СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01. Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий для специальности 15.02.05

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с горными породами, полезными ископаемыми и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01. Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий для специальности 15.02.05»

Открытый урок

по МДК 01.01. Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий

для специальности 15.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Тема: «Определение горной породы. Классификация пород по генезису».

Преподаватель специальных дисциплин Голенок Е.В.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: познакомить учащихся с горными породами, полезными ископаемыми и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:                                                                                                   1.Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород, их классификации по происхождению.           

2.Познакомить с некоторыми видами горных пород.     

                                               Воспитательные:                                                                                                     1.Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира. 

 2.Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам.         

 Развитие личности:

 1.Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации).                                                                                                   

2.Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы, полезные ископаемые и минералы».

Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, дидактические карточки.

Ход урока

I. Организационный этап (5 минут)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

II. Этап мотивации (5 минут)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.                                                    

III. Этап повторения опорных знаний (15минут)                                                     

Подводящий диалог

- Что такое земная кора?

- В чем особенность строения земной коры?

Учащиеся дают понятие земной коры, вспоминают её особенности строения.

IV. Изучение нового материала (30 минут) (беседа учителя с учащимися)

1. Сообщение темы и цели (слайд 2)

Давайте определим тему и цели урока. Отгадайте загадки:

1) Белый камушек растаял
На доске следы оставил (Мел)

2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (Уголь)

3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)

4) Камень набережных и площадей
Он - фундамент массивных домов.
И в руках умелых людей –
Украшенье больших городов (Гранит)

5) Он очень нужен детворе,
Он и на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже (Песок)

– Как их можно назвать одним определением? (горные породы, минералы, полезные ископаемые.) – Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Определение горной породы. Классификация пород по генезису.) – Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов и что такое полезное ископаемое, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы.

Горные породы слагают земную кору. Термин “горная порода” остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

Попробуйте дать определение понятию “горная порода” .

Запишем определение (слайд 3): горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (учащиеся высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются, друг от друга  по цвету, блеску, температуре, по плотности.).

Рассмотрим классификацию горных пород по генезису (происхождению) (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Давайте рассмотрим особенности горных пород.

Для этого мы поделимся на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника и дополнительной литературы.

Задания первой группе:

Как образуются магматические горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания второй группе:

Как образуются осадочные горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания третьей группе:

Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений?

Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры. Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 6.

Магматические горные породы:

Глубинные - гранит, габбро.

Излившиеся - базальт, пемза, туф.

Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 7). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), органические и химические. Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 8.

Осадочные горные породы:

Обломочные - песок, галька, гравий, щебень.

Органические - нефть, мел, торф, уголь.

Химические - соли, гипс.

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 9). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические. На слайде 10 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.

Песок становится кварцитом.

Гранит - гнейс.

Известняк - мрамор.

Большинство горных пород –  в основном твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.

Мы выяснили, что такое горные породы и как они классифицируются, а теперь давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры).                                                                                                                       Молодцы!!!!                                                                                                       

Давайте сделаем вывод. Из каких горных пород состоит земная кора.

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

И у нас остались полезные ископаемые…может, кто нибудь знает, что это такое? (Мнения учащихся). (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек (слайд15)).

V. Закрепление (20 минут).

А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в мир камней (слайд 16).

Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах. Для каждой из горных пород определите свойства и впишите их в таблицу (слайд 17):

Название

Происхождение

Цвет

Плотность

Использование

Гранит

(слайд18)

магматическое

Серый, розовый, красный, желтый

плотный

В строительстве, скульптуре. Облицовочный материал

Мел

(слайд19)

осадочное

белый

мягкий

В сельском хозяйстве

Слюда

(слайд20)

метаморфическое

От бесцветного до черного, блеск

Тонкие пласты, чешуйчатые

Электро и радиотехника

Глина

(слайд21)

осадочное

От серого, коричневого до красного

рыхлый

В строительстве

Каменный уголь

(слайд22)

осадочное

От серого до черного

плотный

Твердое топливо

Обучающиеся рассмотрев образцы горных пород заполняют таблицу:

Название.
Цвет.
Блеск.
Твердость.
Происхождение.
Применение.

После заполнения таблицы – обсуждение.

На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено (слайд 23).

VI. Этап подведения итогов урока (15 минут).

Мотивация этапа: подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке, сообщить учащимся о домашнем задании.

Предлагаю вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом.

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня.

Ответьте на вопросы.

- Что такое горная порода? Чем она отличается от минерала?

- Как различаются горные породы по происхождению?

- Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными, а какие - излившиеся?

- Назовите распространенные осадочные породы?

Домашнее задание: Составить кроссворд по теме “Виды горных пород” (слайд 24).

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!