студентов

Действия преподавателя

1 этап - разминка:

активизация для работы на уроке – студенты прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие в разминке.








2 этап - контроль знаний:

прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задание (7 вариантов) по теме заработная плата и производитель-ность труда.

Карточки красного цвета для успешных и сильных студентов;

синего – со средней степенью усвоения материала;

зелёного – медленное усвоение материала и выполнение задания.



3 этап – закрепление и контроль знаний:

прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, получают карточки с вопросами, готовятся к ответу

устно отвечают на вопросы по теме издержки и калькулирование себестоимости продукции (каждый конкретно на свой вопрос). Задают вопросы друг другу, дополняют ответы, оценивают ответы товарищей и проводят самоанализ и самооценку по 5-и бальной системе.




Просматривают слайды с правиль-ными ответами (слайды).


Заслушивают общие результаты работы на уроке и оценки.


Студент, набравший большее количество баллов по всем выполненным заданиям получает «счастливую фишку».




4 этап – выполнение практической работы:

получают практическую работу, изучают условия и порядок выполне-ния работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты. Работу выполняют самостоятельно.


Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.


1 этап - разминка: (5 мин.)

преподаватель даёт объяснение по проведению разминки, даёт команду начинать работу, следит за ходом разминки, баллы по ходу разминки учитывает один из присутствующих на уроке преподавателей в специальной оценочной карточке, преподаватель по итогам 1 этапа подводит итоги (общее количество баллов за разминку), слайд 4.

2 этап - контроль знаний: (10мин.)

преподаватель раздаёт карточки с тестовыми заданиями, учитывая возможности и успешность студентов, объясняет порядок и условия выполнения заданий. Во время выполнения студентами тестовых индивидуальных заданий, преподаватель заносит в электронный вариант карточки итоги разминки (слайд 4). Присутствующим на уроке преподавателям раздаются ключи для проверки выполнения студентами тестовых заданий.


3 этап – закрепление и контроль знаний: (слайд 5) (25 мин.)

преподаватель предлагает студентам вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время 3 – 5 мин. для подготовки.

Во время подготовки студентов, преподаватель выставляет в электронный вариант оценочной карточки количество баллов каждому студенту по итогам 2 этапа.

Заслушивает устные ответы студентов каждого по своему вопросу, дополнения и замечания других студентов. Анализ, самоанализ и оценку ответов студенты проводят после всех выступлений.

Преподаватель показывает слайды с правильными ответами (слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12) и выставляет баллы за устный ответ, данные заносит в электронный вариант оценочной карточки.

Подводит итоги работы студентов по 3-м этапам, выставляет оценки на основании критериев оценивания (слайд13). Вручает специальный приз «счастливая фишка» студенту, набравшему большее количество баллов (3 мин.)

4 этап – выполнение практической работы: (40 мин.)

преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения студентами, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного студента для осуществления контроля над выполнением работы.



Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод (3 – 5 мин.)


5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении самостоятельной работы.

6.Домашнее задание: Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2018г. Стр. 242, составить таблицу по номенклатуре калькуляционных статей. Стр. 236 – 244, прочитать, закончить составление опорного конспекта, начатого на уроке. Подготовиться к выполнению практической работы № 13.

Условия проведения и оценивания разминки

Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.

Условия и порядок проведения разминки:

Участие принимают все студенты. Вначале проведения устанавливается связь экономики с другими дисциплинами. Первое слово или ключевое выражение называет любой из студентов (либо студента определяет преподаватель, возможны различные варианты), затем выстраивается словестная цепочка в зависимости от конкретной цели и задания. Проводятся алфавитные, тематические и другие виды такой разминки, с каждым уроком можно усложнять задания.

На данном уроке, вырабатывая внимательность, цепочку слов и изречений выстраиваем со второй буквы названного предыдущим студентом слова, учитывая знания студентов по тем дисциплинам, которые связаны с экономикой. Студент, который затрудняется назвать слово или выражение , говорит «дальше» и ждёт следующей очереди.

Пример: дискриминация – ипотека – прибыль – рентабельность – единство -

Время проведения разминки 3 – 5 минут.

Критерии оценивания:

Оценивание могут производить преподаватель, любой из студентов этой или паралельной группы.

Каждое названное студентом слово оценивается одним баллом, за пропущенное слово штрафные баллы не выставляются, просто студент получает 0 баллов.

Учёт количества баллов ведётся в оценочной карточке и в итоге выставляется каждому студенту заработанное им количество баллов по итогам проведения разминки.

Тест № 1

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работодателя зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в) важный стимул для деятельности;

г) подходят все варианты ответов.

2.Общий тарифный фонд оплаты труда равен сумме:

а) тарифного фонда и выплат, доплат и премий;

б) основной и дополнительной зарплаты;

в) прямого фонда и дополнительной заработной платы;

г) только прямого фонда зарплаты.

3. Производительность труда - это:

а) организация оплаты труда;

б) мера затрат труда;

в) показатель эффективности и результативности труда;

г) затраты материального производства.

4. Издержки производства – это:

а) совокупность всех фактических расходов, связанных с производством продукции;

б) затраты на производство и реализацию продукции;

г) нет верных ответов.

5. Выполнить практическое задание:

определить среднюю заработную плату работников за один час работы по бригаде при условии, что общая сумма зарплаты составила 178 926 рублей и фактическое время работы – 1260часов.


Тест № 2

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работника зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в) важный стимул для деятельности;

г) подходят все варианты ответов.

2.Тарифная система включает в себя:

а) тарифную сетку и тарифную ставку;

б) тарифные коэффициенты и надбавки;

в) тарифно - квалификационные справочники и районные коэффициенты;

г) подходят все варианты ответов.

3. Натуральный метод измерения производительности труда:

а) наиболее простой, исчисляется в натуральном выражении;

б) исчисляется в денежном выражении;

в) применяется при производстве широкого ассортимента продукции;

г) нет верных вариантов ответа.

4. Издержки обращения – это:

а) производственные затраты;

б) затраты, связанные с реализацией продукции;

в) затраты на единицу произведённой продукции;

г) общая сумма всех затрат.

5. Выполнить практическое задание:

рассчитать зарплату работника, если часовая тарифная ставка 150 руб., в течение месяца отработано 140 часов, а размер премии по условиям договора – 30% к основной зарплате.


Тест № 3

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

  1. С точки зрения управления мотивация рассматривается:

а) как метод управления;

б) как управление социальной сферой;

в) как процесс формирования у работников мотивов к деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта;

г) недостаточно информации.

2. Номинальная заработная плата – это:

а) сумма денег, получаемая работником за свой труд;

б) начисленная зарплата за выполненную работу;

в) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;

г) подходят все варианты ответов.

3. Стоимостной метод измерения производительности туда применяется:

а) при выпуске разнородной продукции;

б) при измерении производительности труда в отраслевом разрезе;

в) очень редко;

г) подходят варианты ответов а) и б).

4. Себестоимость единицы продукции – это:

а) общая сумма производственных затрат;

б) размер затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции;

в) полная себестоимость продукции;

г) трудозатраты на единицу продукции.

5. Выполнить практическое задание: оклад бухгалтера 12 000 руб. в месяц, в данном месяце он брал 4 дня за свой счёт, общее количество рабочих дней в месяце – 22. Определить заработок бухгалтера за месяц.

Тест № 4

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:

а) воспроизводственную, мотивационную, учётную;

б) учётную, регулирующую, мотивационную;

в) воспроизводственную и психологическую;

г) стимулирующую.

2. Аккордная сдельная зарплата предусматривает оплату:

а) каждой отдельной операции;

б) при повременной оплате труда;

в) всего объёма работ;

г) недостаточно информации.

3. Выработка, как показатель производительности, труда характеризует:

а) количество продукции, произведённой в единицу времени;

б) затраты труда на единицу продукции;

в) общие затраты труда;

г) общее количество произведённой продукции.

4. По роли в процессе производства затраты делятся на:

а) постоянные и переменные;

б) основные и накладные;

в) явные и неявные;

г) простые и комплексные.

5. Выполнить практическое задание: приведены исходные данные:

Категория работника

Норма выработки

Фактическое выполнение

Расценка за ед. работы (руб. коп.)

Сумма основной зарплаты

(руб. коп.)

Сумма премии 20% за выполнение задания

(руб. коп.)

Общая сумма зарплаты

(руб. коп.)

Крановщик

20 тонн

24 тонны

56.00

?

?

?

Определить сумму заработка крановщика за день.

Тест № 5

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Организация зарплаты включает:

а) формирование фонда оплаты труда;

б) разработку тарифной системы;

в) определение формы оплаты труда и установление обоснованных норм труда;

г) подходят все варианты ответов.

2. Индивидуальная сдельная оплата применяется на тех работах, где:

а) учитывается точное время выполнения работы;

б) труд работника подлежит точному учёту;

в) учитывается количество выпущенной продукции;

г) подходят варианты ответов б) и в).

3. Трудоёмкость, как показатель производительности труда, характеризует:

а) затраты рабочего времени на производство единицы продукции;

б) общие затраты труда;

в) количество продукции, произведённой в единицу времени;

г) общее количество произведённой продукции.

4. Постоянные затраты:

а) изменяются с изменением объёма выпуска продукции;

б) практически не изменяются на объём выпуска продукции с изменением объёма;

в) к ним относятся: сырьё, материалы, топливо, энергия;

г) другое.

5. Выполнить практическое задание: бригада произвела 420 изделий. Предусмотрена прогрессивная оплата труда: расценка за одно изделие 350 руб. при производстве 200 изделий. За изделия, произведённые свыше 200, предусмотрена расценка по 400 руб. за одно изделие.

Определить сумму зарплаты по бригаде.

Тест № 6

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Перечень профессий, специальностей рабочих по видам работ, а также квалификаций этих работ характеризует:

а) тарифная сетка;

б) тарифно - квалификационный справочник;

в) тарифная ставка;

г) тарифная система.

2. Сдельную зарплату целесообразно применять, где возможно:

а) нормирование труда;

б) учёт индивидуального вклада;

в) учёт коллективного вклада;

г) подходят все варианты ответов.

3. Факторы повышения производительности труда:

а) повышение технического уровня производства;

б) совершенствование организации производства и труда;

в) изменение структуры и объёма производства;

г) все ответы верны.

4. Под структурой себестоимости продукции понимают:

а) удельный вес различных элементов затрат на производство продукции;

б) перечень всех статей затрат на производство продукции;

в) общую сумму затрат на производство продукции;

г) калькулирование себестоимости продукции.

5. Выполнить практическое задание: определить общую сумму заработной платы, если работниками хлебокомбината произведено 824 тонны условной продукции в пересчёте на ржаной хлеб, а коллективная расценка равна 148 руб. за единицу условной продукции. По условиям договора предусмотрено премирование в размере 20% и дополнительная оплата в размере 30% к сумме основной зарплаты.

Тест № 7

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:

а) воспроизводственную, мотивационную, учётную;

б) учётную, регулирующую, мотивационную;

в) воспроизводственную и психологическую;

г) стимулирующую.

  1. Политику предприятия в области оплаты труда определяют факторы:

а) финансовое положение, определяемое результатами хозяйственной деятельности;

б) уровень безработицы, финансовое положение фирмы, уровень государственного регулирования вопросов заработной платы;

в) формирование фонда оплаты труда;

г) уровень зарплаты, выплачиваемой конкурентами.

3. Под резервами роста производительности труда понимаются:

а) неиспользованные возможности экономии затрат труда;

б) более эффективное использование рабочей силы и техники;

в) рациональное использование всех видов ресурсов;

г) подходят варианты ответов а), б), в).

4. Порядок составления сметы затрат на производство и реализацию продукции в организации:

а) порядок составления сметы затрат не установлен;

б) по усмотрению организации;

в) определение сметы затрат вспомогательных цехов, расходов по обслуживанию и управлению производством, затем по основному производству;

г) другие варианты.

5. Выполнить практическое задание: рассчитать плановый фонд оплаты труда по швейному цеху, если предусмотрено: норма времени – 840 часов, расценка за час работы – 124 руб. 50 коп., размер доплаты 30% к основной зарплате, уральский коэффициент 15% к основной и дополнительной оплате, сумма премии 12 000руб., резерв отпусков 6,8%.


Ключи к тестовым заданиям

Тест № 1

1

2

3

4

5

б

а

в

а

142.00


Тест № 2

1

2

3

4

5

а

г

а

б

27 300


Тест № 3

1

2

3

4

5

в

а

г

б

9818.10


Тест № 4

1

2

3

4

5

а

в

а

б

1612.80


Тест № 5

1

2

3

4

5

г

г

а

б

158 000


Тест № 6

1

2

3

4

5

б

г

г

а

182 928


Тест № 7

1

2

3

4

5

а

б

г

в

179 794.70


Инструкция для выполнения тестовых заданий

по дисциплине «Экономика организации »

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

На выполнение теста даётся 10 минут.

Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.

Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса, на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком.

Пятое задание практическое, нужно записать решение и выделить правильный результат решения.

Задание выполнять в том порядке, в котором они даны.

Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.

Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов.

Работа выполняется на листе с выданным заданием.

Условия и критерии оценивания:

Каждый правильный ответ из 4-х заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:

правильное решение – 5 баллов;

описка или несущественная ошибка в решении – 3 балла;

решение выполнено, но допущена ошибка – 2 балла;

задание не выполнено – 0 баллов

Подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.

Вопросы для устного ответа

Тема: издержки производства и обращения

Вопрос первый

Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).

Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?

б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?

Ответ:

Вопрос второй

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.

Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?

Ответ:

Вопрос третий

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательством практически во всех странах.

Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?

Ответ:

Вопрос четвёртый

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ:

Вопрос пятый

По связи с объёмом выпуска продукции затраты делятся на постоянные и переменные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ:

Вопрос шестой

В основе калькуляции готовой продукции лежит классификация по статьям расхода.

Вопрос: дайте понятие калькуляции и калькулирования и приведите примеры.

Ответ:

Вопрос седьмой

При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы, основным из которых является метод прямого счёта.

Вопрос: дайте понятие метода калькулирования и характеристику метода прямого счёта.

Ответ:

Ответы на вопросы

Тема: издержки производства и обращения

Вопрос первый

Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).

Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?

б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?

Ответ: а) затраты отражают совокупность фактических расходов на осуществление производственной деятельности в течение определённого периода;

б) субъекты, осуществляющие снабженческую, сбытовую и торговую деятельность определяют издержки обращения, т.е. – это расходы, связанные с реализацией продукции.

Вопрос второй

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.

Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?

Ответ: себестоимость отражает величину текущих затрат, а полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость реализованной продукции и расходы, связанные с её реализацией.

Вопрос третий

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательством практически во всех странах.

Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?

Ответ: это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т. е. удельный вес различных элементов затрат в процентах на производство продукции.

Вопрос четвёртый

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ: прямые затраты – непосредственно связаны с производством отдельного вида продукта и могут быть непосредственно учтены в себестоимости данного вида продукта; косвенные – связаны с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому либо признаку, который должен быть отражён в учётной политике предприятия.

Вопрос пятый

По связи с объёмом выпуска продукции затраты делятся на постоянные и переменные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ: постоянные затраты практически не изменяются на весь объём выпуска продукции, пропорционально изменению объёма выпуска, но изменяются на единицу продукции;

переменные затраты изменяются на весь выпуск продукции пропорционально изменению объёма выпуска, могут не изменяться на единицу продукции.

Вопрос шестой

В основе калькуляции готовой продукции лежит классификация по статьям расхода.

Вопрос: дайте понятие калькуляции и калькулирования и приведите примеры.

Ответ: калькуляция – это определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции по видам затрат;

калькулирование – это система расчётов, с помощью которых определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг).

Вопрос седьмой

При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы, основным из которых является метод прямого счёта.

Вопрос: дайте понятие метода калькулирования и характеристику метода прямого счёта.

Ответ: метод калькулирования – это совокупность приёмов и способов исчисления себестоимости;

Метод прямого счёта – основной на предприятии, определяется путём деления общей себестоимости продукции на количество произведённой продукции.

Критерии оценивания:

Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе

Оценочная карточка

(количество баллов)

№ п/п

Фамилия, имя студента

Разминка

Тестовое задание

Устные ответы

Общее количество баллов

Оценка

1







2







3







4







5







6







7








Студенту, набравшему по итогам урока наибольшее количество балов, вручается специальный приз «Счастливая фишка».

Практическая работа № 13

Тема: издержки производства.

Цель: приобретение практических навыков и опыта калькулирования себестоимости продукции.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2. Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5. Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6. Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт издержек производства и калькуляция себестоимости единицы продукции по сельскохозяйственному предприятию.

Задание 2 – расчёт полной себестоимости и суммы прибыли.

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие издержек производства и обращения.

2. Структура себестоимости.

3. Понятие сметы затрат на производство, составляющие её элементы.

4. Статьи расхода, их характеристика.

5. Постоянные и переменные затраты.

6. Понятие калькуляции и калькулирования. Метод калькулирования.

Задание 1. В таблице приведены данные по сельскохозяйственному предприятию по количеству произведённой продукции и выполненным объёмам работ и производственным затратам по статьям затрат (тыс. руб.):

Виды про-дук-ции, работ, услуг

Ко-ли-чест-во

Статьи производственных затрат

Все-го зат-рат

Се-бе-стои-мость еди-ницы про-дук-ции (руб. коп.)

зар-пла-та

сырьё и ма-тери-алы

эл. энер-гия

со-дер-жа-ние ос-нов-ных сред-ств

ОПР и ОХР

ра- боты и ус-луги

про-чие



Зерно-вые куль-туры

420 тонн

410

820

24

70

12

16

8



Струк-тура затрат

%








100

*

Карто-фель

300 тонн

440

900

18

122

10

32

10



Струк-тура затрат

%








100

*

Сено

1500 тонн

906

1 400

320

1 102

18

11

4



Струк-тура затрат

%








100

*

Моло-ко

2200 тонн

13 200

21 077

476

4 800

28

37

19



Струк-тура затрат

%








100

*

Услуги тракто-ров

25 тыс. эт. га.

1690

2030

84

420

15

8

11



Струк-тура затрат

%








100

*

Услуги авто-машин

200 тыс. т/км.

340

600

113

94

7

6

6



Струк-тура затрат

%








100

*

Итого

*









*

Струк-тура затрат

%








100

*

Определить:

1. Общую сумму затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

2. Себестоимость единицы каждого вида продукции, работ и услуг.

3. Структуру затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

4. Общую сумму по статьям затрат и структуру затрат в целом по

предприятию.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ниже приведены данные объёмов продажи сельскохозяйствен-ной продукции, цены и себестоимость за единицу продукции:

Показатели

Зерно

Овощи

Картофель

Молоко

Мясо

Итого

Продано (тонн)

520

110

400

2 200

280

*

Цена за одну тонну (руб.)

4 200

12 400

6 450

12 040

170 000

*

Сумма выручки (тыс. руб.)







Структура товарной продукции (%)







100

Себестои-мость еди-ницы про-дукции (руб.)


3 700


11 020


4 950


9 960


240 000


*

Себестои-мость всей реализован-ной про-дукции (тыс. руб.)







Расходы по реализации

26

32

48

112

80


Полная се-бестоимость реализованной продукции (тыс. руб.)







Прибыль (+), убыток (-) (тыс. руб.)







Определить: финансовый результат от реализации продукции.

Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________