СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения на тему "Цена и ценообразование"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения на тему "Цена и ценообразование"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения на тему "Цена и ценообразование"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»











Методическая разработка

открытого урока МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения



Тема «Цена и ценообразование»













Разработана:

преподавателем Пазовской А.В.



































Симферополь

2019

Организация разработчик - Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники».



Разработчик - преподаватель ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектороники»:

- Пазовская Антонина Вильевна



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании цикловой методической комиссии № 4

Протокол №

от «___»______201__г.

Председатель ЦМК № 4

_______________А.Ю.Степанов





Тема: Цена и ценообразование.

Тип занятия: Комбинированный урок (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Вид учебного занятия: урок

Цели занятия:

Образовательная: сформировать теоретические знания студентов по теме «Цена и ценообразование» и умение решать задачи по пройденному материалу

Развивающая: развитие познавательных способностей студентов, экономического мышления, экономической грамотности, умения работать в должном темпе.

Воспитательная: формирование информационной культуры личности студента, стремления к саморазвитию, трудолюбия, интереса к предмету.

Формирование ОК и ПК:

Создает предпосылки для формирования общих и профессиональных компетенций.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Межпредметные связи: экономика, математика.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Структурные элементы урока:

  1. Организационный момент 2 минуты

  2. Актуализация и мотивация учебной деятельности студентов 5 минут

  3. Сообщение темы и плана занятия, постановка цели 3 минуты

  4. Объяснение нового материала 50 минут

  5. Первичный контроль и самоконтроль. Проверка. Самооценка.

Практическое применение знаний. Решение задачи. 15 минут

  1. Закрепление нового материала (рефлексия) 9 минут

  2. Подведение итогов 3 минуты

  3. Домашнее задание 3 минуты



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка присутствующих. Контроль готовности к занятию.

  1. Актуализация и мотивация учебной деятельности студентов.

Давайте вспомним какую тему мы проходили на прошлом занятии? (Калькуляция себестоимости.)

Какие элементы затрат вы можете назвать?

Материальные, затраты на оплату труда, социальные взносы, амортизация основных фондов, прочие затраты, общепроизводственные расходы.

Давайте вспомним классификацию затрат?

Явные, неявные, прямые, косвенные, постоянные и переменные затраты.

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и формировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

  1. Сообщение темы и плана занятия, постановка цели.

Сегодня на занятии мы рассмотрим тему Цена и ценообразование, познакомимся с такими понятиями как равновесная цена, узнаем виды цен и методы ценообразования.

План темы:

- Введение в ценообразование.

- Факторы ценообразования.

- Методы ценообразования.

Определение целей занятия.

Как вы думаете кто определяет цены на товары и услуги? От чего зависит величина цены? И что входит в ее состав? Какие факторы влияют на образование цен? И, конечно, какие основные методы существуют при образовании цены?

Это те задачи, которые мы сегодня должны решить. А так же научиться рассчитывать цену основными методами.

  1. Объяснение нового материала.

Введение в ценообразование.

Правильное ценообразование во многом определяет успех предприятия на рынке, поскольку цена является единственным элементом маркетингового комплекса, относящемся к доходу, в то время как товар, распространение и продвижение товаров относятся к издержкам.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

На протяжении многих веков цены складывались в результате торга между продавцами и покупателями. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей – идея сравнительно новая. Распространение она получила с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли. Тогда же возникли первые методы расчета стоимости товаров и установление исходной цены.

Раздаточный материал 1. В зависимости от признаков классификации выделяют девять основных видов цен:

1. В зависимости от государственного регулирования:

- Свободные цены формируются исключительно под воздействием спроса и предложения независимо от какого-либо прямого влияния государственных органов управления. Государство в лице уполномоченных органов управления может воздействовать на свободные цены (их уровень) только косвенно, т.е. путем влияния на конъюнктуру рынка, а также введения ряда запретов (на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен, ценовую дискриминацию, демпинг.

- Регулируемые цены - это цены, складывающиеся посредством прямого ограничения роста (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции). Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

- Фиксированные цены - это цены, устанавливаемые на определенном уровне и формируемые на базе нормативного подхода, фиксация слагаемых цены (себестоимости и прибыли), осуществляемая на отраслевом или региональном уровне. Фиксированные цены устанавливаются государственными органами управления, при этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа.

2. по характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые

- розничные;

3. По способу фиксации:

- твердые

- динамичные

- плавающие

4. В зависимости от рынка применения: цены товарных аукционов, биржевые, котировочные, и цены торгов

5. по способу предоставления информации: справочные, и т.д.

6. по времени функционирования

7. по рынкам обслуживания

8. мировые цены

9. по субъекту, чьи интересы выражает


Равновесная цена – это рыночная цена, при которой количество товара, произведенного и предложенного к продаже на рынок, равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести. Или это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.


Факторы ценообразования.

На решение в области ценообразования влияют два вида факторов: внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся:

1) Маркетинговые цели предприятия:

а) выживание предприятия на рынке, когда предприятие сталкивается с временными проблемами перепроизводства, или с сильной конкуренцией, или с изменением предпочтений покупателей;

б) максимизация текущей прибыли, когда устанавливается максимально высокая цена, какую могут заплатить покупатели;

в) максимизация продаж, когда устанавливается минимальная цена с целью привлечения как можно большего количества покупателей;

г) лидерство в качестве, когда устанавливается высокая цена, ассоциирующаяся с высоким качеством и престижем.

2) Стратегия маркетингового комплекса. Цена является одним из элементов маркетингового комплекса. Ценовая политика должна быть согласована и с товарной политикой, и с политикой распространения и продвижения товара. Если меняются параметры одного из элементов маркетингового комплекса, то меняется и ценовая политика.

3) Издержки. Величина издержек определяет минимальную цену, которое предприятие может запросить за свой товар. Но такая цена устанавливается только в том случае, когда перед маркетингом ставится цель выживания предприятия. Обычно производители стремятся установить такую цену, чтобы не только покрыть издержки, но и получить прибыль.

К внешним факторам относятся:

1) Спрос.

2) Конкуренция.

3) Экономические факторы: подъем или спад производства, инфляция, процентные ставки – влияют на издержки, а, значит, и на цену.

4) Государственное регулирование – изменение ставки налога, установление тарифов и др.

Этапы ценообразования

Учебник страница 232 рисунок 13.1

Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы:

1) постановка целей ценовой политики.

Выделяют три главные цели ценовой политики:

а) обеспечение выживаемости фирмы;

б) максимизация прибыли;

в) удержание рынка;

2) определение спроса. Это один из важнейших этапов процесса ценообразования, так как невозможно рассчитать оптимальную цену, не проанализировав спрос на товар.

Фирма должна проанализировать также изменение спроса на свою продукцию при различных ценах и учесть все возможные причины изменения спроса. Величину спроса определяют разные факторы, а именно: потребность в товаре, цены на товары—субституты, цены на товары—комплименты, потребительские предпочтения и др.

3) анализ и учет издержек. Постоянные и переменные издержки в сумме образуют валовые издержки, величина которых представляет собой минимальное значение цены на товар. Величину издержек необходимо учитывать при понижении цены на товар, так как если уровень цен будет ниже величины издержек, фирма понесет убытки.

4) учет цен конкурентов. Большое влияние на спрос, а следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию. Фирме следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентных фирм и об отличительных особенностях их товаров. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с ее помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов.

5) выбор метода ценообразования. На данном этапе фирма может приступить к определению цены на свой товар. Оптимальная цена – это цена, которая возместит все производственные издержки, издержки на распределение и сбыт товара и обеспечит фирме определенную норму прибыли. Существуют следующие варианты установления уровня цены:

1) минимальный уровень (определяется затратами);

2) максимальный уровень (формируется спросом на товар);

3) оптимальный уровень.

Наибольшее распространение получили следующие методы установления цен:

1) метод, основывающийся на издержках производства;

2) метод дохода на капитал: основывается на добавлении к затратам на единицу продукции процента на вложенный капитал;

3) преимущество этого метода состоит в возможности учесть плату за финансовые ресурсы, привлекаемые для производства и реализации товара;

4) определение цен с ориентацией на спрос. При использовании данного метода чем больше степень дифференциации продукции, тем больше будет эластичность цен, приемлемых для покупателей. Дифференцироваться товары могут по многим показателям: по техническим параметрам, по дизайну, по надежности и др. Данный метод базируется на хорошей осведомленности производителя о потребностях и предпочтениях покупателей, а также на умении акцентировать внимание на специфических качествах своей продукции;

5) Метод установления цены на основе текущих цен используется на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Фирма в этих условиях устанавливает цену на чуть более высоком или на чуть более низком уровне, чем уровень цен конкурентов;

6) Определение конечной цены.

Методы ценообразования

Рассмотрев факторы, влияющие на цену, приступим к изучению методов ценообразования. Для того, чтобы установить исходный (базовый) уровень цен на товар используется три подхода к ценообразованию:

1. Основан на конкуренции. Цены назначаются в зависимости от цен конкурентов. При этом они могут быть выше конкурентных цен, (стратегия лидерства в качестве), либо ниже конкурентных цен – с целью увеличить объем реализации, либо равны конкурентным ценам – в случае совершенной конкуренции.

2. Основан на спросе. Этот метод используется при установлении цены на совершенно новый товар и базируется на восприятии покупателями ценности товара, который они получают. Например, путем опроса покупателей устанавливается цена, которую они готовы заплатить за данный товар. Или на товары-новинки, защищенные патентом устанавливаются сначала высокие цены, а затем идет их постепенное снижение («снятие сливок»). Если целью является скорейшее внедрение товара на рынок и привлечение как можно большего количества покупателей, то цены на товары-новинки могут устанавливаться изначально низкие, а затем идет их постепенное увеличение.

3. Основан на издержках. Этот метод заключается в установке цен, достаточно высоких, чтобы покрыть все издержки и получить прибыль.

Ценовой метод полных издержек - метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия.

Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован. Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.

Ц м.пол.изд. = ПЗ + КЗ + ПП, где

Ц м.пол.изд. – цена методом полных издержек;

ПЗ – сумма прямых затрат, КЗ – сумма косвенных затрат, ПП – планируемая прибыль.

Ценовой метод прямых издержек — метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции или выполненных работ и оказанных услуг) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции и выполненных работ и оказанных услуг. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.

Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Цена методом прямых издержек рассчитывается по формуле:

Цм. прям. изд = ПЗ + ПП


  1. Первичный контроль и самоконтроль. Проверка. Самооценка. Практическое применение знаний. Решение задачи.

Студенты получают листочки с заданиями. Один студент решает задачу у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Рассчитать цену единицы изделия двумя методом полных издержек и методом прямых издержек, если известны следующие данные.

Таблица 1. Исходные данные для расчета.



№ вари-анта

Основ. сырье, руб.

Доп. сырье, руб.

Топливо, руб.

Эл.энерг.,руб

Фондзар. пл., руб.

Отчисл.от ФЗП, %

Аморт. отчисл., руб.

Общецеховые расходы, % от ФОТ

Общеза-водские расходы, % от ФОТ

Накл-ые рас-ы, % от осн. и доп сырья

План. приб, % от ФОТ

Количество изделий, шт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

15600

1680

400

300

5620

30

652

59

44

23

33

10

2

18300

1710

300

500

5800

30

456

60

45

17

29

15

3

18700

1690

340

402

5840

30

463

58

48

18

28

10




  1. Закрепление нового материала (рефлексия)

Студенты получают листочки с тестовым заданием. Каждый подписывает свой листочек. Время выполнения 9 минут.

Вариант 1

  1. К внутренним факторам ценообразования относятся:
    а) Реклама
    б)Имидж производителя
    в)Уровень динамики инфляции
    г)Характер конкуренции между производителями

  2. Верхняя граница цены определяется суммой:

а) постоянных и переменных затрат

б) спросом
в)суммой внешних и внутренних издержек
г)издержками и максимальной прибылью

  1. Равновесная цена — цена, при которой равны …
    а)объём спроса на товар и объём его предложения
    б)прибыль и затраты на производство товара
    в)объём реального производства и потенциальные возможности предприятий

  2. Основные цели ценообразования
    а)минимизация убытков
    б)максимизация прибыли
    в)расширение доли рынка
    г)обеспечение сбыта продукции
    д)выход на мировой рынок

  3. Задачи, решаемые в процессе ценообразования
    а)снижение издержек
    б)определение спроса
    в)разработка нового продукта
    г)оптимизация производственных площадей продавца
    д)оценка издержек
    е)улучшение качества производимой продукции

  4. Как формируются цены в условиях рыночной экономики:
    а)С ориентацией исключительно на изменение затрат в процессе производства
    б)Главным образом в зависимости от потребительских свойств продукции и спроса на неё
    в)С учётом спроса и предложения на рынке

  5. Расчет цены по методу «прямые издержки + прибыль» означает начисление стандартной наценки …
    а)на себестоимость товара
    б)с учётом нормативной прибыли на себестоимость товара и определение

в)цены в виде суммы себестоимости и прибыли
г)на себестоимость без учёта прибыли

  1. Основной метод установления цен
    а)захват потребительского излишка
    б)«снятия сливок»
    в)средние издержки плюс прибыль
    г)максимум прибыли
    д)обеспечение безубыточности


Вариант 2

  1. Затратный подход к ценообразованию основан на учёте …
    а)всех фактических затрат на производство и сбыт товаров
    б)прямых затрат на производство товара
    в)постоянных затрат на производство товара

  2. Объем продаж, при котором выручка равна издержкам – это …
    а)запас финансовой устойчивости
    б)точка безубыточности
    в)объем производства, обеспечивающий окупаемость
    г)критический объем продаж

  3. Цена выражает …
    а)отношения в сфере производства
    б)отношения в сфере распределения
    в)отношения в сфере потребления
    г)всю совокупность экономических отношений

  4. Функция, не присущая цене
    а)Регулирующая
    б)Стимулирующая
    в)Учётная
    г)Карающая

  5. Низшую границу цены определяют …
    а)прямые затраты
    б)косвенные затраты
    в)издержки производства и обращения
    г)переменные издержки

  6. Цена товара окончательно формируется …
    а)в производстве
    б)на рынке
    в)в процессе потребления
    г)в процессе распределения

  7. Внешние факторы ценообразования
    а)Специфика жизненного цикла продукции
    б)Организация сервиса
    в)Стабильность в стране
    г)Характер регулирования экономики государством

  8. Цели ценовой политики ….
    а)максимизация прибыли
    б)минимизация издержек
    в)стимулирование конкуренции
    г)улучшение качества продукции
    д)расширение оборота предприятия
    е)увеличение собираемости налогов в казну


  1. Подведение итогов (оценивание).

Студенты меняются листочками и происходит взаимопроверка правильности ответов по образцу.

Ключ к тестам:

Вариант 1 – 1 а, б, 2 б, 3 а, 4 б, в, 5 б, д, 6 в, 7а, 8 в.

Вариант 2 – 1 а, 2 г, 3 г, 4 г, 5 в, 6 б, 7 в, г, 8 а, д.

Критерии оценки

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

8 баллов – оценка «отлично»;

6 - 7 – баллов – оценка «хорошо»;

5 баллов – оценка «удовлетворительно»;

0 – 4 балла – оценка «неудовлетворительно».

VI. Домашнее задание:

Повторить материал § 13.2- 13.4



Раздаточный материал 1.


Раздаточный материал 2

Задача.

Рассчитать цену единицы изделия методом полных издержек и методом прямых издержек, если известны следующие данные.

Таблица 1. Исходные данные для расчета.



№ вари-анта

Основ. сырье, руб.

Доп. сырье, руб.

Топливо, руб.

Эл.энерг.,руб

Фонд зар. платы, руб.

Отчисл.от ФЗП, %

Аморт. отчисл., руб.

Общецеховые расходы, % от ФОТ

Общеза-водские расходы, % от ФОТ

Накл-ые расходы, % от осн. и доп сырья

План. прибыль, % от ФОТ

Количество изделий, шт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

15600

1680

400

300

5620

30

652

59

44

23

33

10

2

18300

1710

300

500

5800

30

456

60

45

17

29

15

3

18700

1690

340

402

5840

30

463

58

48

18

28

10

Вариант 1

  1. К внутренним факторам ценообразования относятся:
    а) Реклама
    б)Имидж производителя
    в)Уровень динамики инфляции
    г)Характер конкуренции между производителями

  2. Верхняя граница цены определяется суммой:

а) постоянных и переменных затрат

б) спросом
в)суммой внешних и внутренних издержек
г)издержками и максимальной прибылью

  1. Равновесная цена — цена, при которой равны …
    а)объём спроса на товар и объём его предложения
    б)прибыль и затраты на производство товара
    в)объём реального производства и потенциальные возможности предприятий

  2. Основные цели ценообразования
    а)минимизация убытков
    б)максимизация прибыли
    в)расширение доли рынка
    г)обеспечение сбыта продукции
    д)выход на мировой рынок

  3. Задачи, решаемые в процессе ценообразования
    а)снижение издержек
    б)определение спроса
    в)разработка нового продукта
    г)оптимизация производственных площадей продавца
    д)оценка издержек
    е)улучшение качества производимой продукции

  4. Как формируются цены в условиях рыночной экономики:
    а)С ориентацией исключительно на изменение затрат в процессе производства
    б)Главным образом в зависимости от потребительских свойств продукции и спроса на неё
    в)С учётом спроса и предложения на рынке

  5. Расчет цены по методу «прямые издержки + прибыль» означает начисление стандартной наценки …
    а)на себестоимость товара
    б)с учётом нормативной прибыли на себестоимость товара и определение

в)цены в виде суммы себестоимости и прибыли
г)на себестоимость без учёта прибыли

  1. Основной метод установления цен
    а)захват потребительского излишка
    б)«снятия сливок»
    в)средние издержки плюс прибыль
    г)максимум прибыли
    д)обеспечение безубыточности


Критерии оценки

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

8 баллов – оценка «отлично»;

6 - 7 – баллов – оценка «хорошо»;

5 баллов – оценка «удовлетворительно»;

0 – 4 балла – оценка «неудовлетворительно».


Вариант 2

1. Затратный подход к ценообразованию основан на учёте …
а)всех фактических затрат на производство и сбыт товаров
б)прямых затрат на производство товара
в)постоянных затрат на производство товара

2. Объем продаж, при котором выручка равна издержкам – это …
а)запас финансовой устойчивости
б)точка безубыточности
в)объем производства, обеспечивающий окупаемость
г)критический объем продаж

3. Цена выражает …
а)отношения в сфере производства
б)отношения в сфере распределения
в)отношения в сфере потребления
г)всю совокупность экономических отношений

  1. Функция, не присущая цене
    а)Регулирующая
    б)Стимулирующая
    в)Учётная
    г)Карающая

  2. Низшую границу цены определяют …
    а)прямые затраты
    б)косвенные затраты
    в)издержки производства и обращения
    г)переменные издержки

  3. Цена товара окончательно формируется …
    а)в производстве
    б)на рынке
    в)в процессе потребления
    г)в процессе распределения

  4. Внешние факторы ценообразования
    а)Специфика жизненного цикла продукции
    б)Организация сервиса
    в)Стабильность в стране
    г)Характер регулирования экономики государством

  5. Цели ценовой политики ….
    а)максимизация прибыли
    б)минимизация издержек
    в)стимулирование конкуренции
    г)улучшение качества продукции
    д)расширение оборота предприятия
    е)увеличение собираемости налогов в казну


Критерии оценки

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

8 баллов – оценка «отлично»;

6 - 7 – баллов – оценка «хорошо»;

5 баллов – оценка «удовлетворительно»;

0 – 4 балла – оценка «неудовлетворительно».