СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по предмету беседы об искусстве "Русский пряник"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по предмету беседы об искусстве "Русский пряник"»

МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»







Методическая разработка открытого урока

по предмету «Беседы об искусстве»

«Русский пряник»





Рассмотрена на заседании _______________

______________________________________


Протокол № _____ от ______________ 2025

Председатель Елена Геннадиевна Плохушко


Разработчик:

Инна Николаевна Садаускене,

преподаватель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории





Черняховск

2025

ОГЛАВЛЕНИЕ



ПАСПОРТ УРОКА 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

ПЛАН УРОКА 16

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ 23







ПАСПОРТ УРОКА

«Русский пряник»

преподаватель Садаускене Инна Николаевна

Вид ДОП

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства


Название ДОП

Живопись


Учебный предмет

Беседы об искусстве


Срок обучения

8 лет


Год обучения

Первый


Возраст учащихся

7 лет


Место темы в структуре учебной программы

Раздел: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства.

этап освоения программы: Продолжение знакомства с декоративно-прикладным искусством.


Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Вид урока

Комбинированный


Продолжительность

40 минут


Характеристика группы / учащегося (кратко)

Общий уровень подготовки по программе: 4уч. - высокий; 4 уч.- средний; 3 уч. - низкий;

Общий уровень развития: средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития обще учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.


Цель урока

Знакомство учащихся с искусством «Русского пряника», как видом народного творчества.


Задачи урока

обучающие:

  1. Углубить эстетические познания о народных художественных промыслах России;

  2. Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

  3. систематизировать знания о художественном образе и художественно- выразительных приемах.

развивающие:

  1. Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;

  2. Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;

воспитательные:

  1. Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;

  2. Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству и культуре;


Методы обучения

методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный,


Формы работы

Групповая


Средства обучения

наглядные: презентация и викторина «Русский пряник», различные виды пряников, печатных досок, формочек и фигурных скалок;

технические: ноутбук, экран.


Межпредметные связи

Основы изобразительной грамоты, прикладное творчество, лепка.


Дата проведения

14.05.2025

Место проведения

кабинет №8 в МАУ ДО «Черняховская ДХШ им. М. Тенишевой».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Для того чтобы у учащихся возник интерес к народному искусству и творчеству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывалось чувство причастности к наследию прошлого и культуре своей Родины – необходимо знакомить их с культурой и традициями своего народа.

Одним из уникальных, неповторимых и самобытных видов русского народного творчества является пряник. Изучение истории и разновидностей русских пряников, способствуют расширению кругозора младших школьников, развитию художественных навыков, творческому подходу и художественному вкусу. А также, стимулирует творческое мышление и способствует развитию индивидуальности.

Занятие состоит из теоретической и практической части. На первом этапе урока учащиеся знакомятся с историей происхождения пряников, их видами и технологией изготовления. А во второй части занятия в качестве закрепления и проверки полученных знаний, им предстоит ответить на вопросы викторины.

Пряники - это не просто сладкая выпечка. Они неотъемлемая часть нашего быта и культуры. Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев - от царского стола до бедной крестьянской избы. Они были связаны со многими народными обычаями и традициями, ритуальными сельскохозяйственными обрядами, религиозными праздниками. Разнообразно было их употребление, достаточен был и спрос. Изготовление пряников соединяло воедино ремесло и художественное творчество, делая пряник произведением народного декоративно-прикладного искусства. Пряник может быть не только вкусным угощением, но и прекрасным сувениром ручной работы.

Актуальность представленной работы заключается в сохранении и развитии культуры и народных традиций своей Родины.

Роль и место урока в освоении дисциплины и структуре дополнительной общеобразовательной программе

Данная тема изучается учащимися первого года обучения по предмету «Беседы об искусстве» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в разделе «Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства» после изучения таких тем как: «Изобразительное искусство (его виды)», «Скульптура», «Архитектура», «Фотография».

Этап освоения программы: Продолжение знакомства с декоративно-прикладным искусством

Характеристика группы учащихся:

4 ученика имеют высокий уровень общей подготовки по программе; 4 учащихся - средний уровень и 3 учащихся – низкий уровень подготовки;

Группа имеет средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития обще учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: Знакомство учащихся с искусством «Русского пряника», как видом народного творчества.


Задачи урока:

обучающие:

  • Углубить эстетические познания о народных художественных промыслах России;

  • Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

  • систематизировать знания о художественном образе и художественно- выразительных приемах.

развивающие:

  • Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;

  • Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;

воспитательные:

    • Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;

    • Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству и культуре;

Методы обучения:

методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный.

Форма работы: Групповая

Средства обучения:

наглядные: презентация и викторина «Русский пряник», различные виды пряников, печатных досок, формочек и фигурных скалок для раскатки, образцы пряников из пластилина, выполненные педагогом;

технические: ноутбук, экран

Межпредметные связи: Основы изобразительной грамоты, прикладное творчество, лепка.

Данная методическая разработка предназначена для обмена опытом преподавателей и педагогов дополнительного образования.



План урока

I Подготовительный этап

  1. Организационная часть

  2. Проверочная часть

  3. Подготовительная часть

II Основной этап

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

  2. Проверка понимания нового материала

III Итогово – рефлексивный этап

IVИнформационно-инструктивный этап



Ход занятия

I Подготовительный этап

1. Организационная часть

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие всех материалов, необходимых для занятий.

2. Проверочная часть

Здравствуйте, ребята!

В прошлых занятиях мы с вами познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства. Давайте их вспомним. (Учитель поочередно показывает слайды и задает вопросы).

  • Какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

  • Какой вид декоративно-прикладного искусства использует для своих произведений дерево? (роспись, резьба, плетение из бересты)

  • А какой вид декоративно-прикладного искусства использует металл? (ковка, литье, чеканка)

  • А какой вид использует текстиль? (роспись по ткани, вышивка, набойка, кружевоплетение)

  • А какие виды используют камень? (резьба по камню, мозаика)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративно-прикладным искусством и изучим еще один его вид.


3. Подготовительная часть.

Ребята посмотрите, пожалуйста, что я вам сегодня принесла. Кто из вас знает, что это такое? (Показываю корзинку полную разнообразных пряников) (Ответы детей).

Давайте их внимательно рассмотрим. (Достаю из корзинки пряники и показываю ребятам)

А кто из вас знает откуда они к нам пришли, кто и когда их придумал, и чем они друг от друга отличаются? Вот об этом я и хочу вам сегодня рассказать.

Пряники – это не только вкусное лакомство, но и настоящее искусство, которое уже многие столетия радует глаз и удивляет своими тонкими деталями. История пряников уходит корнями в древние времена, когда они были неотъемлемой частью народных обычаев и традиций.

Пряник не так прост, как кажется. Он имеет свою историю, свой замысел, свою тайну.

Пряник – это мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста. Выпекается на меду или сахаре с пряностями. Для вкуса могут добавляться орехи, цукаты, изюм, фруктовое или ягодное повидло. Пряник происходит от прилагательного пряный. Исторически пряник - символ праздника, поскольку его ингредиенты были дорогими и не относились к повседневным.

Догадались, как называется еще один вид народного творчества? (Русский пряник). Совершенно верно, поэтому мы ставим перед собой сегодня цель: Познакомиться с «Русским пряником», как видом народного творчества.


(Слайд 2)

А задачами нашего занятия будут:

  1. Углубить эстетические познания о народных художественных промыслах России;

  2. Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

  3. Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;

  4. Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству и культуре;

(Слайд 3)

Самые ранние упоминания о пряниках можно найти в Древнем Египте, Месопотамии и Африке. В этих древних цивилизациях пряничное дело было очень развито. Они символизировали благополучие и изобилие, а также использовались в качестве жертвенного приношения богам.

(Слайд 4)

В средние века пряничное дело стало особенно популярным. Пряники были не только сладостью, но и предметом роскоши и показателем социального статуса. Они украшали столы королей, монархов и знати на всевозможных приемах.

(Слайд 5)

В средние века пряники стали популярными и на Руси, где они использовались для украшения свадебных торжеств, праздников и других торжественных мероприятий. Важным элементом русских пряников были изображения, которые передавали различные сюжеты из жизни и культуры народа.

(Слайд 6)

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с мёдом и ягодным соком. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в 12-13 веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам сегодня. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами». Каких только сухих духов не добавляли в тесто: имбирь и ваниль, гвоздику и мяту, лимон и анис, тмин и мускат, корицу и кардамон, итальянский и черный перец, - радуга вкусов и ароматов! Для придания аппетитного жёлтого цвета пряничное тесто подкрашивали жжёным сахаром.

(Слайд 7)

С начала XV века пряники становятся неотъемлемой частью русской национальной культуры и присутствуют во всех сферах жизни: быту, празднествах и ярмарках, народных гуляньях, фольклоре.

(Слайд 8)

Пекли пряники обычно к празднику Рождества Христова, на Пасху, без них не обходились ни свадьба, ни именины. Для выражения чувств уважения к старшим их подносили в Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Они служили лакомством для детей, для подарков влюбленным с различными надписями и рисунками. Присутствовали пряники и в печальных обрядах. Поминальная трапеза заканчивалась угощением пряниками. Им даже приписывали лечебные свойства, пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю. В торжественных случаях пряники выпекались крупные, заливались сверху сусальным золотом.

(Слайд 9)

Пряники в России в XIX веке продавали на ярмарках. На знаменитых ярмарках, таких как Нижегородская или Вяземская ярмарки, существовали специальные пряничные ряды, а в крупных городах, таких как Москва или Петербург пряники можно было купить даже в булочных.

II Основной этап

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Вот такая интересная история у, казалось бы, простого пряника. А далее мы поговорим о видах пряников, узнаем много интересного о их отличительных особенностях.

(Слайд 10)

  1. По способу формирования теста пряники делятся на три вида:

лепные, печатные и вырезные.

(Слайд 11)

Лепные пряники — у таких пряников фигурки, вылепливаются из теста, как из глины. Такой пряник пришел к нам из языческой Руси как олицетворение жертвоприношения богам, поэтому и традиционными персонажами являются конь, олень, корова, коза, утка.

Лепные пряники — большая редкость, но сохранившиеся на территории русского Севера под названием «тетёры», или «витушки», они просты по ингредиентам, форме и образу, зато пронесли свою целостность через века. Часто испеченные фигурки несколько раз опускали в кипяток, чтобы те стали более гладкой, светлыми и крепкими.

Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, причем «тетеры» лепили объемными в виде оленей и затейливых птиц. А вот «витушки», изготавливали из раскатанного в виде тонких жгутиков теста, выкладывая из него фигурки зверей, геометрические символы или различные орнаменты.

(Слайд 12)

Печатные пряники - делают с помощью специальной пряничной доски, или «пряницы», в виде рельефного оттиска на тесте. Пряничную доску мастер-резчик по дереву вырезал из твердых пород древесины, а затем ее хорошенько промасливали льняным маслом. Красота пряника, а также качество, зависели от мастера, изготовившего пряничную доску.

(Слайд 13)

Размер и форма пряничных досок диктовались назначением пряника – в подарок, на свадьбу, именины и т.д. Существовало два типа пряничных досок — «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и «наборные», когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более «шашек» с одним или разными сюжетами. Встречались наборные доски и со 120 «шашками». Стоимость таких печатных досок могла достигать 15 рублей серебром.

(Слайд 14)

Особую популярность получили доски с орнаментом двуглавого орла и с атрибутами царского отличия, сложные декоративные композиции с райскими птицами, цветами, а также изображениями львов, барсов.

Как я уже сказала стоимость индивидуальных досок, как и пряников, была очень высока, а вот пряники с наборных досок, которые были простыми с незатейливым рисунком, стоили дешево и назывались «грошевики».

Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые «разгонные» пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться.

(Слайд 15)

Третий вид пряников - вырезные, их еще называют силуэтные. Они вырезались из раскатанного теста с помощью металлической формы или ножом по шаблону.

Вырезные пряники появились в 1850 году, а в начале XX века завоевали популярность своими декоративными качествами. После выпекания пряники расписывались сахарной глазурью.

(Слайд 16)

Кроме того, в производстве вырезных пряников очень часто используются всевозможные фактурные скалки и доски-оттески. Благодаря которым мастерицы получают на поверхности пряника красивые фактуры и рисунки.

(Слайд 17)

Также в категорию вырезных пряников можно добавить еще один новый и особой подвид — это 3D-пряники. Такой пряник собирается из отдельных вырезных пряников нужной формы, которые «склеиваются» глазурью.

Ассортимент 3D-пряника очень широк: объемные елочки, шкатулки, домики, поезда, машины, чайные сервисы, корзины и все что придумает Ваше воображение, только добавить немного знаний по работе с тестом, практики росписи и вот Ваш пряничный шедевр готов.

  1. География распространения

(Слайд 18)

Пряники были распространены во многих русских городах. Их производство значится в Архангельске, Перми, Калуге, Твери, Городце, Вязьме, Воронеже, Нижнем Новгороде, Белгороде и других. Самые известные среди российских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, - Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули). В каждой губернии выпекали пряники по своему особому рецепту, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.

(Слайд 19)

Городецкий пряник известен со второй половины XVIII века и считается разновидностью русского печатного пряника. Городецкие пряники отличались большими размерами и изысканными узорами. Их пряничные доски отличаются разнообразными сюжетными рельефами, которые обязательно сопровождаются разъяснительными текстами.  Потомственные мастера-старообрядцы вырезали на пряничных формах птиц и рыб, поезда и пароходы, надписи и пожелания. Отличительной чертой городецкого пряника является его глазурование с двух сторон, сверху и снизу.

(Слайд 20)

Тульский пряник - самый популярный русский печатный пряник, который известен еще с XVII века. Некоторые историки-исследователи утверждают, что пряничный промысел возник в Туле намного раньше, чем оружейный, самоварный или гармонный. Традиционная прямоугольная форма или плоская фигура, минимальный орнамент, начинка из повидла или сгущенного молока - являются самыми узнаваемыми в наше время. В 1996 г в Туле открыли целый музей, посвященный тульскому прянику.

(Слайд 21)

Вяземский пряник появился в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, такого небольшого, что название города на нём полностью не вмещалось. Но пряник был не так прост и стоил дороже тульского, его даже иногда называли королевским. Вяземские пряники были образцом качества для всех других пряников России.

(Слайд 22)

Архангельские расписные пряники - козули появились на Русском Севере в XVIII веке, выпекались только на Рождество. Из ржаного теста с помощью металлических пряничных силуэтов разделывались заготовки и после выпечки раскрашивались белой или розовой глазурью. Чаще всего пряники выпекали в форме различных животных - козочки, оленя, барашка, коровки. В святочные недели козули выставляли на окна изб, дарили родственникам, раздавали колядующим, особенно детям, чтобы в семье было благополучие. Считалось, что козули охраняют дом от злых духов и приносят счастье.

  1. Назначение пряников и изображаемые сюжеты

Широкому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции.

  1. Для детей (Слайд 23)

Для детей выпекались небольшие пряники в форме домашних животных, птиц, зверей, с традиционными новогодними сюжетами.

  1. В подарок на свадьбу или молодой особе (Слайд 24)

В подарок невесте и молодой даме дарили пряник в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей, павлинов с соответствующими случаю надписями: «Знак любви», «Знак верности», «Знак памяти», «Знак дружбы», «Кого люблю, тому дарю», «В день ангела».

  1. Для больших торжеств (Слайд 25)

По случаю больших торжеств выпекались специальные пряники, которые назывались «Подносные» или «Заздравные». Они не только поражали своими размерами (от 50 см до 1 м и более) и весом (от 2 кг, а в некоторых случаях до 16 кг), но и выделялись особой изощрённостью и сложностью рисунка, равно как и высоким стилем дарственных надписей, таких как, например: «От всей совести моей дарю милости твоей» или «Радуйся Российский Орёл двуглавый, ты бо еси ныне во всём мире славный». Наиболее популярными сюжетами «Подносных» пряников были: двуглавый орёл, шатровые терема, фигуры львов, единорогов, осетров, птицы. Учитывая вес и размер «Заказных» пряников, их доставляли на лошадях с особой осторожностью, так как донести такой пряник, не разломив его по дороге, было задачей не из лёгких.

  1. Пряники в искусстве

(Слайд 26)

Русский пряник настолько самобытное и уникальное явление русской культуры, что его не могли обойти стороной ни художники, ни музыканты, ни поэты. Огромное количество картин посвящено этому лакомству. Среди них такие как: «Смеющийся мальчик с пряниками» Крылова Н.С., «Пряничницы» Калинников Анатолий, «Тульские пряники» Ирина Зайцевой, «Натюрморт» Сергея Андрияки.

(Слайд 27)

Писатель Сергей Афоньшин посвятил прянику «Сказ о городецком прянике», а Николай Петрович Вагнер написал сказку «Папа-пряник». Так же Русскому прянику посвящено немало и стихотворных строк:

Пряники печатные,

Тминные и мятные,

Плотные медовые,

Пышные подовые.

Красные, как кирпичи,

С пылу-жару, из печи.

В сахарной глазури

Русские фигуры.

Пряники румяные,

Сладкие, духмяные…

(Нахабинский)

За долами, за лесами,

Есть резной, чудесный дом.

На крыльце петух с ключами,

Дед и баба за столом.

Перед ними тесто горкой

Меду целое ведерко,

Сливки в глиняном горшке.

Дед и баба все в муке

Слепили коровку масляную головку.

С нею рядышком коза

Леденцовые глаза.

Пастушок с дудочкой,

Рыболов с удочкой,

Дом и речка с мостиком,

И собака с хвостиком

Хлебные кони стоят на ладони,

Воду пьют, копытом бьют,

Просятся в поле - землю пахать,

На вольной ниве гривой махать.

Лепили, лепили, все в печь посадили.

Пусть поджарятся, подрумянятся!

Будут пряники пудовые,

Золотые и медовые!


5. Проверка понимания нового материала


А теперь ребята, давайте проверим насколько вы внимательно меня слушали и ответим на вопросы викторины:

  • Из чего делают пряники?

  • В какой стране встречаются самые ранние упоминания о пряниках?

  • Использовались ли пряники для украшения столов королей и знати?

  • Как назывались на Руси первые пряники?

  • Где в старину на Руси можно было купить пряники?

  • По способу формирования теста, какие бывают пряники?

  • Как назывались самые маленькие и дешёвые пряники, изготовленные при помощи наборных печатных досок?

  • Какие самые знаменитые российские города, где до наших дней сохранилось пряничное производство вы знаете?

  • Правда ли что по особым случаям выпекаются пряники несколько метров в длину и весом от 16 кг?

Вы молодцы, все правильно ответили.

III Итогово- рефлексивный этап

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок. Подведение итогов.

Ребята вы сегодня очень хорошо потрудились, внимательно меня слушали и ответили на все вопросы викторины. Все были активными и любознательными.

Давайте вспомним:

  • Какую цель мы ставили перед собой в начале нашего урока? (Познакомиться с искусством «Русского пряника», как видом народного творчества.)

  • Смогли ли мы реализовать цели нашего урока?

  • Какие пряники вам понравились больше всего?

  • А какой из способов создания пряников вы считаете самым интересным?

  • Где вы в дальнейшем сможете использовать полученные знания?

Искусство создания пряников – искусство народное, красочное и радостное, оно было и остается прекрасным атрибутом праздника, домашнего стола, детства и уюта. Пряник входит в быт человека и воспитывает его художественный вкус, прививает чувство красоты, гармонии. И закончить наш урок мне тоже хочется замечательными строками поэта Татьяны Макаровой:

Пряники медовые,
сладкие подовые,
с мятою, корицею,
угощу сторицею,

тульские, соборные,
русские, узорные,
ромбом и квадратиком,
кругом сногсшибательным,

сердцем, треугольником,
чай нальём половником,
сбитнем, взваром с молоком,
или просто с кипятком,

наслажденье русское,
и безумно вкусное,
в будни и на праздники,
пряни пряни пряники…


IV Информационно-инструктивный этап

В качестве домашнего задания, вам нужно будет дома с родителями попробовать испечь настоящие пряники и рассказать нам о том, как у вас все получилось.


Спасибо за внимание! До новых встреч!



ПЛАН УРОКА

Разд.

Этап

Название этапа

Содержание этапа

(виды и формы работы)

Время

I

Подготовительный

Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу

10 мин.

1

Организационный

Проверка рабочих мест (инструментов)

1мин.

2

Проверочный

Вопросы на проверку пройденного материала

3 мин.

3

Подготовительный

Создание проблемной ситуации на уроке, стимулирование познавательного интереса к новой теме

6 мин.

II

Основной

Знакомство учащихся с историей появления, географией распространения и видами пряников.

27 мин.


4

Усвоение новых знаний и способов действий

Беседа о Русском прянике, демонстрация слайдов, стимулирование познавательного интереса вопросами.

22 мин.

5

Проверка понимания нового материала

Ответы учащихся на вопросы викторины с целью оценки понимания нового материала.


5 мин.

III

Итогово-рефлексивный

Беседа, на выявление уровня усвоения учебного материала. Вопросы на установление возможных затруднений и ошибок в работе. Вопросы на выявление мест, где в будущем могут использоваться полученные знания.

2 мин.

IV

Информационно-инструктивный (по домашнему заданию, если требуется)

Формулирование домашнего задания

1 мин.

Итого

40 мин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разд

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы, средства обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

I

Подготовительный

Настроить на активную работу

словесный

мотивационный


Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу

Приветствуют преподавателя (гостей)

10


1

Организационный

Организовать рабочие места

указание/напоминание


Проверка рабочих мест (инструментов)

Организуют рабочие места

1


2

Проверочный

Проверить готовность к уроку

Беседа и опрос

Показываю предметы различных видов ДПИ и задаю вопросы:

  • Какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

  • Какой вид декоративно-прикладного искусства использует для своих произведений дерево? (роспись, резьба, плетение из бересты)

  • Какой вид декоративно-прикладного искусства использует металл? (ковка, литье, чеканка)

  • Какой вид использует текстиль? (роспись по ткани, вышивка, набойка, кружевоплетение)

  • Какие виды используют камень? (резьба по камню, мозаика)


Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.

3


3

Подготовительный

Подготовить к восприятию нового материала (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы)

Создание проблемной ситуации (ситуации новизны)

Создаю проблемную ситуацию (ситуацию новизны) и прошу ответить на вопросы:

  • Кто из вас знает, что это такое? (корзина с пряниками)

  • Откуда пряники к нам пришли, кто и когда их придумал и чем они дуг от друга отличаются?


Стимулирую познавательный интерес своим рассказом и наводящим вопросом:


  • Догадались какой вид народного творчества мы будем сегодня изучать?


Подвожу учащихся к цели занятия и задачам, которые будет необходимо решить.

Размышляют, выдвигают свои версии, отвечают на вопросы,

6

II

Основной

Организовать процесс осознанного, активного освоения информации по местам возникновения, характерным особенностям и видам пряников в России.

Словесные

Наглядные практические

Знакомство учащихся с историей появления, географией распространения и видами пряников.

Слушают, запоминают, отвечают на вопросы

27


4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание мест возникновения, характерных особенностей и видов пряников в России.

Показ презентации

Излагаю содержание, демонстрирую слайды, стимулирую познавательный интерес вопросами.

Основные тезисы:

  1. (слайд 2) - цели и задачи урока;

  2. (слайд 3-6) – история появления пряников;

  3. (слайд 7-9) – пряники, как неотъемлемая часть русской национальной культуры;

  4. (слайд 10-17) – виды пряников;

  5. (слайд 18-22) – города-центры пряничного дела;

  6. (слайд 23-25) –Назначение пряников и изображаемые сюжеты;

  7. (слайд 26-27) – пряники в искусстве;

Случают, запоминают

22


5

Проверка понимания нового материала

Установить правильность и осознанность усвоения нового материала по истории возникновения, характерным особенностям и технологии изготовления пряника в России, выявить неверные представления, провести их коррекцию


Аналитическая беседа

Ответы на вопросы викторины по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний:

  • Из чего делают пряники? (из теста, муки, сахара, меда…)

  • По способу формирования теста, какие бывают пряники? (лепные, печатные и вырезные)

  • Чем отличаются лепные пряники от печатных?

  • Чем отличаются печатные пряники от вырезных?

  • Какие самые знаменитые пряники вы запомнили и где их производят? (Городецкий пряник, Тульский пряник, Вяземский пряник и Архангельский пряник)

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, сравнивают и определяют виды пряников.

5

III

6

Итогово - рефлексивный

Провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы для дальнейшего применения полученных навыков

Итоговая беседа

Провожу беседу, направленную на выявление уровня усвоения учебного материала.

Задаю вопросы:

  • на установление возможных затруднений и ошибок в понимании нового материала.

  • на выявление мест, где в будущем могут использоваться полученные знания.

Отмечаю степень вовлеченности учащихся в работу, увлеченность выполнением задания, поощряю.

Намечаю перспективы дальнейшей работы по изучению народных промыслов.

Мотивирую на осознанное выполнение домашнего задания

Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения.


2

IV

7

Информационно-инструктивный

Обеспечить понимание цели и, содержания и способов выполнения домашнего задания.

объяснение

Формулирую домашнее задание

Участвуют в постановке домашнего задания

1

Итого


40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. З. И. Айгумова [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум — Москва: Издательство Юрайт, 2023. // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/511034 (дата обращения: 30.10.2024).

  2. Землянская Е.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник и практикум для среднего профессионального образования — Москва: Издательство Юрайт, 2023. // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/509829 (дата обращения: 30.10.2024).

  3. Конышова Н.М. Лепка в начальных классах. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2020. https://sheba.spb.ru/shkola/trud-lepka-1985.htm (дата обращения: 30.10.2024).

  4. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум — Москва: Издательство Юрайт, 2023. // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/511140 (дата обращения: 30.10.2024).

  5. Куракина И.И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учебник и практикум. — Москва: Издательство Юрайт// Образовательная платформа Юрайт.URL: https://urait.ru/book/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-519153 (дата обращения: 30.10.2024)

  6. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства: учебник Издательство Юрайт, 2023. // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/519054 (дата обращения: 30.10.2024).

  7. Миненко Л.В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: учебное пособие — Москва: Издательство Юрайт, 2022. Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/496990 (дата обращения: 30.10.2024).

  8. Бредис, В. Пряники - козули. - изд. 2-е. / В. Бредис. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016

  9. Донченко Л. В.  Национальные кулинарные традиции: история продуктов питания: учебное пособие/ Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. — Москва: Издательство Юрайт, Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540865 (дата обращения: 04.10.2024).



Электронные ресурсы:

  1. https://pastry-school.online/istoriya-pryanika-issleduya-tajnu-lakomstva

  2. https://dzen.ru/a/ZQnXGi4n3Chk0rIT

  3. https://dzen.ru/a/ZW_rMnYepQM2rmJ3

  4. https://vk.com/wall-51243294_2952

  5. https://dzen.ru/a/ZW_rMnYepQM2rmJ3

  6. https://schisv16.mskobr.ru/users_files/Kolga66/files/attach_files/pryaniki.pdf



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Печатные пряники

Вырезные пряники



Лепные пряники (тетеры)



Лепные пряники (витушки)

Фактурные скалки



Печатные доски