СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме "Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 1 класса с дидактичекими заданиями по теме "Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»". 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме "Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»"»


Методическая разработка открытого урока

по русскому языку

д ля 1 класса


Донецк

2024












Шаповалова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ "ШКОЛА № 85 Г. ДОНЕЦКА"


Тема: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ

«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?»

Класс: 1-А
Предмет: Русский язык

Цель:

сформировать у учащихся представления о роли в русском языке слов, обозначающих признаки предметов - прилагательных;

развивать умения распознавать имена прилагательные;

учить задавать правильные вопросы к именам прилагательным;

прививать любовь к природе.

Тип урока:  изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

- формировать ценностно-смысловые установки личностной позиции;

- развивать самостоятельность;

- формировать мотивацию;

Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)

- учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию).

Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения в групповых формах работы, в паре и следовать им.

Оборудование:

- рисунки щенка, пса, собаки и щенят;

- карточки со словосочетаниями для парной работы.

Используемые технологии - проблемно-диалогическая, игровая, групповая.

Используемые методы - словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности - беседа, фронтальная работа, работа в парах и группах.


Ход урока:

I.  Организационный момент.

С неба звездочка упала,

Я желанье загадала,

А желанье вот такое:

Будем думать и читать

И пятерки получать,

И небесная звезда

Всем сказала «Да, да, да!»











Рис. 1

II. Мотивация учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Охарактеризуйте своё настроение одним словом (какое?). Готовы работать? Тогда отгадайте загадки звёздочки:

Пришли теплые деньки,

Зазвенели ручейки.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает?.. (Весной)


Бродит тропкой полевой,

Дарит нам букеты,

Яркий свет, палящий зной..

Что же это?.. (Лето)


Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (Осень)

 

Королева ледяная

Мчится в ледяной карете,

И ее сопровождает

Северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку

Вьюга колкая, поземка.

И несутся, словно змеи,

Серебристые метели. (Зима)

- О чём эти загадки? ( О временах года)












Рис. 2

III.  Актуализация знаний .

1. Беседа.

- Какое время года сейчас?

- Назовите предшествующее зиме и последующее за зимой время года.


2.Составление рассказа по картинке.

- Рассмотрите картинку. Какие изменения произошли зимой в природе?












Рис. 3


3. Повторение названий зимних месяцев.











Рис. 4

IV. Подготовительные упражнения для руки.

- Чтобы хорошо писать, нужно пальчики размять.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).

V. Минутка чистописания.

- Откройте тетради и напишите по образцу буквы и отрывок из стихотворения, постарайтесь выполнить работу красиво и аккуратно.

- Перед тем, как вы начнёте писать, вспомним, как нужно сидеть при письме.

На доске:

Зз Зз Зз яз зу зм ез кз зр

Поёт зима, аукает

Мохнатый лес баюкает.


- Какие слова отвечают на вопрос что?

- Дайте характеристику звуку [ з ]

4. Слого-звуковой анализ слова .

- Проанализируйте слово лес

Лес–1 слог, 3буквы, 3 звука.

















Рис. 5



5. Зрительный диктант. Слова демонстрируются на карточках.

Зима, снег, снежинки, лёд, погода, сугроб, каток, коньки, лыжи.

- Запишите слова, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

VI. Постановка цели и задач урока.

1. Упражнение " Скажи наоборот"

Летом дни жаркие, а зимой (какие?) - холодные.

Летом небо светлое, а зимой (какое?) -...

Весной лёд на реке тонкий, а зимой (какой?) -...

Одна сосулька длинная, а другая (какая?) -...

- К какой группе относятся эти слова? Что обозначают?

- Предположите тему урока. (Возможно, мы будем изучать новую группу слов, отвечающих на вопрос «какой?, какая?, какое?, какие?»)

- К чему мы будем стремиться на занятии? (Будем учиться находить слова- признаки в тексте, задавать правильно вопросы).

VII. Этап первичного закрепление .

- Сегодня на уроке у нас присутствует необычная гостья. Кто это? (Снежная Королева).

- Снежная Красавица любит умных и послушных ребят. Вспомните, какие необычные задания выполнял Кай.














Рис. 6

1.Упражнение " Подбирай, называй, запоминай":

Зима (какая?) - холодная, снежная, морозная, белая.

Снег (какой?) -...

Снежинки (какие?) -....

Лёд какой?) -...

Погода (какая?) -....

- Что относится к зиме? Составим ассоциативный куст.











Рис. 7

- Какой вопрос зададим к этим словам? (Кто? Что?) Что они обозначают?

- Какие вопросы мы задавали, чтобы назвать признак предмета? (слова- определения)

Записываем в тетрадь: Зима( какая?) холодная, снег ( какой?)белый,...

2. Упражнение " Слова - действия"

Снежинки зимой (что делают?) - падают, вьются, летят, кружатся.

Лёд на солнце (что делает?) -...

Мороз (что делает?) -...

Метель (что делает?) -...

Дети на зимней прогулке (что делают?) -...


V III. Физминутка " Снегокат" Подбирай, называй, выполняй движения!













Рис. 8

На снегокате в парке мы к горке подъехали.

На горку... (въехали).

С горки... (съехали).

Вокруг горки...(объехали).

Из парка...(уехали).


IX. Этап включения в систему знаний, повторения и закрепления.

1. Упражнение "Из чего- какой?"

Горка из снега (какая?) - снежная.

Дорожка изо льда (какая?) -...

Погода с морозом (какая?) -...


2. Дидактическая игра « Угадай кто это?»

Бурый, мохнатый, косолапый   … .

Серый, хищный, злой   … .

Косой, быстрый, трусливый   … .

Рыжая, хитрая, ловкая   … .



3. Работа слов – признаков (работа в паре по карточкам)

- Прочитайте текст.

Спросили однажды у животных, какая бывает зима.

- "Зима бывает трудная, голодная, - ответил красногрудый снегирь. Синичка добавила: "Очень уж длинная зима".

"Холодная, морозная зима", - пролаял мохнатый пёс. А бурый медведь подумал и сказал: "Зима короткая, тянется всего одну ночь".


- Найдите слова, которые отвечают на вопросы какой?. какая? Подчеркните их волнистой линией.

Проверка выполненной работы.


X. Рефлексия.

- С какими словами сегодня работали?

- Они делают нашу речь яркой и разнообразной.

- Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

- Соедините слова:

Белый фигуры

снежная крепость

ледяные снеговик

- Запишите эти словосочетания в тетрадь:

Белый снеговик, снежная крепость, ледяные фигуры.


XI. Итог урока.

- С какой группой слов работали на уроке?

- На какие вопросы отвечают? Что обозначают?

- Какое у вас настроение после работы на уроке?

- За активную работу на уроке Снежная Королева дарит сундук с красивыми льдинками. Раскрасьте льдинки в цвета Вашего настроения.












Рис. 9


















Рис. 10


Список литературы:

1. Горецкий В. Г. Тесты по обучению грамоте. 1 класс: к учебнику «Азбука». В двух частях. Ч. 1. / Тихомирова Е.М. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

2. Матвеев, С.А. Русский язык для начальной школы / С.А. Матвеев. - М.: АСТ, 2015. - 416 c.

3. Попова, В.В. Русский язык. Сборник упражнений для начальной школы / В.В. Попова. - М.: АСТ, 2017. - 416 c.

4. Узорова, О.В. Русский язык. 1-4 классы. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Супертренинг / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2018. - 480 c.

5. Склинская Л.В. Загадки для учащихся начальных классов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sbornik-zaghadok-dlia-nachal-noi-shkoly.html (дата обращения 15.02.2023)