СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «История» ТЕМА «Внешняя политика России во второй половине XVIII века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине «История» ТЕМА «Внешняя политика России во второй половине XVIII века»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»

Терский филиал










Методическая разработка открытого урока по дисциплине «История»

Тема «Внешняя политика России во второй половине XVIII века»





Преподаватель истории:

Гершишева М.Х.























Терек,2024г

Рассмотрена на заседании ЦМК

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ от _____ 2024 г.

Председатель: _____________А.К.Иругова




В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных технологий. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общеобразовательных гуманитарных дисциплин.





































Тема: Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Дата проведения: 20.12.2024г.

Группа: Нн-1/24(Т)

Цель: выявить основные направления внешней политики Российской империи во второй половине XVIII века, итоги и значение победы в русско-турецких войнах.

Задачи урока:

1. Образовательные: Охарактеризовать основные направления внешней политики России во 2 половине 18 века и ее итоги.

2. Воспитательные: воспитание чувство патриотизма и гордости за своих предков, за страну на примере великих побед русских полководцах;

3. Развивающие: Закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, текстом учебника; обосновывать свои выводы фактами, выстраивать причинно-следственные связи.

Результаты освоения учебной дисциплины:

Личностные: сформировать уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной.

Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность;

Предметные: владение комплексом знаний об истории России;

Характеристика основных видов деятельности:

Раскрывать, используя историческую карту, какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией во второй половине XVIII в.; характеризовать результаты внешней политики

Тип урока: комбинированный урок

Методы: беседа, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.

Оснащение: Историческая карта, таблица, электронное учебное пособие, учебник,

презентация по теме.



Литература: «История» для профессиональных образовательных организаций/В.В. Артемов.– М.: 2020., «История России конец XVII-XIX век» В. И. Буганов, П.И.Зырянов.:- 2020 г. Энциклопедия. История России.

Эпиграф – «Петр 1 удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”. Н. М Карамзин.









План урока:

I.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

II. Повторение материала. Актуализация знаний. (Годы правления Екатерины 2, Внутренняя политика Екатерины 2, Внешняя политика Петра 1)

III. Изучение нового материала.

1.Основные направления внешней политики Екатерины 2.

2. Русско-турецкая война 1768-1774 г (заполнение таблицы)

Первичное закрепление материала

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. (заполнение таблицы)

Первичное закрепление материала

4. Великие полководцы и флотоводцы 2 половине 18 века (сообщения)



IV. Закрепление материала

  1. Каковы итоги внешней политики Екатерины 2?

  2. В чем причины успеха внешней политики Екатерины 2?

  3. Работа с исторической картой. Групповая работа «Афоризмы А.В. Суворова»

V. Подведение итогов

VI.Рефлексия

VII.Выдача заданий на дом: сообщение восстание под предводительством Е. Пугачева (причины, ход и итоги восстания)



Ход урока:

Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику. Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.

Тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины Второй». Сегодня на уроке мы с вами выясним основные направления внешней политики, рассмотрим, как решалась одна, пожалуй, самая важная внешнеполитическая задача-выход России к Черному морю.

II. Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр 1 удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”. Н. М Карамзин.

Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины, мы с вами решим эту проблему в конце урока.

III. XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства. На политическом небосклоне ярко блеснули две звезды, два Великих политика – Петр I и Екатерина II. Екатерина считала себя наследницей и продолжателем дела Петра, с которым всю жизнь соревновалась во славе и в делах..

А сейчас, ребята, вспомните: какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в период правления Петра I? Как они решались и каковы результаты? (Годы правления Екатерины 2, Внутренняя политика Екатерины 2)

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: 1. Основным направлением внешней политики Петра вначале было южное - выход к Черному морю. Но не найдя союзников против Турции, Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход в Балтийское море 2. Петр объявил Швеции войну. Она вошла в историю как Северная война, в которой победила Россия и получила выход в Балтийское море. Невыполненной оказалась задача – в южном направлении.

(СЛАЙД с основными направлениями внешней политики).

Основные направления внешней политики Екатерины II:

«Польский вопрос» (разделы Речи Посполитой)

Сейчас мы рассмотрим, как решалась первая и самая важная задача - борьба Российской империи за выход к Черному морю.

Рассмотрите на карте территорию Османской империи. Крымское ханство, вассальное (зависимое) от Турции, лежало на пути России к Черному морю. Основными статьями дохода Крымского ханства были грабеж соседних территорий и работорговля, по сути дела, это было разбойничье государство.

Подумайте, какие перспективы открывались для России, если она закрепится на Черноморском побережье? Почему Россия заинтересована выйти на Черное Море?

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: ) Если Россия закрепится на Черноморском побережье, то появится:

- возможность освоения и заселения южных черноземных земель /это отвечало интересам и целям русского дворянства/

- возможность развития внешнеторговых связей через Черное и Средиземное моря /это отвечало интересам купечества/

- ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства и притязаний со стороны Турции /постоянная опасность набегов крымских татар являлась тормозом на пути освоения плодородных южных земель)

2. Заполнение таблицы. «Основные сражения Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг»

Причины  войны России с Турцией:

Россия:

– обезопасить южные земли от набегов со стороны Крымского ханства и притязаний Турции;
– получить возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства;
– ослабить Османскую империю.

Турция : желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.

Правительства ряда европейских стран, например, Англии, Франции, Пруссии и Швеции оказывали туркам финансовую, военную помощь и подталкивали Турцию объявить войну России. Турция разработала план завоеваний Причерноморских территорий – мощными ударами выйти к Киеву, Смоленску, Астрахани и основательно углубиться на Кавказе.

Заполнение таблицы. «Основные сражения Русско-Турецкой войны 1768-1774 гг»

Условия Кючук-Кайнарджийского мира:

Россия получила полоску черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга с крепостью Кинбурн, а также крепости Керчь и Еникале в Крыму. Кубань и Кабарда также отходили к России. Крым был признан независимым от Турции, что лишало Османскую империю юридического права вмешиваться в его внутренние дела и влиять на внешнюю политику крымского хана. Турция выплачивала контрибуцию в 4 млн. рублей. Российская империя получила право иметь свой флот на Черном море, а русские корабли – право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Русское правительство добилось права выступать в качестве защитника прав христианских народов Османской империи. Молдавия и Валахия, чья автономия была восстановлена, фактически встали под российское покровительство.

Просмотр анимации

Мы знаем, что кроме новых территорий, которые назвали НОВОРОССИЕЙ, русский флот мог теперь беспрепятственно проходить через Черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы, а также Турция признала независимость Крыма.

Обе стороны понимали, что заключенный ими мирный договор – временный. И Россия и Турция готовились к новой войне.

В 1787 году султан предъявил России ультиматум, в котором потребовал возвращения Крыма и досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы.

А что же Россия??? Да, Россия ответила отказом! В августе 1787 года Турция объявила войну России, которая длилась 4 года.

3. Русско-турецкая война(1787- 1791гг.) . «Основные сражения Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг»

Причина новой русско-турецкой войны – стремление Турции взять реванш и желание России закрепиться на Черноморском побережье.

Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. Мирный договор был подписан в Яссах. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье, а границей между двумя странами стала река ДНЕСТР, были присоединены новые территории между Южным Бугом и Днестром)

Здесь был построен город Екатеринодар, новые порты. Началось заселение и освоение новых плодородных земель.

Какую внешнеполитическую задачу мы с вами рассмотрели? Решена ли она?

А сейчас давайте обратимся к эпиграфу. Насколько прав историк Карамзин??? Верно ли его утверждение???“ Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”

4. Сообщения студентов: П.А. Румянцев, Г. Потемкин, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков Г.А. (В чем причины успеха внешней политики Екатерины 2?)

IV. Закрепление материала:

  1. Каковы итоги внешней политики Екатерины 2?

  2. Работа с исторической картой.

Групповая работа «Афоризмы А.В. Суворова»

На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.

Пуля дура, штык молодец.

Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.

От строгости до жестокости полсажени, пол-аршина, полвершка, пол-полвершка.

Одна минута решает исход битвы, один час - успех кампании, один день - судьбы империи. Я действую не часами, а минутами.

Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида1 и свой гроб.

Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

V. Подведение итогов

Вывод: В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. В чём причины побед русского оружия? - (Выросло новое поколение талантливых полководцев и флотоводцев, русская армия была лучше вооружена, дисциплинированна и обучена. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. Большую роль сыграли и преобразования в армии.

Но мы не должны забывать, что за величие России заплачена высокая цена – огромное количество человеческих жизней.

VI. Рефлексия

VII. Задание на дом: сообщение восстание под предводительством Е. Пугачева (причины, ход и итоги восстания)



















































Русско-турецкая война 1768-1774 г.

Причины войны:

1.

2.


сражение

Итог сражения,

Соотношение сил

полководец

  1. 1770г., при Рябой Могиле,

при Ларге,

Кагуле



  1. 1770г.,В Чесменской бухте



  1. 1773 г., У Туртукая,

1774 г., у Козлуджи.



Итоги:

1.

2.

Русско-турецкая война 1787-1791 г.

Причины войны:

1.

2.


сражение

Итог сражения,

Соотношение сил

полководец

  1. 1787г., Кинбурн




  1. 1788г.,у острова Фидониси



  1. 1789 г.,

Фокшаны и Рымник

Измаил

.



  1. 1790г.Тендра в Керченском проливе



  1. 1791 г., Бабадага и Мачина.у мыса Калиакрия




Итоги:

1.

2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!