«Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе «М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». «Польский акт»
Тема урока: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». «Польский акт».
Класс: 6 класс семилетней программы обучения. В уроке приняли участие учащиеся фортепианного отделения
Тип урока: комбинированный
Формы работы: групповая, индивидуальная, командная.
Цель урока:
-
осознание учащимися особенностей творчества М. И. Глинки на примере оперы «Иван Сусанин»;
-
освоение элементарных умений классификации и систематизации их по жанровому признаку и другим музыкальным характеристикам.
Задачи урока:
-
продолжать знакомить учащихся с оперой «Иван Сусанин» (II действие), её музыкальными особенностями и характеристиками героев;
-
способствовать развитию умений обобщать полученные знания, развивать умение отличать национальные особенности танцевальной музыки польского народа, музыкальную память;
-
воспитание в учащихся личной значимости нравственных, эстетических свойств музыки оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», рефлексированного отношения к предмету.
Методы:
Оборудование: фортепиано, компьютер, видеопроектор, магнитно – маркерная доска.
Дидактические пособия и материал: клавир – опера «Иван Сусанин», нотные примеры, видео и аудиозаписи (DVD-диск «LIFE FOR THE TSAR» - II д.), карточки с названиями произведений, датами жизни композитора, пособие «искажённая» биография», пособие «старая афиша», хрестоматия по русской музыкальной литературе - 3 год обучения; учебник Э. Смирновой «Русская музыкальная литература», О.Е. Левашова М. И. Глинка, (монография.)
Ход урока:
-
Организационный момент.
Сообщение темы и постановка цели урока.
II. Вопросы для повторения ранее изученного, введение в тему.
Подведение к работе по карточкам
-
На какие группы делится творчество М. И. Глинки?
-
Работа у доски по карточкам по предложенным материалам.
Задание № 1: систематизировать произведения М. И. Глинки по жанрам
-
оркестровые произведения
-
вокальная музыка
-
оперное творчество
В результате:
Таблица 1 – Симфоническое творчество Глинки
Название произведения | Жанр |
Арагонская хота | Испанская увертюра |
Камаринская | Фантазия на темы двух русских песен – свадебной и плясовой |
Вальс фантазия | Оркестровая пьеса |
Ночь в Мадриде | Испанская увертюра |
Таблица 2 – Вокальное творчество Глинки
Название произведения | Жанр | Автор текста |
Не искушай | Элегия | Е. Баратынский |
Я помню чудное мгновенье | Романс | А. С. Пушкин |
Попутная песня | Романс | Нестор Кукольник |
Жаворонок | Романс из вокального цикла «Прощание с Петербургом» | Нестор Кукольник |
Таблица 3 – Оперное творчество Глинки
Название произведения | Жанр | В какой период жизни была написана |
Иван Сусанин | Героическая народная музыкальная драма | После возвращения из первого заграничного путешествия |
Руслан и Людмила | Сказочно – эпическая опера | Центральный период творчества |
Задание № 2
Определить даты, связанные с жизнью М.И. Глинки (работа у доски)
В результате предполагаемая система:
Таблица 4 – Определить даты, относящиеся к жизни М. И. Глинки
Год | События |
1842 | премьера оперы « Руслан и Людмила» |
1857 | год смерти |
1836 | премьера оперы «Иван Сусанин» |
Окончание таблицы 4
1844 | второе заграничное путешествие в Испанию |
1830 | первое путешествие в Италию |
1800 | |
1199 | |
1957 | |
Задание №3. «Искажённая биография».
Работа на внимание. Работа по командам на выявление ошибок в предложенном тексте). Оценивается первенство команды.
Задание № 4. «Старая афиша». Вписывание недостающих сведений.
В результате:
П е т е р б у р г с к и й Б о л ь ш о й т е а т р
27 ноября 1836 г.
Представлена будет в первый раз
Ж И З Н Ь З А Ц А Р Я
Опера, состоящая из 4 действий с эпилогом.
Музыка М. И. Глинки
Либретто барона Розена
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Иван Сусанин крестьянин села Домнина
г-н Осип Петров (бас)
Антонида, его дочь
г-жа Мария Степанова (сопрано)
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды г-н Лев Леонов (тенор)
Ваня, приемный сын Сусанина
г-жа Анна Петрова- Воробьёва (контральто)
Перекрёстная проверка результата. Обмен текстами с соседом по парте с последующим обсуждением результатов проверки.
II. Вопросы для повторения ранее изученного, введение в тему.
Вопросы:
1. Какое подлинное историческое событие легло в основу сюжета оперы? (подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина 1612 г.)
2. Кто подсказал М. И. Глинке создать оперу о подвиге Ивана Сусанина? (поэт Жуковский)
3. Кто автор первого либретто? (барон Розен)
4. Какое литературное произведение легло в основу оперы «Иван Сусанин»? (дума Рылеева «Иван Сусанин»)
5. Назовите героев оперы и их голоса. (Сусанин – бас, Антонида – сопрано, Собинин – тенор, Ваня – контральто)
6. Перечислите основные музыкальные номера в первом действии.
хоровая интродукция
два хора – мужской и женский. Мужской хор - «Родина моя, русская земля».
Каватина и рондо Антониды «Ах, ты поле, поле ты моё»
Трио «Не томи, родимый (Собинин, Антонида, Сусанин)
Вывод: Первое действие - это характеристика русского народа и основных героев произведения. Здесь звучат в основном сольные номера, ансамбли, хоры, преобладает кантилена.
III. Объяснение нового материала.
План рассказа:
1. Содержание второго действия:
Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Внезапно, в разгар веселья появляется гонец, он сообщает о тяжелом положении польского войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение. Поляки в смятении. Тут же созревает план нового захватнического вторжения. Большой отряд собирается в поход.
2. Второе действие – резкий контраст к первому действию.
Иной мир, иные характеры, другие выразительные средства.
Таблица 5 – Противопоставление русского и польского элемента
№ действия | Место действия | Герои | Музыкальные характеристики |
Первое действие | Русская деревня | Крестьяне | Задушевная песня Народные хоры Сольное пение |
Второе действие | Бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III | Пирующая шляхта Польское дворянство | Оркестровая танцевальная сюита из 4-х танцев: полонез, краковяк, вальс, мазурка. |
Вывод: Если в первом действии преобладало сольное и хоровое пение, то здесь господствуют оркестровая балетная музыка и нет ни одной сольной арии и большого ансамбля. Это делает характеристику поляков обобщённой.
3. Музыкальная характеристика поляков - национальные польские танцы - полонез, краковяк, вальс, мазурка (кроме вальса).
Характеристика и разбор танцев (характер, история возникновения, метроритмические особенности).
3.1 Полонез
Горделивое, парадно – воинственное звучание, фанфарные интонации призывы, маршевая поступь, но в 3-х дольном размере. К танцу присоединяется хор хвастливых врагов. «Мы – шляхта и мы всех сильнее!»
Композитор использует здесь характерные ритмические фигуры этого танца: и пунктир, и формулу полонеза.
Задание: простучать карандашом или прохлопать ритмический рисунок полонеза.
В опере полонез – грозный вестник вторжения поляков.
Композитор впервые придал танцу важное драматургическое значение, он стал средством образной характеристики действующих лиц – поляков.
Чтобы усилить блеск и пышность звучания, Глинка вводит дополнительный оркестр медных инструментов, который располагается прямо на сцене.
Во время разбора ответить на вопросы:
1.Что роднит полонез с маршем?
Фанфарная интонация вступления,(интервал чистая кварта) пунктирный ритм, первая раздробленная доля такта придаёт твердость, таким образом в полонезе сочетаются изящество танца и твёрдость марша.
2.Какой образ польского войска нарисовала нам музыка? Какие особенности подчеркивают хвастливый характер интонаций?
Восклицательная интонация, акценты, отрывистые звуки - штрих стаккато, фанфарная интонация – интервал кварта, что характерно для военной музыки, пунктирный ритм, раздробленная первая доля такта, как в марше придаёт твёрдость, динамика – фортиссимо, инструменты -тромбоны.
3.2 Краковяк
Сейчас столица Польши – Варшава. А в 14-17 вв. столицей Польши был Королевский город Краков. Именно здесь, в краковском воеводстве и возник воинственный танец Краковяк. В старину его танцевали только мужчины.
Размер танца 2/4. Интонационная особенность этого танца связана прежде всего с ритмом, с синкопой. Синкопа придаёт остроту, чёткость, упругость основной теме, акцент на слабой доле такта. Характер — горделивый, темпераментный.
В опере краковяк строится на быстрой смене разнохарактерных эпизодов, жизнерадостная музыка краковяка приобретает то молодцеватый, то грациозный оттенок.
3.3 Вальс
Лирическая интермедия среди других бравурных, блестящих танцев.
Размер – 6/8. Он звучит более лирично, мягче, нежнее по тембру, полётно. более тонкая и прозрачная оркестровка.
Здесь тоже есть синкопа на второй доле, это роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит.
3.4 Мазурка
Завершает бал самый популярный польский танец, и, пожалуй, самый воинственный и помпезный – мазурка.
Здесь наиболее полно нарисован портрет польских захватчиков. За внешним блеском которых скрыты алчность, пустая самонадеянность и безрассудное тщеславие.
Размер танца 3/4, ритм острый и четкий, резко акцентированный. Характерные ритмические фигуры: ♫♩♩, акцент на третьей доле такта, напоминающий сабельные удары.
-
Просмотр видеофрагмента. «Мазурка» из второго действия оперы М. И. Глинки «И. Сусанин»
-
Работа с нотной хрестоматией, определение выразительных средств
В дальнейшем интонации полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков, но если полонез не изменит свой надменный характер, то мазурка в 4 действии приобретает совсем иное звучание.
Вывод: Во втором действии звучит четыре танца (полонез, краковяк, вальс и мазурка), все польские кроме вальса, образуют большую симфоническую сюиту.
Слово сюита – означает циклическая форма. состоящая из нескольких контрастных частей)
с фр. – ряд, последовательность.
4. Работа в тетрадях:
-
запись музыкального размера, ритмоформулы мазурки, полонеза, краковяка;
-
сравнение характера и метроритмических особенностей полонеза и мазурки.
Вывод: общее – бравурный, воинственный характер танцев, размер3/4, пунктирный ритм; различия – у полонеза акцент на первой доле такта, у мазурки – на третьей, темповые особенности.
Задание: заполнить таблицу. Вставить в таблицу характерные черты польских танцев.
Вставьте в таблицу характерные черты польских танцев:
Таблица 6
полонез | № |
краковяк | № |
мазурка | № |
№1 - ¾, акцент на слабую долю, быстрый
№2 - ¾, чёткий ритм шага, торжественно
№3 - 2/4, упругие синкопы, энергично
В результате:
Таблица 7
полонез | № 2 |
краковяк | №3 |
мазурка | №1 |
Вопрос: почему Глинка выбирает именно эти танцы для характеристики польского войска?
Потому что они имеют воинственный, горделивый характер. Музыка выражает самонадеянность, гордыню, надменность польской Шляхты, хор в Полонезе - заносчивость и алчность. «Мы Шляхта, мы Польша и всех мы сильнее! Меха их, шелка их носить только нам! Берите для Польши сокровищ побольше!». Глинка использует приёмы. характерные для военной музыки. Это медные инструменты, фанфарные интонации, пунктирный ритм.
5.Новаторство Глинки.
Глинка большой новатор в том, что соединил номера хореографии, развернутые балетные действа, с хором.
До Глинки танцы вводились в оперу как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров, не имевших прямого отношения к действию. У Глинки этим танцам придается большое драматургическое значение. Они становятся характеристикой действующих лиц – поляков (панов-завоевателей). Это было впервые в русской опере.
Дивертисмент – этим французским словом, означающим «развлечение», называют сценическое представление разнообразного характера. В операх и балетах так называют вставные номера или сцены, не связанные с сюжетом произведения.
При этом Глинка проявляет высокое уважение к национальной культуре другой страны, показывая красочность, мелодическое своеобразие и ритмическое богатство польской музыки. Композитор показывает высокомерие поляков. их спесивость, похвальбу, но не скрывает и не прячет красивых качеств польской культуры, здесь нет гротескного искривления, карикатуры.
Вывод: «Польским актом» оперы «Иван Сусанин» Глинка положил начало русской классической балетной музыке.
IV. Закрепление нового материала.
Итак, в первых двух актах композитор показал нам две противоборствующие силы. Не просто русских и поляков, а мирных русских крестьян и польскую шляхту, мечтающую завоевать Россию.
Вопросы:
1. В каком действии представлена музыкальная характеристика поляков?
2. Какие средства музыкальной выразительности характеризуют польское войско?
3. Что образуют 4 танца, следующие один за другим в опере?
4. Какие танцы входят в сюиту?
5. Размеры танцев? Их метроритмические особенности.
6. Какой танец не польский?
7. В опере Глинки происходит столкновение 2-х противоположных стихий. Каких?
8. Что нового внёс Глинка во второй акт?
9. Музыкальная викторина (аудиоматериал)
По звучащему фрагменту определить музыкальный номер ( танцы из второго действия).
V. Оценивание работы учащихся на уроке
Критерии:
«5» - правильный и полный ответ на пять вопросов.
«4» - ответ на меньшее количество вопросов, но полный и правильный.
VI. Домашнее задание.
Учебник Э. Смирновой «Русская музыкальная литература» с. 21 – 22. – читать, пересказать текст, уметь ответить на вопросы (с. 26, в. 5)
№№ 6, 7 играть на фортепиано, темы выучить наизусть. Найти в Интернете и посмотреть фильм о М. И. Глинке «Композитор Глинка», режиссёр - Г. Александров, год выпуска 1952.
Список литературы
1. Исабаева, Е. В. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: русская классика / Е. В. Исабаева. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011. – 203с.
2. Козлова, Н.П. Русская музыкальная литература: учебник для ДМШ: Третий год обучения / Н.П.Козлова. – М.: Музыка, 2003. – 99 с.
3. Левашова, О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография в 2 – х кн. Кн. 1 / О. Е. Левашова. – М.: Музыка, 1987. - 384 с.
4. Смирнова, Э. С. Русская музыкальная литература: учебник / Э. С. Смирнова. – М.: Музыка, 1989. – 128с.
5. Смирнова, Э. С. Хрестоматия по русской музыкальной литературе / Э. С. Смирнова, А. Самонов. – М.: Музыка, 1986. – 179 с.
Интернет-источники
-
A Life for the Tsar. М.И.Глинка опера "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xCc0uc3QoU4 ( дата обращения: 20.10.16).
-
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин», II действие, – Полонез. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uZVAI6jqTKo (дата обращения: 20.10.16).
-
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин», II действие, Краковяк. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ct-ceEP1X9Y (дата обращения: 20.10.16).
-
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин», II действие, Вальс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UVgcXhgE4WM (дата обращения: 25.10.16).
-
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин», II действие, Мазурка. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iIdCAiAmees Мазурка (дата обращения: 25.10.16).