СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по информатике на тему «Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по информатике на тему "Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар". В предлагаемом сценарии открытого урока студентам предоставляется возможность вспомнить достопримечательности Чебоксар и решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по информатике на тему «Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

государственное автономное професиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики "Межрегиональный центр компетенций –

Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



открытого урока по информатике на тему

«Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»



Авторы:

Гордова Е. С., заведующий отделением, преподаватель информатики и информационных технологий МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии







Чебоксары, 2017

Гордова Е. С. Методическая разработка открытого урока по дисциплине информатике на тему «Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии, 2017.– 21 с.



Рецензент: Мищенко Татьяна Вячеславна, зав. учебной частью, преподаватель информатики и информационных технологий МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии.



Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по информатике на тему "Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар". В предлагаемом сценарии открытого урока студентам предоставляется возможность вспомнить достопримечательности Чебоксар и решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом.







РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку

«Конспект открытого урока по информатике на тему

«Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»

преподавателя МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии

Гордовой Екатерины Сергеевны


Представленная на рецензию методическая разработка содержит 19 листов текстовой части и приложения на 2 листах формата А4, предназначена для проведения открытого урока по информатике на тему "Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар".

Методическая разработка содержит введение, основную часть (электронная таблица и достопримечательности Чебоксар, рефлексия), заключение, список использованных источников, приложения.

В предлагаемом сценарии открытого урока студентам предоставляется возможность вспомнить историю города, достопримечательности Чебоксар, решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом, а также с ведущей отраслью промышленности – машиностроением.

Данное занятие является актуальным, т. к. не только учит правильно выполнять вычисления и строить диаграммы в электронной таблице, но и прививает любовь к культуре родного края и воспитывает патриотизм.

Представленная на рецензию методическая разработка составлена на достаточно высоком уровне и может быть рекомендована преподавателям информатики при проведении открытых уроков и выполнении лабораторных работ по дисциплине «Информатика» по теме «Электронная таблица».



Рецензент Т. В. Мищенко, заведующий учебной частью, преподаватель информатики и информационных технологий МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии



СОДЕРЖАНИЕ



Введение 5

1 Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар 6

Цели занятия 6

План занятия 7

Ход занятия 7

2 Рефлексия 17

Заключение 18

Список использованных источников 19

Приложения 20



ВВЕДЕНИЕ

Электронные таблицы представляют собой удобный инструмент для автоматизации вычислений. Многие расчёты выполняются в табличной форме: балансы, расчётные ведомости, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять именно в табличной форме. Использование математических формул в электронных таблицах позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Решения многих вычислительных задач, которые раньше можно было осуществить только с помощью программирования, стало возможно реализовать через математическое моделирование в электронной таблице.

Как показывает опыт, проведение занятия, где студенты решают реалистичные задачи, связанные с жизненными ситуациями, с родным городом, повышает интерес у студентов к дисциплине.

Городу Чебоксары в 2019 году исполняется 550 лет. Наш город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится достопримечательностей: Чебоксарский залив, Введенский собор, монумент «Мать-Покровительница», монумент воинской славы, музей им. В. И. Чапаева и др.

На предлагаемом занятии студентам предоставляется возможность вспомнить достопримечательности Чебоксар и решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом. Например, рассчитать стоимость бензина для проезда на автомобиле из Чебоксар в города России, вспомнить годы создания наиболее известных религиозных сооружений города, построить диаграммы национального состава, численности населения Чебоксар и др.




1 Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар Цели занятия

Оборудование:

  • компьютеры с выходом в Интернет;

  • мультимедийный проектор;

  • офисные программы,

  • электронный тест,

  • файлы с заданиями,

  • документальные материалы об исторических местах города Чебоксары,

  • презентация «Достопримечательности г. Чебоксары».


Тип занятия: обобщающее занятие.

Формы работы: лабораторная работа.


Цели обучения:

  • развить навыки работы в среде табличного процессора (электронной таблицы),

  • развивать интерес к решению задач,

  • сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью компьютера электронных документов,

Цели воспитания:

  • воспитание интереса к изучаемому материалу,

  • воспитание любви к Родине,

  • развитие познавательного интереса, логического мышления

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.

  • Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям информатикой,

  • развитие познавательного интереса, творческой активности студентов.


Применяемые на занятии педагогические технологии: современные образовательные технологии на основе здоровьесберегающих технологий, интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий.

План занятия
  1. Вступление преподавателя.

  2. Общие характеристики табличного процессора.

  3. Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице.

  4. Вычисления по формулам.

  5. Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок.

  6. Сортировка данных.

  7. Построение диаграмм.

  8. Построение графиков.

  9. Закрепление.

  10. Рефлексия.


Ход занятия

I Актуализация знаний

В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько-то яблок, ты отдал какую-то часть своему другу, сколько яблок осталось?

С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, просчитываем скидки, минуты до звонка, набираем номера телефонов, паролей, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.

При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.

Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.

Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре.

Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:

  • создавать редактировать и формировать табличный документ;

  • выполнять вычисления по формулам;

  • применять относительные и абсолютные ссылки;

  • использовать в формулах функции;

  • создавать диаграммы;

  • рисовать графики.

Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?

(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)

Сколько строк и столбцов в таблице?

(65536 строк и 256 столбцов, строки пронумерованы(1, 2, 3:65536), столбцы имеют имена(A, B, C:Z, AA:))

Что такое ячейка?

(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки).

Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?

(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)

Что образуют две или более ячеек?

(Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек)

- Ребята, в каком году был основан город Чебоксары? Сколько лет нашему городу?

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 г., когда русские воины остановились здесь на последний привал по пути в Казанское ханство. Участники похода "ночевали на Чебоксари, а от Чебоксари шли день весь да ночь всю ту шли, и приидоша под Казань". В 2019 году Чебоксарам исполняется 55 лет.


II Формирование умений и навыков при решениях задач.

Задача №1. (Движение автомобиля.)

- Для того чтобы решить эту задачу, нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?

(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)

- Что может включать в себя формула?

(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ("+", "-", "*", "/"), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).

{Задачи даются в трех вариантах, и студенты устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в электронной таблице)

Задача № 1.1

Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль от остановки «Роща Гузовского» до поселка Альгешево, если она едет по городу через центр со средней скоростью V=50 км/час, S=20 км.

Задача № 1.2

От остановки «Роща Гузовского» до поселка Альгешево можно поехать по федеральной трассе М7, S=32 км и время в пути t=37 мин. Какова средняя скорость автомобиля?

Задача №1.3

Найдите расстояние от поселка Сосновка (поселок, входящий в состав города Чебоксары, находится на левом берегу Волги) до пр. Ленина г. Чебоксары, если автомобиль двигался со средней скоростью 70 км/ч и доехал за 32 мин.


Столица Чувашской Республики - Чебоксары - находится на расстоянии 650 км восточнее Москвы. Город расположен на правом берегу Волги. Экономико-географическое положение города характеризуется наличием автомагистралей «Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск», а через плотину Чебоксарской ГЭС — на Казань и Йошкар-Олу. Через Чебоксары проходят две федеральные автомагистрали: М7 Волга и Р176 Вятка.


Задача № 2. Создать электронную таблицу расчета стоимости бензина для проезда на автомобиле из Чебоксар в нижеперечисленные города России. Основными данными для расчета служат: расход автомобилем бензина на 100 км пути, цена 1 л бензина, расстояние от Чебоксар до городов. Для определения стоимости бензина нужно путь разделить на 100, умножить на величину расхода бензина на 100 км пути (абсолютная адресация) и умножить на цену 1 л бензина (абсолютная адресация). Пример создания представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Расчет стоимости бензина для проезда на автомобиле из Чебоксар в города России


A

B

C

D

Стоимость бензина для проезда из Чебоксар





Расход бензина на 100 км, Л.

8

Цена 1 л бензина, руб.

30

Курс доллара

50





Города

Расстояние из Чебоксар

Стоимость бензина, руб.

Стоимость бензина, $

Москва

650

=B8/100*D$3*D$4

=C8/D$5

Йошкар-Ола

100



Казань

158



Н. Новгород

240



Ульяновск

246



Саранск

323



Владимир

460



Пенза

470



Самара

480



Уфа

690



Волгоград

1000



Сочи

1919



Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными? Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?


Наш город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится достопримечательностей: Чебоксарский залив, Введенский собор, монумент «Мать-Покровительница», монумент воинской славы, музей им. В. И. Чапаева и др. (показываются слайды этих достопримечательностей).

В 1767 году императрица Екатерина II, проплывая по Волге мимо Чебоксар, выразила свое восхищение живописными видами города, она считала Чебоксары «во всем лучше Нижнего Новгорода». О Чебоксарах писали Радищев и Шевченко. Красоту города отмечали и другие путешественники, о чём в исторических документах сохранились соответствующие записи. К примеру, академик И. Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г., писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».


Задача № 3. Примените различные виды сортировки к таблице 2:

  • отсортировать названия религиозных сооружений по алфавиту;

  • отсортировать названия религиозных сооружений по возрастанию происхождения;

  • отсортировать названия религиозных сооружений по убыванию построения.

Таблица 2 – Религиозные сооружения Чебоксар

Религиозные сооружения Чебоксар

Свято-Троицкий мужской монастырь

1566

Введенский собор

1651

Церковь Михаила Архангела

1702

Владимирская церковь

1716

Воскресенская церковь

1758

Успенская церковь

1763

Мечеть Булгар

1991

Покровско-Татианинский собор

2001

Сортировка происходит:

  • числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного;

  • текст в следующем порядке: 0, 1, :, 9. , символы, A, B, C, :, А, Б, В.

  • ложь потом истина;

  • пустые ячейки помещаются в конец списка.


ЭНЕРГИЗАТОР. Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.


В электронной таблице можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.

Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.

Как построить диаграмму? Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм. (рассказывают студенты)


Задача № 4. Постройте круговую диаграмму, отображающую национальный состав Чувашии, представленный четырьмя этническими группами - чуваши, русские, татары и мордва. Национальный состав этнических групп Чувашии представлен в таблице 3.


Таблица 3 – Национальный состав Чувашии

Этническая группа

Процентный состав, %

чуваши

67

русские

26

татары

2,8

мордва

2,4

другие национальности

1,8


Конечный результат построения диаграммы представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма национального состава Чувашии


Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.

Далее, ребята, что необходимо знать, чтобы построить графики функций?


Построение графиков

Для того чтобы построить график необходимо знать координаты ее точек, то есть, для каждого X нужно найти соответственное значение Y.


Задача № 5. По таблице 4 постройте график результатов метеорологических наблюдений средний показателей температуры в Чебоксарах. Вычислите максимальные, минимальные и средние годовые показатели температуры.


Таблица 4 – Результаты метеорологических наблюдений средних показателей температуры в Чебоксарах

Показатель

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

сент

окт

нояб

дек

Средняя температура, °C

-12,9

-10,7

-5,1

4,3

12,6

16,6

18,8

16,6

10,6

3,1

-3,4

-9,1


Конечный результат построения графика метеорологических наблюдений представлен на рисунке 2.




Рисунок 2 – Диаграмма результатов метеорологических наблюдений средний показателей температуры в Чебоксарах


Задача № 6. Постройте диаграмму численности населения Чебоксар по таблице 5. Наиболее приемлемый тип диаграммы выберите сами.

Таблица 5 – Численность населения Чебоксар

Год

1625

1723

1856

1913

1940

1959

1970

1982

1992

2000

2005

2010

2015

Кол-во

458

1924

4700

6700

40000

104374

216139

353000

441900

459200

453400

447929

474025

Конечный результат построения диаграммы численности населения Чебоксар по годам представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Диаграмма численности населения Чебоксар



Одной из ведущих промышленных отраслей города является машиностроение. В организациях комплекса работает каждый второй работающий в обрабатывающих производствах.


Задача № 7. Структура машиностроительного комплекса в процентном соотношении по видам деятельности представлена в таблице 6. Постройте диаграмму динамики изменения структуры машиностроительного комплекса.


Таблица 6 – Численность населения Чебоксар

Виды деятельности

2012

2013

2014

производство машин и оборудования

21,6

16,0

17,4

производство транспортных средств и оборудования

29,6

25,9

26,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

36,1

45,8

43,9

металлургическое производство

15,4

12,3

12,2



Конечный результат построения диаграмму динамики изменения структуры машиностроительного комплекса Чувашии представлен на рисунке 4.


Рисунок 4 – Динамика изменения структуры машиностроительного комплекса Чувашии




III. Закрепление (тест на компьютерах).

Тест представлен в таблице 7.

Таблица 7 – Тест по теме «Электронная таблица»

1

В ячейке электронной таблице H5 записана формула =B5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:

 

 

=$B5*V5

 

 

=B5*V5

 

 

=$B5*$V5

 

 

=B7*V7

1

2

В ячейке электронной таблице H5 записана формула =$B$5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:

 

 

=$B$7*V7

 

 

=$B$5*V5

 

 

=$B$5*V7

1

 

=B$7*V7

 

3

В ячейке электронной таблице H5 записана формула =$B$5*5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:

 

 

=B$5*7

 

 

=$B$5*7

 

 

=$B$7*7

 

 

=$B$5*5

1

4

В электронной таблице в ячейке A1 записано число 5, в B1 — формула =А1*2, в C1 формула =А1+В1. Чему равно значение С1:

 

 

15

1

 

10

 

 

20

 

 

25

 

5

В электронной таблице в ячейке A1 записано число 10, в B1 — формула =А1/2, в C1 формула =СУММ(А1:В1)*2. Чему равно значение С1:

 

 

10

 

 

150

 

 

30

1

 

50

 

6

Линейчатая диаграмма — это:

 

 

диаграмма, в которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси Х

1

 

диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат

 

 

диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбиками различной высоты

 

 

диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных

 

7

Гистограмма — это:

 

 

диаграмма, для представления отдельных значений которой используются параллелепипеды, размещенные вдоль оси Х

 

 

диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты

1

 

диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных

 

 

диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат

 

8

Круговая диаграмма — это:

 

 

диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат

 

 

диаграмма, в которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных

 

 

диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных

1

 

диаграмма, в которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных

 

9

При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки

 

 

не изменяются

1

 

преобразуются вне зависимости от нового положения формулы

 

 

преобразуются в зависимости от нового положения формулы

 

 

преобразуются в зависимости от длины формулы

 

10

При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки

 

 

не изменяются

 

 

преобразуются вне зависимости от нового положения формулы

 

 

преобразуются в зависимости от нового положения формулы

1

 

преобразуются в зависимости от длины формулы

 


IV. Выставление оценок по тесту.

V. Рефлексия. Просмотр презентации "Достопримечательности Чебоксар".



2 Рефлексия

Рефлексию рекомендуется провести по двум направлениям:

– Рефлексия участников мероприятия (урока). Выявление мнения участников о данном уроке, его организации и проведении, определение затруднений студентов как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления. Высказывание мнений о дополнениях или изменениях некоторых моментов мероприятия, его структуры и т.д. Для проведения рефлексии студентов предлагается разработать анкеты, проводимые после проведения мероприятия, пример приведен в таблице 7.

– Рефлексия организаторов мероприятия. Анализ проведенной игры, выявление достоинств и недостатков, определение необходимых дополнений или изменений этапов, заданий и т.д. мероприятия. Что получилось наиболее успешно при подготовке к данному мероприятию? Благодаря чему? Анализ знаний и интереса студентов к изучаемым предметам на данном этапе обучения (оценка уровня предметных компетенций обучающихся). Выработка рекомендаций студентам для дальнейшего обучения, а также рекомендаций для нового проведения данного мероприятия в рамках учебного процесса.


Таблица 7 – Рефлексивная таблица для участников

Ответьте на вопросы

Сюда впишите ответ или поставьте количество голосов в предложенные варианты

1

Какое из заданий вам показалось наиболее сложным?


2

Какое из заданий показалось наиболее легким?


3

Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем?


4

Отрицательными эпизодами мероприятия были:


5

Выразите ваше эмоциональное состояние после мероприятия.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электронная таблица (табличный процессор) –  компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы. А если вычисления в электронной таблице проводить с конкретными числами, близкими студенту, связанным с нашим городом Чебоксары, то время проходит не только познавательно, но и интересно.

Данное занятие не только учит правильно выполнять вычисления и строить диаграммы в электронной таблице, но и прививает любовь к культуре родного края.

Мною ежегодно проводится данное мероприятие в рамках проведения предметной недели цикловой комиссии. Благодаря карточкам рефлексии появляется возможность отследить достоинства и недостатки занятия, учесть предложения и замечания.

Используемый урок также повышает интерес к дисциплине, побуждает к поиску нестандартных решений.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2013. - 207 с.

2 Михеева, Е. В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.

3 http://cheboksary-vse.ru/2013/10/dostoprimechatelnosti-cheboksary-s-foto/

4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Чебоксары



ПРИЛОЖЕНИЯ












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!